Daniyar_abu_Ibrahim писал(а):Ас-саляму алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух!
А мусафиру идти на джум'а обязательно?
Если нет, обязательно ли читать зухр?
Если зухр обязателен, то почему?
Ведь джума заменяет зухр, а сафар снимает обязанность совершения джум'а.
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Отличный вопрос брат!
Посмотрим как на это ответит Абу Сумайя.
Abu Sumaya писал(а):Да основа - этот пять молитв, но мы говорим о не пяти молитв, а говорим о ПЯТНИЧНОМ ДНЕ, но ты так и не ответил. Ответь мне: в день Пятницы основа это молитва джум'а или зухр? Но только не приводи общее положение, что основа в общем — пять молитв, не делая подробного изложения!
Не понимаю брат, что тебе даст то, что ты сделаешь основой джуму'а в вопросе замены Идом обязательность зухр? Никак не пойму. Ничего не даст, кроме опять же аналогии: «Джумуа заменяет зухр, а Ид заменяет джумуа, значит Ид заменяет и зухр».
Теперь ин ша-Аллах подробнее про то, что является основой в Пятницу:
Вернемся к словам имама аш-Шаукани, которые ты приводишь как довод:
«Внешне этот асар указывает на то, что Ибн Зубейр не читал зухр намаз. В этом указание, что если джум'а спадет каким-нибудь законным образом, то не является обязательным для того, от которого снялось джум'а, чтобы он совершил зухр. И на этом мнении был 'Ато, передавили это от него в «бахр». И внешне, почему он склонился к этому мнению, как говорят, потому что джум'а - это основа, и ты знаешь, что Всевышний Аллах сделал обязательным для Своих рабов в день джум'а — совершение намаз джум'а. Поэтому вменение в обязанность совершение зухра для тех, кто оставил его по оправданий или без оправдания, нуждается это в доводе, и насколько мне известно, нет на это довода, который указывает на правильность придерживания этого (т.е мнение о том, что совершение 'ида в день джум'а только снимает обязанность джум'а, но не снимает обязанность зухра)». (См. «Нейлуль-Аутар» 3\384).
Если ты обратишь внимание на то, что сказал в этих словах аш-Шаукани, то найдешь в них указание не просто на то, что совершение Ида заменяет зухр, но и на то, что не совершившему по уважительной причине даже джумуа намаз, не уаджиб делать зухр в 4 рака’ата.
Еще яснее это говорит аш-Шаукани в другой своей книге:
“Уаджиб в день пятницы – это молитва джуму’а, которую вменил Всевышний Аллах для Своих рабов. И если она будет упущена по причине, то нужен довод на то, что является обязательным совершение молитвы зухр”.
См. “ас-Сайлюль-джарар” 1/185.
Как я понял из предыдущих слов имама аш-Шаукани, которые ты цитировал до этого, ты полностью с ним согласен.
Смотрим так ли это на самом деле!
Говорит известный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас’уд:
“Кто застал один ракаат молитвы джумуа, пусть добавит к нему еще один, а кто не застал руку’ (второго раката), пусть тогда совершает четыре (зухра)”.
Ибн Аби Шейба 1/126, ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/38. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Это понимание сподвижника ясное и прямое на то, что не совершившему или не успевшему на джуму'а необходимо делать зухр. И неизвестно, чтобы ему противоречили в этом другие сподвижники.
Другой более сильный довод этому то, о чем говорили ученые Ляджны:
“Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время прощального Хаджа, когда был на ‘Арафе в день пятницы, не совершил джуму’а, а сделал с людьми молитву зухр, и не сделал с ними джуму’а”.
См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/229.
Будь джумуа основной, пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказался бы от основы?
Говорит имам ас-Сан'ани:
"Затем, слова о том, что основа в пятницу, это молитва джумуа, а зухр заменяется ею – это отвергаемое мнение. Наоборот, молитва зухр – это основная молитва, которая была вменена во время ночного вознесения, а джумуа была вменена позже нее. И затем, если человек упустил молитву джумуа, уаджиб ему делать зухр по единогласному мнению!" См. "Субулю-Ссалям" 1/146.
А до него иджма’ об этом передавал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, сказавший:
“Все единогласны, что зухр является обязательным для каждого, кто в таком положении (когда снимается обязанность джумуа)”.
См. “аль-Истизкар” 10/285.
А это брат мой уже иджма’ на то, что зухр уаджиб для того, кто не сделал джумуа!
Во-первых, эти слова опровергают то, что основа – это джумуа в пятницу, как ты говоришь.
А во-вторых, они указывают на то, что имам аш-Шаукани пошел в противоречие иджма’у! И если ты используешь его цитированные тобой слова на то, что совершившему Ид не нужно совершать и зухр, то получается что опираешься на него в том, что не совершившему и джумуа не обязательно делать зухр.
Спросили шейха Ибн База: «Если я не совершил джумуа с джамаатом в мечети, то делать ли мне ее дома в два ракаата с намерением джумуа, или же я делаю четыре раката с намерением зухра?»
Шейх Ибн Баз ответил:
“Кто не был на молитве джумуа с мусульманами по шариатской причине, как болезнь и т.п. причины, тот совершает зухр! Так же и женщина совершает зухр, и путник, и живущие в пустынях. Все они совершают зухр, как на это указывает Сунна и слова всех ученых. И нет нужды обращаться к тем, кто отклонился в этом вопросе от ученых”.
См. “Фатауа Ибн Баз” 12/332.
Также кстати и шейх аль-Альбани, приведя упомянутый асар Ибн Мас’уда и еще другие, сказал:
“А кто заявляет, что основа в пятничный день – это пятничная молитва, и кто ее упустил, нет обязанности на нем, как на путнике и женщине, они делают два ракаата джумуа, тот тем самым противоречит этим текстам без довода. Затем я увидел у ас-Сан’ани подобные слова, что если джумуа будет упущена, то уаджиб делать зухр по иджма’у”.
См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 74-75.
Т.е. шейх аль-Альбани поддержал иджма', о котором упомянул ас-Сан'ани.
Теперь ты понимаешь брат мой, почему шейх Шамсуль-Хаккъ Азым Абади в "Аунуль-Ма'буд" сказал об этих словах аш-Шаукани:
"Это ложные слова!" ?!
Ну что брат, ты все еще утверждаешь, что основа – это пятничная молитва? И говоришь, что не нужно делать молитву зухр тому, кто не сделал джумуа по уважительной причине?
Если нет, тогда почему ты аргументируешься словами аш-Шаукани в одном вопросе и оставляешь его же слова в том же месте о молитве зухр?!
Если этот момент усвоен, то с дозволения Аллаха можно переходить к другим.
Abu Sumaya писал(а):
Брат мой, если честно ты почти во всех сообщениях упоминаешь типа таких слов: у нас имамы, и они почти все порицали это мнение, что далеко на тебя не похоже брат. Так как всем известно, что ты (баракаЛлаху фийк и да хранит тебя Аллах) следуешь согласно доводу из Корана и сунны, даже если все почти имамы будут считать мнение, которое ты придерживаешься, не приемлемой, и даже если с тобой всего лишь два или три имама, но они следуют согласно Корану и сунне.
Хвала Аллаху, именно так и есть брат. Но что если в данном вопросе мало того что оно сильное, так его еще и все имамы на протяжении истории Ислама придерживались? Ведь Ибн АБдуль-Барр сказал ясно и четко, что никто из имамов городов не взял другого мнения! И не путай пожалуйста две вещи ахы, конечно мнение большинства не всегда истина, ибо это не иджма'. Например, большинство имамов говорит, что кошек продавать дозволено, тогда как есть достоверный хадис о том, что это запрещено, поэтому мы тут следует тем имамам, которые взяли данный хадис. Большинство имамов говорит, что вино наджас, тогда меньшинство говорило о том, что оно не наджас, но пока нет ясного довода что оно наджас, мы следуем меньшинству, ибо все в основе чистое, кроме того что сделал нечистым шариат, и т.п.
Но что в данном вопросе брат тебе дает уверенность и правильность выбранного мнения, если у него нет никакого довода, кроме тех выводов, которые ты делаешь?!
Abu Sumaya писал(а):Также и мы брат говорим, если с нами всего лишь два или три имама, но их слова соответствуют словам Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), то мы держимся за них, не обращая на сотни имамов, которые пошли противоположному мнению!
Даже если эти три имама жили спустя 1200 лет?! А все имамы которые жили до них, они в смысле относительно данного мнения в заблуждении были все эти века?! Ты как себе брат это представляешь?!
Вот это и есть ошибка и беда многих молодых братьев в наше время, которые прочитав или услышав что-то могут не разобравшись с легкостью отвергнуть слова всех имамов на протяжении стольких веков, уцепившись в слова поздних, снабжая это своими иджтихадами и личными мнениями.
А как же правило саляфитское: "понимать Коран и Сунну так, как понимали ее саляфы"?! Как же слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии, сказавшего:
“Любое мнение, которым уединились последующие поклонения, что до них не говорили предшественники, обязательно будет ошибочным! Как сказал имам Ахмад: «Остерегайся говорить в каком-либо вопросе, в котором у тебя нет имама!»” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/291.
Когда талибуль-ильм и простой мусульманин читает слова признанного имама, жившего тысячу лет назад, который говорит о каком-то мнений, что оно отвергаемое, неприемлемое и противоречит основам, которое не приняли ученые запада и востока, то как минимум нужно задуматься и остановиться, а не пытаться отстоять во что бы то ни стало это мнение.
И у нас есть имамы в этом вопросе, даже если их мало)
Даже тысяча имамов позднего поколения, сказавшие о религии то, чего не говорили первые, не сравняться с одним из ранних имамов!
Abu Sumaya писал(а):Всем известно, и ты этого думая тоже не отрицаешь, что Коран и Сунна сделали в День ПЯТНИЦЫ ОСНОВОЙ - молитву джум'а, а не зухр, кроме тех, кто имеет шариатские причины. И тебе известно эти доводы брат, но я приведу их для напоминания…
Во-первых, о том, что пятничная молитва не основа, уже было разобрано.
Во-вторых, к чему приводить доводы на то, что пятничная молитва обязательна?! Этого тут никто не отрицает, более того, это не имеет отношения к обсуждаемому вопросу и отхождение от него.
В-третьих, ты так и не ответил ни на один из моих вопросов: Какой довод из Корана и Сунны на то, что сделавший молитву джумуа не делает молитву зухр, более того, что совершение зухр после джуму'а – это бид’а?
В-четвертых, когда я тебе привел асар от Ата, которым ты аргументировался, и в котором сказано:
"Совершил с нами Ибн аз-Зубайр Ид в начале дня, а когда мы отправились на джумуа, то он не вышел к нам. И тогда мы совершили молитву по отдельности".
Ты на это сказал:
«почему бы не сказать, что они совершили зухр каждый по своему усмотрению и желанию, но ни как обязанность того, что обязанность зухра от них не отпал»
Теперь внимание брат вопрос:
Если ты по чистой аналогии между Идом и джумуа сказал, что Ид заменяет джумуа, а следовательно и зухр, то по какому праву ты говоришь, что Ата и другие сделали зухр по своему желанию, мол не уаджиб не значит же что нельзя делать.
Но разве это не противоречие твоей же аналогии?! Разве можно человеку совершившему джумуа по своему желанию, как ты сказал, совершить и молитву зухр еще?!
Почему если по твоему суждению это было дозволено для тех, кто сделал Ид, не дозволено для тех, кто сделал джумуа?! Более того, по мнению ученых совершение зухра после джумуа – это нововведение, как говорил шейх Ибн Баз.
Ответь пожалуйста на это брат. Мне просто очень хочется знать, исходя из чего ты делаешь такие заключения, выводы, правила, которые никак не состыковываются?
Брат, нет здесь никаких противоречий, если вернуть неясный к ясному и понятному. Ведь у нас есть же правила, как: неясные контексты возвращают к ясному и понятному.
Как ты относишь ясное к неясному в вопросе одного и того же асара брат?! Если как ты сказал, ты проходил раздел "хадис мудтариб", то неужели не понял, что между этим и понятием «мухкам и муташабих» нет никакой связи? И может для тебя в этом случае мухкам одни асары, а для других как раз другие, которые соответствуют основам религии и тому, на чем были имамы во все времена.
Но как можно прийти к такой аналогий, согласись брат, ведь сам передатчик этого хадиса, в конце этого асара ясно же сказал: "ибн Зубейр не совершил в этот день с людьми джума,а когда это рассказали Ибн Аббасу, он сказал: «Поступил согласно сунне».
И как теперь можно говорить, что он тогда совершил Джум'а, тогда как в обоих хадисах, явно было сказано, что ибн Зубейр совершил 'ИД, но не джум'а?
Это брат не аналогия, а причина имеющая основу у тех имамов, которые сказали, что Ибн аз-Зубайр делал тогда именно джумуа. Ведь Ибн аз-Зубайр, на чей поступок ОБЩИЙ по вашему мнению сказал Ибн Аббас:
«Соответствовал Сунне» не мог ведь пойти в противоречие Сунне и сделать хутбу до молитвы во время Ида, тогда как во время Ида наоборот, хутба делается после молитвы. Почему ты не отвечаешь на этот момент? Если ты утверждаешь, что Ибн аз-Зубайр делал именно Ид, почему он сделал хутбу до молитвы?
И еще, хвала Аллаху, я нашел оригинал слов имама аль-Хаттаби в его шархе на Абу Дауд, которого цитировал имам Ибн Къудама, и на основании них становится ясной причина такого понимания им. Задумайся внимательно брат над следующими словами имама аль-Хаттаби:
“Что касается того, что сделал Ибн аз-Зубайр, то не дозволено для меня это понимать иначе, кроме как в соответствии с мнением, что дозволено совершать джуму'а до зенита солнца. И это (совершение джумуа в во время ида) передается от Ибн Мас’уда и Ибн ‘Аббаса, до которого когда дошло, что сделал Ибн аз-Зубайр, сказал: «Соответствовал Сунне». ‘Ата сказал: «Любой ‘Ид совершенный утром – это джуму’а». Исхакъ ибн Мансур передал от Ахмада, что его спросили: «Джумуа совершается до зенита или после?» Он ответил: «Если совершить до, то я не буду это порицать». Также говорил и Исхакъ (Ибн Рахауайх). На основании этого следует, что Ибн аз-Зубайр совершил два рака’ата молитвы джуму’а”.
См. “Ма’алим ас-Сунан” 1/212.
Обрати брат внимание на асар от того же Ата, что привел аль-Хаттаби:
«Любой ‘Ид совершенный утром – это джуму’а».
А имам Ибн Хазм в «аль-Мухалля» привел этот асар ‘Ата в такой форме:
«Любой ‘Ид совершенный утром – это аль-джуму’а, аль-адха и аль-фитр».
Я не говорю брат о том, что именно данное понимание этого асара правильное, однако оно имеет место, и мнение этого великого имама который жил 1100 лет назад просто так никак не отбросишь. Опять же все это доказывает тот факт, о котором гласит правило:
«Если в аргументацию входит вероятность, то она теряет силу»!
Брат, в чем здесь выбивает силу нашего довода?! Брат, очевидно, к тебе пришли две ясные и достоверные асары, где ибн 'Аббас сказал: «Ибн Зубейр поступил согласно сунне». А ты ухватился за один асар, который внешне НА НАШ ВЗГЛЯД противоречит тем двум достоверным асарам, заявляя при этом, что этот асар выбивает силу нашего довода. СубханаЛлах, весьма удивительно! Да и вообще этот асар достоверный ли брат, за которую ты ухватился ?!
Во-первых, о том, что иснад этой версии достоверный говорится в статье «аль-Хукм иза иджтама’а ид уа джуму’а» автора Ахмада ар-Румана.
Во-вторых, я нашел этот же асар с тем же иснадом, что у Абу Дауда, у аль-Фирьяби в «Ахкам аль-‘идейн» 140, и там сказано от Ата:
“Когда это сообщили Ибн Аббасу, он сказал: «Поступил правильно»”, и тут так же не упоминается слово
"Сунна".
Повторюсь брат, что подобное указывает на правило:
«Если в аргументацию входит вероятность, то она теряет силу»!
Кстати, об этом правиле очень часто высказывался аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. Также до них это правило упоминали хафиз аз-Зайляи и Ибн Хаджар.
См. “Насбу-ррая” 3/469, “Фатхуль-Бари” 1/457, 2/322, “ас-Сайлюль-джарар” 3/198, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 2/205.
Что же касается твоих замечаний на счет асара:
"Совпали два Ида во времена Ибн аз-Зубайра и он совершил Ид, и потом совершил джуму'а как зухр в 4 рака'ата"
То тут хотелось бы сделать небольшой акцент.
«Свят Аллах, брат, как она может закрыть двери, когда пришли ясные достоверные хадисы от пророка (мир ему и благословение Аллаха), где он дозволил не совершать молитву джум'а»
То, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил не делать джумуа после совершения Ида не говорит о том, что делать джуму'а нельзя! Более того, напротив, имам все равно должен делать джумуа с теми, кто желает быть и на джумуа или для тех, кто не был на Иде. И довод этому хадис, который приводят Абу Дауд и др.:
«Кто хочет пусть делает джумуа, а кто хочет не делает, но мы ин ша-Аллах будем делать!»
Поэтому ханбалиты, шейхуль-Ислам, шейх Ибн Баз и др. ученые говорили, что имам должен проводить джуму’а намаз даже если делал Ид.
И вообще это достоверный ли хадис, который ты привел?
Брат, читай внимательно, чтобы потом не обвинять меня в неподобающих вещах косвено и прямо, я же привел полную цитату:
Сказано в книге «Сахих фикъху-Ссунна»:
"Что касается снятия обязанности молитвы зухр для того, кто не совершил джуму'а, но совершил Ид, то я не знаю кого-либо из сподвижников, согласившихся с этим. Несмотря на то, что от самого же Ата передается следующее: "Совпали два Ида во времена Ибн аз-Зубайра и он совершил Ид, и потом совершил джуму'а как зухр в 4 рака'ата". Иснад достоверный, его приводит ИБн Аби Шейба 2/7".
См. "Сахих фикъху-Ссунна" 1/598.
Так как разве можно дужум'а совершать в 4- раката, тогда как сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал его в 2- раката!
А так, потому что тут под "джуму'а" речь идет о молитве зухр брат, как и под Идом может идти речь о джумуа, если совершается во время молитвы Ид, как это передается от Ата.
Вот тебе подтверждение этому:
Абдуррахман ибн Аби Зиъб рассказывал:
“Однажды я вышел вместе с аз-Зубайром (ибн аль-‘Аууам) в путь в пятницу, и он совершил джумуа в четыре ракаата”.
Ибн Аби Шейба 1/206. Шейх аль-Альбани назвал в “аль-Аджуиба” иснад достоверным.
Это достаточно, чтобы понять, что саляфы зухр в пятницу называли джуму'а?
Удивительно, брат ты уже начал под конец приводить противоположные асары, которые противоречат ясным и достоверным асарам, оставляя эти ясные асары, и ухватившись за неясными, при этом еще, не указывая их достоверность.
Слишком много брат неуместной эмоции, после всего приведенного надеюсь ты поймешь, что они были лишними.
Ведь я со своей стороны не обвинял тебя тем, кто следует за страстью и противоречит иджма’ ученых, опираясь на некоторых поздних, хотя мог вполне это сделать и имел право, так как на иджма' в этом вопросе указывают слова хафиза Ибн Абдуль-Барра, сказавшего:
“В этом вопросе передавали от Ибн аз-Зубайра и ‘Ата отвергаемое мнение, которое порицали ученые всех городов, и никто из них не говорил такого!” См. “аль-Истизкар” 7/23.
Эти слова указывают внешне брат на иджма’, теперь дай нам слова хотя бы современника Ибн Абдуль-Барра, сказавшего что в этом вопросе все было разногласие!
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия, когда упомянул разногласия ученых по вопросу совпадения Ида с пятницей, сказал, что у ученых три мнения на этот счет:
Первое, что джумуа должны делать и те, кто совершил Ид и те, кто не совершил. И это мнение Малика и др.
Второе, джумуа в случае с совпадением Ида спадает с тех, кто живет за границами города, как это передается от Усмана ибн Аффана и что выбрал аш-Шфи’и.
Третье, тот, кто совершил Ид, с него спадает обязанность джумуа. Однако имам обязан делать джумуа, чтобы посетили эту молитву те, кто желает, как на это указывает Сунна и что выбрал Ахмад.
И затем он выбрал сам третье мнение, назвав его сильным.
См. “аль-Фатауа” 24/212.
И шейхуль-Ислам даже не упомянул о таком мнении имамов, как спадение и джуму'а и зухра с того, кто сделал Ид.
Говорит хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр о версии асара Ибн аз-Зубайра:
“Этот хадис, иснад его запутанный”.
См. “ат-Тамхид” 10/274.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
“Что касается поступка Ибн аз-Зубайра, который передал Ата, давая фатуа на этом, при том, что от Ата самого это передается по разному, то нет этому мнению основу для джама’ата фахихов, и это мнение для них явно ошибочное”.
См. “аль-Истизкар” 2/385.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
“Группа людей приводила, что молитва, которую совершил Ибн аз-Зубайр в день Ида была пятничной молитвой”.
См. “аль-Истизкар” 2/385.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
“А другие истолковали это так, что Ибн аз-Зубайр не вышел по той причине, что он совершил зухр в четыре ракаата со своей семьей дома”.
См. “аль-Истизкар” 2/385.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
“И все единогласны, что зухр является обязательным для каждого, кто в таком положении (когда снимается обязанность джумуа). А Ата и Ибн аз-Зубайр соглашаются с аль-джама’а в этом не в отношении дня Ида, а также и в день Ида, на что указывает аналогия и правильное понимание. И это в том случае, если бы их мнение было бы разногласием, берущимся во внимание, а что сказать о том, когда это мнение отклоненное и далеко от понимания?!” См. “аль-Истизкар” 10/285.
И также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
“И если эти асары несут в себе столько пониманий, нельзя мусульманину опираться на них, чтобы снять обязательность джуму’а”.
См. “ат-Тамхид” 10/277.
Более того, даже вопрос о том, что молитва Ид заменяет джуму’а был весьма спорным, не говоря уже о том, чтобы Ид заменил зухр!
Многие имамы не приняли достоверность этих хадисов.
Например, хадис от Муауии, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал послабление в не совершении джуму'а тому, кто совершил Ид, который приводят Абу Дауд, Ибн Маджах и др., сказал о нем имам Ибн аль-Мунзир:
“Этот хадис не достоверный, потому что в нем передатчик по имени Ийяс, который является неизвестным”. Хафиз Ибн аль-Къаттан сказал:
“Так и есть, как он сказал”.
См. “Тахзиб ат-тахзиб” 1/340.
Также сказал и имам Ибн Хузайма в своем Сахихе 2/359, что не знает этого Ийяса.
Другой хадис на эту тему от Абу Хурайры, ученые также и относительно него разошлись. Хафиз Ибн Хаджар в «Тальхыс аль-хабир» передал, что ад-Даракъутни и Ибн Ханбаль сказали, что правильное мнение в том, что этот хадис мурсаль. Имам аль-Хаттаби сказал, что в иснаде Абу Хурайры есть проблемы, также сказал и хафиз аль-Мунзири, что проблема эта - передатчик Бакыя ибн Уалид. Также назвал хадис этот слабым Ибн аль-Джаузи.
См. “аль-Иляль мутанахия” 1/469, “Аунуль-Ма’буд” 3/289.
Шейх Шамсуль-Хаккъ Азым Абади в «Аунуль-Ма’буд» сказал:
“Имам аш-Шафи’и и группа ученых говорили, что молитва Ид не становится причиной, дозволяющей оставить джумуа, приводя в качестве довода то, что джумуа обязательна всегда в любое время. А упомянутые хадисы и асары не использовали в качестве исключения из общей основы по причине проблем в их иснадах”.
А имам Ибн Хазм в «аль-Мухалля» вообще заявил:
“Если Ид и джумуа совпадут в пятницу, то совершается Ид и затем обязательно джумуа! И нет достоверного сообщения в противовес этому”.
Суть не в том, что я пытаюсь ослабить хадисы о том, что совершение Ида снимает обязанность совершения джумуа, и хадисы эти ин ша-Аллах достоверные, усиливающие друг друга, и усиливающиеся поступками сподвижников, однако суть в том, что не все так легко и просто как кажется некоторым братьям.
И даже имам аш-Шафи’и, вы думаете он свое мнение взял с воздуха, что Ид снимет посещение джумуа именно с тех, кто живет за пределами города? Его мнение основывалось на асаре от Усмана, что приводят аль-Бухари и Малик, что когда Ид и джумуа совпали, Усман сказал:
“О люди, в этот день собрались два Ида, и кто желает ждать джумуа из числа жителей пустынь, то пусть ждет, а кто хочет вернуться, то я разрешаю ему”.
Также они опирались на хадис Умара ибн Абдуль-Азиза, который сказал:
“Два Ида совпало во время пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Кто желает остаться из числа жителей долин, то пусть садиться, если его это не затруднит»”.
аль-Байхакъи 5813.
Имам аль-Байхакъи сказал, что иснад этого хадиса достоверный. Однако несмотря на достоверность этого иснада, сам хадис мурсаль, так как Умар ибн Абдуль-Азиз не застал пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Опять же к чему это? К тому, что даже в вопросе замены джумуа Идом, где есть какие-то тексты ученые сильно разногласили. И многие имамы вообще не опирались на упомянутые хадисы, потому что говорили, что обязательность джумуа сомнения не вызывает, поскольку это установлено в Коране и достоверной без сомнения Сунне, тогда как хадисы о том, что Ид заменяет обязанность джумуа имеют разногласие. И мнение о том, что Ид не заменяет джумуа придерживались большинство ученых, а имам Бадруддин аль-Айни вообще сказал, что все факъихи говорят, что джумуа является обязательным исходя из общих доводов, как аят и сообщения, указывающие на это, и что она не отменяется совершением Ида, как и зухр не отменяется Идом.
См. "Шарх Сунан Аби Дауд" 4/397.
И если брат в действительности есть такое большое разногласие даже в отношении замены джумуа Идом, то что можно сказать о том, чтобы Идом заменить зухр?! При том, что это мнение противоречит иджмау и основам, доводы которого истолковываются с десяти сторон, как это стало ясно на основании слов имамов, отвергавших данное мнение.
У меня еще есть брат много, что можно перевести по этой теме, просто уже глаза слипаются, но думаю и приведенного достаточно если без фанатизма с трезвой головой подойти, желая узнать истину, а не просто поспорить.
Вопросы:
Я брат ответил на ВСЕ твои вопросы, а теперь желаю ответов на свои вопросы от тебя:
1. Ознакомившись с упомянутым выше, ты все еще утверждаешь, что основа в пятницу – это пятничная молитва? И говоришь, что не нужно делать молитву зухр тому, кто не сделал джумуа по уважительной причине, как это сделал аш-Шаукани?
2. Хочу знать, ты принимаешь известные слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии, сказавшего:
“Любое мнение, которым уединились последующие поклонения, что до них не говорили предшественники, обязательно будет ошибочным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 21/291.
3. Какой довод из
Корана и Сунны на то, что сделавший молитву джуму'а не делает молитву зухр, более того, что совершение зухр после джуму'а – это бид’а?
4. Если ты по аналогии между Идом и джумуа сказал, что Ид заменяет джумуа, а следовательно и зухр, то по какому праву ты говоришь, что Ата и другие сделали зухр по своему желанию? Мол не уаджиб не значит же что нельзя делать. Но разве это не противоречие твоей же аналогии?! Разве можно человеку совершившему джумуа по своему желанию, как ты сказал, совершить и молитву зухр еще?! Где ты взял этот вывод?
6. Если ты убежден в том, что Ибн аз-Зубайр сделал именно Ид, почему тогда он сделал хутбу ДО молитвы?
7. Правильно ли следовать тому мнению, в чем стали разногласить поздние поклонения, разрушая тем самым то, в чем не было разногласия среди ранних ученых? Может ли разногласие поздних разрушить иджма' ранних? Например, много ранних имамов заявляло о том, что есть иджма' на то, что музыка харам. А потом после Ибн Хазма брали еще некоторые имамы, считавшие что музыка халяль. Можно ли выбрать мнение поздних, кто пошел в противоречие ранним?
Брат, сразу предупреждаю, что я не буду пропускать твое сообщения, если ты не ответишь на
все поставленные вопросы и вести с тобой и дальше спор, который итак забрал кучу времени, которое я думаю можно было потратить с большей пользой для себя и мусульман.
Аллах в помощь!