1-Книга: Начало откровений; 2-Книга веры; 3-Книга знания

ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

"САХИХ АЛЬ-БУХАРИ". ХАДИС №75

Сообщение ФАРУК »

17 – ГЛАВА: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, научи его Книге!(1)»



75 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнял меня и сказал: “О Аллах, научи его Книге!”»(2) См. также хадисы №№ 143, 3756, 7270.
________________________________________________
В другой версии этого хадиса сказано: «О Аллах, научи его мудрости/хикма/(3)». В следующей версии сказано: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился справить нужду, а я поставил для него воду для омовения. Вернувшись он спросил: “Кто поставил (здесь) это?” Ему сообщили, (что это сделал я,) и тогда он сказал: “О Аллах, наставь его в религии!”». Эти версии принадлежат аль-Бухари.
В версии Муслима сказано: «О Аллах, наставь его!»(4)
В версиях ат-Тирмизи сказано: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнял меня и сказал: “О Аллах, научи его мудрости!”(5)» В другой версии сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дважды молился за меня, чтобы (Аллах) даровал мне мудрость»(6). В другой версии сказано, что: «Он дважды видел Джибриля, мир ему, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды молился за него»(7).
В версии переданной имамом Ахмадом со слов Ибн ‘Аббаса сказано, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, положил свою руку ему на плечо и сказал: «О Аллах, дай ему понимание в религии, и научи его толкованию!»(8).
В версии Ибн Маджи сказано: “О Аллах, научи его мудрости и толкованию Книги!”(9)»
См. «Джами’ аль-усуль» Ибн аль-Асира 9/63.
_____________________________________________________________________________
(1) - То есть Корану.
(2) - Также этот хадис передали Ахмад 1/359, Муслим 2477, ат-Тирмизи 3824, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 8179, Ибн Маджах 166.
(3) - Под "мудростью" имеется ввиду Сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом сказал аль-Хасан аль-Басри. см. "Тафсир Ибн Касир" 1/444.
(4) - Муслим 2477.
(5) - ат-Тирмизи 3824.
(6) - ат-Тирмизи 3823.
(7) - ат-Тирмизи 3822. Шейх аль-Албани назвал иснад этого хадиса слабым.
(8) - Ахмад 1/266.
(9) Ибн Маджах 166.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ №76-77

Сообщение ФАРУК »

18 – ГЛАВА: О том, с какого возраста можно выслушивать слова[1] малолетнего.



76 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Однажды, незадолго до своего совершеннолетия[2] я приехал верхом на ослице в Мину[3], где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед которым не было стены[4], в это время совершал молитву. И я прошёл перед частью ряда (молившихся), отпустил ослицу пастись, а потом занял своё место в ряду, и никто не высказал мне порицания[5]». См. также хадисы №№ 493, 861, 1857, 4412. Также этот хадис передали Муслим 504, Абу Дауд 715, ат-Тирмизи 337, ан-Насаи 2/64, Ибн Маджах 947.

________________________________________________________________________________
[1] Речь идёт о том, что имеет отношение к сообщениям о словах и делах пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[2] Имеется в виду тот возраст, начиная с которого дееспособный мусульманин /мукаллаф/ должен выполнять все обязанности, возлагаемые на него шариатом, за что он несёт полную ответственность. Имам аш-Шафи’и считал, что совершеннолетним человек становится в пятнадцать лет, а имам Абу Ханифа – в восемнадцать.
[3] Минa – долина близ Мекки, где паломники, совершающие хаджж, бросают камешки в каменные столбы, символизирующие собой Иблиса.
[4] Подразумевается, что перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который молился на открытом месте, находилась палка или какой-то предмет /сутра/, отделявший его от тех, кто не был занят молитвой, указывавший направление киблы (направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места) и служивший указанием на то, что во время молитвы между этой преградой и молящимся проходить запрещается (см. раздел под названием “Главы о преграде перед молящимся”).
[5] Слова ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, следует понимать как указание на то, что он прошёл за тем, что служило молившимся в качестве преграды /сутра/.


77 - Сообщается, что Махмуд ибн ар-Раби’, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я запомнил, что (однажды), когда мне было пять лет, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брызнул мне в лицо водой, набрав её ртом из ведра».(1) См. также хадисы №№ 189, 839, 1185, 6354, 6422.
________________________________________________________________
(1) - Также этот хадис передали Ахмад 5/427, Муслим 265/33, Ибн Маджах 660, Ибн Хузайма 1615, Ибн Хиббан 1292, аль-Байхакъи 3/96.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №78

Сообщение ФАРУК »

19 – Глава: Путешествие в поисках знаний


Джабир ибн ‘Абдуллах отправился в путь длиной в месяц к ‘Абдулле ибн Унайс, для того, чтобы (услышать) один хадис.


78 - Передают со слов Ибн Шихаба о том, что ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах ибн ‘Утба ибн Мас’уд рассказывал:
«Однажды Ибн ‘Аббас поспорил с аль-Хурром ибн Къайс ибн Хисн аль-Фазáри насчет товарища Мусы, и когда мимо них проходил Убай ибн Ка’б, Ибн ‘Аббас позвал его, и сказал: “Поистине, мы поспорили с этим моим товарищем относительно товарища Мусы, с которым он хотел встретиться и просил указать дорогу к нему. Слышал ли ты, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упоминал об этом?” Убай сказал: “Да, я слышал как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал об этом и говорил: “Когда Муса был в собрании сынов Исраиля, к нему подошёл человек и спросил: “Знаешь ли ты кого-нибудь, кто знает больше тебя?” Муса ответил: “Нет”. Тогда Аллах внушил ему откровение: “Это не так! (Есть) Наш раб Хадыр”. (Муса) попросил показать ему путь к нему, и Аллах сделал для него знамением рыбу. И (Мусе) было сказано: “Когда ты потеряешь рыбу, то вернись, и поистине, ты встретишь его”. Муса, да благословит его Аллах и приветствует, следил за рыбой у моря. Затем слуга Мусы сказал ему: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня забыть о ней» . Муса сказал: «Это – то, чего мы желали!» Они вдвоем вернулись назад по своим следам»(1). И они нашли Хадыра, а потом с ними произошло всё, о чём рассказал Аллах в Своей Книге”». См. также хадисы №№ 74, 122, 2267, 2728, 3278, 3400, 3401, 4725, 4726, 4727, 6672 и 7478.

___________________________________________________________
(1) - «Сура Аль-Кахф», 18:64
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №79

Сообщение ФАРУК »

20 – ГЛАВА: Достоинство знающего и передающего знание.



79 - Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».
Также этот хадис передали Ахмад 4/399, Муслим 2282, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 9044. См. также «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 76, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5855, «Мишкат аль-Масабих» 150, «Джами’ аль-усуль» Ибн Асира 70.
__________________________________________________________
Данный хадис убедительно и ясно показывает достоинство знания. В этом благородном хадисе представлен прекрасный, правдивый и удивительный пример, который аль-Къуртуби комментирует следующим образом: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил религию, которую он принес с собой, с обильным дождем, приходящим к людям в то время, когда они в нем нуждаются. В таком же положении были люди до начала его пророческой миссии. И подобно тому, как обильный дождь оживляет мертвую землю, так же и религиозные науки оживляют мертвые сердца. Затем он сравнил слушающих его людей с разными видами почвы, на которую выпадает дождь. Среди них есть ученые, которые используют свои знания, передавая их другим. Они подобны плодородной почве, которая впитала воду, воспользовалась ею сама и вырастила растения, принеся пользу остальным. Среди них есть и люди, которые собирают знание, расходуя на это все свое время, но не делают ничего сверх того или не постигают сути того, что сами собрали, хотя передают накопленное знание другим. Они подобны почве, которая не впитывает воду, но приносит пользу всем остальным. О таких людях пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова, запомнил их и передал (другим) так, как слышал».(1) Среди них есть и такие, которые слушают то, что имеет отношение к знанию, но не запоминают, не применяют и не передают это другим. Они подобны солончаку или гладкой поверхности земли, которая не впитывает воду или портит ее для всех остальных. Две достойных похвалы группы людей в этом примере он упоминает вместе, поскольку и те, и другие приносят пользу людям, выделяя третью, достойную порицания группу людей, которые пользы не приносят». См.: Абу Малик Дыйа уд-Дин ибн Раджаб Шихаб уд-Дин: «Уникальное пособие для ищущих знания».
____________
(1) - Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи (2659), Ибн Маджах (232, 309) и др. со слов некоторых сподвижников. См. также «Сахих Ибн Маджах» (189).
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №80

Сообщение ФАРУК »

باب رَفْعِ الْعِلْمِ وَظُهُورِ الْجَهْلِ . 21


21 – ГЛАВА: Исчезновение знания и распространение невежества.

وَقَالَ رَبِيعَةُ لاَ يَنْبَغِى لأَحَدٍ عِنْدَهُ شَىْءٌ مِنَ الْعِلْمِ أَنْ يُضَيِّعَ نَفْسَهُ .

Раби’а(1) сказал: «Не следует кому-либо, у кого есть что-либо из знаний, унижать самого себя». Этот асар от Раби’а приводят аль-Хатыб в «аль-Джами’», аль-Байхакъи в «аль-Мадхаль» по пути передачи ‘Абдуль ‘Азиза аль-Увайсий, передавшего от Малика, сообщившего от Раби’а.
У этих слов Раби’а есть несколько пониманий, как об этом сказал Ибн Хаджар. Подробнее см. «Фатх аль-Бари» 1/216.
___________________________________________________________
(1) Его звали Ибн Абу ‘Абдур-Рахман. Он был факъихом Медины и был известен, как «Раби’а с мнением». Говорят, что его так называли из-за того, что он очень сильно был занят иджтихадом. См. «Фатх аль-Бари» 1/216.


- 80 عَنْ أَنَسٍ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم –
« إِنَّ مِنْ أَشْرَاطِ السَّاعَةِ أَنْ يُرْفَعَ الْعِلْمُ ، وَيَثْبُتَ الْجَهْلُ ، وَيُشْرَبَ الْخَمْرُ ، وَيَظْهَرَ الزِّنَا » .

80 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Предзнаменованием (близости) этого Часа станет то, что знание исчезнет, а невежество укоренится, (люди) будут пить (много) вина и (широкое) распространение получат прелюбодеяния”».
См. также хадисы №№ 81, 5231, 5577, 6808. Также этот хадис передали Ахмад 3/176, Муслим 2671, ат-Тирмизи 2205, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 5906, Ибн Маджах 4045. См. также «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2206, «Мишкат аль-Масабих» 5437.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №81

Сообщение ФАРУК »

عَنْأَنَسٍ قَالَ:- 81
لأُحَدِّثَنَّكُمْ حَدِيثًا لاَ يُحَدِّثُكُمْ أَحَدٌ بَعْدِى سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ « مِنْ أَشْرَاطِ السَّاعَةِ أَنْ يَقِلَّ الْعِلْمُ ، وَيَظْهَرَ الْجَهْلُ ، وَيَظْهَرَ الزِّنَا ، وَتَكْثُرَ النِّسَاءُ وَيَقِلَّ الرِّجَالُ ، حَتَّى يَكُونَ لِخَمْسِينَ امْرَأَةً الْقَيِّمُ الْوَاحِدُ» .
أطرافه 80 ، 5231 ، 5577 ، 6808 - تحفة 1240 - 31/1

81 - Сообщается, что (однажды) Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я передам вам такой хадис, которого после меня не передаст уже никто. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Предзнаменованием близости Часа этого станет то, что (количество) знания уменьшится, а невежество и прелюбодеяния получат (широкое) распространение, и возрастёт количество женщин, а количество мужчин сократится (до такой степени), что на пятьдесят женщин будет приходиться (только) один мужчина, опекающий их”».
См. также хадисы №№ 80, 5231, 5577, 6808. Также этот хадис передали Ахмад 3/176, Муслим 2671, ат-Тирмизи 2205, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 5906, Ибн Маджах 4045. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2206, «Мишкат аль-Масабих» 5437.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №82

Сообщение ФАРУК »

- باب فَضْلِ الْعِلْمِ . 22
22 – ГЛАВА: Достоинство знания.

- 82 عَنْ حَمْزَةَ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ أَنَّ ابْنَ عُمَرَ قَالَ
سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ « بَيْنَا أَنَا نَائِمٌ أُتِيتُ بِقَدَحِ لَبَنٍ ، فَشَرِبْتُ حَتَّى إِنِّى لأَرَى الرِّىَّ يَخْرُجُ فِى أَظْفَارِى ، ثُمَّ أَعْطَيْتُ فَضْلِى عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ » . قَالُوا فَمَا أَوَّلْتَهُ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ « الْعِلْمَ . أطرافه 3681 ، 7006 ، 7007 ، 7027 ، 7032
82 Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Однажды) я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару ибн аль-Хаттабу”. Люди спросили: “Как же ты истолковал (этот сон), о посланник Аллаха?” – на что он ответил: “(Это −) знание”».
См. также хадисы №№ 3681, 7006, 7007, 7027 и 7032. Также этот хадис передали Ахмад 2/108, Муслим 2391, ат-Тирмизи 2284. См. также «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2859.
_____________________________________________________
Хафиз ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах в «Фатхуль Бари» (1/180) сказал: «Сказал ибн Мунир: «Лицо достоинства знаний в данном хадисе со стороны того, что это достоинство пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и его удел, который Аллах даровал ему и этого уже достаточно».
Так же он сказал в (7/46): «Причина такого толкования со стороны схожести молока со знанием в обилии пользы, которые они приносят и то, что они являются причиной исцеления. Молоко является пищей для тела, а знание – смысловая пища (духовная)».

Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага”». Этот хадис передали аль-Бухари 71, Муслим 1037, Ибн Маджах 221, Абу Йа’ля в «Муснаде» 7343 с дополнением.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«..... Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в рай, а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, а тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее». Этот хадис передали Муслим 2699, Абу Дауд 4946, ат-Тирмизи 1920, ан-Насаи, Ибн Маджах 225, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 534, аль-Хаким 4/383, который сказал: «Достоверный хадис, в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима».
Сообщается, что Абу-д-Дардаъ, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит путь в рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает, и, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел». Этот хадис передали Абу Дауд 3641, ат-Тирмизи 2682, Ибн Маджах 223, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 88, аль-Байхаки в «Шу‘аб аль-иман» 1696 и 1697. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 70.
Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль аль-Муради, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) я пришёл к находившемуся в мечети пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который полулежал, опираясь на свой красный плащ, и сказал ему: “О посланник Аллаха, я пришёл к тебе в поисках знания”. (В ответ мне) он сказал: “Добро пожаловать искателю знания! Поистине, ангелы окружают человека, который занят поисками знания, (касаясь друг друга) своими крыльями, а потом (поднимаются ввысь), возвышаясь друг над другом, пока не достигают нижнего неба от любви к тому, что он ищет”». Этот хадис передали Ахмад 4/239, ат-Табарани с хорошим иснадом и текст принадлежит ему, Ибн Хиббан 85, 1325, аль-Хаким 1/180, Ибн Маджах 226 вкратце.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 71, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5702.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни , знания, которым могут пользоваться (другие люди) , или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Этот хадис передали аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад» 38, Муслим 1631, Абу Дауд 2880, ат-Тирмизи 1376, ан-Насаи 2/129 и 6/281, Ахмад 2/372.
Спросили Шейха Ибн ‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «В словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) …”, в них идет речь о религиозных знаниях или мирских?»
Шейх ответил: «Как видно, хадис имеет общий смысл, посему любое знание, от которого получают пользу, будет вознаграждено. Однако конечно во главе всех знаний тут стоят религиозные знания. Но предположим, что какой-то человек умер, но при жизни, он научил другого какому-нибудь дозволенному ремеслу и этот человек извлек из этого пользу, то естественно научивший его будет вознагражден за это». См. «Ликъаъ аль-баб аль-мафтух» 16/117.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №83

Сообщение ФАРУК »

باب الْفُتْيَا وَهُوَ وَاقِفٌ عَلَى الدَّابَّةِ وَغَيْرِهَا .23
23 – ГЛАВА: Фетва сидящего на верховом животном или на чём-нибудь ещё.


- 83 عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - وَقَفَ فِى حَجَّةِ الْوَدَاعِ بِمِنًى لِلنَّاسِ يَسْأَلُونَهُ ، فَجَاءَهُ رَجُلٌ فَقَالَ لَمْ أَشْعُرْ فَحَلَقْتُ قَبْلَ أَنْ أَذْبَحَ . فَقَالَ « اذْبَحْ وَلاَ حَرَجَ » . فَجَاءَ آخَرُ فَقَالَ لَمْ أَشْعُرْ ، فَنَحَرْتُ قَبْلَ أَنْ أَرْمِىَ . قَالَ « ارْمِ وَلاَ حَرَجَ » . فَمَا سُئِلَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - عَنْ شَىْءٍ قُدِّمَ وَلاَ أُخِّرَ إِلاَّ قَالَ افْعَلْ وَلاَ حَرَجَ .
أطرافه 124 ، 1736 ، 1737 ، 1738 ، 6665

83 - Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что во время прощального паломничества посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (на какое-то время) задержался в Мине из-за людей, задававших ему вопросы. Один человек подошёл к нему и сказал: «По невнимательности я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ничего, принеси жертву (сейчас)». (Потом) к нему подошёл другой (человек) и сказал: «По невнимательности я принёс жертву до того, как начал бросать камни в идолов». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ничего, бросай (сейчас)», и о чём бы (в тот день люди) ни спрашивали пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно сделанного ими раньше или позже, чем нужно, он неизменно говорил (в ответ): «Ничего, сделай (это сейчас)». См. также хадисы №№ 124, 1736, 1738 и 6665. Также этот хадис передали Ахмад 2/159, Муслим 1306, Абу Дауд 2014, ат-Тирмизи 916, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 4107, Ибн Маджах 3051. См. также «Мишкат аль-масабих» 2655.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ №84-86

Сообщение ФАРУК »

باب مَنْ أَجَابَ الْفُتْيَا بِإِشَارَةِ الْيَدِ وَالرَّأْسِ . ( 24 )
24 – ГЛАВА: О том, кто давал фетву, делая знак рукой или кивая головой.



: عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ
أَنَّ النَّبِىَّ - صلى الله عليه وسلم - سُئِلَ فِى حَجَّتِهِ فَقَالَ ذَبَحْتُ قَبْلَ أَنْ أَرْمِىَ ، فَأَوْمَأَ بِيَدِهِ قَالَ وَلاَ حَرَجَ . قَالَ حَلَقْتُ قَبْلَ أَنْ أَذْبَحَ . فَأَوْمَأَ بِيَدِهِ وَلاَ حَرَجَ .
أطرافه 1721 ، 1722 ، 1723 ، 1734 ، 1735 ، 6666 - تحفة 5999

84 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что во время хаджжа, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, задали вопрос. (Спрашивающий) сказал: «Я заколол (жертвенное животное) до того, как бросать (камешки)». И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сделав знак рукой сказал: «Ничего». (Затем другой человек) сказал: «Я сбрил волосы до того, как заколол (жертвенное животное)». И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сделав знак рукой (сказал): «Ничего».
См. также хадисы №№ 1721, 1722, 1723, 1734, 1735 и 6666. Также этот хадис передали Ахмад 1/216, Муслим 1307, Абу Дауд 1983, ан-Насаи 3067, Ибн Маджах 3049-3050.
_______________________________________________________
Ибн Хаджар сказал: "Его слова: «(Затем другой человек) сказал: “Я сбрил волосы” - возможно, что это был тот первый спрашивавший, а возможно и другой человек, так как в риваяте этого хадиса, который был приведен до него сказано: “(Потом) к нему подошёл другой (человек)”».
Его слова: «Я заколол (жертвенное животное) до того, как бросать (камешки)», означают: есть, ли на мне грех? Его слова: «Ничего», означают: нет на тебе (ничего)". Подробнее см. «Фатх аль-Бари» 1/181.

: عَنْ سَالِمٍ قَالَ سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ عَنِ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ
« يُقْبَضُ الْعِلْمُ ، وَيَظْهَرُ الْجَهْلُ وَالْفِتَنُ ، وَيَكْثُرُ الْهَرْجُ » . قِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَا الْهَرْجُ فَقَالَ هَكَذَا بِيَدِهِ ، فَحَرَّفَهَا ، كَأَنَّهُ يُرِيدُ الْقَتْلَ .
أطرافه 1036 ، 1412 ، 3608 ، 3609 ، 4635 ، 4636 ، 6037 ، 6506 ، 6935 ، 7061 ، 7115 ، 7121 - تحفة 12912

85 - Сообщается, что Салим сказал:
«Я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Со временем) исчезнет знание, и распространятся невежество и бедствия, и умножится хардж”. Его спросили: “О посланник Аллаха, а что такое хардж?” − и в ответ он сделал знак рукой, повернув её так, будто убивал кого-то».
См. также хадисы №№ 1036, 1412, 3608, 3609, 4635, 4636, 6037, 6506, 6935, 7061, 7115 и 7121. Этот хадис передали Ахмад 2/524, аль-Бухари 85, Муслим 157, Абу Дауд 4255, Ибн Маджах 4047, 4052.
___________________________________________
Ибн Хаджар сказал: «О том, как исчезнет знание, разъясняется в хадисе ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, который будет приведён позже, где говорится, что это произойдет со смертью учёных». См. «Фатх аль-Бари» 1/182.
Ибн Хаджар сказал: «Аль-Кирмани сказал: “аль-Хардж” – это бедствия/фитан/. Однако это упущение того, что передал аль-Бухари (в своём “Сахихе” (7065) со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах!): “Аль-Хардж” - на языке эфиопов означает убийство». См. «Фатх аль-Бари» 1/182.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах не станет забирать знание (, просто) лишая (его людей), но будет Он забирать (это знание), забирая (к Себе) знающих, а когда не оставит Он (ни одного) знающего, люди станут выбирать себе невежественных руководителей, к которым будут обращаться с вопросами, а они будут выносить решения , не обладая знанием, (в результате чего) сами собьются с пути и введут в заблуждение (других). Этот хадис передали аль-Бухари 100 и Муслим 2673.
Абу Хурайра говорил: «Знание будет вознесено, распространится невежество и увеличится хардж». Его спросили: “А что такое хардж?” Он сказал: «Убийство!» Абу Хайсама в “Китабуль-‘ильм” 118, иснад достоверный.
Когда умер Зайд, пришел Ибн ‘Аббас, поскольку умер человек из числа обладателей знания. И когда Ибн ‘Аббас нес носилки, с его головы спала чалма, на которую он не отвлекся чтобы поправить ее, пока его не похоронили. После того как Зайда засыпали землей, Ибн ‘Аббас встал над его могилой, желая что-то сказать, но начал запинаться. Затем он заплакал, и сказал: “Кто желает увидеть, как Аллах забирает знание, пусть смотрит, вот так Аллах забирает знание – со смертью ученых!” ат-Табарани 5/109.
Однажды Ибн Мас’уд спросил: “Известно ли вам как исчезнет Ислам?!” Его спросили “Как?” Он сказал: “Также как износится одежда после долгого ношения. И будут среди народа двое знающих, умрет один и исчезнет половина знания, умрет второй и исчезнет знание целиком”. ат-Табарани, аль-Хатыб. См. “аль-Факъих уаль-мутафакъих” 147.
Так же и Ибн ‘Аббас спросил: “Известно ли вам, как исчезнет знание с земли?” Ему сказали: “Нет”. Он сказал: “С исчезновением ученых”. Абу Хайсама в “Китабуль-‘ильм” 53.
Имам Муджахид говорил: “Ученые ушли, и не осталось никого, кроме говорящих. И самый усердный среди вас, подобен развлекающемуся среди тех, кто был до вас”. Абу Хайсама в “Китабуль-‘ильм” 69.

Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перед наступлением Судного дня наступит хардж». Его спросили: «А что такое хардж?» Он сказал: «Убийства». Люди спросили: «Неужели они будут убивать больше, чем это делаем мы. Мы убиваем более семидесяти тысяч людей в год». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это не будут сражения с многобожниками. Вы будете убивать друг друга». Люди спросили: «И мы будем в здравом рассудке?» Он ответил: «Большая часть людей того времени будет лишена рассудка, и останется он только у некоторых. Очень многие будут считать, что они правы, хотя в действительности они будут далеки от истины». Этот хадис передали Ахмад 4/391 и Ибн Маджах 3959, а шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» 1682.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Конец света не наступит до тех пор, пока не придут времена, когда убийца не будет знать, зачем он совершил убийство, а убитый не будет знать, зачем он был убит». Его спросили: «Как же это произойдет?» Он сказал: «Это будут такие убийства, когда как убийца, так и убитый окажутся в аду». Этот хадис передал Муслим 2908.
Абу Бурда рассказывал, что однажды он стоял на базаре и от удивления ударил одной рукой по другой. Один из жителей Медины, чей отец был сподвижником Посланника Аллаха, спросил его: «Чему ты удивляешься, Абу Бурда?» Он ответил: «Я удивляюсь людям, которые исповедуют одну религию, веруют в одного пророка, призывают к одной истине, опираются на одни доводы, сражаются с одним врагом и несмотря на это считают дозволенным убивать друг друга». Он сказал: «Не удивляйся этому! Мой отец рассказывал, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Мои последователи будут помилованы. В будущей жизни они не будут призваны к расчету и не будут наказаны, ибо их наказанием будут убийства, землетрясения и искушения”». Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарихе» и аль-Хаким 4/283, а аз-Захаби и шейх аль-Албани назвали его достоверным. В версии Абу Мусы аль-Аш’ари говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мои последователи будут помилованы. Они не будут наказаны в будущей жизни, но наказание постигнет их в мирской жизни. Это будут убийства, беспокойства и землетрясения». Этот хадис передали Абу Дауд 4278, Ахмад 4/410, а шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» 959.


: عَنْ أَسْمَاءَ قَالَتْ
أَتَيْتُ عَائِشَةَ وَهِىَ تُصَلِّى فَقُلْتُ مَا شَأْنُ النَّاسِ فَأَشَارَتْ إِلَى السَّمَاءِ ، فَإِذَا النَّاسُ قِيَامٌ ، فَقَالَتْ سُبْحَانَ اللَّهِ . قُلْتُ آيَةٌ فَأَشَارَتْ بِرَأْسِهَا ، أَىْ نَعَمْ ، فَقُمْتُ حَتَّى تَجَلاَّنِى الْغَشْىُ ، فَجَعَلْتُ أَصُبُّ عَلَى رَأْسِى الْمَاءَ ، فَحَمِدَ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - وَأَثْنَى عَلَيْهِ ، ثُمَّ قَالَ « مَا مِنْ شَىْءٍ لَمْ أَكُنْ أُرِيتُهُ إِلاَّ رَأَيْتُهُ فِى مَقَامِى حَتَّى الْجَنَّةَ وَالنَّارَ ، فَأُوحِىَ إِلَىَّ أَنَّكُمْ تُفْتَنُونَ فِى قُبُورِكُمْ ، مِثْلَ - أَوْ قَرِيبًا لاَ أَدْرِى أَىَّ ذَلِكَ قَالَتْ أَسْمَاءُ - مِنْ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ ، يُقَالُ مَا عِلْمُكَ بِهَذَا الرَّجُلِ فَأَمَّا الْمُؤْمِنُ - أَوِ الْمُوقِنُ لاَ أَدْرِى بِأَيِّهِمَا قَالَتْ أَسْمَاءُ - فَيَقُولُ هُوَ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ جَاءَنَا بِالْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى ، فَأَجَبْنَا وَاتَّبَعْنَا ، هُوَ مُحَمَّدٌ . ثَلاَثًا ، فَيُقَالُ نَمْ صَالِحًا ، قَدْ عَلِمْنَا إِنْ كُنْتَ لَمُوقِنًا بِهِ ، وَأَمَّا الْمُنَافِقُ - أَوِ الْمُرْتَابُ لاَ أَدْرِى أَىَّ ذَلِكَ قَالَتْ أَسْمَاءُ - فَيَقُولُ لاَ أَدْرِى ، سَمِعْتُ النَّاسَ يَقُولُونَ شَيْئًا فَقُلْتُهُ » .
أطرافه 184 ، 922 ، 1053 ، 1054 ، 1061 ، 1235 ، 1373 ، 2519 ، 2520 ، 7287 - تحفة 15750 - 32/1

86 - Сообщается, что Асмаъ, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) я зашла к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, в то время, когда она совершала молитву, и спросила (её): “Что происходит с людьми?” (В ответ) она указала (рукой) на небо[1] и воскликнула: “Преславен Аллах! /СубханаЛлах!/” (Взглянув в сторону мечети, я увидела, что) люди совершают молитву, и спросила: “(Это) знамение?” − и она утвердительно кивнула головой. Тогда я тоже приступила к молитве и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой. А (после молитвы) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздал хвалу Всемогущему и Великому Аллаху, восславил Его и сказал: “На этом месте я (только что) увидел всё, что мне не было показано раньше, в том числе − рай и ад. И мне было ниспослано откровение о том, что в могилах своих вы подвергнетесь такому же (или: близкому к этому)[2] испытанию и будет им испытание, связанное с Антихристом[3]. (Каждого умершего) спросят[4]: “Что ты знаешь об этом человеке[5]?” − и верующий (или: убеждённый)[6] ответит: “Это − Мухаммад, посланник Аллаха, который пришёл к нам с явными доказательствами и руководством[7], а мы ответили (ему) и последовали (за ним). Это - Мухаммад”, и он повторит (эти слова) трижды, после чего (ангелы) скажут ему: “Спи во благе, ибо мы убедились, что ты веровал в него!” Что же касается лицемера (или: сомневающегося)[8], то он скажет: “Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то, и говорил то же самое”».
См. также хадисы №№ 184, 922, 1053, 1054, 1061, 1235, 1373, 2519, 2520 и 7287. Также этот хадис передали Малик 447, Ахмад 6/258, Муслим 905, ан-Насаи 2062, Ибн Маджах 1265.
_______________________________________________________________
[1] Дело происходило во время солнечного затмения, являющегося знамением Аллаха, когда полагается совершить особую молитву.
[2] Передатчик этого хадиса сказал: «Я не знаю, что именно сказала Асмаъ».
[3] “Аль-масих ад-даджжаль” − ложный мессия, Антихрист, о котором часто упоминается в хадисах. Как видно из содержания данного хадиса, испытание могилы будет заключаться в том, что два ангела станут задавать покойным в их могилах определённые вопросы, которые позволят определить, кто из них является верующим, а кто − неверным. Испытание, связанное с Антихристом, который появится на земле незадолго до Дня воскресения, будет подобно испытанию могилы в двух отношениях: по своей тяжести, поскольку его появлению будут сопутствовать всевозможные бедствия, и по своим результатам, так как в ложного мессию уверуют только неверные, которых по этому признаку можно будет отличить от истинно верующих.
[4] Эти вопросы будут задавать два ангела: Мункар и Накир.
[5] Имеется в виду пророк Мухаммад,да благословит его Аллах и приветствует .
[6] Передатчик этого хадиса сказал: «Я не знаю, что именно сказала Асмаъ».
[7] То есть с явными доказательствами истинности своего пророчества и руководством Аллаха.
[8] Передатчик этого хадиса сказал: «Я не знаю, что именно сказала Асмаъ».
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №87

Сообщение ФАРУК »

- 25باب تَحْرِيضِ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - وَفْدَ عَبْدِ الْقَيْسِ عَلَى أَنْ يَحْفَظُوا الإِيمَانَ وَالْعِلْمَ وَيُخْبِرُوا مَنْ وَرَاءَهُمْ . ( 25 )
25 – ГЛАВА: Побуждение пророком, да благословит его Аллах и приветствует, делегации племени ‘Абд аль-Къайс к сохранению веры, знаний и извещение (ими) тех, кто за ними.


وَقَالَ مَالِكُ بْنُ الْحُوَيْرِثِ قَالَ لَنَا النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - « ارْجِعُوا إِلَى أَهْلِيكُمْ ، فَعَلِّمُوهُمْ » .
Малик ибн аль-Хувайрис сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: Возвращайтесь к своим семьям и обучайте их».
________________________________________________
Аль-Хувайрис – это уменьшительная форма имени аль-Харис. А это сообщение, отрывок из известного его хадиса, который будет приведён в книге молитвы. См. «Фатх аль-Бари» 1/184.

- 87حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ بَشَّارٍ قَالَ حَدَّثَنَا غُنْدَرٌ قَالَ حَدَّثَنَا شُعْبَةُ عَنْ أَبِى جَمْرَةَ قَالَ:
كُنْتُ أُتَرْجِمُ بَيْنَ ابْنِ عَبَّاسٍ وَبَيْنَ النَّاسِ فَقَالَ إِنَّ وَفْدَ عَبْدِ الْقَيْسِ أَتَوُا النَّبِىَّ - صلى الله عليه وسلم - فَقَالَ « مَنِ الْوَفْدُ - أَوْ مَنِ الْقَوْمُ » . قَالُوا رَبِيعَةُ . فَقَالَ « مَرْحَبًا بِالْقَوْمِ - أَوْ بِالْوَفْدِ - غَيْرَ خَزَايَا وَلاَ نَدَامَى » . قَالُوا إِنَّا نَأْتِيكَ مِنْ شُقَّةٍ بَعِيدَةٍ ، وَبَيْنَنَا وَبَيْنَكَ هَذَا الْحَىُّ مِنْ كُفَّارِ مُضَرَ ، وَلاَ نَسْتَطِيعُ أَنْ نَأْتِيَكَ إِلاَّ فِى شَهْرٍ حَرَامٍ فَمُرْنَا بِأَمْرٍ نُخْبِرْ بِهِ مَنْ وَرَاءَنَا ، نَدْخُلُ بِهِ الْجَنَّةَ . فَأَمَرَهُمْ بِأَرْبَعٍ ، وَنَهَاهُمْ عَنْ أَرْبَعٍ أَمَرَهُمْ بِالإِيمَانِ بِاللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ وَحْدَهُ . قَالَ « هَلْ تَدْرُونَ مَا الإِيمَانُ بِاللَّهِ وَحْدَهُ » . قَالُوا اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ . قَالَ « شَهَادَةُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ ، وَإِقَامُ الصَّلاَةِ ، وَإِيتَاءُ الزَّكَاةِ ، وَصَوْمُ رَمَضَانَ ، وَتُعْطُوا الْخُمُسَ مِنَ الْمَغْنَمِ » . وَنَهَاهُمْ عَنِ الدُّبَّاءِ وَالْحَنْتَمِ وَالْمُزَفَّتِ . قَالَ شُعْبَةُ رُبَّمَا قَالَ النَّقِيرِ ، وَرُبَّمَا قَالَ الْمُقَيَّرِ . قَالَ « احْفَظُوهُ وَأَخْبِرُوهُ مَنْ وَرَاءَكُمْ » .

أطرافه 53 ، 523 ، 1398 ، 3095 ، 3510 ، 4368 ، 4369 ، 6176 ، 7266 ، 7556

87 – Сообщается, то Абу Джамра сказал:
«Я был переводчиком между Ибн ‘Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, и людьми, и (однажды) он сказал: “Когда к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация (племени) ‘абд аль-къайс, он спросил: “Что это за делегация? Или (он сказал): Кто эти люди?”[1] Они ответили: “Раби’а[2]”. Он сказал: “Добро пожаловать (вам, о) люди! Или: (Добро пожаловать) этой делегации! Не будете вы посрамлены и не станете сожалеть!” Они сказали: “Мы проделали к тебе далёкий и трудный путь и между нами и тобой этот район, (где живут) неверные (из племени) мудар, и мы можем приезжать к тебе только в священный месяц[3]. Дай же нам веление, чтобы мы передали его оставшимся за нами[4] и благодаря этому вошли в рай!” И он велел им (делать) четыре (дела) и запретил им четыре (других). Он велел им верить в одного лишь Великого и Всемогущего Аллаха и спросил: “Знаете ли вы, что такое вера в одного лишь Аллаха?” Они ответили: “Аллах и Его посланник знают (об этом) лучше”. Тогда он сказал: “Это − свидетельство о том, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад − посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста в рамадане и выделение вами пятой части военной добычи”. И он запретил им дуббу[5], хантам[6], музаффат[7]”.
Шу’ба сказал: “Возможно, что он сказал: накъир[8], а возможно и мукъаййар”.
(А затем) он сказал: “Запомните это и передайте это тем, кто остался за вами”».
См. также хадисы №№ 53, 523, 1398, 3095, 3510, 4368, 4369, 6176, 7266 и 7556. Также этот хадис передали Ахмад 1/228, Муслим 17, Абу Дауд 3692, ан-Насаи 8/120, ат-Тирмизи 2611 часть этого хадиса.

______________________________________________________________________________________
[1] Или: «Что это за делегация?»
[2] Название группы племён.
[3] Имеется в виду мухаррам, один из четырёх месяцев, во время которых все военные действия между племенами прекращались. В доисламские времена мухаррам был месяцем совершения хаджжа.
[4] Здесь речь идёт о соплеменниках и домочадцах.
[5] “Дубба” − сосуды для вина из высушенных тыкв.
[6] “Хантам” − кувшины, изготовлявшиеся из глины, в которую добавляли шерсть и кровь. Прежде в таких кувшинах в Медину привозили вино. Впоследствии запрет на использование таких сосудов был отменён, но запрет на употребление любых алкогольных напитков остался в силе.
[7] “Музаффат” и “мукъаййар” − сосуды для вина, бока которых обмазывались смолой. Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять то, для чего эти сосуды и кувшины предназначались.
[8] “Накъир” − сосуды для вина, выдолбленные из корней пальмы.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №88

Сообщение ФАРУК »

باب الرِّحْلَةِ فِى الْمَسْأَلَةِ النَّازِلَةِ وَتَعْلِيمِ أَهْلِهِ

26 – ГЛАВА: Поездка с целью разрешения возникшего вопроса и наставления своей семьи.


عَنْ عُقْبَةَ بْنِ الْحَارِثِ أَنَّهُ تَزَوَّجَ ابْنَةً لأَبِى إِهَابِ بْنِ عَزِيزٍ ، فَأَتَتْهُ امْرَأَةٌ فَقَالَتْ إِنِّى قَدْ أَرْضَعْتُ عُقْبَةَ وَالَّتِى تَزَوَّجَ بِهَا . فَقَالَ لَهَا عُقْبَةُ مَا أَعْلَمُ أَنَّكِ أَرْضَعْتِنِى وَلاَ أَخْبَرْتِنِى . فَرَكِبَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - بِالْمَدِينَةِ فَسَأَلَهُ ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - « كَيْفَ وَقَدْ قِيلَ » . فَفَارَقَهَا عُقْبَةُ ، وَنَكَحَتْ زَوْجًا غَيْرَهُ .
أطرافه 2052 ، 2640 ، 2659 ، 2660 ، 5104 - تحفة 9905

88 - Передают, со слов ‘Укъбы ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, что после его женитьбы на дочери Абу Ихаба ибн ‘Азиза к нему пришла одна женщина и сказала: «Поистине, я кормила грудью и ‘Укъбу, и ту, на ком он женился!»[1] (В ответ) ей ‘Укъба сказал: «Я не знал, что ты вскормила меня, ведь (раньше) ты не говорила мне (об этом)!» А затем он верхом отправился[2] к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину и задал ему вопрос (относительно этого дела). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как же (она может оставаться твоей женой), если было сказано(, что она − твоя молочная сестра)?!» − и (после этого) ‘Укъба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека. См. также хадисы №№ 2052, 2640, 2659, 2660 и 5104. Также этот хадис передали Ахмад 3/488, Абу Дауд 3603, ад-Дарими 2255, ат-Тирмизи 1151, ан-Насаи 3330.


________________________________________________________________________________
[1] Таким образом, эта женщина сообщила ‘Укъбе, да будет доволен им Аллах, что его жена является его молочной сестрой, а в Исламе такие браки запрещены.
[2] ‘Укъба, да будет доволен им Аллах, жил в Мекке.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №89

Сообщение ФАРУК »

باب التَّنَاوُبِ فِى الْعِلْمِ
27 – ГЛАВА: Очерёдность в приобретении знания.



عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ عَنْ عُمَرَ قَالَ
كُنْتُ أَنَا وَجَارٌ لِى مِنَ الأَنْصَارِ فِى بَنِى أُمَيَّةَ بْنِ زَيْدٍ ، وَهْىَ مِنْ عَوَالِى الْمَدِينَةِ ، وَكُنَّا نَتَنَاوَبُ النُّزُولَ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَنْزِلُ يَوْمًا وَأَنْزِلُ يَوْمًا ، فَإِذَا نَزَلْتُ جِئْتُهُ بِخَبَرِ ذَلِكَ الْيَوْمِ مِنَ الْوَحْىِ وَغَيْرِهِ ، وَإِذَا نَزَلَ فَعَلَ مِثْلَ ذَلِكَ ، فَنَزَلَ صَاحِبِى الأَنْصَارِىُّ يَوْمَ نَوْبَتِهِ ، فَضَرَبَ بَابِى ضَرْبًا شَدِيدًا . فَقَالَ أَثَمَّ هُوَ فَفَزِعْتُ فَخَرَجْتُ إِلَيْهِ فَقَالَ قَدْ حَدَثَ أَمْرٌ عَظِيمٌ . قَالَ فَدَخَلْتُ عَلَى حَفْصَةَ فَإِذَا هِىَ تَبْكِى فَقُلْتُ طَلَّقَكُنَّ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - قَالَتْ لاَ أَدْرِى . ثُمَّ دَخَلْتُ عَلَى النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - فَقُلْتُ وَأَنَا قَائِمٌ أَطَلَّقْتَ نِسَاءَكَ قَالَ « لاَ » . فَقُلْتُ اللَّهُ أَكْبَرُ .
أطرافه 2468 ، 4913 ، 4914 ، 4915 ، 5191 ، 5218 ، 5843 ، 7256 ، 7263

89 - Передают со слов ‘Абдулы ибн ‘Аббаса о том, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Одно время) мы с моим соседом из числа ансаров, который принадлежал к (роду) бану умайа ибн зайд, жившему в ‘Авали[1], по очереди приходили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он приходил (к нему) в один день, а я − на следующий, и (в свой день) я сообщал (своему соседу) о том, какие откровения были ниспосланы в этот день, а также и другие новости, и он делал то же самое. Однажды, когда настала очередь этого моего друга из числа ансаров, он (вернулся,) громко постучал в мою дверь и спросил: “Он[2] там?” Я испугался и вышел к нему, а он воскликнул: “Случилось нечто важное!”»[3]
(‘Умар, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Войдя к Хафсе[4], я увидел, что она плачет, и спросил её: “Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал развод вам (всем)?” Она ответила: “Я не знаю”. А после этого я зашёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил его, не присев: “Разве ты дал развод своим жёнам?” Он ответил: “Нет!” - и тогда я воскликнул: “Аллах велик!/Аллаху акбар!/”».
См. также хадисы №№ 2468, 4913, 4914, 4915, 5191, 5218, 5843, 7256 и 7263. Также этот хадис передали Ахмад 1/32, Муслим 1479, ат-Тирмизи 3318, ан-Насаи 2132.


________________________________________________________________________________________
[1] Название предместья Медины.
[2] Имеется в виду ‘Умар, да будет доволен им Аллах.
[3] Более подробно об этом сообщается в “Книге брака”.
[4] Хафса − дочь ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует .
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИС №90

Сообщение ФАРУК »


باب الْغَضَبِ فِى الْمَوْعِظَةِ وَالتَّعْلِيمِ إِذَا رَأَى مَا يَكْرَهُ

28 – ГЛАВА: О состоянии гнева во время проповеди и наставлении, данном тем, кто увидел нечто ненавистное ему.


عَنْ أَبِى مَسْعُودٍ الأَنْصَارِىِّ قَالَ: قَالَ رَجُلٌ يَا رَسُولَ اللَّهِ ، لاَ أَكَادُ أُدْرِكُ الصَّلاَةَ مِمَّا يُطَوِّلُ بِنَا فُلاَنٌ ، فَمَا رَأَيْتُ النَّبِىَّ - صلى الله عليه وسلم - فِى مَوْعِظَةٍ أَشَدَّ غَضَبًا مِنْ يَوْمِئِذٍ فَقَالَ « أَيُّهَا النَّاسُ ، إِنَّكُمْ مُنَفِّرُونَ ، فَمَنْ صَلَّى بِالنَّاسِ فَلْيُخَفِّفْ ، فَإِنَّ فِيهِمُ الْمَرِيضَ وَالضَّعِيفَ وَذَا الْحَاجَةِ » .
أطرافه 702 ، 704 ، 6110 ، 7159 - تحفة 10004 - 34/1


90 - Сообщается, что Абу Мас’уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды какой-то человек[1] сказал: “О посланник Аллаха, иногда я не прихожу на молитву[2] вовремя, потому что такой-то (имам) проводит её с нами слишком долго”».
(Абу Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал): «И я никогда не видел, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: “О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от молитвы)! Пусть же тот, кто проводит её с людьми, облегчает[3], ведь среди них (могут) оказаться больные, слабые и те, у кого есть неотложные дела!”»
[4] См. также хадисы №№ 702, 704, 6110 и 7159. Также этот хадис передали Ахмад 4/118, Муслим 466, Ибн Маджах 984, ад-Дарими 1259.

_________________________________________________________________________________
[1] Ибн Хаджар сказал: «Говорят, что это был Хазм ибн Абу Ка’б». См. «Фатхуль-Бари» 1/186.
[2] Речь идёт об общей молитве в мечети.
[3] То есть не слишком затягивает молитву.
[4] Более подробно об этом сообщается в “Книге молитвы”.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ХАДИСЫ №91-92

Сообщение ФАРУК »


- 91حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدٍ قَالَ حَدَّثَنَا أَبُو عَامِرٍ قَالَ حَدَّثَنَا سُلَيْمَانُ بْنُ بِلاَلٍ الْمَدِينِىُّ عَنْ رَبِيعَةَ بْنِ أَبِى عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَنْ يَزِيدَ مَوْلَى الْمُنْبَعِثِ عَنْ زَيْدِ بْنِ خَالِدٍ الْجُهَنِىِّ أَنَّ النَّبِىَّ - صلى الله عليه وسلم - سَأَلَهُ رَجُلٌ عَنِ اللُّقَطَةِ فَقَالَ « اعْرِفْ وِكَاءَهَا - أَوْ قَالَ وِعَاءَهَا - وَعِفَاصَهَا ، ثُمَّ عَرِّفْهَا سَنَةً ، ثُمَّ اسْتَمْتِعْ بِهَا ، فَإِنْ جَاءَ رَبُّهَا فَأَدِّهَا إِلَيْهِ » . قَالَ فَضَالَّةُ الإِبِلِ فَغَضِبَ حَتَّى احْمَرَّتْ وَجْنَتَاهُ - أَوْ قَالَ احْمَرَّ وَجْهُهُ - فَقَالَ « وَمَا لَكَ وَلَهَا مَعَهَا سِقَاؤُهَا وَحِذَاؤُهَا ، تَرِدُ الْمَاءَ ، وَتَرْعَى الشَّجَرَ ، فَذَرْهَا حَتَّى يَلْقَاهَا رَبُّهَا » . قَالَ فَضَالَّةُ الْغَنَمِ قَالَ « لَكَ أَوْ لأَخِيكَ أَوْ لِلذِّئْبِ » . أطرافه 2372 ، 2427 ، 2428 ، 2429 ، 2436 ، 2438 ، 5292 ، 6112 - تحفة 3763
91 -Передают со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек[1] спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о (том, что следует делать с) найденным, и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Сначала) узнай(, кому принадлежит) верёвка(, которой связано) найденное (или он сказал: сосуд, в котором находится найденное), а потом объявляй о находке (людям) в течение года, после чего можешь пользоваться этим, однако если (к тебе) придёт хозяин найденного, (тебе следует) отдать находку ему». (Этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися верблюдами?» И тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) разгневался так, что щёки его покраснели (или он сказал: лицо его покраснело), и он сказал: «А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта?![2] Они же сами приходят к воде и объедают (листья с) деревьев, так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!» (Затем этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися овцами?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Они достанутся тебе, или твоему брату, или волку». См. также хадисы №№ 2372, 2427, 2428, 2429, 2436, 2438, 5292 и 6112. Также этот хадис передали Малик 1444, Ахмад 4/116, 5/193, Муслим 1722, Абу Дауд 1704, ат-Тирмизи 1372, 1706, 1707, Ибн Маджах 2504, 2507.

- 92حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْعَلاَءِ قَالَ حَدَّثَنَا أَبُو أُسَامَةَ عَنْ بُرَيْدٍ عَنْ أَبِى بُرْدَةَ عَنْ أَبِى مُوسَى قَالَ سُئِلَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - عَنْ أَشْيَاءَ كَرِهَهَا ، فَلَمَّا أُكْثِرَ عَلَيْهِ غَضِبَ ، ثُمَّ قَالَ لِلنَّاسِ « سَلُونِى عَمَّا شِئْتُمْ » . قَالَ رَجُلٌ مَنْ أَبِى قَالَ « أَبُوكَ حُذَافَةُ » . فَقَامَ آخَرُ فَقَالَ مَنْ أَبِى يَا رَسُولَ اللَّهِ فَقَالَ « أَبُوكَ سَالِمٌ مَوْلَى شَيْبَةَ » . فَلَمَّا رَأَى عُمَرُ مَا فِى وَجْهِهِ قَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ، إِنَّا نَتُوبُ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ
. طرفه 7291 - تحفة 9052
92 - Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды люди) стали задавать пророку, да благословит его Аллах и приветствует, такие вопросы, на которые он не хотел отвечать, однако, когда (люди, задававшие их,) принялись настаивать, он (сначала) разгневался, а потом сказал им: “Спрашивайте меня, о чём хотите”. Один человек спросил: “Кто мой отец?”[3] (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Твой отец − Хузафа”. Потом встал другой человек и спросил: “Кто мой отец, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Твой отец − Салим, вольноотпущенник Шайбы”. А когда ‘Умар увидел по его лицу(, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, гневается), он сказал: “О посланник Аллаха! Поистине, мы приносим своё покаяние Всемогущему и Великому Аллаху!”[4]» См. также хадис № 7291. Также этот хадис передал Муслим 2360.
_______________________________________________________________________
[1] Ибн Хаджар сказал: «Это был ‘Умайр – отец Малика, но также говорят, что это был другой человек, как об этом будет сказано в главе о находке». См. «Фатхуль-Бари» 1/186.
[2] Имеется в виду, что на бурдюках ставилась метка хозяина и что верблюд сам может найти дорогу домой.
[3] Люди могли задавать подобные вопросы в тех случаях, когда между ними возникали какие-нибудь конфликты или споры, в пылу которых соперники иногда пытались унизить друг друга обвинениями в безродности, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слово которого было решающим, выступал здесь в качестве третейского судьи.
[4] То есть мы раскаиваемся в том, что разгневали тебя.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: САХИХ АЛЬ-БУХАРИ. ВЕСЬ СБОРНИК

Сообщение ФАРУК »

باب مَنْ بَرَكَ عَلَى رُكْبَتَيْهِ عِنْدَ الإِمَامِ أَوِ الْمُحَدِّثِ . 29
29 – ГЛАВА: О том, кто стал на колени перед имамом или рассказчиком.
93- عَنْ الزُّهْرِيِّ قَالَ أَخْبَرَنِي أَنَسُ بْنُ مَالِكٍ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَرَجَ فَقَامَ
عَبْدُ اللَّهِ بْنُ حُذَافَةَ فَقَالَ: "مَنْ أَبِي فَقَالَ "أَبُوكَ حُذَافَةُ" ثُمَّ أَكْثَرَ أَنْ يَقُولَ "سَلُونِي" فَبَرَكَ عُمَرُ عَلَى رُكْبَتَيْهِ فَقَالَ رَضِينَا بِاللَّهِ رَبًّا وَبِالإِسْلاَمِ دِينًا وَبِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَبِيًّا فَسَكَتَ"
93 – Сообщается, что аз-Зухри сказал:
«Анас ибн Малик сообщил мне о том, что когда (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (к людям), ‘Абдуллах ибн Хузафа встал и сказал: “Кто мой отец?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Твой отец Хузафа”. Затем они стали настаивать (с вопросами), пока он не сказал: “Спрашивайте меня”. Тогда ‘Умар встал на колени и сказал: “Мы довольны Аллахом как Господом, Исламом как религией и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, как пророком! (И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) промолчал”». См. также хадисы №№ 540, 749, 4621 468, 7089, 7090, 7091, 7294 и 7295. Также этот хадис передали Ахмад 3/162 и Муслим 2360.
_____________________________________________________________
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Ибн Батталь сказал: “Умар понял из этого, что подобные вопросы могли быть причиной упорства и сомнения, поэтому он испугался, что по причине этого может быть ниспослано наказание. Поэтому он сказал: “Мы довольны Аллахом как Господом …”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остался довольным этим и замолчал”». См. «Фатхуль-Бари» 1/188.
Закрыто