Сажда сахy (земные поклоны для искупления ошибок в намазе)
-
- Сообщения: 14
- Зарегистрирован: 06 авг 2008, 08:59
- Откуда: Россия-КБР-Эльбрус
Сажда сахy (земные поклоны для искупления ошибок в намазе)
Ассаляму 'аляйкум уа рахьматуЛлаhи уа баракятуhу братья и сестра!
Би смиЛляh разъясните этот вопрос.
1.При каких ошибках делается сажда сахуа?
2.До и(или) после слов таслима(приветствия)?
3.И если после ,то сразу после произношения таслима,или после произношения таслима и слов "астагъвируЛлаh...3 раза"...???
ДжазакумуЛлаhу хайран
БаракяЛлаhу фикум
Би смиЛляh разъясните этот вопрос.
1.При каких ошибках делается сажда сахуа?
2.До и(или) после слов таслима(приветствия)?
3.И если после ,то сразу после произношения таслима,или после произношения таслима и слов "астагъвируЛлаh...3 раза"...???
ДжазакумуЛлаhу хайран
БаракяЛлаhу фикум
Уа алейкум ассалям уарахматуллах
Вот брат неплохая статья по поводу темы саджда сахва:
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗЕМНЫХ ПОКЛОНАХ, ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ДОПУЩЕННЫХ В НАМАЗЕ ОШИБОК
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословения господину всех посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Многие мусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазе допущена ошибка. Подобных ошибок не может избежать ни один человек, поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина. Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывали различные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, в первую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священной Сунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
1. Абдуллах ибн Бухейна рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними полуденный намаз зухр, после первых двух рак‘атов не сел [для ташаххуда], а встал. Люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия (т.е. слов “ас-саламу алейкум ва рахматуллах”), он, сидя, возвеличил Аллаха (т.е. сказал: “Аллаху акбар”), совершил два земных поклона, а затем произнес слова приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.)
2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними один из дневных намазов (т.е. полуденный намаз зухр или послеполуденный намаз ‘аср), совершил всего два рак‘ата. Затем он встал и подошел к доске, находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Среди молящихся находились Абу Бакр и Умар, но и побоялись сказать что-либо. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: «Разве намаз стал короче?» Мужчина, которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называл Зу-ль-йадейн (из-за того, что у него были длинные руки,) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или намаз стал короче?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и намаз не стал короче». Но Зу-ль-йадейн сказал: «Нет, ты действительно забыл». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил еще два рак‘ата, произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднял голову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон, как он обычно делал это или дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.) Одного из передатчиков этого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили: “Произнес ли он слова приветствия после поклонов для исправления ошибки?” Он ответил: “Я не помню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, но Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес их и после того, как совершил поклоны для исправления ошибки”. Эта добавка приводится у аль-Бухари, Муслима и др.
3. Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас засомневался в намазе, не зная, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то число рак‘атов, в которых он уверен (т.е. на минимальное. В данном случае – три рак‘ата.). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для шайтана». (Этот достоверный хадис передал Муслим).
4. Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то совершил с ними намаз, а когда он произнес слова приветствия, люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, неужели намаз изменен?» Он спросил: «А в чем дело?» Они сказали: «Ты совершил то-то и то-то». Тогда он обратился лицом к Кибле и совершил два земных поклона, а после произнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишь человек, такой же как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть опирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона». (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим).
В этом хадисе не сообщается, когда следует совершать земные поклоны: до произнесения слов приветствия или после этого. А в хадисе, который Ибн Хузейма признал достоверным и который передали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи от племянника Али ибн Абу Талиба Абдуллаха ибн Джа‘фара, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станет сомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, как произнесет слова приветствия».
5. Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая полуденный намаз, совершил пять рак‘атов. Его спросили: «Намаз стал длиннее?» Он сказал: «Нет, а в чем дело?» Люди сказали: «Ты совершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона после слов приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим.)
6. Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земных поклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш‘аса ибн Абд аль-Малика аль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабы от Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.
Имам Ахмад сказал, что известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ошибался в намазе в пяти случаях: он завершил намаз, состоящий из четырех рак‘атов, однажды после двух, а также после трех рак‘атов, однажды он удлинил намаз, а однажды укоротил его, а также однажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак‘ата.
Существует также много слабых и недостоверных хадисов на эту тему, например, хадис Саубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «При каждой ошибке надо совершать два земных поклона после произнесения слов приветствия». Этот хадис со слабым иснадом (т.е. цепочкой передатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде есть Исма‘ил ибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых, изучающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзя использовать в качестве аргумента.
Из этих хадисов видно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе, после чего совершал земные поклоны либо до произнесения слов приветствия, либо после этого.
Все мусульманские ученые единодушны в том, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазе обязательно, т.е. ваджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшие разногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право сам выбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить земные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.
Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имам аш-Шафи‘и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать до слов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и правильно истолковать хадисы иного толка. Так, например, имам аш-Шафи‘и считал, что хадисы о том, что земные поклоны надо совершать после слов приветствия, были аннулированы, т.е. мансух. Ибн Кудама писал, что имам аз-Зухри сказал, что при своей последней ошибке в намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил земные поклоны до слов приветствия. Однако это не достаточный аргумент для утверждения, что поступать иначе нельзя, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и прежде делал и то, и другое.
Что касается взглядов ученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, то этот хадис слабый, т.е. да'иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики (иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадис противоречит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз (отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после слов приветствия не установлено!
В перечисленных нами хадисах есть еще одно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) и Абдуллаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘ани говорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нет противоречий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно не может вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опираться на меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до слов приветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийся помнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкое сомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз и совершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще раз повторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда и Абдуллаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос и мнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мы до сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказал о рассматриваемых нами земных поклонах: “Иногда их следует совершать до слов приветствия, иногда – после, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)”. Он также сказал: “Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то я посчитал бы, что эти земные поклоны надо совершать до слов приветствия, потому что они относятся непосредственно к намазу и завершать их надо до слов приветствия. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал земные поклоны после слов приветствия, их следует совершать после, а во всех остальных случаях – до слов приветствия”.
Это – позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превыше своих суждений и своей логики.
Из всего сказанного видно, как сложно ученым найти правильное решение и разобраться в большом количестве достоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться на те мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такое мнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещал сохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мы сами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаны прислушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, а тем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мы изложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае и будем основываться на всех имеющихся хадисах.
1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:
- если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтения ташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
- если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
- если он по невнимательности пропустил один из ваджибат намаза, например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “аллаху акбар” (эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз не принимается) и т.п.;
- если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.
2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.
3. Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправления ошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этом сказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.
4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
5. Если молящийся встал на лишний, например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без слов “аллаху акбар”, затем довести намаз до конца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.
6. Если он завершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем ему напомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное число рак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.
7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, и вспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить эти земные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.
8. Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв не совершаются.
9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то он опирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то на них не следует обращать никакого внимания.
10. Если он по ошибке добавил лишний фарз намаза, а это – слова “аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения “Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон, выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда, слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно, то его намаз неверен.
11. Если он пропустил фарз намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ в первом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второго рак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когда уже совершил этот же фарз следующего рак‘ата, то рак‘ат, в котором был пропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены ваджибаты или суннаты намаза. В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фарзам, а что к ваджибатам, суннатам и т.д.
12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться , то он должен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв до слов приветствия совершается, если молящийся пропустил один из ваджибатов намаза, например, не сказал слов “аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикров при поясных или земных поклонах и т.д.
13. Если молящийся совершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.
14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке и обязаны сказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.
15. Если молящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать и то, и другое.
Разногласия в этом и других вопросах, касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждение Аллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительно относиться друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду за приверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину
Вот брат неплохая статья по поводу темы саджда сахва:
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗЕМНЫХ ПОКЛОНАХ, ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ДОПУЩЕННЫХ В НАМАЗЕ ОШИБОК
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословения господину всех посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Многие мусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазе допущена ошибка. Подобных ошибок не может избежать ни один человек, поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина. Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывали различные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, в первую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священной Сунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
1. Абдуллах ибн Бухейна рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними полуденный намаз зухр, после первых двух рак‘атов не сел [для ташаххуда], а встал. Люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия (т.е. слов “ас-саламу алейкум ва рахматуллах”), он, сидя, возвеличил Аллаха (т.е. сказал: “Аллаху акбар”), совершил два земных поклона, а затем произнес слова приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.)
2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними один из дневных намазов (т.е. полуденный намаз зухр или послеполуденный намаз ‘аср), совершил всего два рак‘ата. Затем он встал и подошел к доске, находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Среди молящихся находились Абу Бакр и Умар, но и побоялись сказать что-либо. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: «Разве намаз стал короче?» Мужчина, которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называл Зу-ль-йадейн (из-за того, что у него были длинные руки,) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или намаз стал короче?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и намаз не стал короче». Но Зу-ль-йадейн сказал: «Нет, ты действительно забыл». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил еще два рак‘ата, произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднял голову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон, как он обычно делал это или дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.) Одного из передатчиков этого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили: “Произнес ли он слова приветствия после поклонов для исправления ошибки?” Он ответил: “Я не помню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, но Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес их и после того, как совершил поклоны для исправления ошибки”. Эта добавка приводится у аль-Бухари, Муслима и др.
3. Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас засомневался в намазе, не зная, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то число рак‘атов, в которых он уверен (т.е. на минимальное. В данном случае – три рак‘ата.). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для шайтана». (Этот достоверный хадис передал Муслим).
4. Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то совершил с ними намаз, а когда он произнес слова приветствия, люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, неужели намаз изменен?» Он спросил: «А в чем дело?» Они сказали: «Ты совершил то-то и то-то». Тогда он обратился лицом к Кибле и совершил два земных поклона, а после произнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишь человек, такой же как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть опирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона». (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим).
В этом хадисе не сообщается, когда следует совершать земные поклоны: до произнесения слов приветствия или после этого. А в хадисе, который Ибн Хузейма признал достоверным и который передали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи от племянника Али ибн Абу Талиба Абдуллаха ибн Джа‘фара, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станет сомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, как произнесет слова приветствия».
5. Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая полуденный намаз, совершил пять рак‘атов. Его спросили: «Намаз стал длиннее?» Он сказал: «Нет, а в чем дело?» Люди сказали: «Ты совершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона после слов приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим.)
6. Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земных поклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш‘аса ибн Абд аль-Малика аль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабы от Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.
Имам Ахмад сказал, что известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ошибался в намазе в пяти случаях: он завершил намаз, состоящий из четырех рак‘атов, однажды после двух, а также после трех рак‘атов, однажды он удлинил намаз, а однажды укоротил его, а также однажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак‘ата.
Существует также много слабых и недостоверных хадисов на эту тему, например, хадис Саубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «При каждой ошибке надо совершать два земных поклона после произнесения слов приветствия». Этот хадис со слабым иснадом (т.е. цепочкой передатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде есть Исма‘ил ибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых, изучающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзя использовать в качестве аргумента.
Из этих хадисов видно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе, после чего совершал земные поклоны либо до произнесения слов приветствия, либо после этого.
Все мусульманские ученые единодушны в том, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазе обязательно, т.е. ваджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшие разногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право сам выбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить земные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.
Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имам аш-Шафи‘и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать до слов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и правильно истолковать хадисы иного толка. Так, например, имам аш-Шафи‘и считал, что хадисы о том, что земные поклоны надо совершать после слов приветствия, были аннулированы, т.е. мансух. Ибн Кудама писал, что имам аз-Зухри сказал, что при своей последней ошибке в намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил земные поклоны до слов приветствия. Однако это не достаточный аргумент для утверждения, что поступать иначе нельзя, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и прежде делал и то, и другое.
Что касается взглядов ученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, то этот хадис слабый, т.е. да'иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики (иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадис противоречит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз (отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после слов приветствия не установлено!
В перечисленных нами хадисах есть еще одно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) и Абдуллаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘ани говорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нет противоречий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно не может вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опираться на меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до слов приветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийся помнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкое сомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз и совершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще раз повторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда и Абдуллаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос и мнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мы до сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказал о рассматриваемых нами земных поклонах: “Иногда их следует совершать до слов приветствия, иногда – после, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)”. Он также сказал: “Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то я посчитал бы, что эти земные поклоны надо совершать до слов приветствия, потому что они относятся непосредственно к намазу и завершать их надо до слов приветствия. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал земные поклоны после слов приветствия, их следует совершать после, а во всех остальных случаях – до слов приветствия”.
Это – позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превыше своих суждений и своей логики.
Из всего сказанного видно, как сложно ученым найти правильное решение и разобраться в большом количестве достоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться на те мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такое мнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещал сохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мы сами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаны прислушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, а тем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мы изложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае и будем основываться на всех имеющихся хадисах.
1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:
- если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтения ташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
- если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
- если он по невнимательности пропустил один из ваджибат намаза, например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “аллаху акбар” (эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз не принимается) и т.п.;
- если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.
2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.
3. Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправления ошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этом сказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.
4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
5. Если молящийся встал на лишний, например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без слов “аллаху акбар”, затем довести намаз до конца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.
6. Если он завершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем ему напомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное число рак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.
7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, и вспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить эти земные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.
8. Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв не совершаются.
9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то он опирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то на них не следует обращать никакого внимания.
10. Если он по ошибке добавил лишний фарз намаза, а это – слова “аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения “Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон, выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда, слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно, то его намаз неверен.
11. Если он пропустил фарз намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ в первом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второго рак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когда уже совершил этот же фарз следующего рак‘ата, то рак‘ат, в котором был пропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены ваджибаты или суннаты намаза. В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фарзам, а что к ваджибатам, суннатам и т.д.
12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться , то он должен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв до слов приветствия совершается, если молящийся пропустил один из ваджибатов намаза, например, не сказал слов “аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикров при поясных или земных поклонах и т.д.
13. Если молящийся совершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.
14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке и обязаны сказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.
15. Если молящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать и то, и другое.
Разногласия в этом и других вопросах, касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждение Аллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительно относиться друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду за приверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину
Сажда сахy (земные поклоны для искупления ошибок в намазе)
Ассаламу алайкум ва рахмату-Ллахи ва баракатух!
Ситуация: Имам вместо четырех рак‘атов совершил три и завершил молитву, и никто из немногочисленной группы молящихся не сказал “субханаллах”, одни по сомнению другие по незнанию. И лишь когда имам удалился в другую часть мечети, в комнату имама, пришел один из помолившихся за ним и сообщил ему, что сомневается в количестве совершенных им рак‘атах. Как должен был поступить имам в этой ситуации, учитывая то, что имам не выходил из мечети, но он успел повернуться к джамаату, поминал Аллаха и зашел в свою комнату?
Барака-Ллаху фикум!
Ситуация: Имам вместо четырех рак‘атов совершил три и завершил молитву, и никто из немногочисленной группы молящихся не сказал “субханаллах”, одни по сомнению другие по незнанию. И лишь когда имам удалился в другую часть мечети, в комнату имама, пришел один из помолившихся за ним и сообщил ему, что сомневается в количестве совершенных им рак‘атах. Как должен был поступить имам в этой ситуации, учитывая то, что имам не выходил из мечети, но он успел повернуться к джамаату, поминал Аллаха и зашел в свою комнату?
Барака-Ллаху фикум!
Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Вот что следует брат сделать в такой ситуации:
Абу Хурайра рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил с нами одну из двух вечерних молитв. Совершив с нами два рак’ата он, произнес слова таслима, подошел к куску дерева, лежавшему поперек мечети, облокотился на него, и нам показалось, будто он гневается. Затем он положил свою правую руку на левую, переплел между собой пальцы рук и оперся правой щекой на внешнюю сторону левой кисти. Между тем торопившиеся уже покидали мечеть, выходя через ее ворота и говоря: “Разве эта молитва стала короче?” Среди молившихся находились Абу Бакр и ‘Умар, которые не решались заговорить с пророком (мир ему и благословение Аллаха) из крайнего почтения по отношению к нему. Среди них находился также и один человек с длинными руками по прозвищу “Двурукий”, который спросил: “О посланник Аллаха, ты забыл что-нибудь или теперь молитва стала короче?” Он ответил: «Я ничего не забыл, и молитва не стала короче», после чего спросил людей: «Дело действительно обстоит так, как говорит Двурукий?» Они ответили: “Да”, и тогда он вышел вперед, и совершил два рак’ата, которые оставил, произнес слова таслима и сказал: “Аллаху акбар”. После этого он совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, а потом поднял голову и сказал: “Аллаху акбар”. Затем он повторил эти слова и (снова) совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, затем поднял голову и сказал: “Аллаху акбар”, а затем произнес слова таслима". ”. аль-Бухари 482, 1229, Муслим 573.
Но тут может возникнуть другой вопрос:
А что если время после такой или подобной ошибки прошло длительное время, до какого времени можно сделать саджда сахуа по невнимательности, и после какого нужно переделывать намаз с начала?
Ученые высказывали много мнений на этот счет, многие ученые говорили, что доделать оставленные рака'аты и сделать саджда сахуа в подобной ситуации можно лишь тогда, когда это забывший сделает сразу. Однако они высказывали различные мнения относительно определения длительного времени, как например до того, как человек вышел из мечети и т.п.
Я кстати следовал этому мнению ученых, так как не знал иного. Но джазаху-Ллаху хайран брату sunniy, который указал на мнение сильное очень шейхуль-ислама в этом вопросе.
‘Имран ибн Хусайн рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сделал молитву ‘аср и совершил приветствие после трех рака’атов, а затем зашел к себе домой. Тогда к нему пошел человек по имени аль-Хирбакъ, который был длинноруким, и сообщил ему о том, что произошло. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к людям и спросил: «Правду ли он говорит?!» Они сказали: “Да”. Тогда он доделал один рака’ат и произнес слова приветствия, затем сделал два саджда (сахуа) и снова произнес таслим. Муслим 574.
В этом хадисе ясно сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пошел к себе в дом.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “От имама Ахмада передается и другое мнение, что он (имам) совершает саджда сахуа даже если вышел из мечети и отдалился от нее. И это также мнение аш-Шафи’и, и оно наиболее правильное! Поистине, установление для этого какого-либо места или времени не имеет основы в шариате! И продолжительность времени не уточнено, и длинный промежуток или короткий, не имеют определенного определения в обычае людей, чтобы к этому возвращаться, и нет на это шариатского довода!” См. “Маджму’уль-фатауа” 23/43.
Поэтому в подобной ситуации, или когда имам забыл сделать саджа сахуа, ему следует сделать их когда вспомнит, и не следует переделывать весь намаз.
Уа-Ллаху а’лям.
Вот что следует брат сделать в такой ситуации:
Абу Хурайра рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил с нами одну из двух вечерних молитв. Совершив с нами два рак’ата он, произнес слова таслима, подошел к куску дерева, лежавшему поперек мечети, облокотился на него, и нам показалось, будто он гневается. Затем он положил свою правую руку на левую, переплел между собой пальцы рук и оперся правой щекой на внешнюю сторону левой кисти. Между тем торопившиеся уже покидали мечеть, выходя через ее ворота и говоря: “Разве эта молитва стала короче?” Среди молившихся находились Абу Бакр и ‘Умар, которые не решались заговорить с пророком (мир ему и благословение Аллаха) из крайнего почтения по отношению к нему. Среди них находился также и один человек с длинными руками по прозвищу “Двурукий”, который спросил: “О посланник Аллаха, ты забыл что-нибудь или теперь молитва стала короче?” Он ответил: «Я ничего не забыл, и молитва не стала короче», после чего спросил людей: «Дело действительно обстоит так, как говорит Двурукий?» Они ответили: “Да”, и тогда он вышел вперед, и совершил два рак’ата, которые оставил, произнес слова таслима и сказал: “Аллаху акбар”. После этого он совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, а потом поднял голову и сказал: “Аллаху акбар”. Затем он повторил эти слова и (снова) совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, затем поднял голову и сказал: “Аллаху акбар”, а затем произнес слова таслима". ”. аль-Бухари 482, 1229, Муслим 573.
Но тут может возникнуть другой вопрос:
А что если время после такой или подобной ошибки прошло длительное время, до какого времени можно сделать саджда сахуа по невнимательности, и после какого нужно переделывать намаз с начала?
Ученые высказывали много мнений на этот счет, многие ученые говорили, что доделать оставленные рака'аты и сделать саджда сахуа в подобной ситуации можно лишь тогда, когда это забывший сделает сразу. Однако они высказывали различные мнения относительно определения длительного времени, как например до того, как человек вышел из мечети и т.п.
Я кстати следовал этому мнению ученых, так как не знал иного. Но джазаху-Ллаху хайран брату sunniy, который указал на мнение сильное очень шейхуль-ислама в этом вопросе.
‘Имран ибн Хусайн рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сделал молитву ‘аср и совершил приветствие после трех рака’атов, а затем зашел к себе домой. Тогда к нему пошел человек по имени аль-Хирбакъ, который был длинноруким, и сообщил ему о том, что произошло. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к людям и спросил: «Правду ли он говорит?!» Они сказали: “Да”. Тогда он доделал один рака’ат и произнес слова приветствия, затем сделал два саджда (сахуа) и снова произнес таслим. Муслим 574.
В этом хадисе ясно сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пошел к себе в дом.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “От имама Ахмада передается и другое мнение, что он (имам) совершает саджда сахуа даже если вышел из мечети и отдалился от нее. И это также мнение аш-Шафи’и, и оно наиболее правильное! Поистине, установление для этого какого-либо места или времени не имеет основы в шариате! И продолжительность времени не уточнено, и длинный промежуток или короткий, не имеют определенного определения в обычае людей, чтобы к этому возвращаться, и нет на это шариатского довода!” См. “Маджму’уль-фатауа” 23/43.
Поэтому в подобной ситуации, или когда имам забыл сделать саджа сахуа, ему следует сделать их когда вспомнит, и не следует переделывать весь намаз.
Уа-Ллаху а’лям.
Re:
السلام عليكم ورحمة الله وبركته
بسم الله
جزاكم الله خيرا , братья.
У меня вот только один вопрос по этому пункту: Хамза написал, что молящийся должен делать суджуд сах'у также и в том случае ...
Насколько мне известно, то все слова в намазе - это сунна. А уважиб - это только чтение "Фатихи".
То есть, по большому счёту (как я понимаю), могу вообще в молитве не произносить никаких слов, кроме открывающего такбира, чтения "Фатихи", и заключительного приветствия. И молитва будет принята.
Прошу вас исправить мои ошибки (но только с далилем на хадисы).
Откуда взялось, что за слова в молитве нужно делать суджуд сах'у?
Хранит вас Аллах
Ваша сестра в Исламе
بسم الله
جزاكم الله خيرا , братья.
У меня вот только один вопрос по этому пункту: Хамза написал, что молящийся должен делать суджуд сах'у также и в том случае ...
Какие слова намаза имеются в виду?Hamza писал(а): - если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
Насколько мне известно, то все слова в намазе - это сунна. А уважиб - это только чтение "Фатихи".
То есть, по большому счёту (как я понимаю), могу вообще в молитве не произносить никаких слов, кроме открывающего такбира, чтения "Фатихи", и заключительного приветствия. И молитва будет принята.
Прошу вас исправить мои ошибки (но только с далилем на хадисы).
Откуда взялось, что за слова в молитве нужно делать суджуд сах'у?
Хранит вас Аллах
Ваша сестра в Исламе
Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Уа ийяк сестра!
Советую скачать и прочитать сестра книжку об этом вопросе шейха аль-Къахтани:
http://d1.islamhouse.com/data/ar/ih_boo ... prayer.pdf
В ней приводятся доводы и разъясняются эти вопросы.
Аллах в помощь!
Уа ийяк сестра!
Это ошибочное понимание сестра. Саджда сахуа в молитве установлено для исправления ошибок и при оставлении как раз уаджибатов намаза. Но если человек оставит что-то из шурутов и арканов намаза, то намаз недействительный и никакое саджда его не исправит, его просто нужно будет переделывать! Например не сделал руку' имея возможность, не стоял без причины (къиям), не сделал оба саджда и т.п. И сура аль-Фатиха - не уаджиб намаза, а рукн, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто и во многих хадисах говорил: "Нет намаза у того, кто не прочитал Мать Писания (аль-Фатиху)!"Husuf писал(а):Насколько мне известно, то все слова в намазе - это сунна. А уважиб - это только чтение "Фатихи".
То есть, по большому счёту (как я понимаю), могу вообще в молитве не произносить никаких слов, кроме открывающего такбира, чтения "Фатихи", и заключительного приветствия. И молитва будет принята.
Советую скачать и прочитать сестра книжку об этом вопросе шейха аль-Къахтани:
http://d1.islamhouse.com/data/ar/ih_boo ... prayer.pdf
В ней приводятся доводы и разъясняются эти вопросы.
Аллах в помощь!
Re:
السلام عليكم ورحمة الله
بسم الله
Я прошу прощения у Аллаха, но я, честно скажу , до сих пор не знаю в чём разница между уваджиб и рукн. Ведь уаджиб = фард (так я прочитала то ли в фикх-ас-Сунна, то ли на канале Iqraa слышала - не помню уже сейчас). А фард - это обязанность. Отсюда уваджиб - это также то, что не обойти (обязанность), как и рукн.
Так в чём же разница?
Брат, جزاك الله كل الخير وحفظك
Я очень благодарна за эту книгу.
Благославит тебя Аллах
Твоя сестра в Исламе
بسم الله
Да-да. Я именно это и имела в виду. Рукн.A'mash писал(а):И сура аль-Фатиха - не уаджиб намаза, а рукн, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто и во многих хадисах говорил: "Нет намаза у того, кто не прочитал Мать Писания (аль-Фатиху)!"
Я прошу прощения у Аллаха, но я, честно скажу , до сих пор не знаю в чём разница между уваджиб и рукн. Ведь уаджиб = фард (так я прочитала то ли в фикх-ас-Сунна, то ли на канале Iqraa слышала - не помню уже сейчас). А фард - это обязанность. Отсюда уваджиб - это также то, что не обойти (обязанность), как и рукн.
Так в чём же разница?
لله الحمدA'mash писал(а): Советую скачать и прочитать сестра книжку об этом вопросе шейха аль-Къахтани:
http://d1.islamhouse.com/data/ar/ih_boo ... prayer.pdf
В ней приводятся доводы и разъясняются эти вопросы.
Аллах в помощь!
Брат, جزاك الله كل الخير وحفظك
Я очень благодарна за эту книгу.
Благославит тебя Аллах
Твоя сестра в Исламе
Re:
Письмо №2 (к только что отосланному ранее)
Брат أعمش , я очень поторопилась с вопросом о уваджиб и рукн, الله يحفظك.
В этой книге как раз и объясняется разница. الله يحفظك
Я очень извиняюсь.
Бесконечная благодарность за книгу.
Брат أعمش , я очень поторопилась с вопросом о уваджиб и рукн, الله يحفظك.
В этой книге как раз и объясняется разница. الله يحفظك
Я очень извиняюсь.
Бесконечная благодарность за книгу.
-
- Сообщения: 1212
- Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09
Сажда сахyа
Ас-саляму'алейкум уа рахматуЛлахм уа баракатуху.
Кстати одним из уаджибов в намазе является произнесение слов "рабби гфир лий, рабби гфир лий" (رب اغفرلي، رب اغفرلي) один раз в сидении между двумя сажда.
И является сунной, если добавить к этому. Т.е. сказать два, три раза.
В первый раз, я прочитал это ещё в начале изучения совершения молитвы, и не знал, что это относиться к уаджибам, просто не оставлял это, постоянно говорил между сажда. Однако, прочитав в книги "муляххас аль-фикхийя" шейха Фаузана, обратил внимание на серьезность этого. А именно то, что за оставление этого, необходимо совершать 2 сажда сахуа в конце.
Сказал шейх Усеймин, да помилует его Аллах, в "шарх аль-мумти' 'аля задиль-мустакни' ", после упоминания шейхом-автором аль-Хаджауий, д помилует его Аллах, уаджибатов в молитве, среди которых просьба о прощение один раз:
"Это есть уаджиб шестой из уаджибов в молитве, а именно, когда молящийся просит аль-магфира один раз. И автор не указал где именно это должно быть, однако упоминалось до этого, в главе "описание молитвы", что это ду'а "рабби гфирли, рабби гфирли" происходит между двумя сажда.
Аль-магфира (المغفرة) - это сокрытие греха (ستر الذنب), отстранение, удаление от него (تجاوز عنه). Взято оно от слова мигфар (المغفر), это то, что одевают на голову для защиты от стрел во время боя (т.е. шлем по-русски), и в этом шлеме защита и сокрытие.
Магфира это не только сокрытие греха или не только просьба о прощение за него (العفو), однако это сокрытие греха вместе с просьбой о прощение, так как об этом сказал Всевышний Аллах, когда рассказал нам о Своем рабе, кот. приведут к Нему в Судный День и покажут ему его многочисленные грехи, и кот. Он простит сказав:
"..Поистине Я скрывал их (твои грехи) в дунья, и Я прощу их тебе сегодня..."
(хадис приводит имам имам Муслим под № 7191)
Однако автор не упомянул в каком именно виде должно произноситься это ду'а.
Можно ли сказать: "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي) или "астагфиру Ллах" (أستغفر الله) или же "рабби гфирли" (رب اغفرلي) ?
Однако автор, да помилует его Аллах, в описание молитвы сказал, что это ду'а: "рабби гфирли" (رب اغفرلي). И мы объединяем его слова здесь и там, и получаем, что просьба о прощение делается со словами: "рабби гфирли" (رب اغفرلي), и если же сказать, например: "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي), то это не будет правильным. Это будет если мы совместим его слова здесь с тем, что было прежде (в описание молитвы).
Однако можно сказать, что не является обязательным объединять то, что сказано здесь с тем, что было сказано прежде, и тогда получается, что ду'а о прощение может быть разными словами, например: "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي), и это будет принято и будет правильным.
Что касается мазхаба, то обязательно говорить "рабби гфирли" (رب اغفرلي), а если сказать "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي), то это не будет правильным...."
Кстати одним из уаджибов в намазе является произнесение слов "рабби гфир лий, рабби гфир лий" (رب اغفرلي، رب اغفرلي) один раз в сидении между двумя сажда.
И является сунной, если добавить к этому. Т.е. сказать два, три раза.
В первый раз, я прочитал это ещё в начале изучения совершения молитвы, и не знал, что это относиться к уаджибам, просто не оставлял это, постоянно говорил между сажда. Однако, прочитав в книги "муляххас аль-фикхийя" шейха Фаузана, обратил внимание на серьезность этого. А именно то, что за оставление этого, необходимо совершать 2 сажда сахуа в конце.
Сказал шейх Усеймин, да помилует его Аллах, в "шарх аль-мумти' 'аля задиль-мустакни' ", после упоминания шейхом-автором аль-Хаджауий, д помилует его Аллах, уаджибатов в молитве, среди которых просьба о прощение один раз:
"Это есть уаджиб шестой из уаджибов в молитве, а именно, когда молящийся просит аль-магфира один раз. И автор не указал где именно это должно быть, однако упоминалось до этого, в главе "описание молитвы", что это ду'а "рабби гфирли, рабби гфирли" происходит между двумя сажда.
Аль-магфира (المغفرة) - это сокрытие греха (ستر الذنب), отстранение, удаление от него (تجاوز عنه). Взято оно от слова мигфар (المغفر), это то, что одевают на голову для защиты от стрел во время боя (т.е. шлем по-русски), и в этом шлеме защита и сокрытие.
Магфира это не только сокрытие греха или не только просьба о прощение за него (العفو), однако это сокрытие греха вместе с просьбой о прощение, так как об этом сказал Всевышний Аллах, когда рассказал нам о Своем рабе, кот. приведут к Нему в Судный День и покажут ему его многочисленные грехи, и кот. Он простит сказав:
فَإِنِّى قَدْ سَتَرْتُهَا عَلَيْكَ فِى الدُّنْيَا وَإِنِّى أَغْفِرُهَا لَكَ الْيَوْمَ
"..Поистине Я скрывал их (твои грехи) в дунья, и Я прощу их тебе сегодня..."
(хадис приводит имам имам Муслим под № 7191)
Однако автор не упомянул в каком именно виде должно произноситься это ду'а.
Можно ли сказать: "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي) или "астагфиру Ллах" (أستغفر الله) или же "рабби гфирли" (رب اغفرلي) ?
Однако автор, да помилует его Аллах, в описание молитвы сказал, что это ду'а: "рабби гфирли" (رب اغفرلي). И мы объединяем его слова здесь и там, и получаем, что просьба о прощение делается со словами: "рабби гфирли" (رب اغفرلي), и если же сказать, например: "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي), то это не будет правильным. Это будет если мы совместим его слова здесь с тем, что было прежде (в описание молитвы).
Однако можно сказать, что не является обязательным объединять то, что сказано здесь с тем, что было сказано прежде, и тогда получается, что ду'а о прощение может быть разными словами, например: "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي), и это будет принято и будет правильным.
Что касается мазхаба, то обязательно говорить "рабби гфирли" (رب اغفرلي), а если сказать "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي), то это не будет правильным...."
Re: Сажда сахyа (земные поклоны для искупления ошибок в нама
Ас-саляму алейкум! Извините пожалуйста может я не внимательно прочитал ветку и не заметил:
Вопрос: А что говорить во время сажда сахуа? Какие ду'а или зикры пришли от Пророка, салля Ллаху алейхи уа саллям? Или ничего не говориться?
Джазакуму Ллаху хайран!
Вопрос: А что говорить во время сажда сахуа? Какие ду'а или зикры пришли от Пророка, салля Ллаху алейхи уа саллям? Или ничего не говориться?
Джазакуму Ллаху хайран!
-
- Сообщения: 1212
- Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09
Сажда сахyа (земные поклоны для искупления ошибок в намазе)
Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Говориться то же, что и в обычном сажда.
Так ответил шейх аль-Альбаний в "сильсиляту аль-худа уан-нур", запись № 406.
Там он сказал, что говориться так же, тасбих и т.д. И что нет в сажда сахуа какого-то конкретного ду'а.
А так вообще-то брат ты не заметил ! Тут приводилось уже:
БаракаЛлаху фика.
ADamir писал(а):Вопрос: А что говорить во время сажда сахуа?
Говориться то же, что и в обычном сажда.
Так ответил шейх аль-Альбаний в "сильсиляту аль-худа уан-нур", запись № 406.
Там он сказал, что говориться так же, тасбих и т.д. И что нет в сажда сахуа какого-то конкретного ду'а.
А так вообще-то брат ты не заметил ! Тут приводилось уже:
Hamza писал(а):4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
БаракаЛлаху фика.
-
- Сообщения: 202
- Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
- Откуда: Татарстан, Набережные Челны
Re: Сажда сахyа (земные поклоны для искупления ошибок в нама
Ассаламу `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
ADamir, выше действительно сказано об этом:
1. Аллахумма, [в другой версии: Рабби] гфир ли, ва-рхам-ни, [ва-джбур-ни], [ва-рфа‘-ни], ва-хди-ни, [ва‘афи-ни], ва-рзу-кни.
«О Аллах, [в другой версии: Господь мой] прости меня и помилуй меня, [ и дай мне силы], [и возвысь меня] и наставь меня на прямой путь, [и даруй мне прощение] и даруй мне средства к существованию!».
Или иногда он говорил:
2. Рабби-гфир ли, гфир ли.
«Господь мой, прости меня, прости меня!»
И в комментариях к последнему сказано:
"...Исхак ибн Рахавайн сказал: «Если человек желает, то он может произносить эти слова 3 раза, либо он может сказать: «О Аллах, прости меня...», — поскольку об этих двух мольбах между двумя земными поклонами сообщается от Пророка салаЛлаху алейхи уа саллям.(«Ма-са’иль аль-Имам Ахмад ва Исхак ибн Рахавайх» по хадисам от Исхака аль-Марвази, стр. 19)."
БаракаЛлаху фикум.
ADamir, выше действительно сказано об этом:
abu zeinab, а чьё мнение, что "Аллахумма, гфирли" говорить неправильно? Под словом "автор" там идёт имам Муслим рахимахуЛлах? Просто в книге шейха аль-Альбани рахимахуЛлах "Описании молитвы..." приведены ещё и такие ду`а, читаемые между двумя суджудами:В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
1. Аллахумма, [в другой версии: Рабби] гфир ли, ва-рхам-ни, [ва-джбур-ни], [ва-рфа‘-ни], ва-хди-ни, [ва‘афи-ни], ва-рзу-кни.
«О Аллах, [в другой версии: Господь мой] прости меня и помилуй меня, [ и дай мне силы], [и возвысь меня] и наставь меня на прямой путь, [и даруй мне прощение] и даруй мне средства к существованию!».
Или иногда он говорил:
2. Рабби-гфир ли, гфир ли.
«Господь мой, прости меня, прости меня!»
И в комментариях к последнему сказано:
"...Исхак ибн Рахавайн сказал: «Если человек желает, то он может произносить эти слова 3 раза, либо он может сказать: «О Аллах, прости меня...», — поскольку об этих двух мольбах между двумя земными поклонами сообщается от Пророка салаЛлаху алейхи уа саллям.(«Ма-са’иль аль-Имам Ахмад ва Исхак ибн Рахавайх» по хадисам от Исхака аль-Марвази, стр. 19)."
БаракаЛлаху фикум.
-
- Сообщения: 1212
- Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09
Сажда сахyа (земные поклоны для искупления ошибок в намазе)
Гадель ибн Ислям писал(а):abu zeinab, а чьё мнение, что "Аллахумма, гфирли" говорить неправильно?
Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
А кто говорит, что это неправильно ?!
Я же привёл там слова шейха Усеймина, кот. являются шархом к словам автора. И в конце он говорит:
abu zeinab писал(а):Однако можно сказать, что не является обязательным объединять то, что сказано здесь с тем, что было сказано прежде, и тогда получается, что ду'а о прощение может быть разными словами, например: "Аллахумма гфирли" (اللهم اغفر لي), и это будет принято и будет правильным.
Он привёл эти объяснения, чтобы показать, что дозволено делать такое ду'а, в отличии от мазхаба.
Так ?! Это понятно брат ?!
БаракаЛлаху фика.
-
- Сообщения: 202
- Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
- Откуда: Татарстан, Набережные Челны
Re: Сажда сахyа (земные поклоны для искупления ошибок в нама
ДжязакаЛлаху хайран, просто показались мне немного запутанными слова шейха Усеймина рахимахуЛлах.
А о каком мазхабе идёт речь? ...Для общей образованности.
БаракаЛлаху фикум.
А о каком мазхабе идёт речь? ...Для общей образованности.
БаракаЛлаху фикум.
-
- Сообщения: 1212
- Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09
Сажда сахyа (земные поклоны для искупления ошибок в намазе)
Ас-саляму'алейкум уа рахматуЛлах.
Уа фика баракаЛлах.
Речь идёт о ханбалитском мазхабе. Т.к. автор шейх аль-Хаджауий был ханбалитского мазхаба и эту книгу "заадуль-мустакни' " написал выводя более сильные мнения из мазахаба.
Аллаху а'Лям.
Уа фика баракаЛлах.
Гадель ибн Ислям писал(а):А о каком мазхабе идёт речь?
Речь идёт о ханбалитском мазхабе. Т.к. автор шейх аль-Хаджауий был ханбалитского мазхаба и эту книгу "заадуль-мустакни' " написал выводя более сильные мнения из мазахаба.
Аллаху а'Лям.