ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Ответить
Дато абу Абдуррахман
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 15:59

ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение Дато абу Абдуррахман »

Ассалам алейкум ва рахматуллахи ва барактух.
Уважаемые браться подскажите пожалуйста, на счет времени произнесения такбиров, в их установленной форме.
Слушал лекцию Абу Яхьи Крымского и Абу Ясина Руслан Маликова, и они говорили, что время произнесения такбиров начинается с самого начала первых 10 дней зуль-хиджа. В довод Абу Яхья Крымский привел сообщение от Ибн Умара и Абу Хурайры, что они выходили на рынок и давали такбиры с наступления зуль-хиджа. Но из статьи на форуме я понял, что эти такбиры произносятся с начала дня Арафа.
Подскажите пожалуйста как будет правильно.
Джазакуму ллаху хайран за ваш труд.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух, брат.

Всё на самом деле просто, нет никаких проблем в этих такбирах и никакой путаницы нет, просто есть некоторые тонкости )
Дело в том, что увеличивать поминание Аллаха, среди чего и такбиры, является правомочным и желательным на протяжении всех десяти дней месяца Зуль-Хидджа, а также трёх дней ат-Ташрикъа, и об этом следующие Слова Всевышнего Аллаха:
- «Пусть поминают имя Аллаха в дни известные» (22: 28).
- «Поминайте Аллаха в считанные дни» (22: 28).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “«Дни известные» – это первые десять дней месяца Зуль-Хидджа, а «Считанные дни»это три дня ат-Ташрикъа”. См. “Сахих аль-Бухари” (1/321).
И на это также указывает хадис:
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха дней, более великих и деяний более любимых, чем деяния совершенные в десять дней месяца Зуль-Хидджа. Так увеличьте же в эти дни произнесение слов: “Субхана-Ллах”, “Альхамдули-Ллях”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Аллаху акбар”». Ахмад (2/75), ‘Абд ибн Хумайд (807), ат-Табарани в “аль-Кабир” (3/110). Достоверность хадиса подтвердили аль-Мунзири, ад-Думьяты, аль-‘Иракъи, аль-Бусыри, Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, Ибн Баз и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Матджар ар-рабих” (153), “ат-Такъйид уаль-идах” (475), “аль-Итхаф” (3/170), “аль-Амали” (стр. 14), “Хадис аль-масаъ” (стр. 248), “Тахридж аль-Муснад” (5446).
Имам аль-Бухари рассказывал: “Ибн ‘Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) в десять дней Зуль-Хиджжа выходили на рынок и произносили такбиры. И люди начинали произносить такбиры вместе с ними”. См. “Сахих аль-Бухари” (1/321).
Однако то, что Ибн ‘Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) произносили именно такбиры в десять дней Зуль-Хидджа на рынках, побуждая людей это делать, не говорит о том, что поминание Аллаха в эти великие дни ограничиваются лишь такбирами. Как было упомянуто в аятах, Всевышний Аллах говорит о десяти днях Зуль-Хидджа и трёх днях ат-Ташрикъа «Поминайте Аллаха», как и в упомянутом хадисе Пророк побуждает в эти дни произносить не только такбиры, однако все великие виды поминания Аллаха, как: “Субхана-Ллах”, “Альхамду ли-Ллях”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Аллаху акбар”.
Поэтому хафиз ан-Науауи привёл всё упомянутое в главе: «Азкары в первые десять дней Зуль-Хидджа», не ограничивая это лишь такбирами, и сказал: “Знай, что желательно увеличивать поминание Аллаха в течение десяти дней Зуль-Хидджа, делая сверх обычного. А ещё желательнее увеличить поминание в день ‘Арафа больше, чем в остальные десять дней”. См. “аль-Азкар” (стр. 174).
Итак, дело обстоит следующим образом, такбиры в общем, произносимые в эти дни, с первого Зуль-Хидджа до тринадцатого, учёные относят к «ат-Такбир аль-мутлякъ», которые не связаны с временем, местом, формой и т.п. А что касается праздничных такбиров, передаваемых в определённой форме от некоторых сподвижников, которые произносятся в праздник Жертвоприношения с утреннего намаза дня ‘Арафа и вплоть до третьего дня ат-Ташрикъа, то учёные называют их «ат-Такбир аль-мукъайяд», т.е. связанные с конкретным временем и видом.
Непонимание этой тонкости и приводит к неясностям среди братьев.
Объясняя этот вопрос, шейх Ибн Баз сказал: “Что касается такбиров, связанных с праздником Жертвоприношения, то они узаконены с первого числа месяца Зуль-Хидджа и до последнего дня тринадцатого числа Зуль-Хидджа”.
После этого шейх привёл упомянутые аяты, хадис, асары и сказал: “И тебе стало ясно, что такбиры «аль-мутлякъ» и такбиры «аль-мукъайяд» согласно более правильному мнению учёных, совпадают в течении пяти дней, а именно в день ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрикъа. А что касается восьмого числа Зуль-Хиджа и предыдущих дней с первого числа, то эти такбиры являются аль-мутлякъ, а не аль-мукъайяд, исходя из упомянутых аятов и асаров. И в сборнике «аль-Муснад» со слов Ибн ‘Умара сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха дней, более великих и деяний более любимых, чем деяния совершенные в десять дней месяца Зуль-Хидджа. Так увеличьте же в эти дни произнесение слов: “Ля иляха илля-Ллах”, “Аллаху акбар” и “Альхамду ли-Ллях”». См. “Фатауа Ибн Баз” (13/17).
Надеюсь, что теперь этот вопрос стал ясным)

Кстати, ещё кое что для пользы:
Праздничные такбиры, именуемые «аль-Мукъайяд», можно произносить в упомянутые пять дней везде и всегда, а не только после обязательных молитв, несмотря на то, что именно после молитв их произнесение ещё желательней. Однако, если человек в три дня ат-Ташрикъа совершил какую-то молитву в одиночку, то ему уже не следует произносить после молитвы эти праздничные такбиры, как об этом говорили и поступали сподвижники.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Один или двое не произносят такбир в дни ат-Ташрикъа, однако, такбир произносит тот, кто совершил молитву с джама’атом”. Ибн аль-Мунзир в “асль-Аусат” (1/225). Иснад сильный. См. “ат-Такмиль” (стр. 28), “аль-‘Атикъ” (12/157).
Нафи’ сказал: “Если Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) совершал в дни ат-Ташрикъа молитву в одиночку, то он не произносил такбиров после молитвы”. ат-Табарани в “аль-Кабир” (12/268). Иснад достоверный. См. “ат-Тахджиль” (стр. 96), “аль-‘Атикъ” (12/157).
Имам Ибн Муфлих сказал: “Ибн Мас’уд говорил: «Такбир (праздничный) произносит тот, кто совершил молитву с джама’атом». Суть этого в том, что это зикр, связанный с временем аль-‘Ид, по этой причине он был связан с джама’атом подобно проповеди”. См. «аль-Мубди’» (2/194).
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Было разногласие относительно того, кто совершил молитву в одиночку. Если Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) совершал в дни ат-Ташрикъа молитву в одиночку, то он не произносил такбиров после молитвы. Ибн Мас’уд говорил: «Такбир произносит тот, кто совершил молитву с джама’атом». Также ас-Саури говорил про эти такбиры: «Поистине, они произносятся при совершении обязательной молитвы с джама’атом». И это было мнением Ахмада и ан-Ну’мана (Абу Ханифы).
Другая группа учёных сказала: «Следует произносить такбиры, даже если человек молился один», и это мнение Малика, аль-Ауза’и, аш-Шафи’и, Я’къуба (Абу Юсуфа) и Мухаммада (аш-Шайбани)”. См. “аль-Ишраф” (2/184).
Однако лучше выбрать из спорного мнения то, которое соответствует тому, что говорили и как поступали сподвижники.

Уа-Ллаху а'лям.
Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45
Откуда: https://t.me/mystatus30

ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение Саляфит »

О праздничных такбирах

Всевышний Аллах сказал: «Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней (поста) и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (аль-Бакъара 2: 185).
В эти два ‘Ида – Разговения и Жертвоприношения – узаконено произнесение определенных такбиров. И среди ученых нет разногласий в желательности этого. Более того, имам Ибн Хазм считал обязательным произнесение такбиров в ночь на завершение поста Рамадана. Он говорил: “Произнесение такбиров в ночь на праздник Разговения является обязательным, а в ночь на праздник Жертвоприношения желательным. Всевышний Аллах сказал: «Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней (поста) и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь». После завершения поста Рамадана необходимо произносить такбир!” См. “аль-Мухалля” 5/89.
Имам аз-Зухри рассказывал: “Люди произносили такбир в день праздника, когда выходили из своих домов до тех пор, пока не приходили к месту совершения молитвы, и пока не появлялся имам. Когда же появлялся имам, они умолкали, пока имам не начинал произносить такбир, а затем и они опять произносили такбир”. Ибн Абу Шайба. Иснад достоверный. См. “Ируауль-Гъалиль” 2/121.
В этих сообщениях также содержится указание о желательности произнесения такбиров по пути на праздничную молитву.

Время такбиров праздника Разговения
Среди ученых было разногласие относительно того, когда начинается время такбиров Разговения. Одни ученые, опираясь на аят: «Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней (поста) и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (аль-Бакъара 2: 185), говорили, что время такбиров Разговения начинается в ночь завершения поста и длится до выхода имама на праздничную молитву. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Правильное мнение, что такбир в день Разговения начинается с фиксирования луны Шаууаля и длится до выхода имама на хутбу”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/221.
А некоторые ученые считали, что такбиры в день Разговения произносятся при выходе утром на праздничную молитву и длятся до выхода имама. При этом они опирались на то, что передал Ибн ‘Умар, который рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил такбиры, когда выходил из дома и доходил до места совершения праздничной молитвы”. аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5004.
Имам аз-Зухри рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил во время праздника Разговения и произносил такбир, пока не доходил до места совершения молитвы, и продолжал их произносить, пока не начиналась молитва, а когда начиналась молитва, он прекращал их произносить”. Ибн Абу Шайба 1/2, аль-Байхакъи 3/279. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 171.
Но лучшим мнением является первое, т.е. что время такбиров праздника Разговения начинается с ночи, после завершения поста Рамадана, как на это указывает внешний смысл аята. А что касается хадиса, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил такбиры, отправляясь на праздничную молитву, то в нем нет указания на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не произносил такбиров ночью.
Имам аш-Шафи’и передал, что “Са’ид ибн аль-Мусайиб, ‘Уруа ибн аз-Зубайр, Абу Саляма и Абу Бакр ибн ‘Абдур-Рахман произносили в мечети громко такбиры в ночь на праздник Разговения”. См. “аль-Умм” 1/231.

Время такбиров праздника Жертвоприношения
Самым правильным мнением относительно времени такбиров праздника Жертвоприношения является то, что достоверно передается от ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн Мас’уда и Ибн ‘Аббаса, что «время произнесения такбиров начинается после утренней (фаджр) молитвы в день ‘Арафа и длится включительно до послеобеденной (‘аср) молитвы третьего дня ат-Ташрикъа». Ибн Абу Шайба 1/12, аль-Байхакъи 3/314, аль-Хаким 1/300.
Абу ‘Абдур-Рахман передал, что ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах): “Начинал произносить такбиры после утренней молитвы дня Арафа и вплоть до последнего дня ат-Ташрикъа, произнося такбиры после молитвы ‘аср”. Ибн Аби Шейба (1/488), аль-Байхакъи (3/314). Шейх аль-Альбани назвал иснад сильным. См. “Ируа аль-гъалиль” (3/125).
И неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников говорил по этому вопросу иначе. Спросили имама Ахмада: «На основании чего ты считаешь, что такбиры начинаются с утренней молитвы дня ‘Арафа и длятся до последнего дня ат-ташрикъа?!» Он ответил: “На основании единогласного мнения (иджма’) от ‘Умара, ‘Али, Ибн ‘Аббаса и Ибн Мас’уда, да будет доволен ими Аллах!” См. “аль-Мугъни” 3/289, «аль-Маджму’» 5/35.

Когда именно следует произносить праздничные такбиры
Начиная с момента наступления времени праздничных такбиров, их можно произносить в любое время, и их произнесение не связано только лишь с завершением обязательных молитв, как полагают многие! Имам аль-Бухари в своем «Сахихе» рассказывал, что “Ибн ‘Умар в дни ат-Ташрикъа произносил такбир и после каждой молитвы, и лежа на своей постели, и находясь в своей палатке, а также на собраниях и направляясь куда-либо пешком”. аль-Бухари 1/461.
Также имам аль-Бухари передал, что Ибн ‘Умар и Абу Хурайра выходили на рынок в течение десяти дней Зуль-Хиджа, произнося такбиры, тем самым, побуждая людей произносить эти слова. И также Мухаммад ибн ‘Али произносил такбиры после добровольных намазов. аль-Бухари 2/448.
Хафиз Ибн Хаджар относительно сообщений от саляфов относительно праздничных такбиров сказал: “Эти сообщения указывают на правомочность произнесения такбиров в эти дни как после намазов, так и в другое время”. См. “Фатхуль-Бари” 2/535.
Также согласно Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) следует произносить такбиры, направляясь на место совершения праздничной молитвы. Ибн Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил на молитву двух праздников вместе в Фадль ибн ‘Аббасом, ‘Абдуллах ибн ‘Аббасом, ‘Али, Джа’фаром, Хасаном, Хусайном, Усамой ибн Зайдом, Зайдом ибн Харисой и Айманом ибн Умм Айманом. И они повышали голоса произнося слова «ля иляха илля-Ллах» и «Аллаху акбар» до тех пор, пока они не достигали места совершения молитвы”. аль-Байхакъи 3/279. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. «Сахих аль-джами’» 4934.
Сообщается, что и сам “Ибн ‘Умар, когда отправлялся в день Разговения и Жертвоприношения на праздничную молитву, произносил вслух такбир до тех пор, пока не приходил на место совершения молитвы, а затем продолжал произносить такбир, пока не приходил имам”. ад-Даракъутни, Ибн Абу Шайба. Иснад достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 650.
Имам аш-Шаукани сказал: “Праздничные такбиры не ограничиваются произнесением только после обязательных молитв. Наоборот, желательно произносить их в любое время!” См. “ад-Дураруль-мудыя” 1/195.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Нет установленной формы такбиров и установленного времени для такбиров или их количества. Наоборот, дозволено увеличивать количество произнесений такбиров как после молитв, так и в другие времена! А что касается того, что стало обычаем людей в наши дни, как произнесение такбиров после каждой обязательной молитвы по три раза, а после добровольной молитвы по одному разу, то на это нет никакого указания от сподвижников!” См. “ар-Раудату-ннадия” 1/367.

Произносят ли женщины праздничные такбиры?
Имам аль-Бухари рассказывал: «Маймуна произносила в день Жертвоприношения такбиры. Также женщины произносили в ночи ат-Ташрикъа такбиры за Абан ибн ‘Усманом и ‘Умаром ибн ‘Абдуль-‘Азизом, совершив намазы в мечети с мужчинами». аль-Бухари 2/463.
Однако женщинам не следует произносить эти такбиры громко.

Виды праздничных такбиров
Нет ни одного достоверного сообщения от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно конкретной формулировки такбира. Однако слова такбира достоверно передаются от сподвижников.
Сообщается, что Ибн Мас’уд говорил: “Аллах велик, Аллах велик! Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха! Аллах велик, Аллах велик, и Аллаху хвала!” Ибн Абу Шайба 2/2. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.

الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله، والله أكبر الله أكبر ولله الحمد

“Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, уаЛлаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд“.
Также передается, что Ибн Мас’уд говорил: “Аллаху Акбар кабиран, Аллаху Акбар кабиран, Аллаху Акбар уа аджаль, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд”. аль-Мухамили. Иснад достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 3/126.

الله أكبر كبيراً الله أكبر كبيراً الله أكبر وأجلّ ، الله أكبر ولله الحمد

Сообщается, что Ибн ‘Аббас говорил: “Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! И вся хвала Ал-лаху! Аллах Превелик и Возвышен! Аллах Превелик за то, что направил нас на Истинный Путь”. аль-Байхакъи 3/315. Иснад достоверный.

الله أكبر الله أكبر الله أكبر ولله الحمد الله أكبر وأجلّ الله أكبر على ما هدانا

“Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд! Аллаху акбар уа аджаль, Аллаху акбар ‘аля ма хадана!”
А Сальман аль-Фариси говорил: “Делайте такбир так: «Аллаху акбар, Аллаху акбар кабира»”. ‘Абдур-Раззакъ. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 2/536.

الله أكبر، الله أكبر كبيراً

Следует остановиться именно на тех видах праздничных такбиров, что достоверно передается от сподвижников, не внося каких-либо добавок, ибо воистину, каждому достаточно того, что передали сподвижники. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “В это время внесли некие добавления в праздничные такбиры, которые не имеют никакой основы!” См. “Фатхуль-Бари” 2/536.
Это сказано было около семисот лет назад, а что говорить о всевозможных добавлениях и ис-кажениях наших дней!

Этикет произнесения праздничных такбиров
Среди ученых есть разногласие относительно произнесения праздничных такбиров в один голос. Многие современные ученые, среди которых шейх Ибн Баз, шейх Ибн ‘Усаймин и шейх аль-Альбани, считали, что порицаемо произносить такбиры в один голос. Другие ученые считали, что нет в этом никаких проблем, и более того, считали что поступать таким образом лучше. При этом они опирались на сообщение, в котором сообщается, “что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, находясь в Мине, произносил такбир в своем шатре, а находившиеся в мечети, услышав его, тоже произносили такбир, а за ними стали произносить такбир и те, кто находился на рынках. И они стали произносить его так, что вся Мина сотрясалась от такбира!” аль-Бухари 1/461.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Подобное сотрясение достигается путем громкого произнесения такбиров в один голос”. См. “Фатхуль-Бари” 2/461.
Так же сказал и имам аш-Шаукани в отношении этого сообщения. См. “Найлюль-аутар” 3/388.
Более того, в версии этого сообщения, что приводит имам аль-Байхакъи, сказано: “И они стали произносить его так, что вся Мина сотрясалась от одного такбира!” См. “Сунан аль-Кубра” 3/312.
Таким образом, эта версия исключает различное понимание сообщения от ‘Умара, и из него становится ясно, что они произносили такбиры в один голос.
Также это подтверждается и другим сообщением, что приводит имам Малик. Яхъя ибн Са’ид рассказывал: “До меня дошло, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб вышел в день Жертвоприношения, когда солнце только взошло. Он стал произносить такбир и люди тоже произносили вместе с ним его такбир. И так же было на второй и третий день”. См. “аль-Мууатта” 1/404.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Людям следует произносить в праздник Разговения такбиры после захода солнца по отдельности и совместно в любом месте до того времени, пока имам не выйдет для совершения праздничной молитвы”. См. “аль-Умм” 1/241.

http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=6&t=438
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=10&t=685
Адиль2
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 22 мар 2013, 15:35

Произносятся ли праздничные такбиры коллективно в один голос?

Сообщение Адиль2 »

Ассаляму алейкум, братья

В сети распространилась рассылка в виде картинки со словами некоего Абу Ислама аш-Шаркаси, в которой говорится:
«Такбир, возглашаемый в эти дни, произносят вслух, каждый сам по себе, а не хором, как бывает в некоторых мечетях. Такого нет в Сунне».

Насколько это мнение правильное, и говорил ли такое кто-либо из имамов?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Произносятся ли праздничные такбиры коллективно в один голос?

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям, брат.
В сети распространилась рассылка в виде картинки со словами некоего Абу Ислама аш-Шаркаси, в которой говорится:
«Такбир, возглашаемый в эти дни, произносят вслух, каждый сам по себе, а не хором, как бывает в некоторых мечетях. Такого нет в Сунне».
Да, есть такое мнение, и оно принадлежит некоторым учёным, в частности из числа поздних поколений, которые высказывались жёстко на данный счёт, порицая произнесение праздничных такбиров в один голос и даже называя это нововведением.
Что касается слов брата Абу Исляма: «Такого нет в Сунне», то хочется спросить: «А что, в Сунне есть какое-либо указание на то, что праздничные такбиры произносятся не в один голос, что они произносятся громко на протяжении первых дней Зуль-Хидджа вместе с тремя днями ат-Ташрикъа, и что они произносятся также непосредственно после обязательных молитв?»
Конечно же, это риторический вопрос, ибо в Сунне также нет никаких указаний ни на что из этого )

Следует отметить, что первыми, кто порицал произнесение праздничных такбиров в один голос, были некоторые поздние маликиты, а в частности Ибн аль-Хадж, хотя в маликитском мазхабе в действительности произнесение праздничных такбиров громко в один голос является желательным. Упомянув о том, что нововведением является произнесение совместно такбиров именно по пути на праздничную молитву, ад-Дусукъи аль-Малики сказал: “Что же касается произнесения такбиров джама’атом, сидя на месте проведения праздничной молитвы, то это является хорошим деянием”. См. “Хашия ‘аля аш-Шарх аль-кабир” 1/399.
Также коллективное произнесение такбиров порицали и многие современные учёные, в числе которых такие шейхи, как Ибн Баз, аль-Альбани и Ибн ‘Усаймин. Однако важно отметить, что многие шейхи, именовавшие этот поступок нововведением, точно так же порицали и произнесение праздничных такбиров непосредственно после завершения пятикратных молитв, говоря, что на правомочность этого нет никаких указаний в Коране и в Сунне. Но дело в том, что в правомочности произнесения праздничных такбиров непосредственно после обязательных молитв учёные во главе с саляфами были единогласны. Так, шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Что касается такбиров в день Жертвоприношения, то это более желательно с той стороны, что узаконено их произнесение после молитв, в чём все единогласны”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/222.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Единодушны учёные в том, что, в общем, узаконено произносить такбиры после молитв в эти дни (Зуль-Хидджа). Да, нет в этой главе достоверного пророческого хадиса, однако об этом есть сообщения от сподвижников и тех, кто был после них, а также на этом сошлось деяние мусульман. И это указывает на то, что некоторые вещи, относительно которых есть единогласные мнения общины, могут не иметь прямого пророческого хадиса, который бы дошёл до нас”. См. “Фатхуль-Бари” 9/22.

Однако следует отметить, что, несмотря на жёсткое мнение группы учёных поздних поколений, называвших коллективное произнесение праздничных такбиров в один голос нововведением, на самом деле этот вопрос является спорным среди учёных. И правомочность произнесения праздничных такбиров в один голос джама’атом извлекается из различных сообщений от сподвижников, таби’инов и великих ранних имамов:
Так, имам аль-Бухари привёл в своём сборнике «ас-Сахих» следующее сообщение: “Находясь в долине Мина ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) произносил такбир в своём шатре, а находившиеся в мечети, услышав его, тоже произносили такбир, а за ними стали произносить такбир и те, кто находился на рынках. И они стали произносить его так, что вся Мина сотрясалась от такбира”. аль-Бухари 1/461.
Хафиз Ибн Хаджар в отношении этого асара сказал: “Упоминание того, что Мина сотрясалась от такбира – это преувеличение в указании на объединение такбиров посредством громких голосов”. См. “Фатхуль-Бари” 2/461.
Также в отношении данного асара то же самое говорили хафизы Бадруддин аль-‘Айни, аль-Къасталяни, ас-Суюты и аш-Шаукани. См. «‘Умдатуль-къари» 6/292, «Иршад ас-сарий» 2/217, «ат-Тауших» 2/47, «Нейлюль-аутар» 3/388.
Однако некоторые современники считали, что этот асар от ‘Умара не указывает на то, что данное произнесение такбиров было в один голос, и они сказали, что сравнение с содроганием можно достичь, даже если такбиры произносились в разнобой по отдельности, если это делать громким голосом.
Но другие версии этого асара опровергают такое понимание. Например, в версии имама Малика сказано: “На следующий день после дня Жертвоприношения, ‘Умар ибн аль-Хаттаб вышел, когда солнце уже взошло и стал произносить такбиры, и люди стали произносить такбиры вместе с ним. Затем он вышел на второй день, когда солнце взошло, и стал произносить такбиры, и люди стали произносить такбиры вместе с ним. Затем он вышел после заката солнца и стал произносить такбиры, и люди стали произносить такбиры вместе с ним так, что их такбиры слились и голоса стали доходить до Каабы. Тогда люди поняли, что ‘Умар вышел для выполнения обряда бросания камешков”. См. “аль-Мууатта” 1/358.
Более того, в самой достоверной версии этого асара говорится об этом ещё яснее:
‘Убайд ибн ‘Умайр сказал: “Находясь в своём шатре в долине Мина ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) произносил такбир. Услышав его, и находившиеся в мечети начинали произносить такбир. Также услышав его, такбир начинали произносить и те, кто находился на рынках. И они произносили такбир так, что вся Мина сотрясалась от единого такбира. См. “Сунан аль-Кубра” 6267. Сообщение достоверное. См. “Тахридж Сунан аль-Байхакъи” 3/752.
Таким образом, эта версия исключает любые попытки истолковать как-то иначе это сообщение от ‘Умара, и из него становится ясно, что они произносили такбиры в один голос.

Упомянутое сообщение от ‘Умара и другие асары этой главы подобны тем сообщениям, в которых точно также говорится о том, что когда сподвижники произносили «Амин» после прочтения суры «аль-Фатиха», содрогалась мечеть. Никто ведь не станет утверждать, что они произносили «Амин» вразнобой. Дело в том, что если произносить праздничные такбиры в разнобой каждый сам по себе, то будет просто гул и неупорядоченный шум, даже если произносить это громко, тогда как именно единое произнесение такбиров в один голос создаёт впечатление тряски. И на это указывают также и другие асары данной главы, которые лишь усиливают сказанное:
Так, Тамим ибн Саляма рассказывал: “Когда ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) вышел в день праздника Жертвоприношения (‘Ид аль-Адха), то он увидел, что люди не произносят такбир и сказал: «Что с ними, почему они не произносят такбир?! Клянусь Аллахом, им следует это делать! Воистину, я видел нас среди войска, которое было не охватить взором, и человек произносил такбир, и произносил его тот, кто был за ним и так, пока от этого такбира не содрогалось войско. И поистине, между вами и ими такая же разница, как между нижней частью неба и верхней!»” ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” 14/39, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 6201. Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад достоверным. См. “Тахридж Мушкиль аль-асар” 14/39.
Именно так саляфы произносили такбир, повторяя его с одним человеком, а точнее с имамом.

И на то, что саляфы во главе со сподвижниками произносили такбир вместе с имамом, указывают также различные достоверные асары:
Мискин ибн Динар (Абу Хурайра ат-Тейми) говорил: “Я видел, как услышав такбир одного человека в десять дней Зуль-Хидджа, Муджахид сказал: «Почему он не повышает свой голос?! Воистину, я застал их (сподвижников), и человек произносил такбир в мечети, как и произносили его вместе с ним находившиеся в мечети так, что она содрогалась, а затем этот голос доносился до жителей долин и даже до жителей местности Абтух. Поистине, в основе такбир исходит от одного человека»”. Ибн Аби Шейба 4/258.
Этот асар также указывает на то, что саляфы произносили такбир вместе с имамом и в один голос, повторяя за ним.
Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: “Люди произносили такбир, выходя из дома и направляясь на место проведения праздничной молитвы, произнося такбир, пока не выходил имам. Когда же выходил имам, то они замолкали, а если имам произносил такбир, то и они начинали произносить его вместе с ним”. аль-Фирьяби в “Ахкам аль-‘Идейн” 117. Иснад достоверный. См. “Тахридж Ахкам аль-‘Идейн” 59.
‘Абду-р-Рахман ибн Зейд ибн Аслям говорил: “Отправляясь на место совершения праздничной молитвы, мусульманам следует произносить такбиры. Когда они сядут (ожидая имама), они произносят такбиры. А когда приходит имам, то они замолкают. Если же имам начинает произносить такбиры, то они тоже произносят такбиры. И они не произносят такбиры после того, как пришёл имам, кроме как вместе с ним, произнося его такбир”. ат-Табари в “ат-Тафсир” 2/164. Сообщение достоверное. См. “ат-Тасхиль” 3/105.
Имам Малик сказал: “Дело для нас обстоит так, что такбиры в дни ат-Ташрикъа произносятся после обязательных молитв, и лучше всего в этом – такбир имама и людей вместе с ним после завершения молитв”. См. “аль-Мууатта” 1/359.

На правомочность коллективного произнесения праздничных такбиров в один голос также косвенно указывает и следующий хадис:
Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Нам было велено выходить на праздничную молитву, и чтобы мы также велели выходить на неё девственницам, находящимся в своих комнатах, и даже тем, у кого были месячные, которые находились (на праздничной молитве) позади людей, произнося вместе с ними их такбир, обращаясь с мольбами вместе с ними, желая благодати этого дня и искупления грехов”. аль-Бухари 971, Муслим 890.
Имам аль-Бухари сказал: “Женщины произносили такбиры в ночи ат-Ташрикъа за Абаном ибн ‘Усманом и ‘Умаром ибн ‘Абдуль-‘Азизом, совершив молитвы в мечети с мужчинами”. аль-Бухари 2/463.
Комментируя этот асар, хафиз Ибн Раджаб сказал: “Нет разногласий в том, что женщины произносят такбир вместе с мужчинами, произнося его одновременно с ними, если они совершили молитву в джама’ате все вместе. Однако женщина должна понижать свой голос”. См. “Фатхуль-Бари” 9/28.
Сказал аль-Каусадж: “Я сказал (Ахмаду), что Суфьян ас-Саури не считал, что женщина произносит в дни ат-Ташрикъа такбиры, кроме как с джама’атом”. На это Ахмад сказал: “Он прекрасно сказал”. А Исхакъ (Ибн Рахауейх) сказал: “Напротив, женщина произносит такбир и самостоятельно каждый раз, как совершит молитву”. См. “Масаиль аль-Каусадж” 531.
Т.е. мнение Суфьяна и Ахмада состояло в том, что если женщины произносят праздничные такбиры вместе с мужчинами, то нет в этом проблем, так как в таком случае их голос сливается с голосом мужчин и не выделяется.

Имам аш-Шафи’и говорил: “Если люди увидели новолуние месяца Шаууаль, то я считаю желательным, чтобы они произносили такбиры, будь то совместно или же по отдельности. Пусть произносят такбиры в мечетях, на рынках, по дороге, в домах, будь это путники или нет, в любом случае и где бы они ни были, пусть они открыто произносят эти такбиры”. См. “аль-Умм” 2/486.
Также аш-Шафи’и сказал: “Людям следует произносить в праздник Разговения такбиры после захода солнца по отдельности и совместно в любом месте до того времени, пока имам не выйдет для совершения праздничной молитвы”. См. “аль-Умм” 2/519.
Также аш-Шафи’и сказал: “Пусть имам людей произносит такбиры (в дни Хаджа и Ташрикъа) после молитв, и пусть люди произносят их вместе с ним или же каждый по отдельности, произнося их и ночью и днём”. См. “аль-Умм” 2/519.
Эти слова имама аш-Шафи’и ясно указывают на то, что нет никаких проблем в произнесении праздничных такбиров как с джама’атом одним голосом, так и по отдельности.
И если бы по данному вопросу не было ничего, кроме мнения имама аш-Шафи’и, то взять его было бы куда важнее, чем взять мнение учёных поздних поколений! Ведь понимание положений религии таким великим имамом из числа саляфов куда важнее, чем понимание всех поздних поколений вместе взятых.

Вывод:
- Исходя из того, что было упомянуто, можно сделать вывод, что нет ничего плохого и порицаемого в том, чтобы мусульмане произносили праздничные такбиры в два праздника ‘Ида и в три ат-Ташрикъа в один голос джама’атом, как и нет никаких проблем в том, чтобы произносил эти такбиры каждый сам по себе.
- На примере этого вопроса мы вновь становится свидетелями тому, что, несмотря на наличие жёстких и категоричных суждений некоторых учёных по какому-то вопросу, всё же, этот вопрос может быть приемлемым для разногласия среди приверженцев Сунны. Более того, истина может быть как раз в обратном тому или иному строгому мнению. А это очередной раз нам доказывает тот факт, что нельзя торопиться выносить на всеобщее обозрение какое-то мнение в категоричной форме, не изучив тщательно данный вопрос и хотя бы не сделав ссылку на того, кто высказывался так до тебя.
- Что касается тех учёных, которые запретили произнесение такбиров в один голос, называя это нововведением, то на это нет у них прямого довода, кроме общих положений религии, указывающих на то, что в основе любое поклонение является запретным, кроме как если на его правомочность есть шариатский довод. Однако на исключение обсуждаемого положения есть довод, а это – поступки сподвижников и понимание саляфами данного вопроса.
- К примеру, на правомочность произнесения праздничных такбиров после обязательных молитв также нет никакого довода в Коране или в Сунне, но, тем не менее, учёные единодушны в правомочности и даже желательности этого.
- Также, несмотря на наличие общих шариатских текстов, запрещающих повышать голоса при поминании Аллаха, большинство учёных считали желательным произносить праздничные такбиры громким голосом, опираясь на упомянутые асары от сподвижников и саляфов. А что тогда сказать о том, когда нет никакого запрета на коллективное произнесение праздничных такбиров в один голос, но на правомочность чего указывают те же самые асары от саляфов?
- Некоторые исследователи говорили, что о запретности данного поступка не высказывался никто из саляфов, напротив, имам аш-Шафи’и ясно и прямо много раз указывал на то, что в этом нет проблем, о чём было уже сказано.
- И раз громкое произнесение такбиров является религиозным обрядом праздничных дней ‘Ида и Ташрикъа, то их произнесение громким единым голосом никак не противоречит этой цели, напротив, в таком случае оно сильнее в донесении этих такбиров в различные отдалённые места.
- Одним словом, данный вопрос является спорным среди учёных, в котором есть приемлемое разногласие, и кто бы ни последовал за каким-либо мнением по данному вопросу и за каким-либо учёным, тот не заслуживает никакого порицания. Кто желает, пусть произносит эти такбиры самостоятельно, а кто желает, пусть произносит их вместе с другими мусульманами. Главное, чтобы вопрос праздничных такбиров не становился причиной споров и ссор среди мусульман. См. “Сахих фикъх ас-Сунна” 1/603.
И главное, чтобы такбиры произносились чаще в эти великие дни. Ибн Таус рассказывал: “Мой отец (Таус) порицал малочисленное произнесение людьми такбиров в дни Мины (ат-Ташрикъа)”. аль-Факихи в “Ахбару Макка” 2583. Иснад хороший. См. “Тахридж Ахбар Макка” 4/260.
- В заключение очень важно отметить и пояснить то, что если какие-то учёные и дозволяли произносить именно праздничные такбиры в один голос, опираясь на некоторые асары от сахабов и слова имамов, то это не указывает на то, что они так же дозволяли произносить любые слова поминания Аллаха коллективно в один голос. Нельзя в данном случае проводить аналогию и говорить, что таким же образом является узаконенным или желательным произносить джама’атом в один голос и азкары после обязательных молитв, и тальбию при паломничестве, и устраивать определённые коллективные мольбы, и т.п. Напротив, подобное является нововведением!
Кстати, о порицаемости сознательной коллективной мольбе можно прочитать по следующей ссылке:
viewtopic.php?p=65970#p65970

И в заключение, вся хвала Аллаху – Господу миров!
Юсуф абу Малик
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 июн 2014, 00:53
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение Юсуф абу Малик »

АсСаляму алейкум, уважаемые братья.

Есть ли у кого возможность посмотреть в "Фатхуль-Бари" на счет этого зикра, не пропущен ли там один такбир?
А Сальман аль-Фариси говорил: “Делайте такбир так: «Аллаху акбар, Аллаху акбар кабира»”. ‘Абдур-Раззакъ. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 2/536.
الله أكبر، الله أكبر كبيراً
На просторах интернета нашел такой же зикр, только на один такбир больше)

عن سلمان رضي الله عنه قال: «كَبِّرُوا اللهَ: اللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ، اللهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا»
أخرجه البيهقيُّ في «فضائل الأوقات» (٢٢٧) مِنْ طريقِ عبد الرزَّاق. وقال ابنُ حجرٍ في «الفتح» (٢/ ٤٦٢): «أخرجه عبد الرزَّاق بسندٍ صحيحٍ».

Да воздаст Аллах вам благом.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям, брат.
Да, в этой версии такбиры произносятся трижды, а не дважды.
Амин, и тебе!
БаракаЛлаху фик.
Аватара пользователя
Djigit-Mukiz
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 13 окт 2011, 14:49

Re: ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение Djigit-Mukiz »

Салам алейкум!
“Затем ‘Умар ибн аль-Хаттаб вышел после заката солнца и стал произносить такбиры, и люди стали произносить такбиры вместе с ним так, что их такбиры слились и голоса стали доходить до Каабы. Тогда люди поняли, что ‘Умар вышел для выполнения обряда бросания камешков”. См. “аль-Мууатта” 1/358.
“Услышав ‘Умара ибн аль-Хаттаба, такбир начинали произносить и те, кто находился на рынках. И они произносили такбир так, что вся Мина сотрясалась от единого такбира. См. “Сунан аль-Кубра” 6267.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Упоминание того, что Мина сотрясалась от такбира – это преувеличение в указании на объединение такбиров посредством громких голосов”. См. “Фатхуль-Бари” 2/461.
Умм ‘Атыйя (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Нам было велено выходить на праздничную молитву, и чтобы мы также велели выходить на неё девственницам, находящимся в своих комнатах, и даже тем, у кого были месячные, которые находились (на праздничной молитве) позади людей, произнося вместе с ними их такбир, обращаясь с мольбами вместе с ними, желая благодати этого дня и искупления грехов”. аль-Бухари 971, Муслим 890.
Комментируя этот асар, хафиз Ибн Раджаб сказал: “Нет разногласий в том, что женщины произносят такбир вместе с мужчинами, произнося его одновременно с ними, если они совершили молитву в джама’ате все вместе. Однако женщина должна понижать свой голос”. См. “Фатхуль-Бари” 9/28.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Если люди увидели новолуние месяца Шаууаль, то я считаю желательным, чтобы они произносили такбиры, будь то совместно или же по отдельности. Пусть произносят такбиры в мечетях, на рынках, по дороге, в домах, будь это путники или нет, в любом случае и где бы они ни были, пусть они открыто произносят эти такбиры”. См. “аль-Умм” 2/486.
Также аш-Шафи’и сказал: “Людям следует произносить в праздник Разговения такбиры после захода солнца по отдельности и совместно в любом месте до того времени, пока имам не выйдет для совершения праздничной молитвы”. См. “аль-Умм” 2/519.
Также аш-Шафи’и сказал: “Пусть имам людей произносит такбиры (в дни Хаджа и Ташрикъа) после молитв, и пусть люди произносят их вместе с ним или же каждый по отдельности, произнося их и ночью и днём”. См. “аль-Умм” 2/519.
Дважды в год на каждый аль-Ид эта тема поднимается и находятся те, кто не понимает правильного подхода к спорным вопросам среди учёных, упорно называя такбиры джама'атом нововведением, отдавая предпочтение некоторым поздним учёным перед пониманием ранних имамов.
БаракаЛЛаху фикум за эти асары и слова имамов.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение A'mash »

Актуально!
Derkar12
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 янв 2024, 12:25

Re: ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение Derkar12 »

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Да воздаст Аллах вам благом братья.
Вопрос:
Праздничные такбиры нужно читать до или после азкаров??
Да воздаст Аллах вам благом.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

ТАКБИРЫ В 10 ДНЕЙ ЗУЛЬ-ХИДДЖА И ПРАЗДНИКИ АЛЬ-‘ИД

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух.
Амин, и тебе!
Праздничные такбиры нужно читать до или после азкаров??
Сообщения от саляфов указывают на то, что праздничные такбиры в эти дни следует произносить сразу же после салама и до произнесения установленных азкаров.
И это понимается из слов Ибрахима ан-Наха’и и Ибн Аби Лейли, и об этом говорили ы Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и. См. «аль-Асль» (1/218), «аль-Мунтакъа» (3/42), «аль-Маджму’» (5/36).
Имам аль-Мардауи сказал: “Имам произносит такбиры сразу после салама молитвы, находясь на направлению к Каабе, на что указывает передача Ибн аль-Къасима от него (имама Ахмада)”. См. “аль-Инсаф” (5/374).
Абу-ль-Хасан аль-Малики сказал: “Когда наступят дни жертвоприношения, то люди в желательной форме начинают произносить праздничные такбиры после завершения обязательных молитв до того, как начинать произносить слова поминания Аллаха, как «Субхана-Ллах, альхамду ли-Ллях, Аллаху акбар»”. См. “Кифая ат-талиб” (1/395).
Ответить