Духовная сторона поста, и поведение постящегося

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Духовная сторона поста, и поведение постящегося

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

Духовная сторона поста, и поведение постящегося

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Всевышний Аллах повелел поститься общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас – быть может, вы станете богобоязненными» (2: 183).
Когда Всевышний Аллах повелевает или предписывает Своим рабам что-либо, то часто Он упоминает лишь само веление, не разъясняя причину и мудрость этого веления, поскольку общая мудрость всех предписаний Аллаха в том что, возлагая ту или иную обязанность на Своих рабов, Он испытывает их, выявляя тех, кто будет повиноваться Ему и тех, кто будет ослушаться. Однако в этом аяте Аллах сообщил о причине и мудрости Своего веления, что не так часто встречается в Коране, завершив веление поститься словами: «быть может, вы станете богобоязненными».
Что же такое «богобоязненность» (ат-такъуа)?
Прекрасное определение этому значению дал Талькъ ибн Хабиб, который сказал: “Если вас постигнет смута, то отражайте её при помощи богобоязненности”.
Его спросили: «А что значит “богобоязненность”?»
Он ответил: “Богобоязненность – это чтобы человек находился в подчинении Аллаху на основе света от Аллаха и надеясь на Его награду. И чтобы он сторонился ослушания Аллаха на основе света от Аллаха и страшась Его наказания”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” (473), Ибн Аби Шайба (30356).
Хафиз аз-Захаби, поясняя эти слова Талькъа, сказал: “Как лаконично и прекрасно он ответил! Ведь не может быть богобоязненности, кроме как при наличии благодеяний, и не может быть благодеяний, кроме как если он напился из источника знаний и поступал в соответствии с Истиной. И всё это бесполезно, кроме как с наличием искренности ради Аллаха, а не для того, чтобы говорили: “Такой-то не грешит, будучи озарённым пониманием”. Ведь, чтобы отстраняться от грехов, необходимо знать о них, и чтобы это отстранение было из страха перед Аллахом, а не для того, чтобы получить похвалу людей. И преуспеет тот, кто будет постоянен в следовании этому наставлению”. См. “ас-Сияр” (4/601).
Са’ид ибн Джубайр говорил: “Поистине, страх перед Аллахом – это то, что становится преградой между тобой и грехами, это и есть истинный страх”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (4/276).
Исходя из этого великого коранического аята, нам стало ясно, что мудрость повеления поститься заключается не только в том, что бы верующие отстранялись от приятных, дозволенных и благих вещей, хотя это обязательно для постящегося человека, но это не единственная требуемая вещь, которая заложена в посте. Ведь Всевышний Аллах завершил Своё веление высказыванием: «быть может, вы станете богобоязненными». А это означает, что мудрость предписания поста в том, что мусульманин должен стать более покорным, чем был до поста и оставить всё дурное, а также увеличить своё поклонение Всевышнему Аллаху во время поста.

Также и наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто разъяснял божественную мудрость в предписании поста в своих хадисах.
- Так, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питьё». аль-Бухари (1903).
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби в комментарии к этому хадису сказал: “Поистине, Всевышний Аллах не нуждается в том, чтобы человек воздерживался от еды и питья, если он не удерживает свой язык. При этом, Аллах итак ни в чём не нуждается. Этот хадис указывает на устрашение (постящегося, который не прекратил лгать и поступать по лжи) тем, что он не получит награду за свой пост”. См. «‘Аридатуль-ахуази» (3/183).
По этой причине человека, соблюдающего пост, но не оставившего всё дурное в великий месяц Рамадан, можно сравнить с тем, кто строит дворец, разрушая город.
- Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Может случиться так, что постящемуся не достанется (из награды) за его пост ничего, кроме голода». Ибн Маджах (1690), Ибн Хузайма (1875), аль-Хаким (1/596). Достоверность этого хадиса подтвердили хафизы аль-Мунзири, аз-Захаби, аль-‘Иракъи, аль-Бусыри, Ибн аль-Муляккъин, аль-Мунауи, аль-Альбани. См. “Тахридж аль-Ихья” (1/443), “ат-Тайсир” (2/28), “Сахих ат-Таргъиб” (1083).
Данный хадис касается тех, кто не был искренним ради Аллаха в намерении поста, как и тех, кто во время поста не оставил запрещённые грехи. Такие люди не получат за свой пост награды, даже если их пост будет действительным с юридической стороны.
Имам Абу-ль-Хасан ас-Синди в комментарии к этому хадису сказал: “Т.е. Аллах не примет пост такого человека и не даст ему за это награды”. См. “Хашия ‘аля Ибн Маджах” (2/320).
Кстати, данный хадис имам Ибн Маджах привёл в главе, которую назвал следующим образом: «О злословии (гъиба) и сквернословии постящегося».
- Со слов Абу Хурайры, Анаса ибн Малика, Джабира ибн Самуры (да будет доволен ими Аллах) сообщается: “Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднимался на свой минбар, он сказал: «Амин. Амин. Амин».
Его спросили: “О Посланник Аллаха, почему ты произнёс трижды «Амин»?”
Он ответил: «Пришёл ко мне сейчас ангел Джибриль и сказал: “О Мухаммад! Да будет унижен тот, при ком было упомянуто имя твоё, а он не попросил для тебя благословения. Скажи: "Амин!" И я сказал: «Амин!»
Затем он сказал: “Да будет унижен тот, оба родителя которого или один из них, достигли старости, но не стали причиной его вхождения в Рай. Скажи: "Амин!" И я сказал: «Амин!»
Затем он сказал: “Да будет унижен тот, кто застал месяц Рамадан, но кому не было даровано прощение. Скажи: “Амин!” И я сказал: «Амин!» Ахмад (2/254), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (646), ат-Тирмизи (3545), аль-Баззар (4277, 6252). Достоверность хадиса подтвердили аль-‘Иракъи, ас-Сахауи, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Арба’уна аль-‘ушарийя” (27), “аль-Бульданийят” (129), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (502), “Сахих аль-Муснад” (1298), “Тахкыкъ Фатх аль-Маджид” (26), “Тахридж аль-Муснад” (12/422).
Обратите внимание на то, как в этом хадисе ангел Джибриль (мир ему) обратился к Аллаху с мольбой об унижении для того, кто умудрился в такой великий и благословенный месяц, как Рамадан не заслужить прощение от Аллаха, после чего призвал Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказать «Амин» на данную мольбу!
Хафиз Шарафуддин ат-Тыби в комментарии к этому хадису сказал: “Месяц Рамадан является возвеличиваемым месяцем Аллаха, о котором Он сказал: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (2: 185). И тот, кто нашёл возможность для возвеличивания этого месяца тем, что соблюдает пост и выстаивает ночи в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, того возвеличит сам Аллах. А что касается того, кто не возвеличивал этот месяц, того Аллах унизит”. См. “аль-Кашиф ‘ан хакаикъ ас-Сунан” (3/1044).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Из-за того, что причин заслужить прощение от Аллаха в месяц Рамадан множество, человек, лишившийся прощения в этот месяц, является в наивысшей степени лишённым!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (Стр. 211).
- Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пост – это не просто воздержание от еды и питья. Но поистине, пост – это воздержание от пустословия и сквернословия! И если кто-то станет тебя ругать и проявлять своё невежество, то скажи ему: “Воистину, я соблюдаю пост”». Ибн Хузайма (1996), Ибн Хиббан (3479), аль-Хаким (1570). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (5376).

По причине всего упомянутого и наши праведные предшественники во главе со сподвижниками уделяли особое внимание духовной части поста!
- ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Пост – это не только воздержание от еды и питья, однако это воздержание и ото лжи, пустословия и многочисленных клятв!” Ибн Аби Шейба (2/272).
- Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) говорил: “Когда ты постишься, то пусть вместе с тобой постятся твоё зрение, твой слух, твой язык ото лжи и греховного”. Ибн Аби Шейба (2/271).
- Муджахид говорил: “Кто избавится от двух вещей: гъибы и лжи, тот сохранит свой пост”. Ибн Аби Шейба (2/274).
- Маймун ибн Михран говорил: “Поистине, наилегчайший вид поста, это оставление еды и питья”. Ибн Хазм в “аль-Мухалля” (4/308).
- Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Всевышний Аллах сделал месяц Рамадан месяцем состязаний для Своих творений, в котором они соревнуются между собой в поклонении Ему и достижении Его довольства. И группа из их числа одержала победу, тогда как другая группа проиграла и понесла убыток. И вызывает удивление положение человека, который может играться и забавляться в день, когда одерживают победу искрение и терпят неудачу лишённые”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (стр. 209).

- Что касается распространённого хадиса, передаваемого со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей нарушают пост и омовение: ложь, гъиба, сплетня, взгляд со страстью и ложная клятва». Абу-ль-Къасим аль-Хыракъи в “аль-Амали” (2/224).
В действительности этот хадис является ложным, как об этом говорили Абу Хатим, Ибн аль-Джаузи, ас-Суюты и аль-Альбани. Причина данной оценки в неприемлемости передатчика по имени Мухаммад ибн аль-Хаджадж аль-Хумси, которого обвиняли во лжи. См. “аль-‘Иляль” (1/259), “аль-Ляали аль-масну’а” (2/106), “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (1708).
Также со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не соблюдал пост тот, кто продолжал кушать плоть людей (совершая гъиба)». ат-Таялиси (1/188), Ибн Аби Шейба (9135).
Этот хадис является слабым по причине плохой памяти передатчика по имени ар-Раби’ ибн Сабих и слабости передатчика по имени Язид ибн Абан. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (4451).
Также со слов Абу аль-Бухтари сообщается: “Во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была женщина, которая постилась, но при этом у неё был скверный язык, по причине чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о ней: «Они не постится на самом деле». После этого она стала стремиться к тому, чтобы оберегать свой язык, и он сказал: «Она близка к тому, чтобы быть постящейся». Когда же она стала полностью оберегать свой язык, то он сказал: «Вот сейчас она является той, кто постится»”. Ибн Аби Шейба (9131), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3649).
Но и этот хадис является слабым по причине прерванного иснада, ибо Абу аль-Бухтари не застал Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (5/464).
Однако следует отметить, что среди некоторых саляфов были такие, кто считал, что гъиба, ложь, ругань действительно нарушают пост так же, как пост нарушают еда, питьё и половой акт.
Так, например, Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Они (саляфы) говорили: «Ложь нарушает пост»”. Ибн Аби Шейба (9133).
Также сообщается, что аль-Ауза’и говорил: “Поистине, человек нарушил свой пост по причине ругани и гъиба”. См. «аль-Лями’» (6/355).
Также сообщается, что Суфьян ас-Саури говорил: “Поистине, гъиба нарушает пост”. См. «‘Умдатуль-къари» (10/276).
Ибн Хани сказал: “Я слышал, как Ахмад касательно хадиса: «Нарушили пост тот, кто совершает кровопускание и тот, кому его совершают», говорил: «Было сказано, что эти двое в это время совершали гъиба». И Ахмад говорил: «Гъиба также из числа серьёзных вещей, нарушающих пост. Остерегайся того, чтобы нарушить пост по причине гъиба!»” См. “Масаиль Ибн Хани” (644).
Но понимаются ли упомянутые слова некоторых саляфов так, что данные грехи нарушают пост в прямом смысле? От имама аль-Ауза’и передаются следующие слова: “Гъиба нарушает пост и является обязательным возместить этот день”. См. «аль-Маджму’» (6/356).
Также и Ибн Хазм считал, что такие грехи, как ложь, гъиба, сквернословие и прочие тяжкие грехи нарушает пост в буквальном смысле. См. “аль-Мухалля” (6/177).
Однако многие имамы поясняли подобные слова некоторых саляфов тем, что под «нарушением поста» упомянутыми грехами языка они имели в виду не тот случай, когда пост становится недействительным с юридической стороны по причине чего его необходимо впоследствии возместить, а с той стороны, что постящийся теряет награду за свой пост.
Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани, поясняя слова: «Гъиба нарушает пост», сказал: “Смысл этого в том, что гъиба была причислена к вещам, нарушающим пост по той причине, что награда за пост теряется, несмотря на то, что сам пост является действительным”. См. “аль-Истылям” (1/259).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Что касается лжи, гъиба и сплетни, совершаемые постящимся, то мазхабы имамов заключаются в том, что пост за это не нарушается, т.е. в том плане, что такой человек не будет спрошен подобно тому, кто нарушил пост едой или питьём. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может быть так, что уделом постящегося будет лишь голод и жажда» по причине совершённого им греха, который противоречит духу поста, и это то, в чём нет разногласий среди имамов. А кто сказал: «Эти грехи нарушают пост», то он имел в виду, что человек не достиг того, что в действительности является постом, или же что он не заслужит награду за пост, и в таком случае его слова соответствуют словам имамов. А кто сказал, что эти грехи нарушают пост в буквальном смысле, и что человек будет наказан, как оставивший пост, то это противоречит мнению имамов”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (5/376).
В любом случае, положение весьма серьёзное и опасное! Да упасёт нас Аллах от совершения того, что нарушает и обесценивает пост!

Таким образом, нам стало ясно, что пост – это не только воздержание от близости, пищи и питья, но также это в первую очередь и отказ от всяких запретных дел, особенно таких, как злословие, сплетни, лжесвидетельство, ложь, и т.п.
Каждый мусульманин обязан знать, что деяния, нарушающие пост – это не только физические общеизвестные действия, как совокупление, принятие пищи и питья. Пост заключается не только в том, что бы воздерживаться от всего этого! Многие проповедники, увещевающие людей в месяц Рамадан, говоря о вещах, нарушающих пост, упоминают в основном о правовых нормах, как еда, питье и половой акт. Однако они также должны уделять внимание и второй категории вещей, обесценивающих пост с духовной стороны, являющихся причиной лишения награды. Поэтому некоторые учёные, как это было упомянуто, разделяли положения, нарушающие пост на две категории: физическую и духовную.
А что касается того, кто ограничивает свой пост воздержанием от еды, питья и половой близости, но продолжает упорствовать в грехах и в Рамадан, то это – не тот пост, который требуется в соответствии с мудрым смыслом законоположения этого благородного месяца, на который Аллах указал в Своих словах: «быть может, вы станете богобоязненными» (2: 183).

Каждому мусульманину следует помнить, особенно в великий месяц Рамадан, о многочисленных наставлениях Пророка (мир ему и благословение Аллаха) касающиеся бед языка, что лучше молчать, чем произносить то, в чём заключается вред или в чём нет пользы и необходимости. Ведь со слов Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты не перестанешь находиться в благополучии, пока будешь молчать. Если же ты начнешь говорить, то это будет за тебя или против тебя». ат-Табарани в “аль-Кабир” (20/73). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (5136).
Также постящемуся в этот славный месяц следует проявлять больше терпения и сносить обиды, чинимые людьми; не ссориться, не препираться и не повышать голос. А если кто-то станет ругать постящегося, то ему следует проявить максимум выдержки и сказать: «Я соблюдаю пост», как сказано об этом в известном достоверном хадисе: «Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: “Поистине, я пощусь”». аль-Бухари (1904), Муслим (1151).
Также следует потуплять свой взор и отстраняться от грехов, связанных с взорами. Ведь со слов Му’ауии ибн Хайды и Абу Рейханы (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глаза троих в Судный день не увидят Огня! Глаза того, кто плакал из страха перед Аллахом; глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые потуплялись при виде запрещённого Аллахом». Абу Я’ля (7/307), аль-Хаким (2/73), аль-Халь’и в “аль-Фауаид” (1/106). Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2673), “Сахих ат-Таргъиб” (1231, 1900, 3326).

Имам Ахмад говорил: “Постящемуся во время поста необходимо контролировать свой язык, не припираться и оберегать свой пост. Когда саляфы соблюдали пост, то они сидели в мечетях, говоря: «Будем оберегать наш пост». Не следует говорить за спиной кого-либо и совершать такое деяние, которое плохо отразится на посте”. См. «аль-Фуру’» (3/44).
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Когда же станет праведным тот, кто не стал праведным в Рамадан?!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (стр. 211).
Поистине, тот, кто уделял важное внимание посту и месяцу Рамадан как юридической их стороне, связанной с законоположениями, так и духовной, тот и является тем, кто соблюдает пост Рамадана именно так, как это требуется от него, в связи с чем, он заслужит награду без счёта!
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, пост – это амана (отданное на хранение), так пусть же каждый из вас оберегает то, что ему доверили!» аль-Хараиты в “Макарим аль-ахлякъ”. Хафиз аль-‘Иракъи назвал иснад хадиса хорошим. См. “Тахридж аль-Ихъя” (2/182).

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!
Tamtea
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 09 мар 2019, 14:10

Re: Духовная сторона поста, и поведение постящегося

Сообщение Tamtea »

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. ДжазакАллаху хейран.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Духовная сторона поста, и поведение постящегося

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Уа джазак!
Ответить