Столпы веры. Часть 1
Это есть вера в Аллаха и в Его Ангелов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Это вероубеждение установил для нас пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда отвечал на вопрос Джибриля.
Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, также сказал: «Однажды, когда мы находились в обществе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив пророка (мир ему и благословение Аллаха) так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал:
"О Мухаммад, поведай мне об исламе". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Суть ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это". Этот человек сказал:
"Ты сказал правду", - а мы подивились тому, что он задаёт пророку (мир ему и благословение Аллаха) вопросы и подтверждает правдивость его слов. Потом он сказал:
"А теперь поведай мне о вере". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного", и так до конца хадиса.
Передал Муслим, 8.
Всевышний Аллах также говорит о столпах веры в Коране:
﴿لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ﴾
[/arabic]
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков». (Сура аль-Бакара, аят 177)
А также:
﴿كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ﴾
[/arabic]
«Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками"». (Сура аль-Бакара, аят 285)
А про предопределение Всевышний Аллах говорит:
﴿إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ﴾
[/arabic]
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». (Сура аль-Къамар, аят 49)
Вера (иман).
Языковое значение слова
«الإيمان» - это твердая убежденность. Языковое значение слова /иман/ пришло в словах Аллаха:
﴿وَمَا أَنتَ بِمُؤْمِنٍ لِّنَا ﴾
[/arabic]
«Ты все равно не поверишь нам». (Сура Йусуф, аят 17)
В шари’ате
«الإيمان» - это слово сердца, дело сердца, слово языка и деяние органов. То есть сверх языкового значения добавляется еще подтверждение языком и дела органами. У /имана/ в шариатском значении три условия:
1 - Слова языком.
2 - Убеждение сердцем.
3 - Деяние органами.
На это указывают тексты Корана и Сунны. Слово сердца - это убеждения. Деяние сердца - это намерения, любовь, упование и так далее. Слово языка - это произнесение свидетельства о том, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха и о том, что Мухаммад - посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Действия органов - это например молитва, закат, хадж, пост и так далее. Это и есть вера /иман/.
Вера в Аллаха.
Вера в Аллаха включает в себя четыре составляющие:
1 - Вера в существование Аллаха.
2 - Вера в то, что Он - единственный Господь.
3 - Вера в то, что только Он достоин поклонения.
4 - Вера в Его имена и атрибуты.
Кто не верит в существование Всевышнего Аллаха, тот не является верующим. Кто верит в существование Аллаха, но не верит в то, что Он - единственный Господь, тот не является верующим. Кто верит в два первых столпа, но не верит в то, что только Аллах достоин поклонения, тот не является верующим. Кто верит в три первых столпа, но не верит в имена и атрибуты, тот также не является верующим. Но необходимо заметить, что среди тех, кто не верит в имена и атрибуты есть абсолютно неверующие, но есть также и те, кто не обладает полноценной верой. Разберем первый пункт подробнее.
Вера в существование Аллаха.
Если кто-то спросит:
«А какой довод на то, что Аллах существует?»
На существование Аллаха есть четыре вида доводов: доводы разума, доводы /фитры/, физические ощущения и доводы шари’ата.
Что касается
доводов разума, то существование всех творений указывает на существование Творца. Если человек скажет:
«Они возникли сами по себе», то разум отвергнет это. Ведь, творения не существовали. Как несуществующее может сделать себя существующим? Если кто-то скажет:
«Все возникло случайно», то разум также отвергнет это. О атеист! Посмотри на ракеты, самолеты и машины. Возникли ли они случайно? Он скажет:
«Нет, конечно!». Как тогда эти птицы, эти горы, это солнце, эта луна, эти звезды, эти деревья и эти моря могли возникнуть случайно?
Однажды, атеисты из Индии пришли к имаму Абу Ханифе (да смилуется над ним Аллах), для того чтобы поспорить с ним о существовании Всевышнего Аллаха. Абу Ханифа был очень умным ученым. Он попросил их придти через пару дней и они согласились. Затем они пришли и сказали:
«Ну и что ты нам скажешь?» Он ответил:
«Я был занят мыслями об одном корабле, который был переполнен товарами. Этот корабль плыл, рассекая просторы морей, до тех пор, пока не пристал у причала и не спустились с него товары. И на корабле не было ни капитана, ни грузчиков». Они сказали:
«Ты действительно так думаешь?» Абу Ханифа сказал:
«Да!» Тогда они сказали:
«У тебя нет разума! Как корабль может приплыть без кормчего, а товары спуститься без грузчиков?» Он ответил:
«А где ваш разум? Эти небеса, это солнце, луна, звезды, горы и люди существуют без Творца?» Тогда эти люди поняли, что имам обратился к ним в соответствии с их разумом и не смогли возразить ему.
Также однажды одного бедуина спросили:
«Как ты познал своего Господа?» Он ответил:
«След указывает на того, кто прошел. Например, навоз указывает на то, что проходил верблюд. Разве небо, которое обладает созвездиями, и земля, обладающая долинами и ущельями, и моря, обладающие волнами, не указывают на Слышащего, Видящего?» Всевышний Аллах сказал:
﴿أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ ﴾
[/arabic]
«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?» (Сура ат-Тур, аят 35)
Что касается
физических ощущений, то человек чувствовал это, находясь в трудной ситуации и взывая к Аллаху со словами:
«О мой Господь!» , и попросил о чем-то, а затем получил ответ. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, людей поразила засуха. Как-то раз, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил пятничную проповедь, со своего места поднялся один бедуин и сказал:
“О посланник Аллаха! Наше имущество пропало, а дети голодают, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас!”— и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздел руки к небу. В это время на небе не было ни одного облачка, но, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не успел ещё он, да благословит его Аллах и приветствует, опустить руки, как собрались тучи, подобные горам, и не успел ещё он сойти с минбара, как я увидел капли дождя, катившиеся по его бороде. И дождь шёл весь этот день, и на следующий день, и на третий день, и на четвёртый день, и во все остальные дни вплоть до следующей пятницы». Бухари, 933; Муслим, 897.
Всевышний Аллах также сказал:
﴿وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ (83) فَاسْتَجَبْنَا لَهُ ﴾
[/arabic]
«Помяни также Айюба, который воззвал к своему Господу: "Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты - Милосерднейший из милосердных". Мы ответили на его мольбу». (Сура аль-Анбийа, аяты 83-84)
Что касается доказательств /фитры/, то многие люди, у которых она не искажена, верят в существование Всевышнего Аллаха. И даже животные верят в существование Аллаха. Достаточно вспомнить историю про муравья. Когда Сулейман (мир ему) вышел с людьми, для того чтобы попросить Всевышнего Аллаха о дожде, он увидел муравьиху, которая легла на землю, подняла ножки к верху и делала ду’а. Сулейман (мир ему) сказал:
«Возвращайтесь! Вам будет дан ответ из-за мольбы других». См. «Иджтима’ аль-Джуйуш аль-Ислямийа», стр. 321, 328.
Естество человека устроено так, что он верит в существование Всевышнего Аллаха и в Его единство. Всевышний Аллах сказал:
﴿وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِن بَنِي آدَمَ مِن ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتَ بِرَبِّكُمْ قَالُواْ بَلَى شَهِدْنَا أَن تَقُولُواْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ (172) أَوْ تَقُولُواْ إِنَّمَا أَشْرَكَ آبَاؤُنَا مِن قَبْلُ وَكُنَّا ذُرِّيَّةً مِّن بَعْدِهِمْ ﴾
[/arabic]
«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: "Разве Я - не ваш Господь?". Они сказали: "Да, мы свидетельствуем". Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: "Мы не знали этого". Или же не говорили: "Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них"». (Сура аль-А’раф, аяты 172-173)
Этот аят указывает на то, что естество человека признает существование Творца и Его господство.
Что касается
доказательств шари’ата, то посланники принесли шари’ат, который заключает в себе все хорошее. В этом шари’ате нет никаких недостатков и в нем рассматриваются все вопросы.
Вера в Его ангелов.
Всевышний Аллах сказал о них:
﴿ عِبَادٌ مُّكْرَمُونَ (26) لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُم بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ ﴾
[/arabic]
«Они - почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям». (Сура аль-Анбийа, аяты 26-27)
Слово
«ملاك» (ангел) - происходит от слова
«الالوكة», то есть
«послание». Всевышний Аллах говорит:
﴿الْحَمْدُ لِلَّهِ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَاعِلِ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا أُولِي أَجْنِحَةٍ مَّثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ ﴾
[/arabic]
«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями». (Сура Фатыр, аят 1)
Ангелы относятся к скрытому миру. Всевышний Аллах создал их из света и сделал их покорными и смиренными. Есть разные ангелы:
1 -
«جبريل» -
/Джибриль/. Всевышний Аллах поручил ему доносить откровения до посланников. Он отвечает за сердца людей, так как ему доверили доносить то, что оживляет сердце человека.
2 -
«اسرافيل» -
/Исрафиль/. Всевышний Аллах поручил ему дуть в Рог. Он также один из тех ангелов, которые несут ’Арш. Он отвечает за Воскрешение людей для Вечной жизни.
3 -
«ميكائيل» -
/Микаиль/. Он отвечает за дожди и произрастание растений, то есть за жизнь Земли.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упоминал этих трех ангелов, делая ду’а в ночной молитве. Он говорил:
«О Аллах! Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля! Творец небес и земли, Знающий тайное и явное!». Муслим, 770.
Также мы знаем, что среди ангелов есть такие, которым поручено упокоение душ. Этим занимается Ангел смерти и его помощники. Необходимо сказать, что этого ангела не зовут ’Азраиль, потому что нет доводов, подтверждающих это имя.
Всевышний Аллах говорит:
﴿حَتَّىَ إِذَا جَاء أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لاَ يُفَرِّطُونَ ﴾
[/arabic]
«Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений». (Сура аль-Ан’ам, аят 61)
А также:
﴿قُلْ يَتَوَفَّاكُم مَّلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ﴾
[/arabic]
«Скажи: "Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас"». (Сура ас-Саджда, аят 11)
А также:
﴿اللَّهُ يَتَوَفَّى الْأَنفُسَ حِينَ مَوْتِهَا ﴾
[/arabic]
«Аллах забирает души в момент смерти». (Сура аз-Зумар, аят 42)
Нет противоречия между этими аятами. Когда Ангел смерти извлекает душу, ее сразу же забирают другие ангелы. Если человек является обитателем Рая, то ангелы несут с собой саваны из Рая. Они заворачивают в саван эту благую душу и поднимаются с ней к Аллаху до тех пор, пока не остановятся перед Ним. Всевышний Аллах говорит:
«Запишите книгу раба Моего в ’Илийун и верните его на землю». Затем душа возвращается к телу, для того чтобы ответить на три вопроса:
«Кто твой Господь? Какая твоя религия? Кто твой пророк?». А если человек был неверующим (да убережет Аллах), то придут к нему ангелы с саваном из Ада. Они схватят эту душу, обернут ее в саван из Ада и начнут подниматься с ней к небесам, но двери небес закроются и душа будет сброшена на землю. Всевышний Аллах сказал:
﴿وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَكَأَنَّمَا خَرَّ مِنَ السَّمَاء فَتَخْطَفُهُ الطَّيْرُ أَوْ تَهْوِي بِهِ الرِّيحُ فِي مَكَانٍ سَحِيقٍ ﴾
[/arabic]
«А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место». (Сура аль-Хадж, аят 31)
Затем скажет Аллах:
«Запишите книгу моего Раба в Сиджин». См. Ахмад, 4/287; Абу Дауд, 4753. Сказал аль-Хаким: «Хадис достоверный по условиям Бухари и Муслима».
Среди ангелов есть такие, которые странствуют по земле и ищут кружки, в которых люди поминают Всевышнего Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках занятых поминанием, а когда они находят людей, поминающих Аллаха, то обращаются друг к другу со словами: “Идите к тому, что вы ищете”. И они окружают таких людей своими крыльями , заполняя собой всё пространство до самого нижнего неба, а когда люди заканчивают поминать Аллаха и ангелы возносятся ввысь, Господь их, знающий обо всём лучше ангелов, спрашивает их: “Что говорят рабы Мои?” Ангелы отвечают: “Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя”. Тогда Аллах спрашивает: “Видели ли они Меня?” Ангелы отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели!” Тогда Аллах спрашивает: “А что, если бы они увидели Меня?” Ангелы отвечают: “Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще”. Тогда Аллах спрашивает: “А о чём они просят Меня?” Ангелы отвечают: “Они просят Тебя о рае”. Аллах спрашивает: “А видели ли они его?” Ангелы отвечают: “Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой, они его не видели!” Аллах спрашивает: “А что, если бы они увидели его?” Ангелы отвечают: “Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее, и желали бы его ещё больше”. Аллах спрашивает: “А от чего они просят защиты?” Ангелы отвечают: “От пламени ада”. Аллах спрашивает: “А видели ли они его?” Ангелы отвечают: “Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой, они его не видели!” Аллах спрашивает: “А что, если бы они увидели его?” Ангелы отвечают: “Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы убежать от него и страшились бы его ещё сильнее”. Тогда Аллах говорит: “Призываю вас в свидетели, что Я простил их!” И один из ангелов говорит: “Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по своей надобности”. Тогда Аллах говорит: “Они — такие люди, благодаря которым товарищ их не попадёт в бедственное положение!”» Бухари, 6408; Муслим, 2689.
Среди ангелов есть такие, которые записывают деяния человека, как сказал Аллах:
﴿وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ (10) كِرَامًا كَاتِبِينَ (11) يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ ﴾
[/arabic]
«Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы, оторые знают о том, что вы совершаете». (Сура аль-Инфитар, аяты 10-12)
А также:
﴿مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ ﴾
[/arabic]
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». (Сура Къаф, аят 18)
Однажды один из спутников имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) пришел к нему, чтобы навестить имама, когда тот был болен. Увидев, что имам от боли стонет, он сказал:
«О Абу ’Абдуллах! Ты стонешь, а Тавус сказал: "Поистине, ангелы записывают даже стоны больных"». Всевышний Аллах сказал:
﴿مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ ﴾
[/arabic]
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». (Сура Къаф, аят 18)
Тогда имам Ахмад прекратил стонать.
См. «Сияр а’лям ан-Нубаля», 11/215.
Среди ангелов есть такие, которые оберегают людей, сменяя друг друга днями и ночами. Всевышний Аллах сказал:
﴿لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِّن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللّهِ ﴾
[/arabic]
«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха». (Сура ар-Ра’д, аят 11)
Есть такие ангелы, которые только совершают земные и поясные поклоны. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Скрипят небеса подобно тому, как скрипит седло верблюда. И как им не скрипеть, если нету на них ни одного места, где не было бы ангела, который поклоняется Аллаху? Некоторые ангелы поклоняются стоя, другие - в состоянии поясного поклона, а третьи - в состоянии земного поклона». Ахмад, 5/173; Тирмизи, 2312; Ибн Маджах, 4190; аль-Хаким, 2/510. См. также «Сильсиля ас-Сахиха», 1722.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), описывая Бейт уль-Ма’мур, говорил:
«В него входят семьдесят тысяч ангелов каждый день и больше не возвращаются». Муслим, 162. Это указывает на то, что ангелов огромное количество. Всевышний Аллах сказал:
﴿وَمَا يَعْلَمُ جُنُودَ رَبِّكَ إِلَّا هُوَ ﴾
[/arabic]
«Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него». (Сура аль-Муддассир, аят 31)
Есть также ангелы, которые отвечают за Рай и Ад. Хранителя Ада зовут Малик. Обитатели Ада будут говорить ему:
﴿يَا مَالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنَا رَبُّكَ ﴾
[/arabic]
«О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». (Сура аз-Зухруф, аят 77)
Потому что они уже не смогут терпеть наказание Огнем. Он ответит им:
﴿ إِنَّكُم مَّاكِثُونَ ﴾
[/arabic]
«Вы останетесь здесь навечно». (Сура аз-Зухруф, аят 77)
Затем Всевышний Аллах говорит:
﴿لَقَدْ جِئْنَاكُم بِالْحَقِّ وَلَكِنَّ أَكْثَرَكُمْ لِلْحَقِّ كَارِهُونَ ﴾
[/arabic]
«Мы принесли вам истину, но большинство из вас не любят ее». (Сура аз-Зухруф, аят 78)
Какой должна быть вера в ангелов? Мы верим в то, что они относятся к скрытому миру, который мы не видим. Но иногда люди могут увидеть их. Однако, основа в том, что они скрыты от нас. Они созданы из света. Всевышний Аллах поручил им поклоняться Ему. Они устроены так, что не ослушиваются Его. Всевышний Аллах говорит:
﴿لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ﴾
[/arabic]
«Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (Сура ат-Тахрим, аят 6)
Также мы должны верить в имена ангелов, о которых нам сообщено. Также необходимо верить в те поручения, которые они выполняют.
У ангелов есть тело, как сказал Аллах:
﴿الْحَمْدُ لِلَّهِ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَاعِلِ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا أُولِي أَجْنِحَةٍ مَّثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ ﴾
[/arabic]
«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями». (Сура Фатыр, аят 1)
И пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел Джибриля в его истинном облике. У Джибриля было 600 крыльев.
См. Бухари, 3232, 3233.
Некоторые спрашивают:
«А есть ли у ангелов разум?» Такой вопрос не может задать никто, кроме сумасшедшего. Всевышний Аллах говорит:
﴿لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ﴾
[/arabic]
«Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (Сура ат-Тахрим, аят 6)
Всевышний Аллах так хвалит их, а у них нет разума? Всевышний Аллах говорит:
﴿يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ ﴾
[/arabic]
«Они славят Его днем и ночью без устали». (Сура аль-Анбийа, аят 20)
Как у них может не быть разума?