О произнесении азана нараспев
Содержание
• Введение
• О великом положении азана в Исламе и должном отношении к нему
• О порицании и запрете распевать азан подобно песням
• О том, что является Сунной произносить азан громко, красиво и растягивать его умеренно
• О том, что запрещено произносить слова азана именно подобно песнопению и чрезмерно его удлинять
• Положение (хукм) распевания азана подобно положению чтения Корана нараспев
• Дозволено ли во время азана произносить некоторые слова вибрирующим голосом?
• Ответы обладателей знания по поводу азана муаззина, обратившегося с вопросом
• Порицаемые и запретные ошибки, допускаемые при произнесении азана
• Заключение
بسم الله الرحمن الرحيم
Введение
Введение
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Не так давно ко мне обратился один мусульманин, являющийся постоянным муаззином в мечети в одной из республик Северного Кавказа. Он пожаловался на то, что некоторые прихожане мечети высказывают ему порицание, опираясь на видеоролики некоторых призывающих братьев, мол, он излишне растягивает и распевает азан, а это является нововведением и запрещено, и что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) проявлял за это даже неприязнь.
К сожалению, многие мусульмане впадают в одну из двух крайностей в вопросе азана: одни из них распевают и растягивают азан на целых пять минут, превращая его в песню, а другие полагают, что азан следует произносить обычным тоном подобно обычным словам, нисколько не растягивая его и не придавая какого-либо распева. Но с таким подходом под их порицание может попасть даже известный азан шейха аль-Альбани. Более того, их слова противоречат даже пророческим хадисам, в которых содержится ясное указание на то, что азан следует произносить громким и красивым голосом, к тому же растягивая его умеренно.
В общем, этот брат муаззин попросил меня переслать запись его азана обладателям знания, чтобы они высказались, попадает ли его азан под запретный вид распева или же нет? А также он попросил осветить этот вопрос подробнее, с цитированием слов признанных учёных и указанием на границы запретного вида распевания азана, аргументируя свою просьбу тем, что данный вопрос стал причиной споров и даже ссор в некоторых мечетях.
В связи с упомянутым, с дозволения Всевышнего Аллаха хотелось бы удовлетворить просьбу брата муаззина и поделиться тем, что мне удалось узнать от наших уважаемых шейхов, как и осветить данный вопрос более подробно.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы люди знали (о награде) ожидающей тех, кто произносит слова азана и тех, кто находится в первом ряду (во время общей молитвы), и не нашли бы иного пути для этого кроме жребия, то они обязательно прибегли бы к нему». аль-Бухари (615), Муслим (437).
Къайс ибн Аби Хазим рассказывал: “Когда мы прибыли к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), он спросил нас: «Кто ваш муаззин?» Мы ответили: «Кто-то из числа наших рабов и вольноотпущенников». Тогда он возмутился и махнул рукой, говоря: «Кто-то из числа рабов и вольноотпущенников! Воистину, это – великое упущение с вашей стороны! Если бы я имел возможность произносить азан, несмотря на правление халифатом, то я делал бы это!»” аль-Байхакъи (1/426), Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” (3/177). Достоверность асара подтвердили хафизы Мугълятай, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар. См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” (4/128), “Хуляса аль-Бадр аль-мунир” (1/106), “аль-Маталиб аль-‘алия” (1/130).
Хафиз аз-Захаби в комментариях к этим слова ‘Умара сказал: “Смысл этих слов в том, что обременение правлением халифата не оставляло ему времени, тогда как муаззин должен быть свободным, следить за временами молитв и посвятить себя этому”. См. “аль-Мухаззаб” (1/421).
В этом великом сообщении ‘Умара содержится указание на то, что азан занимает важное положение в религии! Обратите внимание, как отреагировал ‘Умар на то, что произнесение азана в племени Къайса было поручено рабам и вольноотпущенникам. Словно они не придавали азану должного значения и не считали его чем-то важным и значительным, а поэтому поручили его рабам и вольноотпущенникам.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Некоторые обладатели знания говорили: «Эти слова ‘Умара указывают на то, что он желал, чтобы азан в первую очередь произносили почётные люди»”. См. “аль-Аусат” (3/178).
По этой причине имамы даже разногласили, дозволяется ли нечестивому человеку, совершающему открыто грехи, произносить азан? Шейхуль-Ислям Ибн Таймия по поводу этого вопроса сказал: “Касательно азана, произнесённого нечестивцем, известного своим открытым совершением грехов, передаются два мнения (от Ахмада). Но что касается того, чтобы назначать нечестивого грешника постоянным муаззином, то это не допускается без разногласий”. См. “аль-Ихтиярат аль-фикъхийя” (1/134).
Сообщается, что праведный халиф ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я ни о чём не сожалел так, как о том, что не попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать аль-Хасана и аль-Хусейна ответственными за азан”. Салих ибн Ахмад в “аль-Масаиль” (1098). Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ Масаиль Салих” (2/415).
Со слов Абу Махзуры и аль-Хасана (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муаззины являются доверенными мусульман в их молитвах и посте». аль-Байхакъи (1999, 2000), ат-Табарани в “аль-Кабир” (7/176). Хафизы Ибн аль-Муляккъин, аль-Хайсами, аль-Мунауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “аль-Бадр аль-мунир” (3/223), “Маджма’у-ззауаид” (2/2), “ат-Тайсир” (2/451), “Ируа аль-гъалиль” (221).
Комментируя данный хадис, хафиз аль-Мунауи сказал: “Дело в том, что на основании азана муаззинов люди разговляются и на основании него совершают молитвы. И является обязательным для муаззинов прилагать все усилия для того, чтобы произносить азан вовремя, опасаясь того, что постящийся может разговеться до заката солнца, а молящийся совершить молитву до наступления её времени. А кто проявляет халатность в этом деле, то он из числа вероломных, которые ненавистны Аллаху, и тем самым он заслуживает грех”. См. “Файд аль-Къадир” (6/250).
Всё сказанное ясно указывает на великое достоинство азана и необходимость подходить к нему со всей ответственностью.
Следует отметить, что Шариат Всевышнего припас великую награду также и для тех, кто не является муаззином, но повторяет за ним слова азана. Так, ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то один человек сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, муаззины превосходят нас (в награде) по причине произнесения азана!» На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А ты повторяй то же, что и они, а когда закончишь повторять, то обратись к Аллаху с мольбой и получишь ответ»”. Ахмад (6601), Абу Дауд (524). ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Касир, Ибн Хаджар, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (1/306), “аль-Ахкам аль-кубра” (1/251), “Натаидж аль-афкар” (1/367), “Сахих Сунан Аби Дауд” (537).
Следует отметить, что относительно запретности распевать азан передаются некоторые пророческие хадисы, однако все они являются недостоверными.
Среди них хадис, переданный со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): “У Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был муаззин, который произносил слова азана нараспев, и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, азан должен быть лёгким и простым, и если твой азан не таков, то не произноси азан»”. ад-Даракъутни (1/239), Ибн Шахин в “ат-Таргъиб” (564).
Этот хадис не является достоверным. В его иснаде присутствует передатчик по имени Исхакъ ибн Аби Яхья, о котором имам аз-Захаби сказал: “Он – погибший человек, который передавал отвергаемые вещи от надёжных передатчиков”. См. “аль-Мизан” (1/205).
По этой причине имам Ибн Хиббан сказал: “У этого хадиса нет достоверной основы”. См. “аль-Маджрухин” (1/148).
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади сказал, что обладатели знания не опирались на этот хадис. См. “Рисаля лятыфа фи ахадис да’ифа” (36).
Также такие шейхи, как аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали этот хадис очень слабым. См. «Да’иф аль-Джами’» (1406), «Тахридж Задиль-ма’ад» (1/492).
А хафиз Ибн аль-Джаузи поместил данный хадис в свою книгу, посвящённую ложным хадисам. См. “аль-Мауду’ат” (2/380).
Также по поводу запретности распевать азан передаются некоторые асары от Ибн ‘Умара.
Сообщается, что однажды один человек пришёл к Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) и сказал: “Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!” На это Ибн ‘Умар ему ответил: “Засвидетельствуй, что я ненавижу тебя ради Аллаха!” Тот спросил: “За что?!” Ибн ‘Умар сказал: “За то, что ты распеваешь свой азан и берёшь за это плату!” ‘Абдур-Раззакъ (1852), ат-Табарани в “аль-Кабир” (12/264).
Во-первых, следует отметить, что некоторые учёные поясняли данный асар тем, что Ибн ‘Умар высказал эти слова человеку, который брал плату именно за то, что произносил азан красиво нараспев, как это пояснил хафиз Ибн Раджаб. См. “Фатхуль-Бари” (5/219).
Во-вторых, это сообщение является слабым, несмотря на то, что шейх аль-Альбани в одном из своих трудов назвал его установленным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1/104).
Дело в том, что во всех версиях этого сообщения присутствует передатчик по имени Яхья аль-Бакаи, который является слабым передатчиком, а более того, по мнению некоторых имамов, он является даже отвергаемым. По этой причине данное сообщение ослабили этим передатчиком такие хафизы, как Ибн ‘Ади, Ибн аль-Къайсарани и Ибн Хаджар. См. “аль-Камиль” (9/15), “Захыра аль-хуффаз” (3/1660), “ад-Дирая” (2/189).
Также и сам шейх аль-Альбани называл это же сообщение слабым в другом своём труде. Так, об этом сообщении он сказал: “В достоверности данного сообщения от Ибн ‘Умара есть сомнение, поскольку оно опирается на Яхью аль-Бакаи, а он является слабым, как об этом сказано в книге «ат-Такъриб». Поистине, многие имамы называли его слабым, в числе которых ан-Насаи и ад-Даракъутни”. См. “ас-Самар аль-мустатаб” (1/148).
И шейх аль-Альбани сам называл слабыми немало хадисов и асаров, в цепи которых присутствовал передатчик Яхья аль-Бакаи. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1/673, 3/417, 4/473).
Одним словом, данное сообщение от Ибн ‘Умара не является достоверным, несмотря на то что многие используют его в качестве аргумента по данной теме.
Однако достоверно передаётся о порицании распевать азан от некоторых таби’инов.
‘Умар ибн Са’ид аль-Макки рассказывал: “Как-то муаззин стал произносить азан в песенной форме, и тогда халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал ему: «Произноси азан легко, или же покинь нас!»” Ибн Аби Шейба (2396). Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди назвал это сообщение достоверным. См. “Фатауа ас-Са’ди” (737).
Хафизы Бадруддин аль-‘Айни и Закария аль-Ансари в отношении слов: «Произноси азан легко», сказали: “Т.е. без мелодичности и пения”. См. «‘Умдатуль-къари» (5/114), «Тухфатуль-Бари» (2/325).
Хафиз Ибн Хаджар сказал, комментируя эти слова ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза: “Очевидным является то, что он опасался по причине его распевания выхода за рамки смиренности, однако это не указывает на то, что он запретил ему повышать голос при произнесении азана”. См. “Фатхуль-Бари” (2/88).
Несмотря на то, что относительно порицания и запретности распевать азан, нет установленных пророческих хадисов и асаров от сподвижников, учёные были единодушны в том, что нельзя произносить слова азана подобно песнопению! Большинство учёных считало это порицаемым деянием (макрух), а группа учёных считала это запретным (харам). Однако учёные не разногласили в том, что если распевание азана приведёт к тому, что смысл слов станет меняться по причине распева, что подобное становится запретным. Более того, некоторые даже считали, что такой азан является недействительным.
В известной энциклопедии по фикъху говорится: “Факъихи сошлись в том, что мелодичное и песенное произнесение азана так, что к этому добавляется лишний звук или растягивание в начале или в конце слов, является порицаемым, поскольку это противоречит проявлению смиренности и спокойствию. Если же пение азана станет чрезмерным настолько, что будет меняться смысл, тогда это становится запретным без разногласий”. См. “аль-Маусу’ату-ль-фикъхийя” (6/12).
Ибн аль-Къасим сказал: “Малик порицал произнесение азана нараспев, порицая это сильнейшим образом”. См. “аль-Мудаууана” (1/158).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Мне нравится, чтобы азан произносился упорядоченно и чётко, без чрезмерного растягивания и распевания в словах, а также не торопясь”. См. “аль-Умм” (1/107).
Исхакъ аль-Каусадж сказал: “Я спросил Ахмада по поводу распевания азана, и он ответил: «Всё это новшество», словно ему не понравилось это. Также и Исхакъ (Ибн Рахауейх) сказал подобно ему, что это – нововведение”. См. “Масаиль аль-Каусадж” (178).
Хафиз ас-Сархаси сказал: “Распевание слов азана является порицаемым”. См. “аль-Мабсут” (1/138).
Хафиз аль-Мауарди сказал: “Порицается распевать азан, поскольку распев выводит слова азана из рамок правильного его понимания, и потому что саляфы произносили его просто. Поистине, распевание азана внесли иностранцы в своих городах”. См. “аль-Хауи” (2/58).
Хафиз аль-Къуртуби сказал: “И пусть муаззин произносит слова азана спокойно, не делая это нараспев подобно тому, как это делают сегодня многие невежды”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (6/230).
Если об этом говорит имам, живший 800 лет назад, то, что сказать нам о нашем времени, когда практически большинство азанов по всему миру распеваются и растягиваются на целых четыре-пять минут!
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Имам Ахмад касательно распевания слов азана говорил: «Это – новоявленная вещь». Т.е. такого не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Слова о положении распевания слов азана подобны словам о чтении нараспев аятов Корана. Это порицали также Малик и аш-Шафи’и, а Исхакъ ибн Рахауейх сказал: «Это – нововведение», как это передал от него Исхакъ ибн Мансур”. См. “Фатхуль-Бари” (3/429).
Хафиз Ибн аль-Хадж сказал: “И пусть муаззин остерегается того, чтобы произносить азан нараспев, как и следует порицать других за то, что они внесли в азан, что делает азан похожим на песню. Распевать азан подобно песни так, что даже неясно, что они произносят из слов азана, кроме каких-то повышаемых и понижаемых голосов. Это является скверным нововведением, которое внесли не так давно некоторые правители в учреждённых ими школах, из которых это перешло в другие места. Такой вид азана используется в наше время в Шаме. Это является отвратительным нововведением! Ведь смысл азана – это призыв к молитве, и является необходимым, чтобы произносимые в нём слова были понятными для слышащего. А что касается этого азана, то он вообще не является понятным по причине того, что слова в нём произносятся чрезмерно протяжно, походя на песню. Имам Абу Талиб аль-Макки говорил: «Из числа нововведенческих вещей – это распевание азана, что является излишеством и чрезмерностью в нём. Абу Бакр аль-Аджурри, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я покинул Багдад, и не является для меня дозволенным пребывать там, ибо они внесли нововведение во всё, и даже в чтение Корана и произнесение азана нараспев»”. См. “аль-Мадхаль” (2/244).
Шейх ‘Али Махфуз сказал: “Из числа порицаемых нововведений, доходящих до уровня запрета – это распевание азана подобно песням, что влечёт искажение слов азана и его вид посредством лишних звуков, выдержанных пауз, обрывания некоторых букв или же добавляя их, что делается для того, чтобы сохранялся песенный мотив. Подобное недопустимо в азане по единогласному мнению учёных, точно так же, как недопустимо и при чтении Корана!” См. «аль-Ибда’» (стр. 176).
Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти сказал: “Порицается произносить азан нараспев, поскольку азан является поминанием Аллаха и мольбой, которые имеют отношение к наилучшим видам поклонения”. См. “Адуа аль-баян” (8/126).
Шейх Бакр Абу Зейд сказал: “Из числа нововведений, внесённых в азан – это его песенное произнесение на музыкальный манер. Это является запретным согласно единогласному мнению”. См. “Тасхих ад-ду’а” (стр. 376).
‘Абдур-Рахман ибн Аби Са’са’а рассказывал, что как-то Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал его отцу: “Поистине, я вижу, что ты любишь пустыню и пасти овец, и когда ты будешь в своей пустыне, то произнеси азан для молитвы и повышай голос при этом призыве. Ведь, поистине, кто бы ни услышал голос муаззина, будь это джинн, человек или любое иное создание, он станет свидетельствовать за него в День воскрешения”. После чего Абу Са’ид сказал: “Эти слова я слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. аль-Бухари (609).
В известном хадисе со слов ‘Абдуллаха ибн Зейда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда он увидел во сне слова азана и икъама, он рассказал об этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который до этого желал использовать колокол, чтобы собирать людей на молитву. И на этот сон Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Абдуллаху ибн Зейду: «Поистине, это – вещий сон, с дозволения Аллаха. Встань вместе с Билялем и расскажи ему то, что ты видел во сне, и пусть он призовёт на молитву, ибо, поистине, он громче/лучше тебя голосом». Абу Дауд (499), ат-Тирмизи (187), Ибн Маджах (706). Достоверность этого хадиса подтвердили аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хузайма, Ибн ‘Абдуль-Барр, ан-Науауи, Ибн Касир, аль-Альбани. См. “аль-Мунтакъа” (189), “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” (2/259), “Сахих Ибн Хузайма” (370), “аль-Истизкар” (2/299), “Иршад аль-факъих” (1/101), “Сахих Сунан Аби Дауд” (512).
В словах: «он громче/лучше тебя голосом» использовано слово «анда», что несёт в себе значение, как: «громче», так и «красивее», как об этом сказал хафиз Ибн аль-Асир. См. “ан-Нихая” (5/32).
Данный хадис ясно указывает на то, что азан следует произносить красивым и громким голосом, ведь наверняка ‘Абдуллах ибн Зейд также был способен произнести слова азана, которые он увидел во сне. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел произносить азан именно Билялю, выделив этот выбор тем, что у него более красивый и громкий голос.
Имам аль-Мауарди сказал: “Является желательным, чтобы у муаззина был красивый голос, на что указывают эти пророческие слова”. См. “аль-Хауи” (2/57).
А хафиз ан-Науауи, комментируя данный хадис, сказал: “Касательно слов: «анда» было сказано, что речь идёт о том, что его голос был громче. Но также было сказано, что его голос был приятнее. И из данного хадиса извлекается желательность того, чтобы у муаззина был громкий и красивый голос, и это то, в чём единодушны все учёные”. См. “Шарх Сахих Муслим” (4/77).
Имам аш-Шафи’и говорил: “Мне нравится, чтобы муаззин был громкоголосым, чтобы у него был красивый голос, поскольку это приятнее для слышащего азан. И мне нравится, чтобы азан произносился естественно, без чрезмерного растягивания и перехода границ”. См. “Мухтасар аль-Музани” (1/85).
Абу Махзура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покидал Хунайн, я в числе десятерых человек из числа жителей Мекки отправились вслед за ними. Когда они остановились, мы услышали, как они произносят азан. Мы принялись повторять за ними слова азана, издеваясь над ними. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, среди голосов тех людей, я слышу прекрасный голос, произносящий азан», и послал за нами. Когда мы пришли, он стал слушать азан каждого из нас поочерёдно, пока не дошёл до меня, а я был последним. И когда он услышал мой азан, то сказал: «Подойди». Он усадил меня перед собой, погладил меня по голове, призвал на меня благодать трижды, а затем сказал: «Ступай, и произноси азан в Заповедной мечети»”. ан-Насаи (633), Ибн Хузайма (1/200), ад-Даракъутни (903). Имам Ибн Хузайма, хафиз аль-Джауракъани, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Абатыль уа-ссыхах” (530), “Сахих Сунан ан-Насаи” (614).
В некоторых версиях этого хадиса сказано, что обучая его произносить слова азана, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Повторяй и растягивай слова: “Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха”». аль-Бухари в “Халькъу аф’аль аль-‘ибад” (190), ад-Даракъутни (901). Хадис достоверный. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (1/189).
И азан Абу Махзуры был настолько красив, что некоторые ранние поэты из числа курашйитов упоминали об этом в своих стихах. А аз-Зубайр ибн Бакар говорил: “Абу Махзура произносил азан лучше всех, и обладал наилучшим голосом”. См. “аль-Исти’аб” (4/1752).
В этом хадисе содержится ясное доказательство на то, что произнесение азана красивым голосом является весьма важным. Обратите внимание на то, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тщательно подошёл к выбору муаззина, как он обратил внимание на голос Абу Махзуры, который на тот момент был ещё язычником, и как он прослушивал внимательно азан каждого из этих десятерых людей. Более того, по причине красивого произнесения азана он даже назначил новообращённого мусульманина муаззином в Мекке! Всё это указывает на тот факт, что азан желательно произносить красивым голосом.
Абу аз-Зубайр – муаззин аль-Акъсы, рассказывал: “Когда к нам прибыл ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), он сказал мне: «Когда будешь произносить слова азана, то делай это спокойно/медленно, а когда будешь произносить слова икъама, то делай это быстрее»”. Ибн Аби Шейба (2254), ад-Даракъутни (916). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения хорошим. См. “Натаидж аль-афкар” (1/333).
Когда учёных Постоянного комитета спросили: «Каково положение украшения голоса при чтении Корана и произнесении азана?», они ответили: “Если украшение голоса чтением Корана и произнесением азана не достигает уровня пения, то это прекрасно. Ибн аль-Къайим говорил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил красивый голос при произнесении азана и чтении Корана”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (829).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Побуждение повышать голос во время азана указывает на то, что азан следует произносить размеренно”. См. “аль-Умм” (1/107).
Невозможно вообразить, чтобы Шариат побуждал муаззина произносить азан громким, красивым голосом, удлиняя некоторые слова, и чтобы при этом азан звучал без малейшего мотива, словно обычная речь! К тому же общеизвестно, что если произносить азан просто громко без малейшей рифмы, то это будет обычный крик, лишённый красоты.
Имам Абу Мансур аль-Азхари сказал: “Правильным является то, чтобы голос муаззина был с печальной интонацией и мягким, без бедуинской грубости в словах и без слабости, напоминающий голос истощённых поклонением аскетов”. См. “аз-Захир фи гъариб альфаз аш-Шафи’и” (стр. 56).
Невозможно вообразить, чтобы азан следовало произносить громко, красиво, с печальной интонацией и мягко, но при всём этом, чтобы такой азан не сопровождал какой-либо мотив! Воистину, эти вещи нельзя воплотить в произнесении азана, кроме как он будет произноситься нараспев, хотя бы умеренный.
Харб аль-Кирмани сказал: “Я спросил Исхакъа (Ибн Рахауейха): «Следует ли человеку произносить азан нараспев?» Он ответил: «Лёгкое произнесение любимей мне. Но если он берёт плату за распев, тогда я порицаю это! Но если он не берёт за распевание азана плату и это придаёт активности людям, тогда нет в этом проблем»”. См. “Масаиль Харб” (916).
Маликитский имам – Ибн Рушд, живший 950 лет назад, сказал: “Я видел муаззинов в Каире, которые использовали распев, и я полагаю, что аш-Шафи’и и Абу Ханифа дозволяли это. Ведь людские души проявляют смирение, когда слышат такое, и они тянутся к этому”. См. “Мауахиб аль-Джалиль” (1/438).
Воистину, красивый голос имеет сильное воздействие, как говорил Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби: “Сердца покоряются красивому голосу подобно тому, как они покоряются красивому лику”. См. “Ахкам аль-Къуран” (4/5).
Хафиз Туниса и маликитский имам аль-Уббай, живший 750 лет назад, рассказывал: “Когда один иудей отправлял своего сына по делам с рынка Сага в Тунисе, он постоянно задерживался. Этот иудей услышал, что его сын останавливается возле мечети на рынке Фалька и ожидает азана муаззина, обладавшего красивым голосом. Тогда иудей стал опасаться того, что его сын примет Ислам. Он знал муаззина с отвратительным голосом с другой мечети, и как-то дождавшись его азана, он поднял своего сына, дабы он услышал его, и сказал ему: «Он произносит то же самое, что и муаззин возле рынка Фалька»”. См. “Икмаль аль-Икмаль” (2/132).
Ханафитский имам – Фахруддин Къады-Хан, живший 900 лет назад, сказал: “Нет проблем в том, чтобы произносить азан нараспев, и это – украшение голоса, но без того, чтобы изменялся смысл. Однако, если смысл слов азана изменится посредством языковой ошибки, или растягивания, или чего-то иного, тогда это порицается. И то же самое касается чтения Корана”. См. “Фатауа Къады-Хан” (1/76).
Спросили шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково положение произнесения азана нараспев?»
Шейх Мукъбиль ответил: “Распевать азан и украшать голос, в этом нет проблем. Однако чрезмерное растягивание слов не является узаконенным, а более того, это может выглядеть как издевательство. Следует произносить азан естественно, не преступая правила таджуида”. Сл. “Асиля аль-Мадина”.
После процитированного читатель может спросить: «А разве упомянутое в данной главе не противоречит тому, что упоминалось из слов имамов и учёных в предыдущей главе о порицании и даже запрещении распевать азан? К примеру, в предыдущей главе приводились слова имама Ибн Рахауейха, который назвал распевание азана нововведением, а в этой главе приводятся его же слова о том, что он не видел проблем в распевании азана. Как понимать это противоречие?»
На самом деле нет противоречий между данной главой и предыдущей, поскольку в предыдущей главе под «распеванием азана» речь идёт о том, когда муаззин произносит слов азана подобно песнопению и чрезмерно растягивает его, что это даже приводит к изменению смысла слова. Что же касается данной главы, то она указывает на то, что азан следует произносить громко, красиво и с растягиванием слов в рамках приемлемого таджуида, когда азан читается нараспев умеренно. И в этом положении азан подобен чтению Корана нараспев, как это говорили имамы.
Одним словом, произнесение азана или чтение Корана мелодично и нараспев бывает двух видов – запретное и дозволенное.
С дозволения Аллаха хотелось бы разобрать эти положения подробнее, поскольку именно непонимание этих вопросов приводит к препирательствам и неуместным взаимным порицаниям среди некоторых мусульман.
Если читатель был внимателен при прочтении главы о порицании распевания азана, то он должен был обратить внимание на слова учёных, которые говорили о том, что при этом распевании происходит изменение смысла или же азан становится неразборчивым. И бывает так, что муаззин растягивает какое-то слово настолько, что ты уже забываешь, что это за слово и что именно он сейчас произносит.
Сказал аль-Мауарди: “Порицается распевать азан, поскольку распев выводит слова азана из рамок правильного его понимания”. См. “аль-Хауи” (2/58).
Сказал Ибн аль-Хадж: “Распевать азан подобно песни так, что даже неясно, что они произносят из слов азана, кроме каких-то повышаемых и понижаемых голосов. Что касается этого азана, то он вообще не является понятным по причине того, что слова в нём произносятся чрезмерно на песенный манер”. См. “аль-Мадхаль” (2/244).
Сказал ‘Али Махфуз: “Из числа порицаемых нововведений, доходящих до уровня запрета – это распевание азана подобно песням, что влечёт искажение слов азана и его вид посредством лишних звуков, выдержанных пауз, обрывания некоторых букв или же добавляя их, что делается для того, чтобы сохранялся песенный мотив”. См. «аль-Ибда’» (стр. 176).
Эти и подобные слова учёных дают нам представление о том, что не всякое произнесение азана нараспев становится причиной, препятствующей разобрать слова азана и причиной искажения его смысла. Подобное возможно лишь в том случае, если произносить азан подобно песнопению, чрезмерно растягивая или обрывая слова азана там, где это неуместно, дабы подогнать их под песенный мотив. Но общеизвестно, что не любое произнесение азана нараспев становится причиной того, что смысл слов азана нельзя разобрать, не говоря уже о том, чтобы это изменяло значение его слов.
Сказал аль-Джурджани в своём словаре, посвящённом терминам, связанным с основами фикъха и языковедения: “Произнесение нараспев Корана и азана (аль-ляхн) – это удлинение тех слов, которые следует произносить коротко и обрывание слов, которые следует удлинять”. См. “ат-Та’рифат” (стр. 191).
Поясняя слова о том, что произнесение азана нараспев (ат-татриб) порицается, хафиз аль-Къарафи сказал: “Татриб – от слова идтираб, это возбуждённое состояние, которое постигает человека по причине страха или веселья. Произнесение азана в таком состоянии подобно обрыванию голоса и произнесению слов дрожащим голосом. Это было порицаемо по той причине, что азан уподобляется песни. И не следует чрезмерно растягивать слова, однако следует их произносить умеренно”. См. “аз-Захыра” (2/47).
Ибн Фархун относительно понятия «ат-татриб» сказал: “Это удлинение кратких гласных и укорачивание долгих гласных”. См. “Мауахиб аль-Джалиль” (1/438).
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али аш-Шейх сказал: “Чрезмерное удлинение звуков в азане сверх требуемого непозволительно. А если по причине этого изменится смысл, то азан станет недействительным”. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” (2/125).
Поясняя слова о том, что порицается произносить азан нараспев, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Т.е. произносить азан на песенный манер, словно произносятся слова песни”. См. «Шарх аль-мумти’» (2/70).
Спросили шейха аль-Альбани: «Ты упоминал о том, что не дозволено распевать азан. А какой вариант произнесения азана ближе всего соответствует дозволенному?»
Шейх ответил: “Тот вид азана, который произносили старые Надждийцы, а не нынешние. Старый муаззин из Рияда ещё живой и иногда произносит азан. Возьми его азан, но оставь две вещи:
Первое – это чрезмерное растягивание слов «Аллаху акбар». Об этом растягивании мы говорили в мечети, что это не дозволено. Оставь это.
Второе – это разделение им между первым и вторым такбиром, что также противоречит Сунне. Однако ему следовало говорить так: «Аллаху акбару-Ллаху акбар; Аллаху акбару-Ллаху акбар. Ашхаду алля иляха илля-Ллах». И тут можно тянуть до шести харакатов, нет в этом проблем, поскольку это окончание предложения.
Что же касается других муаззинов, то среди них есть такие, кто попал под влияние музыкального мотива, о чём мы уже говорили, поэтому, не следует им подражать”. Сл. “аль-Мутафаррикъат” (№ 30).
Упоминая порицаемые вещи в азане, шейх Бакр Абу Зейд сказал: “Из их числа – удлинение, растягивание гласных, превышающее шесть харакатов. Подобная ошибка распространена среди большинства муаззинов. Подобное является чрезмерностью в растягивании. Ведь общеизвестно, что максимальное удлинение (мадд) состоит из шести харакатов, а то, что превышает это – относится к удлинению (тамтыт), которое вышло за рамки узаконенного и арабского языка”. См. “Тасхих ад-ду’а” (стр. 377).
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Дозволено ли произносить азан нараспев и сильно растягивать гласные?»
Шейх ответил: “Является желательным улучшать голос при азане, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал про Биляля: «Он лучше голосом», т.е. красивее. Поэтому является желательным улучшать голос во время азана. А что касается произнесения азана нараспев, то это запрещается, поскольку он превращает азан в песню. Однако, если распевание является лёгким, то это не навредит. Но если распев является чрезмерным и превращает азан в песню, то это не дозволено”. Сл. “Шарх ‘Умда филь-фикъх”.
Таким образом, нам становится ясно, что учёные запрещали именно чрезмерно распевать и растягивать слова азана, поскольку в таком случае, во-первых, это уподобляет азан песни, а во-вторых, это приводит к изменению смысла его слов.
И с дозволения Аллаха в конце будут приведены примеры порицаемых и запретных ошибок при произнесении азана.
В данном вопросе оба эти положения равнозначны, по причине чего, обсуждая положение одного вопроса, имамы упоминали наряду с ним и другой, ставя их в один ряд.
Имам Ибн Батта сказал: “Из числа нововведений – это чтение Корана и произнесение азана нараспев, уподобляя их песням”. См. “аль-Ибана ас-сугъра” (стр. 343).
Также ханафитский имам Бурхануддин Ибн Маза, передав слова учёных, порицавших читать Коран нараспев, сказал: “По этой причине этот вид чтения нараспев также порицался и во время азана”. См. “аль-Мухит аль-бурхани” (5/315).
Сказал аль-Джурджани: “Произнесение нараспев Корана и азана – это удлинение тех слов, которые следует произносить коротко и укорачивание слов, которые следует удлинять”. См. “ат-Та’рифат” (стр. 191).
По этой причине хафиз Ибн Раджаб сказал: “Слова о положении распевания слов азана подобны словам о чтении нараспев аятов Корана”. См. “Фатхуль-Бари” (3/429).
Одним словом, их положение (хукм) одинаково.
В некоторых пророческих хадисах и асарах содержатся веления читать Коран нараспев, а в других хадисах и асарах это запрещается и говорится о том, что чтение Корана нараспев является признаком Судного Часа. Однако нет между этими сообщениями противоречия, поскольку запрет касается именно пения, когда чтение Корана подобно песнопению, как это, кстати, стали совершать хором в Индонезии в последнее время. Да упасёт нас от этого Аллах!
И как уже было сказано, не каждый «распев» попадает под запретный вид. К примеру, есть немало пророческих хадисов и асаров, побуждающих читать Коран нараспев. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не из нас тот, кто не читает Коран нараспев!» аль-Бухари (7527).
Саляфы разошлись в значении слова «ятагъанна» (нараспев). Одни сказали, что смысл этого хадиса таков: «Не из нас тот, кому не достаточно Корана», поскольку считали, что речь идёт о слове: «истагъна». И это мнение передаётся от Суфьяна ибн ‘Уяйны и некоторых имамов. Однако большинство саляфов, среди которых Ибн Аби Муляйка, ан-Надр ибн Шумайль, Ибн аль-Мубарак, отнесли это слово именно к голосу и к красивому чтению Корана. И данное мнение усиливает следующий хадис:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом пророку, который читает Коран вслух нараспев»”. аль-Бухари (5024), Муслим (789).
Имам Ибн Джарир ат-Табари в отношении данного хадиса сказал: “Этот хадис является доказательством на то, что речь идёт именно об украшении голоса и разумном (умеренном) распевании Корана. А если бы смысл этого был таким, как говорит Суфьян ибн ‘Уяйна, что речь идёт о том, кому недостаточно Корана, то не было бы смысла в упоминании красивого голоса и произнесении Корана вслух. И общеизвестно, что «ат-тагъанни» в словах арабов – это пение красивым и вибрирующим голосом”. См. “Шарх Ибн Батталь” (10/260-261).
Также упомянутое толкование Суфьяна ибн ‘Уяйны обсуждаемого хадиса отвергли Абу ‘Асым ан-Набиль и аш-Шафи’и. См. “Задуль-ма’ад” (1/629).
Со слов аль-Бара ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Украшайте Коран своими голосами». Ахмад (4/283), Абу Дауд (1468). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Альбани достоверным.
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Абу Муса! Поистине, тебе была дарована свирель из числа свирелей семейства Дауда». аль-Бухари (5048), Муслим (793).
В одной из версий данного хадиса передатчик Абу Саляма после этого сказал: “И бывало так, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил Абу Мусе (да будет доволен ими Аллах): «О Абу Муса, напомни нам о нашем Господе». И он начинал читать Коран в его собрании, читая его нараспев”. Абу ‘Ауана в “аль-Мустахрадж” (11/104), Ибн Хиббан (7196).
Также в некоторых версиях этого хадиса есть следующая добавка: “Когда Абу Муса (да будет доволен им Аллах) узнал, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) слушал ночью его чтение Корана, он сказал ему: «Если бы я знал, что ты слушаешь, то я украсил бы для тебя чтение Корана ещё лучше». ‘Абдур-Раззакъ (4178), Ибн Хиббан (7179). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Матьалиб аль-‘алия” (4/70), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3532).
Передавая мнения имамов, считавших дозволенным и желательным читать Коран нараспев, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Они говорили: «Человеческая душа жаждет развлечения и пения, поэтому запретные песни были заменены красивым чтением Корана подобно тому, как всякое запретное и порицаемое деяние было заменено тем, что лучше. Как, например, гадательные стрелы были заменены молитвой Истихара, которая является проявлением истинного единобожия и упованием на Аллаха; прелюбодеяние было заменено никахом; азартные игры были заменены соревнованиями стрельбой и скачками; также и слушание песен Шайтана было заменено слушанием Корана Милостивого. И подобных примеров очень много»”. См. “Задуль-ма’ад” (1/626).
В то же время в некоторых хадисах пришло предостережение от впадения в противоположную крайность и читать Коран подобно песнопению! Со слов ‘Абиса аль-Гъифари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спешите совершать благие дела прежде, чем настанут шесть вещей:
1. Правление глупцов;
2. Увеличение (несправедливых) слуг правителей;
3. Порывание родственных связей;
4. Взятка в (шариатском) суде;
5. Халатное отношение к кровопролитию;
6. И появление людей, которые изберут себе Коран в качестве свирели, которые будут выдвигать человека из их числа, даже если он меньше всех разбирается в религии, чтобы он пел для них (Коран)». Ахмад (3/494), ат-Табарани в “аль-Кабир” (18/36), Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Укъубат” (78). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. «аль-Исаба» (1/346), «Сахих аль-Джами’» (2812).
Хафиз Ибн Касир говорил: “Шариат требует чтение Корана красивым размеренным голосом, который повлечет размышление и понимание Корана, смирение и желание подчиниться его велениям. Что же касается новоявленных песенных голосов, которые подобны развлекательному и музыкальному ритму, то Коран отвергает подобное и строго относится к такому виду чтения. И в Сунне упоминаются строгие тексты относительно подобного чтения!” См. “Фадаиль аль-Къуран” (стр. 19).
Сказал Ибн аль-Хумам аль-Ханафи: “Правильным мнением является то, что если чтение нараспев не выводит буквы из их построения и границ, тогда это дозволяется”. См. “Фатх аль-Къадир” (7/410).
Прекрасным образом разобрал данный вопрос имам Ибн аль-Къайим, который процитировав все мнения и доводы по данному вопросу, заключил: “Разрешение спора в данном вопросе заключается в том, что чтение нараспев бывает двух видов:
Первый вид распева – это то, что происходит естественно, без чрезмерности (излишнего украшения), усилий и специального обучения этому. Если человек начал читать Коран естественным образом, а при этом его чтение стало мелодичным и нараспев, то это дозволено, даже если он украсил своё естественное чтение. Ведь Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы я знал, что ты слушаешь, то я украсил бы для тебя чтение Корана ещё лучше». Человек, охваченный печалью, эмоциями, любовью и тоской, не сможет удержаться от распева при чтении Корана. Ведь души принимают это и наслаждаются этим, поскольку это соответствует естеству, и это лишено излишней чрезмерности и вычурности. Ведь это нечто естественное, а не наигранное, реальное, а не фальшивое. И это то, что практиковали саляфы при чтении Корана и что слушали сами. Это и есть похвальное распевание Корана, которое воздействует на чтеца и слушателя. И именно к данному виду распева следует относить все доказательства сторонников мнения дозволенности.
Второй вид распева – это красивое, мелодичное чтение, которое является искусственным (наигранным), не происходит естественно, однако с излишней чрезмерностью, с усилием и путём обучения и практики, как это происходит в изучении музыкальных тактов, будь они сложными или простыми, с определёнными ритмами, которые не достигаются без обучения и чрезмерного усилия. Именно такой вид порицали и осуждали саляфы, и запрещали чтение Корана таким образом, порицая тех, кто так читал. И доказательства сторонников запрета касаются именно этого вида. И данное разграничение устраняет путаницу и показывает, что правильно, а что нет.
Каждый, кто знаком с положением саляфов, однозначно знает, что они непричастны к неестественному чтению Корана на музыкальный манер, имеющий определённые стихотворные размеры, ритмы, движения и такты. Их богобоязненность была превыше того, чтобы они читали Коран таким образом и допускали это.
Также знакомый с положением саляфов знает, что они читали Коран, придавая голосу печаль и придавая голосу мелодичность. Они делали свои голоса во время чтения красивыми, и могли читать по-разному: с чувством печали, с чувством радости, с чувством тоски. Ведь это исходит от того, что заложено в человеке. И Шариат не запрещает это, более того, побуждает к этому”. См. “Задуль-ма’ад” (1/631).
Исходя из этого прекрасного разъяснения имама Ибн аль-Къайима, нам становится ясно, что не каждое чтение нараспев является запретным и порицаемым. И точно так же, как чтение Корана нараспев бывает двух видов – запретным и дозволенным, точно так же и произнесение азана нараспев бывает запретным и дозволенным. И слова учёных, порицавших в обобщённой форме чтение азана нараспев, следует относить именно к запретному виду распева, тогда как их слова о дозволенности произнесения азана нараспев, следует относить к дозволенному распеву.
Это называется среди факыхов и языковедов «ат-тарджи’», когда во время азана или чтения Корана последние слова при удлинении произносятся вибрирующим голосом.
Поясняя значение слова «ат-тарджи’», хафиз Ибн Хаджар сказал: “Это сравнимо с умножением огласовок при чтении Корана, а основа этого состоит в вибрации (тардид). Тарджи’ голоса – это его горловая вибрация”. См. “Фатхуль-Бари” (9/92).
Вопрос дозволенности данного тарджи’а во время азана, является спорным среди обладателей знания. Те учёные, которые дозволяли тарджи’, опирались на то, что это дозволяется во время чтения Корана, следовательно, это дозволено и в произнесении азана.
‘Абдуллах ибн Мугъаффаль (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал Коран, сидя на своей верблюдице. Он читал мягким голосом суру «аль-Фатх» или часть её, читая Коран вибрирующим голосом”. аль-Бухари (5047).
Следует отметить, что некоторые учёные возразили на данный хадис и аргументацию им в отношении правомочности тарджи’а при чтении Корана. Они сказали, что вибрация голоса Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произошла либо по причине того, что он ехал верхом на верблюдице, которая трясла его, из-за чего его голос содрогался, либо по причине охватившей его большой радости по поводу покорения Мекки в этот день. См. “Файд аль-Бари” (5/491), “Файд аль-Къадир” (2/76).
Однако эти толкования отвергли многие исследователи по нескольким причинам:
Во-первых, как сказал имам Ибн аль-Къайим, сподвижник Ибн Мугъаффаль причислил вибрирующее чтение Корана именно к самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и ничего не сказал о том, что причиной этого тарджи’а была тряска на верблюде или большая радость, и т.п.
Во-вторых, в другой версии этого хадиса передавший его от Ибн Мугъаффаля – Му’ауия ибн Къура сообщил, что с вибрирующим голосом читал Коран сам Ибн Мугъаффаль, как и сам Му’ауия. А когда Шу’ба спросил его: «А как он читал с вибрирующим тоном?» Му’ауия ответил: “Он трижды произносил: «А-а-а»”. аль-Бухари (7540).
Имам Абу ‘Ауана назвал главу, в которой привёл данный хадис, следующим образом: “Упоминание довода, дозволяющего чтецу Корана читать вибрирующим голосом и нараспев”. См. “аль-Мустахрадж” (11/101).
Воистину, передатчики хадисов лучше знают их смысл, чем те, кто жил после них спустя сотни лет!
В-третьих, есть и другие хадисы, указывающие на то, что тарджи’ при чтении Корана является узаконенным. Так, например, Умм Хани (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Находясь в своей палатке глубокой ночью, я слышала голос Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который совершал молитву и вибрировал голосом при чтении Корана”. ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” (2024). Иснад хадиса является хорошим. См. “Асль Сыфа ас-саля” (2/568).
Исходя из упомянутого, некоторые учёные считали тарджи’ во время азана узаконенным, поскольку определение понятия «тарджи’» как при чтении Корана, так и при произнесении азана, идентичны. См. “ас-Сыхах тадж аль-люгъа” (3/1218), “Мухтар ас-сыхах” (1/99), “ат-Таукъиф ‘аля мухимат ат-та’ариф” (стр. 95).
Сказал аль-Хаттаб ар-Ру’айни: “Является желательным, чтобы у муаззина был красивый и громкий голос, а также, чтобы он вибрировал своим голосом. И порицается произносить азан грубым и отвратительным голосом, а также произносить его нараспев”. См. “Мауахиб аль-Джалиль” (1/438).
Следует отметить, что тарджи’ в азане имеет также и другое значение. Хафиз ан-Науауи сказал: “Тарджи’ согласно нашему мнению (шафиитов) соответствует Сунне. После того как муаззин громко скажет: «Аллаху акбар, Аллаху акбар; Аллаху акбар, Аллаху акбар», ему следует произнести слова «Ашхаду алля иляха илля-Ллах; ашхаду анна Мухаммада-ррасулю-Ллах» так, чтобы это было слышно только ему и тем, кто будет находиться поблизости. Это и именуется «тарджи’». После этого он должен вновь уже громко произнести дважды: «Ашхаду алля иляха илля-Ллах; ашхаду анна Мухаммада-ррасулю-Ллах»”. См. “аль-Азкар” (стр. 117).
Однако это уже другая тема и спорный вопрос среди учёных.
Вернувшись к муаззину, обратившемуся с вопросом касательно порицания некоторыми людьми его вида азана.
По следующей ссылке можно прослушать его азан:
https://app.box.com/s/qsu1wvzpiv8nyoj5c9bg26gt9e8t2hor
А по этой ссылке его икъама:
https://app.box.com/s/v4388btocre4vd1uqgd0lcoxh36yv5o1
А вот заданный вопрос и ответы на него обладателей знания, которым по его просьбе я отправил оценить его азан:
Вопрос: «Уважаемый шейх, один муаззин из России попросил меня переслать обладателям знания его азан и икъама, чтобы узнать – попадают ли они под запретный вид распева или нет? Дело в том, что некоторые братья из числа прихожан их мечети порицают его, говоря, что его азан является запретным, ибо он произносит его нараспев. По этой причине у них в мечети, и, кстати, подобное происходит и в других мечетях, бывают взаимные упрёки, доходящие иногда до ссоры. О шейх, не могли бы вы дать оценку его азану? Барака-Ллаху фикум».
Ответ шейха Салима аль-Хиляли:
“Нет в этом азане ничего плохого. Он не является порицаемым! Нет, брат, в нём ничего (плохого), барака-Ллаху фик.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Погибли проявляющие чрезмерность!» Муслим (2670).
Также он сказал: «Кто бы ни стал проявлять чрезмерность в религии, она обязательно одолеет его». Ахмад (5/350), Ибн Аби ‘Асым (95), Ибн Хузайма (1179). Хадис достоверный. См. “Фатхуль-Бари” (1/94), “Зыляль аль-Джанна” (1/46).
Также он сказал: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии». ан-Насаи (3057), Ибн Маджах (3029). Хадис достоверный. См. “аль-Икътида” (1/327), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (5/177).
https://app.box.com/s/6cl7gd2ij16in02vvn1vweqg31tzgpqv
Обратите внимание на то, как шейх аль-Хиляли посчитал порицание данного азана крайностью и излишеством в религии (аль-гъулюу)!
Ответ шейха Басима аль-Джауабры:
“Никаких проблем нет, этот азан отличный. Нет в нём проблем, нет в нём этого растягивания (чрезмерного). Это – отличный азан. Барака-Ллаху фик”.
https://app.box.com/s/rda9b7gb5pjjp4ia8purfi7prmn767ie
Ответ шейха ‘Усмана ас-Салими:
“Да хранит вас Аллах, дорогой брат.
В произнесении этого азана нет никаких проблем. Я прослушал это, да хранит вас Аллах, отличное произнесение азана. О если бы все муаззины произносили азан подобно этому брату. Нет в этом азане ничего плохого, он благой. Нет в нём ни малейшей проблемы, барака-Ллаху фик. Хвала Аллаху, нет в нём пения и чего-то (порицаемого).
Передавай салам этим братьям, задавшим вопрос. И пусть Аллах воздаст им благом за их стремление (к истине). И передай им, что нет проблем в этом азане”.
https://app.box.com/s/b6wmeha70tvjrbm00ejvo03hxb9pch6v
Ответ шейха ‘Адиля ас-Субай’и:
“Когда ‘Абдуллах ибн Зейд известил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о своём сне про азан, и ему это понравилось, он велел ему рассказать об этом Билялю и пояснил причину этого, сказав: «Поистине, он лучше тебя голосом», т.е. его голос приятнее. И это указывает на то, что именно в азане является узаконенным, чтобы он был упорядоченным. Однако, чтобы его растягивание было естественным в рамках чтения Корана, чтобы не было в этом чрезмерного растягивания. В этом случае нет проблем. И я не знаю никого из числа обладателей знания, кто запрещал бы такой азан.
Эти братья (порицающие), я не знаю, на что они опираются в этом. Вероятно, они посчитали это распевом, когда некоторые люди удлиняют чрезмерно гласные, как это делают некоторые братья из Египта. Да, это порицаемая вещь. Именно это имеют в виду факъихи в своих трудах, что порицается чрезмерное удлинение во время азана и в частности во время икъама сильным порицанием. Ведь в икъамате не узаконен распев, так как икъама произносится быстро. Барака-Ллаху фик.
А что касается азана этого брата (с России), то он является благим, и икъама его благая, нет в этом никаких проблем”.
https://app.box.com/s/stck394jg3u10khnhn1we2pd3z1ckb2j
Следует отметить, что среди ошибок в произнесении азана есть такие, которые порицаются, а есть такие, которые запрещены и даже делают азан недействительным.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Ошибки в азане бывают двух видов:
Первый вид, когда азан не будет действительным, и это когда меняется смысл.
Второй вид, когда азан является действительным, но нежелательным, когда ошибка не приводит к изменению смысла”. См. «Шарх аль-мумти’» (2/70).
Среди опасных ошибок – это растягивание неудлиняемых букв, как удлинение буквы «А» в имени «Аллах», говоря: «Ааааллаху акбар, Ааааллаху акбар», поскольку в таком случае это является не утверждением, а вопросом: «А Аллах велик?»
Сказал Ибн Нуджайм: “В книге «аль-Мабсут» говорится, что если человек будет тянуть букву «алиф» в имени «Аллах», то речь уже идёт не об Аллахе, и есть опасение для такого человека неверия, если он делает так специально. И то же самое касается того, чтобы тянуть букву «алиф» в начале слова «ааакбар» или после буквы «ба», говоря: «акбааар», так как акбааар – это множественное число от кабар, что означает «барабан», а также было сказано, что это имя шайтана”. См. “аль-Бахр ар-раикъ” (1/332).
То же самое касается произнесения азана, особенно некоторыми турками, которые вместо: «Аллаху акбар», говорят: «Аллаху экбер», а иногда это слышится как «Аллаху икбар». Подобное также строго запрещено, ибо является не возвеличиванием Аллаха, а Его руганью, так как «икбар» - это одно из названий месячных. См. «аль-Маджму’» (2/342), «ан-Нахр аль-фаикъ» (1/128).
Ибн Къудама сказал: “Нельзя оставлять произнесение буквы «h» в имени «Аллаh» и слове «ас-саляh», как и букву «х» в слове «аль-фалях»”. См. “аль-Мугъни” (2/90).
Абу Бакр Ибн Аби Дауд сказал: “Однажды аль-А’маш проходил мимо муаззина, который не произносил букву «h», и сказал: «Пусть не произносит для вас азан тот, кто не произносит букву «h»”. ад-Даракъутни в “аль-Атраф” (5/432).
Речь идёт о том, когда муаззин не проговаривает букву «h» в имени Аллаха или в слове «ас-саляh», говоря «Алла» и «саля».
Также из числа ошибок в азане следующие виды произнесения:
- «Аллаха акбар» и «расуля-Ллах». См. “Фатауа Ибн Ибрахим” (2/124).
- «Ааашхаду», поскольку в таком случае это становится вопросительной формой, а не утвердительной. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (12/166).
- «Аллахху акбару-Ллахху акбар», удваивая букву «h» в имени Аллаха.
- «Мухаммаду-ррасулю-Ллах»
- «Аллаху уакбар».
- «Ишхаду алля иляха илля-Ллах»
- Пауза между словами «ля иляха» и «илля-Ллах».
- Пауза между словами «Ашхаду ан» и «ля иляха илля-Ллах».
- Не произнесение буквы «h» в слове «ас-саляh», говоря «Хаййя ‘аля-ссаляяя», и в таком случае идёт призыв не к молитве, а к огню, ибо «саля» – одно из названий огня.
- Чрезмерное растягивание в слове «Хаййааа».
- Произнесение буквы «та», вместо «hа» в слове «Хаййя ‘аля-ссалят».
- Произнесение тануина в слове «Мухаммадан расулю-Ллах», тогда как следует произносить правильнее «Мухаммада-ррасулю-Ллах».
- Произнесение слов в икъамате: «Къад къамату-ссаляти, къад къамату-ссаляh», тогда как следует произносить «Къад къамати-ссаляту, къад къамати-ссаляh». См. “Ахкамуль-азан уа-ннида уаль-икъама” (стр. 165-166), “Танбих аль-анам лима филь-азан мин ахта уа аухам” (стр. 5-6).
Кстати, учёные также порицали, чтобы азан произносил косноязычный, а также тот, кто шепелявит или картавит, будучи неспособным выговорить правильно те или иные буквы. Сказал Мансур аль-Бухути: “Порицается произнесение азана тем, кто страдает сильным косноязычием, а если искажённые им буквы изменят смысл, тогда азан будет недействительным”. См. «ар-Рауд аль-мурби’» (стр. 66).
В комментариях к его словам шейх Ибн Баз сказал: “Например, как тот, кто говорит: «Аллаху акбагъ», это недопустимо, это изменяет смысл. Такой человек произносит букву «р», как «гъ»”. Сл. “Шарх ар-Рауд” (№ 12).
Если же иностранец не в состоянии из-за непривычности выговорить все буквы должным образом, и нет того, кто может это сделать, как положено, то его азан считается действительным.
Спросили шейха Ибн Джибрина: «Иностранец, не знающий арабского языка, который не в состоянии правильно произносить буквы, как, например, тот, кто говорит: «Хаййя ‘аля-ссаляh», произнося слово «Хаййя» через букву «h», каково положение его азана?»
Шейх ответил: “Его азан действительный, и такой человек имеет оправдание, поскольку это максимум, на что он способен. Однако азан должен произносить тот, кто лишён ошибок в произношении и правильно выговаривает слова”. См. “аль-Муфид фи такъриб ахкам аль-азан” (стр. 42).
Что касается того, что упоминается в некоторых книгах по фикъху, что якобы Биляль (да будет доволен им Аллах) во время азана вместо «ашхаду» произносил «асхаду», поскольку не мог выговорить буку шин, то это не имеет никакой достоверной основы! Хафиз Ибн Касир сказал: “Биляль был самым красноречивым из людей, а не таким, как это полагают некоторые люди, что вместо буквы «ш» он произносил букву «с». И дело даже дошло до того, что некоторые люди стали передавать по этому поводу хадис, не имеющий никакой основы, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) якобы сказал: «Поистине, буква “син” Биляля, является буквой “шин” для Аллаха»”. См. “аль-Бидая” (5/432).
Исходя из всего, что было изложено, нам стало ясно, какое важное положение занимает азан в Исламе. Как и стало ясно исходя из пророческих хадисов, что азан следует произносить громким и красивым голосом, удлиняя умеренно последние слова предложения.
Также нам стало ясно, что, несмотря на отсутствие достоверных пророческих хадисов и асаров от сподвижников, является нововведением и порицается по единогласному мнению учёных произносить азан на песенный манер. Если же этот песенный мотив станет причиной неразборчивости азана или изменения его смысла, то это будет запрещено, а сам азан станет недействительным. См. «Масаиль аль-Каусадж» (178), «аль-Мабсут» (1/138), «аль-Маусу’ату-ль-фикъхийя» (6/12).
Также нам стало ясно о причине порицания и запрещения учёными азана нараспев: Азан – это великие и важные слова поминания Аллаха, являющиеся девизом и обрядом Ислама, а распевание азана уподобляет его нечестивым песням, лишает его смиренности, становится причиной искажения смысла слов азана и делает его неясным. См. «аль-Хауи» (2/58), «аль-Мадхаль» (2/244), «аль-Ибда’» (стр. 176).
Также нам стало ясно, что к порицаемому и запретному произнесению азана нараспев имеет отношение – чрезмерное растягивание слов азана, когда удлинение гласных превышает шесть харакатов. См. «ат-Та’рифат» (1/191), «аль-Мауахиб аль-Джалиль» (1/438), «Тасхих ад-ду’а» (стр. 377).
Также нам стало ясно, что порицается произносить азан грубым, некрасивым и вялым голосом. См. «аз-Захир» (стр. 56), «Мауахиб аль-Джалиль» (1/438).
Как и стало ясно, что положение произнесения азана нараспев подобно положению чтения Корана нараспев. См. «Задуль-ма’ад» (1/631), «Фатхуль-Бари» (3/429).
И точно так же, как чтение Корана нараспев бывает двух видов – запретным и дозволенным, точно так же и произнесение азана нараспев бывает запретным и дозволенным.
Одним словом, если произносить азан нараспев, не переходя при этом рамки дозволенного и правил таджуида, не уподоблять его ритм музыкальным песням, не растягивать чрезмерно, а делать это естественным образом, не нарушая правил арабского языка, то, с дозволения Аллаха, нет в этом никаких проблем.
Также в заключение хотелось бы сделать наставление нашим братьям из числа искателей шариатского знания, чтобы они тщательно изучали вопрос, с которым выходят в свет, дабы за этим не последовало ошибочного понимания и неуместного порицания. Чтобы они не оставляли вопрос неразобранным до конца, давая повод своим слушателям самим додумывать что и как. Ведь саляфы во главе со сподвижниками строго предостерегали от этого. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если ты расскажешь о чём-либо людям, что не доведёшь до их ума, то это обязательно станет для некоторых из них смутой”. Муслим (1/11).
Просим Всевышнего Аллаха о полезном и благом знании, стойкости на Его пути и следовании пророческой Сунне во всех словах и делах!
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам и всем,
кто искренне последовал по их пути!
Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам и всем,
кто искренне последовал по их пути!