Этикет (адаб) чихания в Исламе
Содержание
• Введение
• О том, что является Сунной воздать хвалу Аллаху после чихания
• Прекрасная традиция, связанная с чиханием, берёт своё начало от Адама (мир ему)
• О том, что Аллах любит чихание
• О том, что благопожелание тому, кто воздал хвалу Аллаху после чихания, является правом мусульман друг перед другом
• Обязаны ли все услышавшие восхваление Аллаха обратиться к чихнувшему с благопожеланием?
• О том, что является желательным ответить тому, кто обратился за тебя с благопожеланием
• О видах восхваления Аллаха и мольбах при чихании
• О том, что нельзя заменять установленные слова поминания Аллаха, связанные с чиханием
• Если человек не воздал хвалу Аллаху при чихании, или воздал, но про себя, то за него не обращаются с благопожеланием
• Если человек не услышал от чихнувшего восхваление Аллаха, но полагает, что он сделал это, следует ли в таком случае обратиться за него с благопожеланием?
• Если человек чихнул более трёх раз, то за него уже не обращаются с благопожеланием
• Если человек чихнул и восхвалил Аллаха, но рядом никого нет, следует ли ему обратиться с благопожеланием за самого себя?
• Могут ли посторонние мужчины и женщины обращаться друг к другу с благопожеланием при чихании?
• Если чихнул немусульманин и воздал хвалу Всевышнему, следует ли обратиться за него с благопожеланием?
• Если чихнул немусульманин и не восхвалил Всевышнего, можно ли пожелать ему здоровья?
• О том, что является Сунной во время чихания прикрывать лицо и приглушать звук
• Следует ли напоминать тому, кто чихнул и не воздал хвалу Аллаху, чтобы он восхвалил Аллаха?
• Следует ли восхвалить Аллаха тому, кто чихнул во время совершения молитвы
• Как поступить тому, кто чихнул во время пятничной проповеди?
• Если чихнул младенец или сумасшедший, следует ли вместо них воздавать хвалу Аллаху?
• Если человек чихнул в туалете, следует ли ему восхвалить Аллаха?
• Недостоверные хадисы, связанные с чиханием
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Поистине, подражание Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), как в религиозных обрядах поклонения, так и в бытовых вещах, связанных с тем или иным этикетом – из причин достижения счастья для каждого мусульманина, как в мире этом, так и в мире ином. Да и как может быть иначе, если сам Всевышний Аллах говорит в Коране: «В Посланнике Аллаха для вас был прекрасный пример, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33: 21).
В толковании этого аята хафиз аль-Къуртуби сказал: “Пример – это тот, кому подражают, к кому причисляют себя, за кем следуют во всех его делах и берут с него пример во всём”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (8/149).
И наши праведные предшественники во главе со сподвижниками старались во всём подражать и следовать за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что даже начинали любить ту еду, которую любил он. Так, например, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) любил тыкву”. Ахмад (3/177), Ибн Маджах (3302), Абу Я’ля (3243). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Муфлих, Мугъультай, ас-Сан’ани, аль-Альбани. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (3/39), “ат-Тануир” (11/16), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2127).
После чего Анас сказал: “И я тоже люблю тыкву по той причине, что её любил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Абу аш-Шейх в “Ахлякъ ан-наби” (665).
И наш любимый Посланник (мир ему и благословение Аллаха) обучил свою общину всем вещам, как большим, так и малым, оставив нам самые прекрасные и красивые адабы.
Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то один многобожник сказал мне: «Ваш Пророк научил вас всему, и даже как справлять большую нужду!» На что я ответил ему: «Конечно!»” Муслим (262).
И из числа прекрасного этикета, который мы унаследовали от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это положения, связанные с чиханием.
В этом небольшом послании хотелось бы поделиться с мусульманами некоторыми важными и прекрасными адабами, связанными с чиханием, на которые указывают достоверные хадисы и асары.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт, то пусть скажет: “Аль-Хамду ли-Ллях” (Хвала Аллаху). А если он скажет это, то является обязательным для каждого мусульманина, услышавшего это, сказать ему: “Ярхамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах)». аль-Бухари (6224, 6226).
Чихнувшему следует воздавать хвалу Аллаху независимо от того, один он или среди людей.
Объясняя одну из причин мудростей, почему во время чихания узаконено воздавать хвалу Аллаху, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Во время чихания узаконено воздать хвалу Аллаху, поскольку при чихании происходит содрогание всего тела подобно тому, как при землетрясении содрогается земля, а выделяемый при чихании воздух мог бы нанести тяжёлый вред мозгу, если бы не вышел”. См. “Задуль-ма’ад” (2/400).
Ибн Малик аль-Ханафи сказал: “То той причине, что Законодатель включил чихание в число милостей, было узаконено воздать после этого хвалу Аллаху”. См. “Шарх аль-Масабих” (5/199).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах создал Адама, он чихнул, и Аллах внушил ему, чтобы он произнёс: “Хвала Аллаху”, на что Аллах ему ответил: “Да помилует тебя Аллах”. И поэтому милость Аллаха опережает Его гнев». Ибн Хиббан (6164), аль-Баззар (15/17). Хафиз Ибн Касир назвал иснад этого хадиса неплохим, а шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали его хорошим. См. “Тахридж аль-Бидая уа-ннихая” (1/134), “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” (14/36).
В другой версии данного хадиса сказано: «Когда Аллах создал Адама (мир ему) и вдохнул в него душу, тот чихнул и сказал: “Хвала Аллаху” (Аль-Хамду ли-Ллях), и таким образом он восхвалил Аллаха по Его воле. Тогда Господь сказал ему: “Да помилует тебя Аллах, о Адам! Ступай к тем ангелам, которые сидят в собрании, и скажи им: “Мир вам” (ас-Саляму ‘аляйкум)”. Ангелы ответили Адаму: “И тебе мир и милость Аллаха” (уа ‘аляйка ас-салям уа рахмату-Ллах)”. А когда Адам вернулся к своему Господу, Он сказал: “Воистину, таково будет приветствие твоё, и приветствие сынов твоих между собой”». ат-Тирмизи (3368), аль-Баззар (8478). Хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль ибн Хади подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Мухаззаб” (8/4149), “Сахих Сунан ат-Тирмизи” (3368), “ас-Сахих аль-муснад” (2/393).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “По той причине, что Аллах пожелал Адаму (мир ему) милости прежде, чем Адам ослушался Его, итогом его было прощение. Поистине, милость Аллаха опережает Его наказание и гнев”. См. “Мифтаху дари-сса’ада” (стр. 618).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту. Поэтому, если кто-то из вас чихнул и воздал хвалу Аллаху, то каждый мусульманин, который услышал его, обязан сказать ему: “Да помилует тебя Аллах” (Ярхамука-Ллах)”. А что касается зевоты, то, поистине, она – от шайтана, так пусть же каждый сдерживает её насколько сможет, ибо, когда кто-то из вас зевает, издавая звук: “Ха-ха”, шайтан смеётся над ним». аль-Бухари (6223).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Поистине, Аллах любит чихание, поскольку в нём узаконено восхвалять Его, а также обращаться к чихнувшему с благопожеланием. Однако речь идёт о чихании, не являющемся причиной насморка”. См. “Фатхуль-Бари” (10/607).
Что же касается того, что Аллах не любит зевоту и что она от шайтана, то некоторые учёные говорили, что данный хадис не указывает на то, что шайтан является причиной зевания в буквальном смысле. Однако суть того, что шайтан смеётся над зевающим человеком в том, что внешний вид человека искривляется при зевании. См. “аль-Манхаль” (2/187).
Другие же учёные считали, что на самом деле шайтан вызывает зевоту, особенно когда человек зевает и издаёт при этом звуки. Ведь зевота зачастую бывает не только от усталости и желания поспать, однако, она также бывает по причине чрезмерного переедания и лени, а эти качества любимы для шайтана. См. “Фатхуль-Бари” (10/612), “Файд аль-Къадир” (3/279), “аль-Манхаль” (2/187).
К тому же в Сунне пришло указание на то, чтобы прикрывать рот рукой или одеждой во время зевоты, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-либо из вас будет зевать, то пусть прикроет рот рукой, ибо шайтан входит». Муслим (2995).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу».
Его спросили: “Какие, о Посланник Аллаха?”
Он ответил: «Если ты встретишь мусульманина, поприветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)». Муслим (2162).
И тут возникает вопрос: «Является ли благопожелание чихнувшему обязательным или же это является желательным?»
Имам ат-Тирмизи назвал главу, в которой привёл хадисы по данной теме, следующим образом: “Глава о том, что передаётся касательно обязательности обратиться с благопожеланием к тому, кто восхвалил Аллаха после чихания”. См. “ас-Сунан” (3/126).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Данные слова ат-Тирмизи указывают на то, что он считал это обязательным”. См. “Тахзиб ас-Сунан” (3/395).
Имам аш-Шаукани сказал: “Под словами «обязанности мусульманина» имеются такие поступки, которые нельзя оставлять и исполнение которых является либо обязательным (уаджиб), либо близким к обязательному, что тоже оставлять не следует. В словосочетании «хаккъ аль-муслим» (права мусульман) слово «хаккъ» используется в обоих предыдущих значениях, ведь арабское слово «аль-хаккъ» используется в значении чего-то обязательного, как об этом упомянул Ибн аль-А’раби. Также это слово используется в значении чего-то необходимого, как и в значении «правдивость» и др. Ибн Батталь говорил, что в данном хадисе под словом «аль-хаккъ» подразумевается проявление взаимного уважения и дружбы”. См. “Нейль аль-аутар” (4/21).
Несмотря на разногласия в вопросе обязательности благопожелания чихнувшему, нет никаких сомнений в том, что лучше соблюдать эту прекрасную традицию по следующим причинам:
- тем самым человек выходит из разногласия и не оставляет пророческое веление;
- заслуживает награду, выполняя Сунну;
- благопожелание чихнувшему сближает мусульман;
- обратившись с благопожеланием к чихнувшему, ты сам заслуживаешь в ответ мольбу, и т.п.
Хафиз Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Из числа польз обращения с благопожеланием чихнувшему – сближение и любовь между мусульманами; воспитание чихнувшего в удержании души от высокомерия; побуждение его к проявлению скромности, ведь пожелание ему милости Аллаха напоминает ему о грехах, от которых не защищены большинство людей”. См. “Фатхуль-Бари” (10/602).
В данной главе весьма уместна удивительная история, произошедшая с имамом Абу Даудом. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Ибн ‘Абдуль-Барр передал через отличный иснад, что однажды, когда Абу Дауд – автор сборника «ас-Сунан», был на корабле, он услышал, как кто-то с берега чихнул и восхвалил Аллаха. Тогда он взял в аренду лодку за один дирхам и поплыл к чихнувшему, чтобы обратиться к нему с благопожеланием. После этого он вернулся на корабль. Когда же Абу Дауда спросили о причине того, что он сделал, он ответил: «Быть может, этот человек из числа тех, кому Аллах отвечает на мольбы». Когда же они легли спать, то услышали, как кто-то говорит: «О находящиеся на лодке! Поистине, Абу Дауд купил у Аллаха Рай за один дирхам!»” См. “Фатхуль-Бари” (10/610).
Свят Аллах! Какими же великими были наши праведные предшественники, и как же сильно они любили воплощать пророческую Сунну. Да помилует Аллах имама Абу Дауда!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт, то пусть скажет: “Альхамду ли-Ллях”. А если он скажет это, то является обязательным для каждого мусульманина, услышавшего это, сказать ему: “Ярхамука-Ллах”». аль-Бухари (6224, 6226).
Учёные из числа считавших обязательным обратиться с благопожеланием за чихнувшего, разногласили в отношении данного хадиса. Некоторые из них говорили, что, если человек чихнул среди группы мусульман и восхвалил Аллаха, то если один из присутствующих обратился за него с благопожеланием, с остальных данная обязанность спадает. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (2/344).
И в этом они проводили аналогию с ответом на салам, когда в случае ответа одним человеком из группы, обязанность ответа спадает с остальных.
Другие же посчитали, что ответить ему должны все услышавшие, как на это указывает внешнее понимание данного хадиса.
В любом случае, всё же лучше обратиться с благопожеланием за чихнувшего в случае восхваления им Аллаха всем услышавшим это. Ведь, во-первых, тем самым они выходят из спорного мнения, а во-вторых, чем больше людей обратится с мольбой за мусульманина, тем лучше.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт, то пусть скажет: “Хвала Аллаху” (Альхамду ли-Ллях). Если он скажет это, то является обязательным для каждого мусульманина, услышавшего это, сказать ему: “Да помилует тебя Аллах” (Ярхамука-Ллах). И если ему скажут это, то пусть ответит: “Да поведёт вас Аллах прямым путём и исправит ваши дела” (Яхди́куму-Ллах уа юслиху бáлякум)». аль-Бухари (6224).
Следует отметить, что некоторые учёные считали, что обратиться с благопожеланием к чихнувшему следует вслух, чтобы он слышал это подобно тому, как он сам восхвалил Аллаха вслух. Хафиз Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Не является действительным ответ на салам, кроме как чтобы ответ услышал тот, кто поприветствовал тебя саламом, если только поприветствовавший не является глухим. Является необходимым, чтобы он шевелил своими губами (а не отвечал в душе), и то же самое касается обращения с благопожеланием за чихнувшего”. См. «‘Умдатуль-Къари» (8/11).
Кстати, здесь следует отметить, что такой великий имам из числа последователей сподвижников, как Ибрахим ан-Наха’и, не знал об этих хадисах. И по этой причине по поводу ответа: «Да поведёт вас Аллах прямым путём и исправит ваши дела», он сказал: “Так говорят хариджиты, поскольку они не обращаются с милостью и прощением за мусульман”. ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” (4/302).
Харб аль-Кирмани сказал: “Ахмад говорил: «Этот хадис передаётся через различные пути от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)», и он порицал слова Ибрахима, сказавшего: «Это внесли хариджиты», удивляясь его словам”. См. “Масаиль Харб” (2/873).
В упомянутом примере содержится очередное подтверждение тому, что ни один имам, каким бы он великим ни был, не в состоянии охватить все пророческие хадисы и все положения религии!
Кстати, если хариджиты были известны тем, что говорили мусульманам лишь слова: «Да поведёт вас Аллах прямым путём и исправит ваши дела», не испрашивая для них милости Аллаха и прощения, то другая секта, а это – мурджииты, напротив, запрещала так обращаться к мусульманину. Ведь они считали, что мусульманин, произнёсший свидетельство веры является полноценным верующим и следующим прямым путём, и не нуждается в том, чтобы ему желать прямого пути. Имам Ибн Хузайма по поводу хадиса, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взывал к Аллаху о прямом пути, сказал: “В этом содержится довод, указывающий на невежество тех, кто заявлял из числа мурджиитов, что нельзя чихнувшему отвечать тому, кто обратился к нему с благопожеланием словами: «Да поведёт вас Аллах прямым путём и исправит ваши дела». А ведь сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), которого Аллах облагодетельствовал пророчеством, просил Аллаха о прямом руководстве в том, в чём люди разногласили. А мурджииты заявляют, что мусульманину нельзя просить у Аллаха о прямом пути!” См. “Сахих Ибн Хузайма” (2/185).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт, то пусть скажет: “Хвала Аллаху” (Альхамду ли-Ллях). Если он скажет это, то пусть его брат или друг скажет ему: “Да помилует тебя Аллах” (Ярхамука-Ллах). И если ему скажут это, то пусть ответит: “Да поведёт вас Аллах прямым путём и исправит ваши дела” (Яхди́куму-Ллах уа юслиху бáлякум)». аль-Бухари (6224).
Это является самым достоверным из того, что передаётся в данной главе.
Со слов Ибн Мас’уда и Салима аль-Ашджа’и (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт, то пусть скажет: “Хвала Аллаху – Господу миров” (Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин). А ему следует сказать: “Да помилует тебя Аллах” (Ярхамука-Ллах). А он пусть им ответит: “Да простит Аллах нас и вас” (Ягъфиру-Ллаху ляна уа лякум)». ат-Табарани в “аль-Кабир” (7/58), аль-Хаким (4/296). Хадис достоверный. См. «аль-Ахкам ас-сугъра» (2/829), «Сахих аль-Джами’» (686).
Со слов ‘Али ибн Аби Талиба, Абу Айюба аль-Ансари и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт, то пусть скажет: “ Хвала Аллаху в любом положении” (Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли хáль). А тем, кто вокруг него следует ему сказать: “Да помилует тебя Аллах” (Ярхамука-Ллах). А он пусть им ответит: “Да поведёт вас Аллах прямым путём и исправит ваши дела” (Яхди́куму-Ллах уа юслиху бáлякум)». Ахмад (1/120), Абу Дауд (5033), ат-Тирмизи (2741). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (687), «Тахридж аль-Муснад» (973).
Таким образом, чихнувшему узаконено произнесение следующих видов восхваления Аллаха:
- “Альхамду ли-Ллях”.
- “Альхамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин”.
- “Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли хáль”.
Имам ат-Табарани сказал, что чихнувший может выбирать между этими видами. См. “Фатхуль-Бари” (10/601).
Хафиз ан-Науауи сказал: “Единодушны учёные в том, что чихнувшему является желательным сказать после этого: «Аль-Хамду ли-Ллях». Если же он скажет: «Аль-Хамду ли-Лляхи Раббиль-‘алямин», то это лучше. А если скажет: «Альхамду ли-Лляхи ‘аля кулли хáль», то это будет ещё лучше”. См. “аль-Азкар” (стр. 240).
А чихнувшему, которому на восхваление им Аллаха сказали: «Ярхамука-Ллах», узаконено ответить следующими способами:
- “Яхди́куму-Ллах уа юслиху бáлякум”.
- “Ягъфиру-Ллаху ляна уа лякум”.
Хиляль ибн Ясаф рассказывал: “Однажды, когда мы находились в обществе Салима ибн ‘Убайда (да будет доволен им Аллах), один человек чихнул и сказал: “ас-Саляму ‘алейкум” (Мир вам). На это Салим сказал ему: «И тебе мир и твоей матери». После чего спросил этого человека: «Наверное, тебе не понравилось то, что я сказал?» Тот человек ответил: “Я желал бы, чтобы ты не упоминал о моей матери ни благом, ни злом”. Тогда ‘Убайд сказал ему: «Воистину, я сказал тебе то, что говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Как-то мы были в обществе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и один человек чихнул, а затем сказал: “Мир вам”. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «И тебе и твоей матери», после чего добавил: «Если кто-то из вас чихает, что пусть воздаёт хвалу Аллаху!»” Абу Дауд (5031), ан-Насаи в “аль-Кубра” (9982). Хафиз аль-‘Айни, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Нухаб аль-афкар” (14/48), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (2339), “Тахридж Сунан Аби Дауд” (7/376).
Хафиз ан-Науауи назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: “Если чихнувший произнесёт что-то иное, помимо слов: «Хвала Аллаху», то обратиться за него с мольбой не является желательным”. См. “аль-Азкар” (стр. 271).
Следует отметить, что в данном хадисе нет указания на оскорбление матери того, кто допустил ошибку. Однако в этом содержится обучение человека тому, что является правильным и указание на его ошибку. Ведь точно так же, как обращение с саламом к его матери в такой ситуации было неуместным, также и произнесение салама после чихания является неуместным, как об этом говорил имам Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-ма’ад” (2/400).
А Файруз-Абади сказал: “В данном выражении содержится указание на то, что произнесение салама в подобной ситуации является воспитанием, перенятым от матерей. Так в основном были обучены те, кто был лишён отцовского воспитания и воспитывался матерью”. См. “Сифр ас-са’ада” (стр. 200).
Нафи’ рассказывал: “Однажды один человек чихнул перед Ибн ‘Умаром (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Хвала Аллаху и мир Посланнику Аллаха» (аль-Хамду ли-Лляхи уа-ссаляму ‘аля расули-Ллях). На это Ибн ‘Умар сказал ему: «Я тоже говорю: «Хвала Аллаху и мир Посланнику Аллаха», однако, не так нас научил Посланник Аллаха (поминать Аллаха при чихании). Он обучил нас говорить: «Хвала Аллаху в любом состоянии» (аль-Хамду ли-Лляхи ‘аля кули хáль)”. ат-Тирмизи (2738), аль-Хаким (4/265). Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” (3/245).
Обратите внимание на слова Ибн ‘Умара и на его реакцию за малейшее несоответствие Сунне! Сделай нечто подобное кто-либо из мусульман в наше время, его с легкостью обвинят в чрезмерности, усложнении религии, и т.п.
Упомянутое касается любых слов поминаний Аллаха, связанных с той или иной ситуацией, временем или местом. Нельзя их изменять или что-то к ним добавлять от себя.
Следует отметить, что некоторые обладатели знания считали, что вопрос слов поминания Аллаха, связанных с чиханием, не является категоричным, и что нет проблем в любом благопожелании. А в качестве аргумента они опирались на некоторые сообщения от сподвижников, ответы которых на благопожелания отличались от того, что по данной теме передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Нафи’ сказал: “Когда ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) чихал и ему говорили: «Да помилует тебя Аллах», он отвечал: «Да помилует Аллах нас и вас, и да простит Он нам и вам» (Ярхамуна-Ллаху уа ийякум, уа ягъфир-лянá уа лякум)”. Малик (2032), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (933). Сообщение достоверное. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (718).
Абу Джамра сказал: “Когда ‘Абдуллах ибн ‘Аббас чихал, и за него обращались с благопожеланием, он отвечал: «Да избавит Аллах нас и вас Огня, и да помилует Он вас» (‘Афана-Ллаху уа ийякум мина-ннар, уа ярхамукуму-Ллах)”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (929). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого сообщения. См. “Фатхуль-Бари” (10/609), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (714).
Сторонники этого мнения сказали, что в этих асарах содержится указание на то, что сподвижники не видели проблем в том, чтобы заменить слова, указанные в Сунне: «Яхди́куму-Ллах уа юслиху бáлякум», на слова:
«‘Афáна-Ллаху уа ийякум мина-ннáр, уа ярхамукуму-Ллах».
«Ярхамуна-Ллаху уа ийякум, уа ягъфир-лянá уа лякум».
В примечаниях к этим сообщениям Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, шейх аль-Альбани сказал, что правильнее следовать тем формам благопожелания и мольбам при чихании, которые установлены именно в пророческих хадисах. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (стр. 344-345).
Фахд ибн ас-Сунайд рассказывал: “Я спросил шейха нашего Ибн База относительно сообщений, которые передаются от сподвижников (по данному вопросу), и он ответил: «Их не противопоставляют Сунне»”. См. “аль-И’лям” (стр. 27).
Тем более изменение и добавление к поминаниям Аллаха, связанным с чиханием, порицалось самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха), а также Ибн ‘Умаром, как об этом уже упоминалось.
К тому же следует сказать, что не следует в этом вопросе выходить за рамки того, что передаётся в пророческих хадисах и в словах сподвижников. Тем более они могли услышать эти виды благопожелания от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку подобные виды мольба в ответ на благопожелание передаются в некоторых версиях хадисов данной главы, хоть в них и есть слабость.
В любом случае, лучше выйти из разногласия и придерживаться тех слов поминания Аллаха в законоположениях связанных с чиханием, которые установлены в Сунне и в словах сподвижников. Учитывая ещё и то, что среди имамов были такие, кто считал, что если чихнувший заменил установленное восхваление Аллаха иными словами, то не следует обращаться за него с благопожеланием.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Упомянув некоторые виды обращения с мольбой за того, кто обратился за тебя с благопожеланием, шейх Ибн Баз сказал: “Следование в этом вопросе Сунне, является наилучшим”. См. “Дурус ли-шшейх Ибн Баз” (13/38).
Со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт и восхвалит Аллаха, то обратитесь за него с мольбой, а если он не восхвалит Аллаха, то не обращайтесь за него с мольбой». Муслим (2992).
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) чихнули два человека, и одному из них он сказал: «Да помилует тебя Аллах», другому же он этого не сказал. Когда же его спросили о причине этого, он ответил: «Этот воздал хвалу Аллаху, а этот нет»”. аль-Бухари (6221), Муслим (2991).
В другом хадисе сообщается, что когда не воздавший хвалу Аллаху после чихания спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, почему он не пожелал ему блага, тогда как за другого чихнувшего он обратился с мольбой, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Поистине, этот человек помянул Аллаха, и я упомянул его, а ты забыл помянуть Аллаха и точно так же я забыл упомянуть тебя». аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (932), Ибн Хиббан (6456). Хадис хороший. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (717).
Исходя из упомянутого, следует, что если мусульманин желает того, чтобы за него обратились с мольбой и сделали благопожелание, ему следует воздать хвалу Аллаху после чихания не про себя, а вслух, чтобы его слышали другие. Ведь если он сделает это шёпотом или про себя, люди не будут знать, воздал он хвалу Аллаху или нет.
Комментируя хадис: «А если он не восхвалит Аллаха, то не обращайтесь за него с мольбой», хафиз ан-Науауи сказал: “Этот хадис прямо указывает на запрет говорить: «Да помилует тебя Аллах» тому, кто не восхвалил Аллаха после чихания. Является порицаемым говорить это тому, кто не восхвалил Аллаха”. См. “Шарх Сахих Муслим” (18/121).
Если человек чихнул и восхвалил Аллаха про себя, то за него не обращаются с благопожеланием.
Хафиз ан-Науауи сказал: “Если человек восхвалит Аллаха, но его восхваление не услышали, ему также не говорят слова благопожелания. Малик говорил: «Не обращаются с благопожеланием за чихнувшего, пока не услышат его восхваление»”. См. “Шарх Сахих Муслим” (18/121).
Имам аль-Багъауи сказал: “В хадисах (данной главы) содержится указание на то, что следует повышать голос при восхвалении Аллаха, чтобы это услышали находящиеся рядом, и заслужить с их стороны благопожелание”. См. “Шарх ас-Сунна” (6/366).
Однако если человек чихнул и восхвалил Аллаха вслух, но ты не услышал, а понял это по той причине, что другие обратились за него с благопожеланием, то в таком случае нет проблем и тебе обратиться за него с благопожеланием. Имам Малик говорил: “Не обращайся с благопожеланием за чихнувшего, пока ты не услышишь, как он восхвалил Аллаха. А если он находится вдали от тебя, но ты услышал, как находившиеся поблизости к нему стали обращаться за него с мольбой, то и ты обратись”. См. “аль-Джами’ фи-Ссунан уаль-адаб” (стр. 198).
Здесь будет уместно привести удивительную историю, связанную с известным имамом – Абу Мухаммадом аль-Барбахари, в биографии которого хафиз Ибн Касир рассказывал: “Он был суровым в отношении приверженцев нововведений и грешников, и он занимал высокое положение в глазах всех людей. Однажды во время увещевания людей, он чихнул и все сидевшие перед ним обратились за него с благопожеланием. А вслед за ними за него обратились с благопожеланием все, кто услышал их слова, и так это продолжалось, пока весь Багдад не обратился за него с благопожеланием, а шум от этого не достиг дверей халифа. Тогда халиф проявил зависть по этой причине, после чего группа из числа обладателей властью стала плохо о нём отзываться. Когда же его стали разыскивать, он спрятался у сестры Тузуна и пробыл там месяц, пока не скончался от болезни”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” (11/227).
Да помилует Аллах имама аль-Барбахари, которого так сильно любили и уважали мусульмане его времени, что после его чихания за него обратился с благопожеланием весь Багдад!
Что же касается сообщения от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), в котором сказано, что когда он услышал чихание человека, находившегося в другой стороне мечети, он сказал ему: “Да помилует тебя Аллах, если ты воздал хвалу Аллаху”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (936).
Однако это сообщение является слабым, поскольку в его иснаде присутствует слабый передатчик по имени ‘Амара ибн Зазан. И шейх аль-Альбани назвал это сообщение слабым. См. “Да’иф аль-Адаб аль-муфрад” (147).
Со слов Абу Хурайры и Салямы ибн аль-Акуа’а (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт, то пусть находящийся рядом с ним обратится за него с мольбой. А если он чихнёт больше трёх раз, то это уже простуда, и не следует ему говорить ничего после трёх раз». Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» (251), Ибн Маджах (3714), ат-Табарани в «ад-Ду’а» (1999). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (684).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Къады Ибн аль-‘Араби сказал: «Если будет сказано: “Если чихание более трёх раз указывает на болезнь, то разве не следует тем более обратиться за человека с благопожеланием? Ведь больной больше других заслуживает, чтобы за него обратились с мольбой”, то мы скажем: «Да. Однако, за него следует обратиться подходящей с мольбой, а не той мольбой, узаконенной для восхвалившего Аллаха после чихания». Ибн Дакыкъ аль-‘Ид упоминал от некоторых шафиитов, что они сказали: «Следует обращаться за чихнувшего с благопожеланием каждый раз, как он чихнул и восхвалил Аллаха, кроме как если стало ясно, что у него насморк. В таком случае за него обращаются с мольбой об исцелении»”. См. “Фатхуль-Бари” (10/606).
Некоторые учёные считали, что после трёх раз обращение с благопожеланием за чихнувшего уже не является обязательным, однако это не порицается, если тот воздал хвалу Аллаху и после третьего раза. И в этом он опирались на следующий хадис:
Со слов ‘Убайда ибн Рифа’и сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чихнувшему следует пожелать блага три раза, а если после этого он (вновь чихнёт), то если пожелаешь, пожелай ему благо, а если не хочешь, то не делай этого». Абу Дауд (5036), ат-Тирмизи (2744).
Однако по поводу достоверности данного хадиса были разногласия.
Во-первых, передатчик этого хадиса по имени ‘Умар ибн Исхакъ, является неизвестным.
Во-вторых, по поводу ‘Убайда ибн Рифа’и, с чьих слов передаётся данный хадис, было разногласие, является ли он сподвижником или нет, и многие имамы считали, что он из числа таби’инов, а не сподвижников.
По этой причине данный хадис посчитали слабым имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сунан” (2/234), “Да’иф Сунан Аби Дауд” (5036).
Среди учёных были такие, кто считал порицаемым обращаться с благопожеланием за чихнувшего, если он чихнул более трёх раз, как на это указывают хадисы данной главы.
Однако всё же некоторые учёные считали, что если человек обратиться с благопожеланием к чихнувшему и восхвалившему Аллаха и более трёх раз, нет в этом запрета.
Спросили шейха Ибн База: «Установлено ли от Пророка, что он говорил тому, кто чихнул более трёх раз: “Да исцелит тебя Аллах”?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Нет по этой теме ничего достоверного. Однако он говорил о таком человеке: «Поистине, у него насморк». Однако нет запрета в том, чтобы обратиться за него с благопожеланием, если тот восхваляет Аллаха каждый раз после чихания; как и нет проблем в том, чтобы он обратился за него с мольбой об исцелении”. Сл. “Фатауа ад-дурус”.
А Аллаху обо всём ведомо лучше.
На правомочность данного поступка нет никаких указаний в пророческой Сунне или в словах кого-либо из сподвижников, по причине чего некоторые учёные считали это неузаконенным деянием.
Следует отметить, что имам Ибн Аби Шейба в своём сборнике «аль-Мусаннаф» (14/321) привёл некоторые сообщения от Ибрахима ан-Наха’и и Абу Уаиля, как они говорили, что если человек чихнул и воздал хвалу Аллаху, будучи одним, то ему ответят благопожеланием присутствующие и невидимые творения Аллаха, среди которых и ангелы.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Основа заключается в том, что это не запрещается, поскольку хадисы этой главы являются обобщёнными. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихнёт, то пусть скажет: “Альхамду ли-Ллях” (Хвала Аллаху). А если он скажет это, то является обязательным для каждого мусульманина, услышавшего это, сказать ему: “Ярхамука-Ллах” (Да помилует тебя Аллах)». аль-Бухари (6224, 6226).
Кстати, имам аль-Бухари назвал главу в своём сборнике обобщённо: “О пожелании блага мужчиной чихнувшей женщине”. См. “аль-Адаб аль-муфрад” (стр. 512).
‘Абдур-Раззакъ сказал: “Однажды один человек спросил Ма’мара: «Следует ли мужчине обратиться с благопожеланием к чихнувшей женщине?» На что Ма’мар ответил: «Да, нет в этом проблем»”. См. “аль-Мусаннаф” (10/67).
Харб аль-Кирмани сказал: “Я спросил Ахмада: «Мужчина обращается с благопожеланием к чихнувшей женщине?» Он ответил: «Если он тем самым желает услышать её слова, то нет, ибо слова являются искушением. А если он не желает этого, то нет проблем в том, чтобы он обратился к ней с благопожеланием»”. См. “Масаиль Харб” (стр. 315).
Абу Талиб сказал: “Я спросил Ахмада: «Следует ли мужчине обратиться с благопожеланием, если чихнула женщина?» Он ответил: «Да, Абу Муса (да будет доволен им Аллах) обратился с благопожеланием, когда чихнула его жена». Я спросил: «А если это проходящая мимо (посторонняя) женщина или которая сидит рядом?» Он ответил: «Да»”. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (2/325).
Однако если в этом может быть искушение, или если мужу или отцу женщины это не понравится, то не следует обращаться к ней вслух с благопожеланием.
Сказал Ибн аль-Джаузи: “Мы передавали от Ахмада ибн Ханбаля, что когда у него находился один человек из числа усердно поклоняющихся, жена Ахмада чихнула, на что этот человек сказал ей: «Да помилует тебя Аллах». И Ахмад сказал: «Усердно поклоняющийся – невежда»”. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (2/325).
Сказал Ибн Маза: “Если мужчина чихнул, а женщина обратилась за него с благопожеланием, то если это пожилая женщина, пусть ответит ей, а если молодая, то пусть ответит про себя”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” (6/369).
Сказал ар-Рухейбани: “Пусть мужчина не обращается с благопожеланием к чихнувшей молодой девушке, как и она не делает этого. И это подобно положению ответа на салам между ними. Пусть женщина обращается с благопожеланием к чихнувшей женщине, а мужчина за мужчину. Также мужчина может обратиться с благопожеланием за чихнувшую пожилую женщину, поскольку в этом нет искушения”. См. “Маталиб ули-ннуха” (1/945).
Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Иудеи нередко пытались чихнуть в присутствии Посланника (мир ему и благословение Аллаха) в надежде на то, что он скажет им: “Да помилует вас Аллах”. Однако он лишь говорил им: «Да поведёт вас Аллах прямым путём и исправит ваши дела»”. Абу Дауд (5038), ат-Тирмизи (2739). Хадис достоверный. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (719).
Причина этого в том, что обращение с мольбой о милости и прощении Аллаха для неверных запрещено Шариатом, будь они живыми или умершими!
Шейх аль-Мубаракфури в отношении упомянутого хадиса сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил иудеям: «Да поведёт вас Аллах прямым путем и исправит ваши дела», и не говорил им: «Да смилуется над вами Аллах», поскольку милость предназначена именно верующим! Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался за иудеев с мольбой об исправлении их деяний, как прямой путь, руководство и иман”. См. “Тухфатуль-ахуази” (8/12).
Некоторые обладатели знания считали, что нет в этом никаких проблем, однако при условии, чтобы этот неверный не был из числа тех, кто проявляет ненависть и вражду к Исламу и мусульманам.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Дозволяется говорить им (неверным): «Добро пожаловать», «Как дела?» и тому подобные слова”. См. “аль-Ихтиярат” (стр. 460).
Однако следует отметить, что имам Ахмад проявлял в этом вопросе строгость, что даже не любил говорить неверным, находящимся в договоре с мусульманами: «Как дела?», хоть и не запрещал этого. См. “Ахкам ахль аль-миляль” (2/460).
Также сын имама Ахмада – ‘Абдуллах сказал: “Я спросил своего отца о рукопожатии с неверным и огнепоклонником, и он ответил: «Некоторые (из обладателей знания) дозволяли это, но мне не нравится рукопожатие им»”. аль-Халляль в “Ахкам ахль аль-миляль” (2/463).
В действительности же нет никакого порицания в благом отношении к неверным, которые не воюют с мусульманами и не проявляют к ним открытой вражды и ненависти. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60: 8).
Также Всевышний Аллах сказал: «И говорите людям благое» (2: 84).
‘Ата ибн Аби Рабах в толковании этого аята сказал: “Речь идёт обо всех людях, будь это многобожники или нет”. Са’ид ибн Мансур в “ас-Сунан” (2/566).
Сообщается, что однажды сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) проходил мимо человека, который своим внешним видом был похож на мусульманина, и на его приветствие ответил ему: “И тебе милость и благословение Аллаха”. А когда его слуга сообщил ему: «Он – христианин», ‘Укъба последовал за ним и сказал ему: “Поистине, милость и благословение Аллаха, касаются верующих, однако, да продлит Аллах твою жизнь, увеличит твоё имущество и потомство”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-Муфрад” (1112). Шейх аль-Альбани назвал это сообщение хорошим. См. “Сахих аль-Адаб аль-Муфрад” (851).
Данные мольбы, с которыми этот славный сподвижник обратился к этому христианину куда серьёзнее, чем простое рукопожатие и вопрос: «Как дела?»
Шихабуддин ар-Рамли сказал: “Дозволено обращаться с мольбой за неверного, как пожелание ему здоровья и прямого пути”. См. “Нихая аль-мухтадж” (1/533).
Учёные Постоянного комитета сказали: “Дозволено мусульманину лечить неверного чтением заклинания из Корана, если он не является враждующим с мусульманами. А также дозволено обращаться за него с мольбой в виде пожелания здоровья и прямого пути”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (1/103).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас чихает, то пусть прикроет своё лицо ладонями и приглушит звук». аль-Хаким (4/264), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (9353). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (685).
Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) чихал, он прикрывал рот рукой или одеждой, тем самым приглушая звук”. Абу Дауд (5029), ат-Тирмизи (2745). Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «‘Аридатуль-ахуази» (10/149), «Сахих аль-Джами’» (4755).
К сожалению, этой прекрасной Сунной пренебрегают многие люди, чихая в лицо собеседнику или находящемуся рядом.
Къады Ибн аль-‘Араби сказал: “Мудрость того, чтобы приглушать звук во время чихания в том, что сильное чихание может нанести вред организму. А мудрость того, чтобы прикрывать лицо в том, что если во время чихания из него что-то вылетит, он сделает неприятно сидящему с ним”. См. “Фатхуль-Бари” (10/602).
Следует отметить, что заглушать полностью чихание, зажимая рот и нос, как это делают некоторые люди, является опасным для здоровья поступком, и это не соответствует Сунне. Как говорят врачи, подобное может привести к таким осложнениям, как скопление воздуха в средостении, перфорация барабанной перепонки и даже разрыв аневризмы головного мозга.
Сунной является прикрыть лицо или рот и приглушить звук, а не чихнуть вообще без звука.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Если чихнувший забыл воздать хвалу Аллаху, то является ли желательным тому, кто находится рядом, напомнить ему, чтобы он восхвалил Аллаха?
Сказал Ибн аль-‘Араби: «Не надо ничего напоминать, а кто делает это, то это по причине его невежества».
Сказал ан-Науауи: «Ошибся тот, кто полагает так! Наоборот, следует напомнить ему об этом, как это передаётся от Ибрахима (ан-Наха’и). Ведь подобное имеет отношение к наставлениям, призыву к одобряемому, а также взаимопомощи в делах благочестия».
Однако очевидная Сунна подкрепляет именно мнение Ибн аль-‘Араби. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не обратился с благопожеланием к тому, кто чихнул и не восхвалил Аллаха, и он не напомнил ему, чтобы он воздал хвалу Аллаху. И это подобно наказанию ему и лишение бараката посредством мольбы за него, потому что он лишил себя благодати, когда не воздал хвалу Аллаху и забыл Аллаха, а Аллах отвернул сердца верующих и их языки от того, чтобы они ответили ему мольбой и благопожеланием. И если бы напоминание было Сунной, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был бы первым, кто сделал это”. См. “Задуль-ма’ад” (2/442).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если человек чихнул, и забыл восхвалить Аллаха, следует ли сказать ему: «Скажи: “Аль-Хамду ли-Ллях”? Нет, не следует. Хадисы указывают на то, что не следует напоминать ему об этом. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал: «Если он чихнёт и забудет восхвалить Аллаха, то напомните ему об этом». Однако он сказал: «Не отвечайте ему мольбой, если он не восхвалит Аллаха».
И мы не скажем тому, кто чихнул и забыл восхвалить Аллаха: «Восхвали Аллаха», однако чуть позже мы известим его о том, что тому, кто чихает, следует говорить: «Хвала Аллаху», делая это в качестве обучения”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (3/154).
Такого же мнения придерживались и учёные Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом, а также шейх аль-Альбани. См. “Фатауа аль-Ляджна” (26/113), “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 536).
Однако следует отметить, что помимо Ибрахима ан-Наха’и и другие саляфы не видели проблем в том, чтобы напомнить чихнувшему воздать хвалу Аллаху. Так, ‘Убайдуллах рассказывал: “Как-то один человек чихнул в присутствии аль-Къасима, на что аль-Къасим сказал ему: «Скажи: “Хвала Аллаху”». Когда же тот человек сказал это, аль-Къасим обратился за него с благопожеланием”. Ибн Аби Шейба (14/315).
В любом случае, данный вопрос не из числа тех, в отношении которых следует проявлять категоричность.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Рифа’а ибн Рафи’ (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды я совершал молитву позади Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и чихнул, после чего сказал: “Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, такая благословенная, какую любит наш Господь и которой Он доволен!” Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завершил молитву, он спросил: «Кто разговаривал во время молитвы?» Я сказал: “Я, о Посланник Аллаха!” Тогда он сказал: «Поистине, я видел более тридцати ангелов, каждый из которых спешил обогнать другого в том, чтобы записать эти слова!»” ат-Тирмизи (404), Абу Дауд (773), ан-Насаи (931). Хадис достоверный. См. “аль-Ахкам аль-уста” (2/18) “Сахих Сунан Аби Дауд” (747).
Имам Ибн ас-Сунни назвал главу, в которой привёл данный хадис следующим образом: “Глава о том, что следует говорить человеку, чихнувшему во время молитвы”. См. «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» (стр. 232).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис служит доводом в пользу восхваления Аллаха во время молитвы без какого-либо порицания на это”. См. “Фатхуль-Бари” (2/287).
Следует отметить, что имам аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих» (799) привёл хадис с точно такими же словами поминания Аллаха, но только после выпрямления из поясного поклона.
Харб сказал: “Я спросил Исхакъа (Ибн Рахауейха) о человеке, который чихнул во время молитвы и он ответил: «Он восхваляет Всевышнего Аллаха». Я уточнил: «Как во время обязательной молитвы, так и во время желательной?» Он ответил: «Да»”. См. “Масаиль Харб” (1833).
Если же чихнувший совершает коллективную молитву с людьми, то они не обращаются к нему с благопожеланием, даже если он вслух восхвалил Аллаха после чихания. И доказательством на это является следующий хадис:
Му’ауия ибн аль-Хакам сказал: “Однажды, когда я молился вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), кто-то из присутствовавших чихнул, а я сказал: “Да помилует тебя Аллах!” После этого люди стали бросать на меня осуждающие взгляды, и я воскликнул: “Да лишится меня моя мать! Что вы так смотрите на меня?!” Тут они принялись хлопать себя ладонями по бёдрам, и когда я увидел, что они стараются заставить меня замолчать, я умолк. А когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться он обратился ко мне, и не видел я ни до, ни после него такого наставника! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал, а только сказал: «Поистине, во время этой молитвы не годится произносить ничего из того, что обычно говорят люди! Молитва – это только прославление, возвеличивание Аллаха и чтение Корана!»” Муслим (537).
Учёные Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом сказали: “Если кто-то чихнул во время коллективной молитвы и восхвалил Аллаха, то тем, кто услышал это, нельзя высказывать ему благопожелание, так как благопожелание относится к обычным словам людей, которые не дозволяются во время молитвы. И достоверно установлено, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) высказал порицание тому, кто обратился с благопожеланием чихнувшему во время молитвы”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (26/113).
Положение в данной ситуации точно такое же, как и с чиханием во время коллективной молитвы – сам чихнувший восхваляет Аллаха, а слушающие проповедь не отвечают ему.
Имам Малик сказал о человеке, который чихнул во время проповеди имама, и восхвалил Аллаха про себя: “Никто не должен обращаться к чихнувшему с благопожеланием, когда имам произносит проповедь”. См. “аль-Мудаууана” (1/230).
Разбирая то, что дозволяется произносить и запрещается во время пятничной проповеди, аль-Мардауи сказал: “Можно сказать «амин» после мольбы имама и восхвалять Аллаха в случае чихания, произнося это тихо. Об этом говорил имам Ахмад”. См. “аль-Инсаф” (5/307).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если человек, не являющийся имамом, чихнул во время пятничной молитвы, то он восхваляет Аллаха тихо. Если же он произнёс эти слова так, что его услышали находящиеся вокруг него, то им не дозволено обращаться к нему с благопожеланием”. См. «Шарх аль-мумти’» (5/109).
Некоторые учёные считали, что нет проблем в том, чтобы опекун или находящийся рядом с чихнувшим младенцем или сумасшедшим воздал хвалу Аллаха за него, как, например, это говорил шейх Ибн Джибрин. См. “Фатауа Ибн Джибрин” (№ 163).
Однако всё же лучше так не делать.
Имам Ибн Муфлих, передав слова автора книги «ан-Назм»: «Если чихнул ребёнок, то хвалу Аллаху воздаёт за него его опекун или тот, кто находится рядом с ним», сказал: “Никто не говорил о восхвалении Аллаха и произнесении слов «аль-Хамду ли-Ллях» кем-то, кроме самого чихнувшего. Ведь шариатское обращение по данному случаю обращено именно к чихнувшему. А тот, у кого не разума и не является дееспособным, то к нему изначально не обращено веление Шариата. А совершение чего-либо за кого-то относится к ответвлению данного веления, которого нет. Следовательно, это не следует совершать, учитывая также то, что отдельное поклонение телом не совершается вместо живого без разногласий. Также это будет означать, что опекуну недееспособного следует вместо него произносить имя Аллаха перед едой и питьём. Однако очевидным является то, что было сказано, что нет никакого постановления в отношении чихания сумасшедшего точно так же, как у его слов нет никакого положения. Но является узаконенным в общем обратиться за него с мольбой. И аналогия с ребёнком в данном случае также противоречит мнению первых поколений. Ведь во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников тоже существовали люди, которые не являлись дееспособными. И если бы было узаконено поминать Аллаха вместо них, то это стало бы известным, и поздние поколения передали бы это от саляфов, так как подобное часто происходит и в знании об этом положении есть нужда. А раз такого не было передано, то это указывает на то, что это не берётся в расчёт”. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (2/343).
Этот вопрос возвращается к разделу «поминание Аллаха в туалете». Учёные порицали поминать Аллаха в туалетах и банях, а восхваление Аллаха чихнувшим или пожелание блага ему – имеют отношение к поминанию Аллаха.
Хафиз ан-Науауи сказал: “Порицается поминать Аллаха и просто разговаривать во время справления нужды, будь то на открытой местности или в закрытом помещении. И это касается всех видов поминания Аллаха и любых слов, за исключением слов, в произнесении которых есть необходимость”. См. “аль-Азкар” (стр. 28).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Учёные, да смилуется над ними Аллах, говорили: «Если человек чихнул, находясь в туалете, то ему не следует говорить языком: «Хвала Аллаху». Однако ему следует восхвалить Аллаха своим сердцем». Ведь учёные говорили о том, что человек не должен поминать Аллаха в туалете”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (2/161).
- Со слов ‘Ади ибн Сабита, передавшего со слов своего отца, передавшего от своего отца, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чихание, сонливость и зевота во время молитвы, а также месячные, рвота и кровотечение из носа – всё это от шайтана». ат-Тирмизи (2748), Ибн Маджах (969).
Хафиз аль-Бусыри сказал: “В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Абу Якъзан, которого зовут ‘Усман ибн ‘Умайр, и учёные единогласны в том, что он является слабым”. См. “Мисбах аз-зуджаджа” (1/118).
По этой причине хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали этот хадис слабым. См. “Фатхуль-Бари” (10/607), “Да’иф Сунан ат-Тирмизи” (2748).
- Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если два человека разговаривают и один из них в этот момент чихнул, то говорящий говорит правду». Абу Я’ля (6352), Тамам в “аль-Фауаид” (1005).
Несмотря на то, что ан-Науауи назвал иснад этого хадиса хорошим, на самом деле многие учёные назвали этот хадис ложным!
В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Му’ауия ибн Яхья, чьи хадисы имамы отвергали, а также Бакыя ибн аль-Уалид, занимавшийся подтасовками.
По этой причине Ибн аль-Джаузи, аш-Шаукани и аль-Альбани включили данный хадис в свои труды, посвящённые недостоверным хадисам. См. “аль-Мауду’ат” (3/77), “аль-Фауаид аль-маджму’а” (224), “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (136).
- Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К счастью относится чихание во время обращения к Аллаху с мольбой». аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (9369).
В иснаде этого хадиса присутствуют неизвестные передатчики, в связи с чем хафиз аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани назвали данный хадис слабым. См. “Шу’аб аль-иман” (7/35), “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (6140).
- Со слов Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто чихнув, восхвалил Аллаха, будет избавлен от болезней, включая головную боль и эмпиему (скопление гноя)». аль-Хатыб в “Тариху Багъдад” (16/440), ад-Дайлями в “аль-Фирдаус”.
Этот хадис имеет несколько версий, и все они являются недостоверными. По этой причине Ибн аль-Джаузи, Ибн ‘Иракъ аль-Кинани и аль-Альбани включили данный хадис в свои труды, посвящённые недостоверным хадисам. См. “аль-Мауду’ат” (3/77), “Танзих аш-Шари’а” (2/262), “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (13/363).
Это то, что по милости Аллаха мне удалось собрать по теме этикета, связанного с чиханием.
И я прошу Всевышнего Аллаха сделать этот небольшой труд полезным для мусульман!
То, что в этой статье является истиной, то это лишь от Аллаха, а если я в чём-либо ошибся, то это лишь от меня и шайтана, а Аллах Свят и далёк от всякого несовершенства!
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам
и всем, кто последовал за ними!
Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам
и всем, кто последовал за ними!