بسم الله الرحمن الرحيم
О достоинстве и награде за поднятие рук во время молитвы
О достоинстве и награде за поднятие рук во время молитвы
‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Поистине, человек за каждое движение руки во время молитвы получает десять наград”.
Это сообщение приводят Салих ибн Ахмад в “аль-Масаиль” (1245) и ат-Табарани а “аль-Кабир” (17/297).
Хафизы аль-Хайсами и аль-Мунауи назвали иснад этого сообщения хорошим, а шейх аль-Альбани назвал его достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” (2/272), “ат-Тайсир” (2/187), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (7/848).
Точно такой же хадис со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира, но в виде слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводят Абу ‘Усман аль-Бухейри в «аль-Фауаид» (105) и ад-Дайлями в «аль-Фирдаус» (4/344). Шейх аль-Альбани привёл этот хадис в своём труде «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3286). Также этот пророческий хадис назвали хорошим в силу усиливающих свидетельств исследователи труда «Захр аль-Фирдаус» (8/434). Однако в виде слов сподвижника ‘Укъбы ибн ‘Амира эти слова достовернее.
Но, несмотря на то, что это – слова сподвижника, их положение подобно тому, что передаётся от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку, как это говорил хафиз Ибн Хаджар и другие имамы, сподвижники о сокровенных вещах и количествах наград не могли знать от себя.
Поэтому упомянув данное сообщение, шейх аль-Альбани сказал: “По положению это подобно тому, что передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как это является очевидным, поскольку о таких вещах не говорится, опираясь на своё мнение”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (7/848).
‘Абдуллах – сын имама Ахмада сказал: “Я слышал, как мой отец говорил: «Сообщается, что ‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) относительно поднятия рук во время молитвы, говорил: «За каждое движение (рук) ему записываются десять наград»”. См. “аль-Масаиль” (323).
Также аль-Асрам сказал: “Я был с Ахмадом ибн Ханбалем, когда один иностранец сказал ему: «Я вижу, что ты поднимаешь свои руки прежде, чем совершить поясной поклон, тогда как у нас мы не поступаем так. Считаешь ли ты, что наша награда за молитву уменьшается, если мы не будет так поступать?» Ахмад ответил: «Я не знаю. Но что касается нас, то мы поступаем так, и большинство у нас делают это, поскольку поднятие рук достовернее от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. А некоторые сподвижники говорили: «За каждое движение (рук) ему записываются десять наград»”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” (9/224).
И как же много мусульман лишаются такой дополнительной награды, упорствуя в не поднимании рук во время молитвы лишь потому, что имам их мазхаба считал, что руки не следует поднимать, кроме как в самом начале молитвы!
Следует отметить, что некоторые учёные, среди которых аль-Мунауи, посчитали, что в данном сообщении речь идёт о шевелении пальца во время ташаххуда, поскольку в некоторых версиях не упоминается слово «руки», а упоминается слово «пальцем».
Шейх аль-Альбани об этом сказал: “Некоторые уважаемые люди допустили ошибку, посчитав, что в этом хадисе речь идёт о шевелении указательным пальцем во время молитвы на ташаххуде, что человеку за каждое шевеление записывается десять наград. Но это однозначная ошибка. И на это указывает версия со словами «своей руки», и в ней не говорится «своим пальцем». По этой причине этот хадис упомянул аль-Хайсами в главе «Поднятие рук во время молитвы»”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (7/849).
И это понимание усиливает то, что было упомянуто из слов имама Ахмада, который использовал сообщение ‘Укъбы ибн ‘Амира именно в вопросе поднятия рук.
Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
“У каждой вещи есть украшение, а украшением молитвы является такбир и поднятие рук”.
Харб аль-Кирмани в “аль-Масаиль” (44), Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” (6/361).