Хадис о мольбе, произносимой при входе на рынок

Ответить
Maratatmurza
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 25 июн 2010, 20:54

Хадис о мольбе, произносимой при входе на рынок

Сообщение Maratatmurza »

Салам алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух, братья.

Является ли достоверным хадис о котором говорится, что если человек произнесет перед входом на рынок: "Ля иляха илля-ллаху уахдаху ля шарикаля, ляхуль мульку, уа ляхуль хамду, юхьи уа юмиту, уа хуа хаййюн ля ямуту, биядихиль хайр, уа хуа гьаля кулли шай-ин къадир".

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ يُحْيِى وَيُمِيتُ وَهُوَ حَىٌّ لاَ يَمُوتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ

(Нет божества, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит вся власть и Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет. Он Вечноживой и не умирает. Всё благо в его власти и Он Всемогущ над всякой вещью) ему запишется миллион хасанатов, сотрется миллион грехов, и Аллах возвысит его в раю на миллион ступеней. Его передают (Тирмизи, Ибн Маджа, Табарани)

Является ли этот хадис на самом деле достоверным и следует ли на него опираться?
И относятся ли к рынку любые торговые центры?

БаракяЛлаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3306
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Хадис о мольбе, произносимой при входе на рынок

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

О хадисе про великое достоинство слов поминания Аллаха на рынке

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба и ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто скажет, придя на рынок: “Нет божества достойного поклонения кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет, а Он Живой, Которого не постигнет смерть, в Его руке благо, и Он над всякой вещью Мощен”, – тому Аллах запишет тысячу тысяч благ, снимет с него тысячу тысяч прегрешений, возвысит его на тысячу тысяч степеней, и возведёт ему дом в Раю». Ахмад (1/47), ат-Тирмизи (3428), Ибн Маджах (2235), ад-Дарими (2734), аль-Баззар (6140), аль-Хаким (1/539).

﴿ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ، يُحْيِي وَيُمِيتُ، وَهُوَ حَيٌّ لَا يَمُوتُ، بِيَدِهِ الْخَيْرُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ﴾

/Ля иляха илля-Ллах уахдаху ля шари́ка лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, юхьи уа юми́т, уа хууа хайюн ля ямут, биедихиль-хайр, уа хууа ‘аля кулли шей-ин къадир/.
В некоторых версиях этого хадиса сообщается, что передатчик – Мухаммад ибн Уаси’ сказал: “Когда я прибыл в Хорасан, я пришёл к Къутайбе ибн Са’иду и сказал ему: «Я явился к тебе с подарком», после чего рассказал ему об этом хадисе. Тогда Къутайба сел на верховое животное и отправился на рынок, после чего произнёс там эти слова и вернулся”. аль-Хаким (1/539), аль-Байхакъи в “ад-Да’ауат аль-кабир” (1/401).
Сказал аль-Хаким ат-Тирмизи, комментируя данный хадис: “Посредством этих слов раб Аллаха перестаёт быть тем, кто пребывает в забвении. Поистине, этот вид поминания Аллаха был конкретизирован рынками из всех мест по той причине, что на рынках отвлечённость сильнее овладевает людьми”. См. “Науадир аль-усуль” (3/479).
Сказал аль-Багъауи: “Мудрость того, почему такая великая награда полагается за такие небольшие слова поминания Аллаха в том, что такой человек поминал Всевышнего Аллах среди тех, кто пребывает в забвении и отвлечённости. И такой человек подобен тому, кто сражается на пути Аллаха среди людей, бегущих с поля боя”. См. “аль-Футухат ар-Раббанийя” (6/190).

О разногласии относительно достоверности хадисов данной главы
Однако следует отметить, что относительно достоверности упомянутого хадиса было известное разногласие среди имамов. Кто-то из них считал данный хадис отвергаемым, как Ибн аль-Мадини, аль-Бухари и Абу Хатим. См. “аль-‘Иляль” (5/312), “аль-‘Иляль аль-кабир” (363).
Кто-то считал этот хадис просто слабым, как ат-Тирмизи, аль-‘Укъайли и ад-Даракъутни. См. “аль-‘Иляль” (2/50), “ад-Ду’афа” (3/304).
А некоторые считали этот хадис хорошим и усиливали его различными версиями и путями. Приведя этот хадис, хафиз ан-Науауи сказал: “Этот хадис передаётся многочисленными путями”. См. “аль-Азкар” (стр. 303).
Хафиз аль-Мунзири про одну из версий данного хадиса сказал: “Иснад этого хадиса хороший, и всё его передатчики является надёжными. Однако в отношении передатчика по имени Азхар ибн Синан было разногласие, и Ибн ‘Ади сказал: «Я надеюсь, что в нём нет проблем»”. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” (2/531).
Сказал аш-Шаукани, упомянув различные версии данного хадиса: “Этот хадис, по меньшей мере, является хорошим (хасан), несмотря на то, что в упоминании такого огромного количества (награды) есть непринятие”. См. “Тухфату-ззакирин” (стр. 179).

Кстати, следует отметить, что некоторые учёные считали, что на слабость хадиса данной главы указывает и то, что за такое лёгкое деяние полагаются такие великие награды. Дело в том, что у некоторых мухаддисов и учёных было следующее правило: «Упоминание в каком-то хадисе великой награды за лёгкое деяние, указывает на то, что этот хадис недостоверный», и об этом говорили Ибн ас-Салях, Ибн Баз, и др.
Однако, несмотря на истину в этих словах, поскольку в большинстве случаев подобные хадисы действительно оказываются даже ложными, у любого правила есть исключения. И достаточно в качестве примера упомянуть известный и достоверный без разногласий хадис:
Со слов Ауса ибн Ауса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто тщательно совершил полное омовение в пятницу, затем отправился на пятничную молитву пораньше, чтобы застать проповедь; шёл в мечеть пешком, а не верхом; приблизился к имаму, слушал проповедь внимательно, не отвлекаясь; то запишется ему за каждый его шаг награда, как за совершение ночных молитв и соблюдение поста в течение года». Ахмад (4/8), ат-Тирмизи (496), Абу Дауд (435), Ибн Маджах (1087). Достоверность этого хадиса подтвердили имамы аль-Ауза’и, ат-Тирмизи, аль-‘Укъайли, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, аль-Байхакъи, аль-Багъауи, ан-Науауи, аль-‘Иракъи, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Кабир” (462), “аль-‘Иляль” (1/246), “Нейль аль-аутар” (1/296), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (7106).
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Я не знаю хадиса достоверней, в котором бы упоминалась многочисленная награда, несмотря на маленькое деяние, чем этот хадис”. См. “Фатх аль-Мугъис” (3/189).

Некоторые асары от саляфов, усиливающие хадисы данной главы
Несмотря на то, что многие имамы посчитали хадис данной главы о великой награде за зикр на рынке и все его версии недостоверными, его усиливает то, что он также передаётся от сподвижников, таби’инов и их учеников, которые опирались на него.
Так, сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто, зайдя на рынок, скажет: “Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он над всякой вещью Мощен”, – тому Аллах запишет тысячу тысяч благ и снимет с него тысячу тысяч прегрешений”. ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аз-Зухд” (1192).
Имам Я’къуб ибн Шейба, приведя это сообщение, сказал: “Передатчики этого хадиса через данный путь являются надёжными. Однако Абу Халид аль-Ахмар не встречал Мусахира ибн Хабиба (с чьих слов он передал это сообщение)”. См. “Муляххас Муснад ‘Умар” (стр. 46).
Язид ад-Дауракъи рассказывал: “Мухаммад ибн Уаси’ аль-Азди часто приходил на рынок и сидел с торговцами, поминая своего Господа. И как-то он рассказал нам: «Когда мы были в Хорасане с Къутейбой, я попросил его поехать в Хадж, и он дозволил мне. Там я встретил Салима – сына ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, и я услышал, как он говорил: «Кто скажет, придя на рынок: “Нет божества достойного поклонения кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет, а Он Живой, Которого не постигнет смерть, в Его руке благо, и Он над всякой вещью Мощен”, – тому Аллах запишет тысячу тысяч благ, снимет с него тысячу тысяч прегрешений, возвысит его на тысячу тысяч степеней, и возведёт ему дом в Раю». Когда же я вернулся в Хорасан, Къутайба спросил меня: «Какую пользу расскажешь нам?» И я рассказал ему об этом хадисе. После этого бывало так, что Къутайба отправлялся в определённые дни на рынок и произносил там эти слова по сорок раз”. аль-‘Укъайли в “ад-Ду’афа аль-кабир” (1/385).
Приведя это сообщение, имам аль-‘Укъайли сказал: “Это сообщение первичней (принять), чем хадис от Азхара ибн Синана”. См. “ад-Ду’афа аль-кабир” (1/386).
Т.е. это сообщение лучше положением, чем передача Азхара ибн Синана данных слов в виде пророческого хадиса.
Также сообщается, что Суфьян ас-Саури в своём известном наставлении ‘Алию ибн Хасану ас-Сулями сказал следующее: “Старайся реже заходить на рынок, ибо там волки, одетые в одеяние, а также ма́риды (сильные джины) из числа шайтанов и людей. И если ты пришёл на рынок, то тебе следует побуждать к одобряемому и порицать запретное, поскольку ты увидишь там лишь порицаемое. Встань у окраины рынка и скажи: «Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, Он оживляет и умерщвляет, в Его руке благо, и Он над всякой вещью Мощен. И нет силы и мощи кроме как от Аллаха Возвышенного и Великого». Воистину, дошло до нас, что произнёсшему эти слова запишется десять наград с каждым находящимся на этом рынке, будь это человек или животное”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (7/84).
Упомянутые сообщения указывают на то, что произнесение данного вида поминания Аллаха (аз-зикр) на рынках, было общеизвестно среди саляфов.

О том, что является желательным в общем поминать Аллаха на рынках
Также следует отметить, что среди учёных нет разногласий в том, что является желательным поминать Аллаха на рынках и прочих местах, где люди пребывают в забвении, в совершении грехов, отдалении от Аллаха по причине занятости мирскими делами.
Ибн Аби аль-Хузайль сказал: “Поистине, Всевышний Аллах любит, когда Его поминают на рынках. А причина этого в том, что люди на рынках часто шумят и пребывают в забвении. И поистине, бывает так, что нет у меня никакой нужды в том, чтобы идти на рынок, однако я делаю это только для того, чтобы поминать Всевышнего Аллаха”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (2/93).
Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Тому, кто поминал Аллаха на рынке, запишется награда равная количеству людей и животных, пребывающих на этом рынке”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (2/92).
Хумайд ибн Хиляль говорил: “Пример того, кто поминает Аллаха на рынке, подобен цветущему дереву среди засохших деревьев”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (2/252).
Ибн Аби Синан говорил: “Поминающий Аллаха среди людей находящихся в забвении подобен тому, кто стойко сражается среди людей, бегущих с поля боя”. Ахмад в “аз-Зухд” (1917).
Хафиз Ибн Батталь сказал: “Что касается поминания Аллаха на рынке, то это из числа наилучших благодеяний”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (6/249).
Имам Ибн Таймия сказал: “Поистине, поминание Аллаха на рынке является желательным, поскольку это имеет отношение к поминанию Аллаха среди людей, находящихся в забвении”. См. “Маджму’уль-фатауа” (18/67).

Более того, сообщается, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, Аллах улыбается тому, кто поминает Его на рынках”. ад-Дарими в “ар-Радд ‘аля аль-Мариси” (197). Иснад хороший. См. “Тахкыкъ ар-Радд ‘аля аль-Мариси” (стр. 307).
Следует знать, что подобные слова, в которых упоминаются сокровенные вещи, качества Аллаха или награда, сподвижники от себя не произносили. См. “Нузхату-нназар” (стр. 138), “ан-Нукат” (2/531).
В этом сообщении содержится указание на великое достоинство поминания Аллаха на рынках, поскольку это деяние вызывает улыбку Всевышнего Аллаха.
Когда Ахмад ибн Наср спросил Суфьяна ибн ‘Уяйну о некоторых хадисах и асарах, в которых упоминаются различные качества и атрибуты Аллаха, среди которых упоминалось и данное сообщение, Суфьян ответил: “Передавайте их так, как они пришли (согласно их внешнему смыслу), но не спрашивайте: «Каким образом?»” Абу Дауд в “аль-Марасиль” (1/112), ад-Даракъутни в “ас-Сыфат” (стр. 70).

Обладатели знания, подтвердившие достоверность хадисов данной главы
Итак, раз установлен тот факт, что поминание Аллаха на рынках является похвальным и желательным деянием, то почему бы не делать это именно в той форме, как это пришло в хадисе данной главы? Учитывая и тот факт, что слабость этого хадиса неоднозначная, что на него опирались некоторые саляфы, и что его усиливали такие обладатели знания, как: аль-Багъауи, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Мунзири, ад-Думьяты, аз-Захаби, аш-Шаукани, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. “Шарх ас-Сунна” (5/133), “аль-Мухтара” (1/298), “ат-Таргъиб” (2/531), “Матджар ар-рабих” (стр. 473), “Тарих аль-Ислям” (29/346), “Тухфату-ззакирин” (стр. 179), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3139), “Тахридж Джами' аль-усуль” (4/394).
Также этот хадис усиливали многие современные исследователи, среди которых шейх Салим аль-Хиляли в своей книге, посвящённой достоверности данного хадиса под названием «аль-Кауль аль-маусукъ фи тасхих хадис ас-сукъ».
Также этот хадис усилили его различными версиями и назвали его хорошим в силу существования других путей исследователи сборника «Мухтасар Тальхыс аз-Захаби» (1/447).
Конечно же, сказанное не означает, что мусульманин, который пришёл на рынок или торгует на рынке, не имеет права произносить иные виды поминания Аллаха, помимо упомянутых в хадисе данной главы. Конечно же, нет. Произносить узаконенные в Шариате азкары в общем, будь то на рынках или в иных местах, является похвальным и желательным деянием. Ведь в пророческих хадисах есть прекрасное завещание, чтобы язык мусульманина был мокрым от частого поминания Аллаха, как и сказано о том, что частое поминание Аллаха лучше всего защищает человека от шайтана. А поминание Аллаха именно на рынках имеет наибольшее преимущество, тем более в некоторых асарах говорится: «Аллах улыбается тому, кто поминает Его на рынках».

О том, что мусульманам следует распространять на рынках салям, приветствуя друг друга
Также мусульманам следует приветствовать друг друга на рынках и распространять там салям:
Ат-Туфайль ибн Убай ибн Ка’б рассказывал, что он часто приходил к Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) и они вместе отправлялись на рынок: “Как-то мы отправлялись утром на рынок, и ‘Абдуллах ибн ‘Умар приветствовал каждого торговца требухой, купца, неимущего и вообще любого человека, мимо которого он проходил. Однажды я вновь пришёл к ‘Абдуллаху, и он позвал меня с собой на рынок, а я сказал ему: «Что тебе делать на рынке? Ведь ты не останавливаешься для покупок и не спрашиваешь о товарах, не заключаешь сделку и не присоединяешься к собирающимся там. Давай лучше останемся сидеть здесь и поговорим”. В ответ на это он сказал: «О пузатый! Поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради распространения приветствий (ас-салям), и приветствуем там каждого встречного»”. Малик в “аль-Мууатта” (3/253), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-Муфрад” (1006). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “аль-Футухат ар-Раббанийя” (5/280), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (770).

Некоторые положения, связанные с хадисом данной главы
Следует отметить, что некоторые учёные считали, что награду, упомянутую в хадисе данной главы, заслуживает именно тот, кто произносит эти слова поминания Аллаха непосредственно на рынке, а не просто произносит их, проходя мимо рынка. И во всех версиях хадисов данной главы, а также и в асарах от саляфов ясно говорится: «Кто пришёл на рынок и сказал…».

Также некоторые обладатели знания считали, что суть в произнесении этих слов именно в то время, когда рынок открыт и люди занимаются торговлей, а не когда рынок является закрытым и пустым.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Произносится ли мольба при входе на рынок, если он является закрытым, скажем, ночью?»
Он ответил: “То, что мне кажется очевидным, что мольба для входа на рынок предназначена для времени, когда этот рынок функционирует, когда там есть люди. А когда человек просто идёт по улице, и там никого нет, нет шума, нет торговли, то эту мольбу не следует произносить. Она произносится тогда, когда присутствует беспечность. А когда рынок закрыт, то нет беспечности в поминании Аллаха, никого нет, людского шума нет, распродажи товаров нет, лживых клятв нет. Это лишь улица, на которой нет людей”. Сл. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” (№ 378).

Также некоторые обладатели знания считали, что этот хадис касается как рынков в общепринятом их значении, так и прочих торговых центров, ярмарок, супермаркетов, и т.п.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «На счёт произнесения мольбы при входе на рынок, имеет ли к этому отношение магазины, продуктовые лавки или супермаркеты? Считаются ли они рынком согласно нашему обычаю в данное время? Или же это следует произносить именно на общем рынке?»
Он ответил: “В любом случае, если человек пришёл в места купли-продажи, даже если он пришёл на специализированный рынок и говорит: «Ля иляха илля-Ллах, уахдаху ля шарика лях…» - это то, что следует сделать человеку, если он пришёл в места купли-продажи, будь это общий рынок или специализированный”. Сл. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” (№ 378).
Спросили также шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Мольба, произносимая при входе на рынок, следует ли её также произносить при входе на книжную ярмарку?»
Он ответил: “Да, это так же рынок. Известно, что на этих ярмарках также присутствуют людской шум, присутствуют разные категории людей, шум, нехорошие книги”. Сл. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” (№ 390).

Данные слова поминания Аллаха следует произносить, если человек вошёл на рынок или торговый центр, даже если он не собирается ничего покупать.
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Если человек проходит через рынок, но не намеревается что-либо покупать, произносить ли ему эту мольбу?»
Шейх ответил: “Да”. Сл. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” (№ 378).
Спросили также шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Я проживаю на улице, которая считается рынком, поскольку на ней расположены торговые точки. Следует ли мне произносить эту мольбу всякий раз, как я вхожу или выхожу из дома?»
Он ответил: “Если ты выходишь из своего дома, то произноси. А что касается возвращения, то если ты проходишь через рынок, прежде чем достигаешь своего дома, то произноси эту мольбу. И когда ты выходишь из своего дома, то произноси эту мольбу, поскольку твой дом находится на рынке”. Сл. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” (№ 378).

Также некоторые обладатели знания считали, что эти слова поминания Аллаха на рынках следует произносить вслух, дабы они послужили напоминанием и другим людям. Однако имам ас-Сан’ани сказал: “Очевидным является то, что человек заслуживает эту награду независимо от того, тихо он произнёс эти слова или же вслух”. См. “ат-Тахбир” (4/295).
А Аллаху обо всём ведомо лучше.

И в заключение, я воздаю Хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословения Аллаха пророку Мухаммаду,
членам его семьи, всем его сподвижникам,
и тем, кто последовал по их пути!

Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3306
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Хадис о мольбе, произносимой при входе на рынок

Сообщение A'mash »

Статья обновлена.
Ответить