Вопрос: Я занял денег у друга в долларах. Можно ли мне вернуть долг в другой валюте, например, в йеменских риалах или египетских фунтах?
Ответ: Да, если человек взял в долг в одной валюте, то ему можно вернуть в другой валюте по взаимному согласию. Если кредитор на это согласен, то нет в этом греха. Из рук в руки без задержки. Установлено от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), что как-то ему сказали: «О Посланник Аллаха, иногда я продаю их (верблюдов) за динары, но с покупателей беру дирхемы, а иногда я продаю их за дирхемы, но с покупателей беру динары. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет ничего страшного в том, что ты обмениваешь монеты по текущему курсу при условии, что вы не расстаетесь до тех пор, пока окончательно не расплатитесь».*
Предположим, ты занял 100 долларов и вернул кредитору эту сумму в другой валюте по текущему курсу, скажем, в саудовских или йеменских риалах, или же иорданских или иракских динарах из рук в руки. В этом нет проблем. Или же ты даёшь сверх этой суммы от себя в благодарность своему благодетелю (кредитору) в соответствии со словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Поистине, лучшими из людей являются те, кто лучше всех отдаёт (должное другим).**
Или же, например, кто-то продаёт тебе машину за 10000 долларов. Спустя время ты выплачиваешь ему эту сумму в эквиваленте в динарах, в саудовских или йеменских риалах, или же в любой другой валюте. В этом нет проблем, но с условием, что деньги возвращаются из рук в руки в одном собрании, и вы не расходитесь, пока сумма не будет передана полностью по текущему курсу в день обмена. Да.
Шейх Бин Баз
Однако следует отметить, что нельзя заранее договариваться о выплате долга в другой валюте - только в день выплаты, даже если долг будет выплачиваться по частям, так как это попадает под Риба ан-наси́а (араб. ربا النسيئة риба с задержкой). Муслим 1587
Аналогично нельзя брать денег с должника больше, чем текущий курс в день выплаты, чтобы не попасть в Риба аль-фадль (араб. ربا الفضل ), если только должник не даёт от себя в качестве подарка в благодарность.
* Это часть хадиса, который передаётся от Ибн Умара. Приводится в у Ахмада (6239), Абу Давуда (3354), ат-Тирмизи (1242), ан-Насаи (4582) и Ибн Маджа (2262). Аль Хаким назвал его достоверным, но шейх Албани ослабил его в Ирва иль-Гъалиль 5/173 Тем не менее, на этот же хадис опирался шейх Усаймин в подобной фатве в Фатава Исламийя 2/414.
** аль-Бухари (2392).
Ответ: Да, если человек взял в долг в одной валюте, то ему можно вернуть в другой валюте по взаимному согласию. Если кредитор на это согласен, то нет в этом греха. Из рук в руки без задержки. Установлено от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), что как-то ему сказали: «О Посланник Аллаха, иногда я продаю их (верблюдов) за динары, но с покупателей беру дирхемы, а иногда я продаю их за дирхемы, но с покупателей беру динары. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет ничего страшного в том, что ты обмениваешь монеты по текущему курсу при условии, что вы не расстаетесь до тех пор, пока окончательно не расплатитесь».*
Предположим, ты занял 100 долларов и вернул кредитору эту сумму в другой валюте по текущему курсу, скажем, в саудовских или йеменских риалах, или же иорданских или иракских динарах из рук в руки. В этом нет проблем. Или же ты даёшь сверх этой суммы от себя в благодарность своему благодетелю (кредитору) в соответствии со словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Поистине, лучшими из людей являются те, кто лучше всех отдаёт (должное другим).**
Или же, например, кто-то продаёт тебе машину за 10000 долларов. Спустя время ты выплачиваешь ему эту сумму в эквиваленте в динарах, в саудовских или йеменских риалах, или же в любой другой валюте. В этом нет проблем, но с условием, что деньги возвращаются из рук в руки в одном собрании, и вы не расходитесь, пока сумма не будет передана полностью по текущему курсу в день обмена. Да.
Шейх Бин Баз
Однако следует отметить, что нельзя заранее договариваться о выплате долга в другой валюте - только в день выплаты, даже если долг будет выплачиваться по частям, так как это попадает под Риба ан-наси́а (араб. ربا النسيئة риба с задержкой). Муслим 1587
Аналогично нельзя брать денег с должника больше, чем текущий курс в день выплаты, чтобы не попасть в Риба аль-фадль (араб. ربا الفضل ), если только должник не даёт от себя в качестве подарка в благодарность.
* Это часть хадиса, который передаётся от Ибн Умара. Приводится в у Ахмада (6239), Абу Давуда (3354), ат-Тирмизи (1242), ан-Насаи (4582) и Ибн Маджа (2262). Аль Хаким назвал его достоверным, но шейх Албани ослабил его в Ирва иль-Гъалиль 5/173 Тем не менее, на этот же хадис опирался шейх Усаймин в подобной фатве в Фатава Исламийя 2/414.
** аль-Бухари (2392).