Остерегайся быть «ночным дровосеком»!

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3306
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Остерегайся быть «ночным дровосеком»!

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

Остерегайся быть «ночным дровосеком», приобретая шариатское знание, как попало и от кого угодно, ибо саляфы это строго порицали!

Сказал Сулейман ибн Муса: “Тот, кто принимает всё, что слышит – это ночной дровосек”. Абу Зур’а ад-Димашкъи в “ат-Тарих” (стр. 318).

Также Сулейман ибн Муса говорил: “Возле учёного сидят трое:
- тот, кто принимает от него всё, что слышит, и это – ночной дровосек;
- тот, кто не записывает ничего, но слушает, и такого называют «сидящий с учёным»;
- и тот, кто записывает выборочно, и это самый лучший из них”.
Упомянув это сообщение, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Арабы приводили в качестве примера ночного дровосека, чтобы описать этим того, кто собирает всё, что слышит: плохое и хорошее, достоверное и ошибочное, ложь и истину. Ведь тот, кто собирает дрова ночью, может взять по ошибке змею, которая ужалит его, тогда как он посчитал её палкой”. См. “Джами’у баян аль-‘ильм” (1/328).

Сказал Суфьян ибн ‘Уяйна: “Как-то ‘Абдуль-Карим аль-Джазари спросил меня: «О Абу Мухаммад, знаешь ли ты, кто такой ночной дровосек?»
Я ответил: «Не знаю, но сообщи мне».
‘Абдуль-Карим сказал: «Это человек, который выходит ночью собирать дрова, который по ошибке берёт змею, убивающую его. Этот пример я привёл тебе относительно искателя шариатского знания. Поистине, если искатель знания взвалит на себя знание, которое ему не под силу, это знание убьёт его подобно тому, как змея убивает ночного дровосека»”. Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих аль-Кабир” (1/269).

Сказал Мутарриф ибн ‘Абдуллах: “Как-то один человек сказал Малику: «Поистине, я выслушал сто тысяч хадисов!»
На это Малик удивлённо спросил: «Сто тысяч?! Воистину, ты – ночной дровосек, собравший всё подряд».
Тот человек спросил: «Что это значит?»
Малик ответил: «Речь идёт о дровах, которые собирает человек ночью, и который по ошибке может взять змею, способную ужалить его»”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (7/573).

Сказал ар-Раби’ ибн Сулейман: “Я слышал, как при аш-Шафи’и упомянули о том, кто приобретает знание неразборчиво, и он сказал: «Тот, кто требует знание без доказательства, подобен ночному дровосеку, собирающему ночью дрова, среди которых может оказаться змея, способная ужалить его, тогда как он даже не подозревает об этом»”.
Ар-Раби’ спросил: «Речь идёт о тех, кто не спрашивает о доказательствах?»
Аш-Шафи’и ответил: “Речь идёт о том, кто записывает знание, не понимая его; кто записывает знание от лжеца, от надёжного, от приверженца нововведений и прочих. Он принимает от лжеца и приверженца нововведений заблуждения, которые отразятся недостатком для его имана, тогда как он сам не будет об этом знать”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” (стр. 74), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (9/125).

Имам Абу Мансур аль-Азхари говорил: “Касательно того, кто путается в своих словах и делах говорили «ночной дровосек». Смысл этого в том, что такой человек не заботится о своих словах, и в этом он подобен ночному дровосеку, который собирает дрова ночью, собирая всё подряд, как хорошее, так и плохое, ибо он не видит то, что кладёт в связку дров”. См. “Тахзиб аль-люгъа” (4/228).

По этой причине саляфы и имамы после них часто называли тех или иных людей, связанных со знанием «ночным дровосеком» из-за их некомпетентности в тех или иных религиозных вопросах.
Имам Малик сказал: “Бывало так, что когда ‘Абдуллах ибн Язид ибн Хурмуз видел некоторых людей из числа тех, кто изучал хадисы, он говорил: «Это – ночной дровосек»”. Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” (1/133).

Примеры некоторых людей, которых саляфы и учёные называли ночным дровосеком:
‘Утба ибн Хамад передал, что Са’ид ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал ему: “Бери от Са’ида ибн Башира тафсир и оставь всё, что помимо этого, ибо он был ночным дровосеком”. аль-‘Укъайли в “ад-Ду’афа” (2/100).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Что касается ас-Са’ляби, то хоть в нём было благо и религиозность, он был ночным дровосеком, передававшим любые сообщения, которые он встречал в книгах по тафсирам, будь это достоверным, слабым и даже ложным”. См. “Мукъаддима фи усуль ат-тафсир” (стр. 31).
Комментируя эти слова шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Ночной дровосек – это тот, кто не отличает свежий финик от сухого, а палку от змеи, собирая всё, что находит”. См. “Шарх Мукъаддима ат-тафсир” (стр. 91).

Хафиз аз-Захаби сказал: “Абу ‘Али аль-Ахуази, был главой в чтении Корана. Также он много изучал хадисы и даже путешествовал для этого, однако он не преуспел в этом, напротив, был ночным дровосеком, несмотря на его имамство в чтении Корана”. См. “ас-Сияр” (18/13).

Шейх аль-Альбани сказал: “Книга ад-Дайлями «аль-Фирдаус» указывает на то, что он был ночным дровосеком, который собрал в этой книге всё что можно. В этой книге содержится множество ложных хадисов, передаваемые лжецами и отвергаемыми передатчиками, о чём известному тому, кто исследовал сборник «Муснад Фирдаус»”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (12/565).

Шейх Ибн Джибрин сказал: “Известно, что ас-Суюты передаёт от других без уточнения, и он как ночной дровосек, который собирает всё что найдёт, несмотря на то, что он из числа известных учёных”. См. “Фатауа Ибн Джибрин” (63/204).

Также хафизы аз-Захаби и Ибн Хаджар называли ночным дровосеком Ибн аль-Джаузи, потому что он часто в своих трудах использовал недостоверные хадисы, хоть сам и был автором известной книги «аль-Мауду’ат», в которой он собирал различные вымышленные и недостоверные хадисы. См. “Лисан аль-мизан” (2/84).

И если учёные называли некоторых людей даже из числа обладателей знания ночными дровосеками за их ошибки в той или иной отрасли религии, то что бы они сказали о тех, кто в своей основе не имеет никакого отношения к знаниям, но ложно выдаёт себя за знатока?!
И как же много в наше время «ночных дровосеков», выдающих себя за знатоков, а по факту являющихся невеждами, искажающими религию Аллаха и вводящими в заблуждение мусульман!

Шейх Ибн Баз говорил: “Истинно верующий проявляет осмотрительность прежде, чем что-то принять, и он не является ночным дровосеком, подбирающим и палку и змею”. См. “Фатауа Ибн Баз” (5/76).
Ответить