Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух, братья и сестры.
Не могли бы вы разъяснить, что такое "отречение от дуньи"? Дело в том, что последнее время от некоторых братьев и сестер можно услышать фразы типа "зачем тебе это? это же дунья!", когда речь заходит о желании кого-то купить например хорошую квартиру, найти хорошую работу, или "посмотреть мир" так сказать. правы ли они?
АСКЕТИЗМ / Отречение от мирского (зухд)
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
В отношении понятия "аскетизм и отречение от мира этого", что в исламе именуется, как "Зухд" есть две большие крайности:
Первая - это люди, которые оставили все мирское и стали нечто вроде попрошаек-бомжей, выдавая такой образ жизни за аскетизм.
Вторая - это те, кто и малейшего отношения не имеет к отрешенности от дунья и аскетизму, погрузившись в стремлении к мирским благам, что отвлекает их от мыслей о мире вечном!
Вот некоторые слова саляфов в разъяснении понятия "зухд" - отрешенность, аскетизм:
Суфьян ас-Саури сказал: “Зухд – это отсутствие больших надежд, а не употребление плохой пищи и ношение шерстяной одежды”. Уаки’ в “аз-Зухд” 1/222.
Уахб ибн аль-Уард относительно понятия «зухд» сказал: “Зухд состоит в том, чтобы ты не печалился о мирском, которое упустил, и не радовался тому мирскому, которое приобрел”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/140.
Абу Идрис аль-Хауляни сказал: “К отречению от мира приходят не с помощью запрещения дозволенного и не с помощью расточения своего имущества. Поистине, отречение от мира состоит в том, что ты больше полагаешься на то, что находится в руках Аллаха, чем на то, что находится в твоих собственных руках, а когда постигает тебя беда, больше желаешь получить за это награду (в мире ином), чем вернуть обратно утраченное”. Ахмад в “аз-Зухд” 96.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Отрекшимся от мирского является тот, кто при виде любого человека говорит: «Он лучше меня»”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 291.
Имам Ахмад сказал: “Зухд – это отсутствии больших надежд на будущее и отказе от принадлежащего другим людям”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 297.
Абу Сулейман ад-Дарани: “Зухд (аскетизм) – это отказ от того, что отвлекает от Всевышнего Аллаха”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/258.
Также Абу Сулейман ад-Дарани сказал: “Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 294.
Ибрахим ибн Адхам сказал: “Отречение бывает трех видов: отречение как обязанность, отречение как достоинство и отречение как спасение. Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство – это отречение от дозволенного, а отречение как спасение – это отречение от сомнительного”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/36.
Несмотря на то, что внешне эти определения саляфов и имамов нашей общины немного различны, в основе все эти толкования схожи и сводятся к одному общему понятию.
Аллаху а'лям.
В отношении понятия "аскетизм и отречение от мира этого", что в исламе именуется, как "Зухд" есть две большие крайности:
Первая - это люди, которые оставили все мирское и стали нечто вроде попрошаек-бомжей, выдавая такой образ жизни за аскетизм.
Вторая - это те, кто и малейшего отношения не имеет к отрешенности от дунья и аскетизму, погрузившись в стремлении к мирским благам, что отвлекает их от мыслей о мире вечном!
Вот некоторые слова саляфов в разъяснении понятия "зухд" - отрешенность, аскетизм:
Суфьян ас-Саури сказал: “Зухд – это отсутствие больших надежд, а не употребление плохой пищи и ношение шерстяной одежды”. Уаки’ в “аз-Зухд” 1/222.
Уахб ибн аль-Уард относительно понятия «зухд» сказал: “Зухд состоит в том, чтобы ты не печалился о мирском, которое упустил, и не радовался тому мирскому, которое приобрел”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/140.
Абу Идрис аль-Хауляни сказал: “К отречению от мира приходят не с помощью запрещения дозволенного и не с помощью расточения своего имущества. Поистине, отречение от мира состоит в том, что ты больше полагаешься на то, что находится в руках Аллаха, чем на то, что находится в твоих собственных руках, а когда постигает тебя беда, больше желаешь получить за это награду (в мире ином), чем вернуть обратно утраченное”. Ахмад в “аз-Зухд” 96.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Отрекшимся от мирского является тот, кто при виде любого человека говорит: «Он лучше меня»”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 291.
Имам Ахмад сказал: “Зухд – это отсутствии больших надежд на будущее и отказе от принадлежащего другим людям”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 297.
Абу Сулейман ад-Дарани: “Зухд (аскетизм) – это отказ от того, что отвлекает от Всевышнего Аллаха”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/258.
Также Абу Сулейман ад-Дарани сказал: “Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 294.
Ибрахим ибн Адхам сказал: “Отречение бывает трех видов: отречение как обязанность, отречение как достоинство и отречение как спасение. Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство – это отречение от дозволенного, а отречение как спасение – это отречение от сомнительного”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/36.
Несмотря на то, что внешне эти определения саляфов и имамов нашей общины немного различны, в основе все эти толкования схожи и сводятся к одному общему понятию.
Аллаху а'лям.
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Такое великое качество не остается при расслаблении, так как шайтан ведь не устающий враг.
Прошу Аллаха сделать нас из числа тех, кто воплотит в себя наилучшие качества!
Ясно, что смысл его слов не в том, что хукм называния кого-то аскетом или отрешенным харам. Суть в том, что назвав кого-то по внешним признакам аскетом, ты можешь ошибиться, так как истинное отречение - это деятельность сердца.
Аллаху а'лям.
Уахб ибн Мунаббих говорил: “Три вещи из числа качеств неверия: Небрежность в отношении Всевышнего Аллаха; любовь к миру этому; и дурное предзнаменование (вера в приметы)”. Ибн Аби ад-Дунья в “Замм ад-дунья” 461.
А вот некоторые хадисы об этом:
Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который шел по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козленком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: «Кто из вас хочет купить это за дирхам?» Люди сказали: “Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?" Он сказал: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам?» Люди сказали: "Клянемся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать о дохлом?!" Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас!» Муслим 2957.
Со слов Сахля ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды!» ат-Тирмизи 3/162. Хадис достоверный. См. "Сахих аль-джами’" 5292.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Проклят этот мир и то, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также ученого и обучающегося». ат-Тирмизи 2322, Ибн Маджах 4113. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Однако следует знать, что проклятие и порицание этого мира не имеет отношения к земным благам и знамениям Аллаха, ибо все это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат доказательством величия Аллаха и самого Его существования. Это проклятие имеет отношение только к делам людей, таким как: ослушание Аллаха, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Аллаха. См. “Сайд аль-хатыр” 1/27.
Чтобы выработать в себе такое качество, мне кажется брат для этого нужно бороться со своей душой и шайтаном непрерывно)Гадель ибн Ислям писал(а):Как этому научиться? Так чтобы это всегда было.Уахб ибн аль-Уард относительно понятия «зухд» сказал: “Зухд состоит в том, чтобы ты не печалился о мирском, которое упустил, и не радовался тому мирскому, которое приобрел”.
Такое великое качество не остается при расслаблении, так как шайтан ведь не устающий враг.
Прошу Аллаха сделать нас из числа тех, кто воплотит в себя наилучшие качества!
Тут акцент не на то: можно ли на самом деле так говорить о ком-то или нет, а речь о том, что Абу Сулейман ад-Дарани делает акцент, что истинный зухд - в сердце.Гадель ибн Ислям писал(а):Нельзя чтоли? А некоторые учёные ведь о других говорят: "Он был захидом" и т.п.Абу Сулейман ад-Дарани сказал: “Не говори ни о ком, что он достиг отречения, ибо отречение находится в сердце”
Ясно, что смысл его слов не в том, что хукм называния кого-то аскетом или отрешенным харам. Суть в том, что назвав кого-то по внешним признакам аскетом, ты можешь ошибиться, так как истинное отречение - это деятельность сердца.
Аллаху а'лям.
А зачем брат любить то, что порицали Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха)?! И сколько саляфов порицали любовь к миру этому, предостерегая от этого, поскольку эта любовь может увлечь человека настолько, что он может даже впасть в неверие! Ведь дунья является причиной куфра, нечестия и ослушания Аллаха.Ридван писал(а):Можно ли любить дунья ?
Уахб ибн Мунаббих говорил: “Три вещи из числа качеств неверия: Небрежность в отношении Всевышнего Аллаха; любовь к миру этому; и дурное предзнаменование (вера в приметы)”. Ибн Аби ад-Дунья в “Замм ад-дунья” 461.
А вот некоторые хадисы об этом:
Джабир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который шел по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козленком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: «Кто из вас хочет купить это за дирхам?» Люди сказали: “Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?" Он сказал: «А хотите ли вы, чтобы он достался вам?» Люди сказали: "Клянемся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать о дохлом?!" Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас!» Муслим 2957.
Со слов Сахля ибн Са'да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды!» ат-Тирмизи 3/162. Хадис достоверный. См. "Сахих аль-джами’" 5292.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Проклят этот мир и то, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также ученого и обучающегося». ат-Тирмизи 2322, Ибн Маджах 4113. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Однако следует знать, что проклятие и порицание этого мира не имеет отношения к земным благам и знамениям Аллаха, ибо все это относится к числу благодеяний Аллаха, оказанных Им Его рабам. Эти благодеяния не только приносят им пользу, но и служат доказательством величия Аллаха и самого Его существования. Это проклятие имеет отношение только к делам людей, таким как: ослушание Аллаха, пренебрежение будущей жизнью и использование мирских благ не ради обретения довольства Аллаха. См. “Сайд аль-хатыр” 1/27.
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!Ридван писал(а):ДжазакАЛЛАх1 хайр ах1и.Просто слышал от некоторых что можно любить дунья,что земля прекрасна...что Аллах1 создал ее.ну думаю это все ересь.Аллах1у алям.
Не все, что создал Аллах надо любить. Ведь и Иблиса (ля'натуЛлахи 'алейхи) Он создал. Эта дунья проклята, т.е тот, кто ее полюбит будет лишен Милости Аллаха, ведь то, что у Аллаха - лучше.
Re:
Валейкум Салам.
Ко всему сказанному хотелось бы напомнить, что есть ещё одна основательная лекция про зухд Абу Яхьи из серии "Мадариджу Ссаликин". Лекция № 47 Состояние воздержанности и его степени:
Ко всему сказанному хотелось бы напомнить, что есть ещё одна основательная лекция про зухд Абу Яхьи из серии "Мадариджу Ссаликин". Лекция № 47 Состояние воздержанности и его степени:
Re: АСКЕТИЗМ / Отречение от мирского (зухд)
Однажды Мухаммаду ибн аль-Хасану (189 г.х.) сказали: «О если бы ты написал книгу по аскетизму!» Он сказал: «Я уже сделал это». Его спросили: «И что же это за книга?» Он ответил: «Это книга по Торговле». (См. аль-Мауарди в «Аль-хауи аль-кабир» 5/11).A'mash писал(а): ↑22 фев 2011, 02:11 Ибрахим ибн Адхам сказал: “Отречение бывает трех видов: отречение как обязанность, отречение как достоинство и отречение как спасение. Что касается отречения как обязанности, то это отречение от запретного, отречение как достоинство – это отречение от дозволенного, а отречение как спасение – это отречение от сомнительного”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/36.
Когда я впервые услышал слова Мухаммада ибн аль-Хасана, не понял их. Однако после того как впоследствии изучил книгу торговли и сравнил это с тем, что происходит между мусульманами из сделок, а также увидел разнообразные попытки обойти запреты посредством различных ухищрений и отговорок в погоне за накопительством, до меня наконец дошло, что означали слова этого имама, да смилуется над ним Аллах. И да исправит Аллах положение мусульман, не могущих отказаться не только от сомнительных видов заработка, но даже от явного харама.
АСКЕТИЗМ / Отречение от мирского (зухд)
О мусульмане! Не будем же теми, кто в совершенстве овладел вещами, связанными с миром этим, но при этом не делает и не знает должным образом ничего, что связано с миром вечным!
Всевышний Аллах в Коране сказал: «Они знают явное из земной жизни, а к жизни Вечной они беспечны» (30: 7).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: “Люди знают всё об этом мире и знают, как его обустроить, а в отношении жизни Вечной - они являются невеждами”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (17464).
Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри говорил: “Люди знают о том, когда (лучше всего) засеивать урожай и собирать его, и клянусь Аллахом, некоторые из них в своём знании о мирском дошли до такого (мастерства), что постучав по монете дирхама своим ногтем, он сможет сообщить тебе её точный вес. Однако при этом, он не в состоянии должным образом совершить молитву”. См. “ат-Тафсир аль-басит” (18/16), “Задуль-масир” (3/417).