عبد الرزاق بن عبد المحسن البدر
‘Абду-р-Раззакъ ибн ‘Абду-ль-Мухсин аль-Бадр
التحف بالمأثور عن السلف
Предания праведных предшественников
Часть первая (1 - 100)
При подготовке перевода были использованы аудиолекции Абу Яхьи Крымского,
да воздаст ему Аллах благом
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Вступление
Вся хвала принадлежит Аллаху, я восхваляю Его, Пречист Он, теми восхвалениями, которые присущи Ему. Да благословит Аллах и приветствует «печать» Своих посланников и пророков, его семью и всех его сподвижников.
А затем:
Поистине, высказывания праведных предшественников (ас-саляф-ус-салих) содержат в себе великую благодать (аль-барака), и вращаются вокруг важнейших вещей, таких как: очищение сердец, облагораживание душ, улучшение деяний и исправление веры (‘акъида). И всё это потому, что они отличались глубиной знания, проницательным взглядом сердца, искренностью, желанием добра и отдаленностью от вычурности (ат-такаллюф), т.е. обременения себя и других какими-то ненужными вещами.
В этом собрании, мы прочтем и разберем с вами ряд преданий (асар), переданных от них, сопровождая каждое высказывание кратким комментарием, дабы извлечь из них прямое руководство, верный путь, правильное знание, оставляющее след увещевание и важное наставление. Тот, кому Аллах окажет свое содействие пойти по их стопам, будет находиться на верной дороге, и тот, кто будет придерживаться их наставлений – тот на истинном пути. Да наделит нас Аллах неотступным следованием по пути праведных предшественников, поможет нам держаться их методологии и неукоснительно придерживаться их заветов, поистине Он – Слышащий и Отвечающий (на мольбы).
كَتَبَ رَجُلٌ إِلَى ابْنِ عُمَرَ رضي الله عنهما: أَنِ اكْتُبْ إِلَيَّ بِالْعِلْمِ كُلِّهِ ، فَكَتَبَ إِلَيْهِ ابْنُ عُمَرَ : إِنَّ الْعِلْمَ كَثِيرٌ ، وَلَكِنْ إِنِ اسْتَطَعْتَ أَنْ تَلْقَى اللَّه خَفِيفَ الظَّهْرِ مِنْ دِمَاءِ النَّاسِ ، خَمِيصَ الْبَطْنِ مِنْ أَمْوَالِهِمْ ، كَافَّ اللِسَانَ عَنْ أَعْرَاضِهِمْ ، لازِمًا لأَمْرِ جَمَاعَتِهِمْ فَافْعَلْ
Один человек написал ‘Абду-Ллаху ибн ‘Умару (1) [ум. в 73 или 74 г.х.], да будет доволен Аллах ими обоими, письмо с просьбой написать ему в письме всё знание, на что он написал ему в ответ: «Поистине, знания - много, но если ты сможешь встретить Аллаха со спиной, не отягощенной кровью людей, с чревом, свободным от их имущества, с языком, удержавшимся от посягания на их честь, придерживаясь единой общины — сделай это». См.: «Сийар а’лям ан-нубаля» (5/612) аз-Захаби.Превелик Аллах! Простые слова, однако, содержащие в себе все права рабов Аллаха. И как же часто происходит пренебрежение и нарушение этих прав, особенно во времена смут, да убережет нас Аллах.
(1) - ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар ибн-уль-Хаттаб родился в Мекке, и в очень юном возрасте совершил переселение в Медину, где, впоследствии, и жил. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о нем: «Поистине ‘Абду-Ллах - праведный (или: прекрасный) человек» [аль-Бухари, 1122, Муслим, 2479]. Известен тем, что передал огромное количество хадисов от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Был известен своим неукоснительным следованием за пророком (да благословит его Аллах и приветствует) во всем. – Здесь и далее в сносках примечания Абу Яхьи Крымского, кроме того, что в тексте книги и сносках приведено в квадратных скобках, что является добавлениями редактора.
قال علي بن ابي طالب رضي الله عنه: ارتحلت الدنيا مدبرة، وارتحلت الآخرة مقبلة، ولكل واحدةٍ منهما بنون، فكونوا من أبناء الآخرة، ولا تكونوا من أبناء الدنيا، فإن اليوم عمل ولا حساب وغدًا حساب ولا عمل
‘Али ибн аби Талиб (2) [ум. в 40 г.х.], да будет доволен им Аллах, сказал: «Уходит земная жизнь, повернувшись спиной, а вечная жизнь идёт навстречу, обратившись лицом, и у каждой из них есть свои сыновья. Будьте из сынов вечной жизни, и не будьте из сынов земной жизни, потому что сегодня деяния и нет расчета, а завтра будет только расчет и не будет деяний». См.: «Сахих-уль-Бухари» (перед хадисом № 6417).Из этих слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, некоторые мудрецы извлекли следующее выражение: «Земная жизнь отвернулась (от тебя) спиной, а вечная жизнь обратилась (к тебе) лицом. Как же удивительно положение того, кто обращается лицом к той, что повернулась спиной и отворачивается от той, что обратилась к нему лицом» См.: «Фатх-уль-Бари» (11/236).
(2) - Абу-ль-Хасан ‘Али ибн абу Талиб аль-Хашими аль-Къураши. Его отца - Абу Талиба звали ‘Абд-уль-Манаф. ‘Али ибн абу Талиб - сын дяди пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также его зять. Своё прозвище Абу Тураб (отец земли), он получил, когда лежал в мечети, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вставай о Абу Тураб» [аль-Бухари, 441 и Муслим, 2409]. Умер в Куфе.
عن جندب بن عبد الله (البجلي) رضي الله عنه قال: إِنَّ أَوَّلَ مَا يُنْتِنُ مِنَ الإِنْسَانِ بَطْنُهُ ، فَمَنِ اسْتَطَاعَ أَنْ لاَ يَأْكُلَ إِلَّا طَيِّبًا فَلْيَفْعَلْ ، وَمَنِ اسْتَطَاعَ أَنْ لاَ يُحَالَ بَيْنَهُ وَبَيْنَ الجَنَّةِ بِمِلْءِ كَفِّهِ مِنْ دَمٍ أَهْرَاقَهُ فَلْيَفْعَلْ
Сообщается, что Джундуб ибн ‘Абди-Ллях (3) [ум. после 60 г.х.], да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, первое, что начинает разлагаться в человеке — это его чрево, поэтому тот из вас, кто сможет не есть ничего, кроме благого, пусть сделает это, а тот, кто сможет сделать так, чтобы между ним и раем не стала препятствием хотя бы пригоршня крови, которую он прольет, пусть сделает это». Аль-Бухари (7152).Это великое завещание, побуждающее не употреблять в пищу ничего, кроме благого и остерегаться пролития крови без права. Однако, воистину, оно принесёт пользу лишь в том случае, если проникнет в правдивое сердце, которое ищет блага и свободно от страстей. И поэтому, когда те, к кому были обращены эти слова, не обладали подобными описаниями, то не принесло им пользы это завещание и они вышли с оружием против мусульман, убивая мужчин и детей, и принеся тем самым большие беды верующим, а Аллах – Тот, к Кому мы обращаемся за помощью.
(3) - Джундуб ибн ‘Абди-Ллях аль-Баджали - сподвижник пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Его также называют Джундубу-ль-хейр. Жил в Куфе, потом в Басре.
عن الأوزاعي رحمه الله قال: «إذا أراد الله أن يحرم عبده بركة العلم ألقى على لسانه الأغاليط»
Передается, что аль-Ауза’и (4) [ум. в 157 г.х.], да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Если Аллах хочет лишить раба благодати знания, то Он помещает в его уста замысловатости». См.: «Джами’ байан аль-’ильм уа фадлих» (1087) Ибну ‘Абдуль-Барра.Под «замысловатостями» подразумеваются заковыристые вопросы, сложные, каверзные вещи, которые человек задаёт по причине упрямства, вычурности и изощренности с плохим намерением, дабы вызвать сомнения, увеличить споры и пререкания друг с другом. Тот, чье устремление и усердие в приобретении знания, сосредоточено на выискивании и поднятии всяких редких, необычных и каверзных вопросов, и нет у него пыла и стремления понять из слов Аллаха и Его посланника то, что требуется от него, и нет желания познать установленные Аллахом границы, а также то, что принесёт пользу ему из деяний, тот растрачивает напрасно своё время и лишается благодати знания.
(4) - ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза’и ад-Димашкъи аш-Шами – один из выдающихся ученых из знатоков хадисов, у которого даже был свой мазхаб [последователи которого были в Шаме и в Андалусии]. Был имамом своего времени, как сказал про него Суфйан ибн ‘Уяйна.
عن جَابِر بْن عَبْد الله رضي الله عنهما قال: إِذَا صُمْتَ فَلْيَصُمْ سَمْعُكَ ، وَبَصَرُكَ ، وَلِسَانُكَ عَنِ الْكَذِبِ وَالْماثم ، وَدَعْ أَذَى الْخَادِمِ ، وَلْيَكُنْ عَلَيْكَ وَقَارٌ وَسَكِينَةٌ يَوْمَ صِيَامِكَ ، وَلَا تَجْعَلْ يَوْمَ فِطْرِكَ وَ صيامِكَ سَوَاءً
Сказал Джабир ибн ‘Абди-Ллях (5) [ум. в 78 г.х.], да будет доволен ими обоими Аллах: «Когда ты постишься, пусть постятся твой слух, твое зрение, и твой язык от того, чтобы произносить ложь и греховное. И откажись от причинения вреда твоему работнику. И пусть на тебе будут следы проявления солидности и спокойствия в день, когда ты постишься, и не делай день, когда ты не постишься и день, когда ты постишься одинаковыми». См.: «аль-Мусаннаф» (1087) Ибну аби Щейбы.Такова яркая картина и образ подготовки к Рамадану, т.к. поистине, пост узаконен для воспитания души, очищения сердца, приведения в исполнение богобоязненности, отстранения от грехов и исправления сердца, языка и органов тела. И как прекрасно для человека, которому предстоит встретить этот благодатный месяц, наилучшим образом подготовиться к нему, дабы захватить в виде трофеев его блага.
Да поможет нам всем Аллах оберегать наш пост и соблюсти его в полноценном виде в состоянии спокойствия и солидности посредством воздержания наших органов от лжи и всего греховного, а также да не сделает дни нашего поста и дни разговения одинаковыми.
(5) - Абу ‘Абди-Ллях Джабир ибн ‘Абди-Ллях аль-Хазраджи – сподвижник и сын сподвижника. [Был самым юным участником второй присяги в ‘Акъабе и пережил всех, кто присутствовал там]. Умер в Медине.
قال عبد الله بن المبارك: «كاد الأدب أن يكون ثُلُثي الدِّين»
Сказал ‘Абду-Ллах ибн-уль-Мубарак (6) [ум. в 181 г.х.], да одарит его Аллах Своей милостью: «Благопристойное поведение — это чуть ли не две трети религии». См.: «Сыфат-ус-сафуа» (4/145) Ибн-уль-Джаузи.Поистине благопристойность занимает такое положение, т.к. она является великим нравственным качеством, которым может обладать раб и побуждающее его к совершению похвального из слов и деяний. Ничто так не привлекает все хорошее и не отталкивает все дурное, как благопристойность. Она ведёт своего обладателя ко всякому благу и ко всякому достоинству, и отдаляет человека от всего плохого и всякого зла. Адаб – признак счастья и успеха, как в этом мире, так и в вечном.
(6) - ‘Абду-Ллах ибн-уль-Мубарак аль-Марвази аль-Хурасани - выдающийся ученый. Хурасан – это нынешние земли Туркестана, Узбекистана и Туркменистана. Он был родом из города Марв (Мерв). Сказал про него Яхья ибн Ма’ин: «‘Абду-Ллах - один из предводителей мусульман».
عن عمير بن حبيب الخطمي رضي الله عنه قال: الإيمان يزيد وينقص، فقيل:فما زيادتُه وما نُقْصانُه؟ قال: إذا ذكرنا ربنا وخَشيناه فذلك زيادته، وإذا غفلنا ونسينا وضيّعنا فذلك نقصانه
Сообщается, что ‘Умейр ибн Хабиб аль-Хатми (7), да будет доволен им Аллах, сказал: «Вера (аль-иман) увеличивается и уменьшается». Его спросили: «А в чем заключается его увеличение и уменьшение?» Он ответил: «Когда мы поминаем нашего Господа и боимся Его — это увеличение имана, а когда мы пренебрегаем, забываем и упускаем — это уменьшение имана». См.: «аль-Иман» (14) Ибну аби Щейбы.Как же сильно раб нуждается в том, чтобы знать причины, посредством которых увеличивается иман, чтобы предпринимать их и постоянствовать в их совершении и как нуждается он в том, чтобы знать те причины, посредством которых его вера уменьшается, чтобы отстраняться от них и остерегаться попадания в них, оберегая свою религию и заботясь о своем имане.
(7) - [‘Умейр ибн Хабиб аль-Хатми аль-Ансари – один из сподвижников, давших присягу под деревом.]
عن ابن المبارك قال: من استخف بالعلماء ، ذهبت آخرته ، ومن استخف بالأمراء ، ذهبت دنياه ، ومن استخف بالإخوان ، ذهبت مروءته
Сообщается что ибн-уль-Мубарак, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Тот, кто пренебрегает учеными, теряет свою вечную жизнь, а тот, кто не считается с правителями, теряет свою земную жизнь. Тот же, кто не считается со своими братьями, теряет свое благородство». См.: «Сияр а’лям ан-нубаля» (15/425).Пренебрежение людьми – один из видов высокомерия и самодовольства. Разумный человек никогда никем не пренебрегает, а итогом того, кто пренебрежительно относится к людям, будет то, о чем сказано в асаре.
عن سفيان بن حسين قال: ذكرت رجلاً بسوء عند إياس بن معاوية، فنظر في وجهي، وقال أغزوت الروم؟ قلت: لا، قال: فالسند والهند والترك؟ قلت: لا، قال: أفتسلم منك الروم والسند والهند والترك، ولم يسلم منك أخوك المسلم؟! قال: فلم أعد بعدها
Суфьян ибн Хусейн рассказывал: «Однажды я упомянул плохо об одном человеке при Иясе ибн Му’авия (8) [ум. в 122 г.х.], и тогда он посмотрел мне в лицо и сказал: «Ты воевал с римлянами?». Я сказал: «Нет». Он спросил: «Воевал с синдийцами, с индийцами, с тюрками?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Неужели уцелели от тебя римляне, синдийцы, индийцы и тюрки, и не уцелел от тебя твой брат мусульманин?». И после этого я никогда больше так не говорил». См.: «аль-Бидаяту уа-н-нихая» (13/121) ибн Касира.Это из проницательности Ияса ибн Му’авия и его прекрасного метода увещевания. Несомненно, есть некоторые люди, которые еще более черствые и жестокие: «Они будут убивать приверженцев Ислама и оставлять идолопоклонников» аль-Бухари (3344), Муслим (1064). А Аллах описал верующих тем, что они:
﴿ أَشِدَّاء عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاء بَيْنَهُمْ ﴾
﴿ أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرِينَ ﴾
(8) - Ийяс ибн Му’авия аль-Музани из Басры - известный судья, человек который был известен своим умом и интеллектом.
قال أَبو قِلابَةَ عبد الله بن زيد الجرمي: إِذَا بَلَغَكَ عَنْ أَخِيكَ شَيْءٌ تَكْرَهُهُ ، فَالْتَمِسْ لَهُ الْعُذْرَ جَهْدَكَ ، فَإِنْ لَمْ تَجِدْ لَهُ عُذْرًا ، فَقُلْ فِي نَفْسِكَ : لَعَلَّ لأَخِي عُذْرًا لا أَعْلَمُهُ
Абу Къиляба ‘Абду-Ллах ибн Зейд аль-Джарми (9) [ум. в 104 г.х.] сказал: «Когда до тебя доходит какое-то сообщение о твоем брате, которое тебе не нравится, то приложи все усилия, чтобы найти для него оправдание, а если не находишь оправдания, то скажи в душе: “Вероятно, у моего брата есть такое оправдание, о котором я не знаю”». См.: «аль-Хилья» (2/285) Абу Ну’айма.Вот какова разница между тем, кто прикладывает усилия для поиска оправдания своему брату и между тем, кто наговаривает, придумывает, возводит ложь и истолковывает слова своего брата или его деяние в таком смысле, который он не подразумевал.
(9) - 'Абду-Ллах ибн Зейд аль-Джарми - из имамов таби’инов. [Был спутником Ибн ‘Аббаса].