Хадис о том, кто умер не совершив джихада и не имея желания

Ответить
Abu Xamza
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 28 ноя 2008, 00:29

Хадис о том, кто умер не совершив джихада и не имея желания

Сообщение Abu Xamza »

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если человек умер,так и не приняв участия в священной войне и даже не помышляя об этом,то он до самой смерти страдал одним из проявлений лицемерия".(этот хадис передал Муслим)
Достоверен ли этот хадис?
Если да, то как его понимают ученые саляфы и современники?
Abu Samira
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:01

Сообщение Abu Samira »

Этот хадис, конечно же достоверный брат.
Это из числа тех хадисов, в которых содержится строгое предостережение от оставления джихада и не желания его совершить.
Вот как приводит его имам Муслим:
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умер, не совершив военного похода (гъазуа) и не пожелав этого в своей душе, умер, не избавившись от одного из проявлений лицемерия». И передатчик этого хадиса Мухаммад ибн Сахм сказал: «‘Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: “Мы считаем, что это касается времени посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”». Муслим 1910.
Имам Абуль-Аббас аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что тот, кто не в состоянии совершить благое дело, тот должен иметь твердое решение совершить его, если он сможет это сделать. Или же ему следует иметь намерение это сделать, что будет заменой его совершения в таком положении (когда совершить это благодеяние невозможно). А если человек откажется это сделать и внешне и внутренним намерением, то это положение лицемеров, которые не совершают благого и не намереваются его сделать! И в частности это относится к джихаду, посредством которого Аллах возвеличил Ислам, и сделал эту религию явной над прочими религиями, даже если это и ненавистно многобожникам!” А что касается слов Ибн аль-Мубарака: “Мы считаем, что это касается времени посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”, то аль-Къуртуби сказал: “Т.е. когда джихад был обязательным, и он истолковал лицемерие, как истинное лицемерие. Но может быть и так, что это касается всех времен, и тогда смысл хадиса будет в том, что каждый, кто будет в таком положении, будет подобен лицемерам, если даже и не будет неверным”. См. “аль-Муфхим” 3/750.
Къады ‘Ийяд о словах: «умер, не избавившись от одного из проявлений лицемерия», сказал: “Истолковал это Ибн аль-Мубарак, что это касается именно времени пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда джихад был обязательным, по этой причине он отнес лицемерие к истинному лицемерию. Но также вероятно, что это общие слова и смысл хадиса в том, что подобный человек уподобляется качествам лицемеров, из числа качеств которых - оставление джихада. Это одно из ответвления лицемерия и их качеств”. См. “Икмалюль-му’лим” 6/335.
Имам ас-Синди о словах: «и не пожелав этого в своей душе», сказал: “Было сказано, что смысл это в том, чтобы человек желал в своей душе: «О, если бы я вышел в военный поход!» Или смысл его в том, кто не имел намерения совершить джихад и его качество, как приготовление силы, как сказал Всевышний Аллах: «Если бы они (лицемеры) желали выступить в поход, то приготовились бы к этому» (ат-Тауба 9: 46). И было сказано, что такой человек подобен лицемерам, который оставляет джихад. Вероятно это было связанно именно с временем пророка (мир ему и благословение Аллаха), как это передается от Ибн аль-Мубарака”. См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” 3/314.
Имам ан-Науауи сказал: “То, что сказал Ибн аль-Мубарак не однозначно, так как другие говорили, что этот хадис общий, и смысл его в том, что совершивший подобное подобен лицемерам, которые оставляют джихад, и оставление джихада из числа качеств лицемерия!” См. “Шарх Сахих Муслим” 13/56.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури о словах: «не совершив военного похода», сказал: “Т.е. не сражался с врагами религии. «Не пожелав этого в своей душе», т.е. не желал и не имел намерения с ними сражаться при возможности сражения, и когда придет его время”. См. “Миннатуль-мун’им” 3/292.
Когда спросили шейх Салиха аль-Фаузана об этом хадисе и его смысле, он сказал: “Смысл хадиса в твердом решении совершить джихад, если он начался. Он должен говорить в своей душе, что желает военного похода, т.е. намеревается, когда наступит джихад, совершить его на пути Аллаха. Поистине, Аллах запишет ему награду за это благое намерение”. См. “Фатауа аль-Фаузан” № 19.
Есть еще один подобный устрашающий хадис об оставлении джихада со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто сам не принимал участия в военных походах, или не снарядил в поход никого из участников таких походов или не заботился о членах их семей, Аллах поразит несчастьем еще до наступления Дня воскрешения». Абу Дауд 2503, Ибн Маджах 2762, аль-Байхакъи 9/48. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2561.
Однако эти хадисы следует понимать правильно, поскольку совершать джихад и иметь намерение его совершить, не означает, что мусульманин обязан или должен совершать его будучи не готовым или же желать встречи с врагами! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха об избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится в тени ваших мечей!» аль-Бухари 2965, 2966, Муслим 1742.
Ведь в стремлении встречи с врагами может случится множество нехороших и опасных вещей, которые могут постигнуть человека, желающего этого, как например, о чем говорил имам аль-Мунауи: самовосхищение, упование на свою силу, вероятность того, что мусульмане потерпят поражение и т.п. И аль-Мунауи сказал: “И желание стать шахидом не связано с желанием встретиться с врагом!” См. “Файдуль-Къадир” 6/127.
Также мудрость запрета в этом, как сказал имам аль-Къуртуби, неосведомленность о положении врага и пренебрежение подготовкой к встречи с ним, а также он сказал, что в этом трата жизни мусульман, которая увеличивает для верующего только благо. И он также сказал: “И не следует говорить: «Встреча с врагами и сражение с ними – это повиновение, которое влечет либо победу над врагами, либо степень шахида, так как же это может быть запретно?! Тем более шариат побуждает желать стать шахидом, как сказано в хадисе: «Тот, кто просил Аллаха искренне от сердца степень шахида, тому Аллах дарует степень шахидов, даже если он умер на своей кровати!» Муслим 1909.
Мы скажем: «Встреча с врагами, если является джихадом и повиновением, происходит с двух сторон, и с упомянутой стороны не запрещается желать этого. Однако это запрещается со стороны тех вещей, которые могут произойти, о чем упоминалось уже. И потом, в этом может быть наказание и испытание, о котором неизвестно, как оно обернется. И может быть так, что следствием джихада не будет ни трофеев, ни степени шахида! Более того, может быть обратное! Одним словом, запрещенное желание на встречу с врагами, не относится к желанию стать шахидом, на что есть побуждение. И может быть так, что встреча с врагами не повлечет шахаду и трофеи»”. См. “аль-Муфхим” 3/524.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури сказал: “Поистине, встреча с врагами не лишена вреда и увечий, даже при победе. «И просите Аллаха об избавлении», как это сказано в продолжении хадиса. Это чтобы Аллах вселил в сердца врагов страх, и чтобы они были побеждены без сражения. Это велено по той причине, что человек не знает, как обернется дело”. См. “Миннатуль-мун’им” 3/173.
Имам аль-Мазири сказал: “Неясность в этом хадисе может вызвать вопрос: «Если джихад является повиновением, то желание повиновений – дело хорошее, как же это может быть запрещено?!» В качестве ответа было сказано: «Смысл этого может быть в том, что стремление к встречи с врагами может повлечь фитну или же принести вред, если отнестись к этому просто и с пренебрежением. А тот, кто пренебрег своими врагами, тот теряет благоразумие! И смысл этого может быть в следующем: «Не пренебрегайте вашими врагами, чтобы не потерять осторожность, оберегайте свои души и мусульман!» Или смысл его: «Не желайте встречи с врагами в случае предположения того, что они одолеют вас, или же есть опасения овладения ими женщинами, потеря жизней и имущества, или же постижения от них вреда»”.
После его слов Къады ‘Ийяд сказал: “Некоторые говорили: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил своей умме желать трудности, поэтому некоторые праведные саляфы говорили: «Благополучие от фитны и испытания различается в зависимости от терпения людей!»” См. “Икмалюль-му’лим” 6/43.
Поэтому эти хадисы необходимо совмещать!
Шейх Ибн аль-Къайим перечислив виды джихада в Исламе, сказал: “Что касается джихада с неверными и лицемерами, то он имеет четыре степени: с помощью сердца, языка, имущества и души. И джихад с неверными совершается с помощью руки, а с лицемерами – с помощью языка. Что касается джихада с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел, то он имеет три степени. Первая: рукою, при наличии силы (къудра). Если же он слаб в этом, то переходится к языку. Если и это невозможно, то – сердцем. И это – тринадцать уровней джихада. А «тот, кто умер, не совершив джихада и не пожелав этого в своей душе, умер, не избавившись от одного из проявлений лицемерия»”. См. “Задуль-ма’ад” 3/16.
И таким образом шейх Ибн аль-Къайим отнес хадис: «Тот, кто умер, не совершив военного похода (гъазуа) и не пожелав этого в своей душе, умер, не избавившись от одного из проявлений лицемерия» ко всем видам джихада, не ограничив его только сражением!
Что же касается того, когда мусульмане не в состоянии совершать джихад, однако знают, что джихад – истина, и имеют намерение его совершить, то нет на них греха и они не обязаны делать сверх этого, как это говорил имам-муджахид Мухаммад ибн ‘Али аль-Караджи аль-Къассаб в своем тафсире: “Тот, кто не в состоянии совершить джихад своей жизнью и имуществом, однако верит в него и считает его истинной, то тот из числа совершающих джихад! И другого он не обязан делать!” См. “Нукт аль-Къуран” 4/187.
А шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Тот, кто не имеет возможности (слаб) установить религию силой и джихадом, делает то, что ему под силу, как благопожелание (насыха) своим сердцем, обращение с мольбой за умму и желание благого. Он совершает то, что ему под силу из благих дел, и на него не возлагается то, что ему не под силу!" См. "Маджму’уль-фатауа" 28/396.
Ответить