8 - باب الغسل وحكم الجنب (8)
[/arabic]
8 – Глава о купании и половом осквернении.
Слово
“гусль” в арабском языке означает прохождение воды по поверхности участка тела. Некоторые считают, что гусль - это не просто прохождение воды по телу, но и протирание его рукой при этом, однако протирание обмываемого участка тела не является необходимым условием для гусля.
С точки зрения шариатской терминологии, гусль – это обмывание водой всей поверхности тела особым образом. Необходимость совершения гусля подтверждается Книгой Аллаха, Сунной и единодушным мнением всех знатоков Ислама (иджма’). Всевышний сказал:
“А когда вы находитесь в состоянии аль-джанаба - очищайтесь” (5:6). По поводу полного ритуального омовения имеется множество хадисов, наиболее необходимые из них будут приведены в этой главе, если будет угодно Всевышнему Аллаху.
Обстоятельства, обязывающие к совершению полного омовения.
1. Семяизвержение. Доказательством этого являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
“Вода (гусль) вследствие воды (выделения семени)”.
2. Половое сношение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Если он расположился между ее четырьмя конечностями, затем приложил усилия (пытаясь совершить совокупление), то совершение полного омовения становится для него обязательным” (текст хадиса согласован). В версии, приведенной Муслимом, добавлено:
“даже если не произошло семяизвержения”.
3. Принятие Ислама неверующим или вероотступником (муртадд). Согласно наиболее достоверному мнению, принятие религии обязывает к совершению полного ритуального омовения принявшим ее вне зависимости от того, произошло ли с ним до его вхождения в Ислам что-либо, делающее необходимым совершение гусля (семяизвержение, менструальное кровотечение и т.д.) или нет. Данного мнения придерживались Имамы Малик и Ахмад, приводя в качестве довода хадис Самамы ибн Асаль (№ 111), с достоверностью основы которого согласились оба имама, и хадис Къайса ибн Асима
[1], обоим из которых при принятии ими Ислама Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел совершить полное омовение. Как известно, повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является обязательным к выполнению, если отсутствуют другие доказательства, опровергающие обязательность данного повеления. Некоторые ученые, считающие необязательным совершение полного омовенияв случае принятия Ислама, основывают свою точку зрения на том, что в день взятия мусульманами Мекки Ислам приняла масса людей, и если бы всем им было повелено совершить гусль, то это обязательно нашло бы отражение в многочисленных сообщениях по этому поводу, которые были бы переданы многими путямиот многих сподвижников. Однако это не является твердым доказательством, так как к описываемому времени люди уже были хорошо знакомы с законоположением о совершении полного омовения в случае принятия Ислама, следовательно, необходимости в напоминании об этом каждому из них не было. Приказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отданный одному из членов его уммы, (хадис Самамы, № 111), распространяется на всю умму (общину последователей). Из сказанного необходимо извлекать его общий смысл, а не ограничиваться лишь узким пониманием фразы и связыванием ее лишь с конкретным случаем.
4. Прекращение менструаций или послеродовых кровотечений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“…когда они (то есть менструальные дни) проходят, совершай гусль”.
5. Смерть. Тело умершего мусульманина обязательно должно быть обмыто, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщинам, обмывавшим его умершую дочь:
“... Обмойте ее трижды или пятикратно” (текст хадиса согласован).
Ряд ученых считает также обязательным совершение полного омовения каждую пятницу перед выполнением пятничного намаза. В качестве доказательства они приводят слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
“Пятничный гусль обязателен для каждого половозрелого” (текст хадиса согласован), а также его слова:
“…Когда наступает пятница, совершайте гусль”. Однако правильным, а Аллаху ведомо лучше, является мнение, к которому склоняется большинство ученых, и среди них четыре Имама, что совершение полного омовения в пятницу до пятничного намаза является желательным (мустахабб), а не обязательным. Доводов, отклоняющих обязательность пятничного гусля, много. Среди них:
А. Высказывание Пророка, да благословит его Аллахи приветствует, переданное в хадисе от Самуры, да будет доволен им Аллах:
“Если человек совершит в пятницу малое омовение, то это - благо, если же совершит большое омовение, то оно предпочтительнее”. То есть совершивший вуду’ (малое омовение), тем самым уже последовал Сунне, и прекрасно действие, совершенное согласно Сунне. Но тому, от кого исходит запах пота или другой неприятный запах, доставляющий неудовольствие молящимся и ангелам, следует совершать гусль. Данное мнение подтверждает хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала:
“Иногда люди приходили на пятничную молитву из своих домов, а иногда из окрестностей. Они приходили в шерстяных плащах (‘аба), выпачканные пылью, и от них исходил неприятный запах. А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: “О, если бы вы очищались к этому вашему дню”.
Б. Хадиc марфу’, переданный Абу Хурейрой, где приводятся следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
“Тот, кто совершит малое омовение должным образом, а затем придет на пятничную молитву, послушает и прислушается, тому будет прощено” (хадис привел Муслим). Этот хадис указывает на то, что совершения малого омовения достаточно.
В. Хадис ибн Аббаса, где сообщается, что, когда его спросили о том, обязателен ли пятничный гусль, он ответил:
“Нет, однако совершение гусля - чище”.
Джунуб – человек, находящийся в состоянии аль-джанаба (полового осквернения). В буквальном переводе слово “джанаба” означает отдаленность. Подобное название этого состояния может быть связано с тем, что находящийся в нем человек (джунуб) принужден отдаляться от некоторых видов поклонения и мест их совершения. Также существует точка зрения, объясняющая подобное название сего состояния тем, что сперма человека, вступающего в него, покидает места своего пребывания, отдаляясь от них. Аллах Всевышний сказал:
“…и не находящимися в аль-джанаба – кроме как будучи проходящими путь, пока не омоетесь” (4:43).
Человеку, вступившему вбольшой хадас, причиной которого является состояние аль-джанаба либо менструация, запрещено пребывание в мечети. Однако это дозволено человеку, который, находясь в состоянии аль-джанаба, совершит малое омовение, ибо так поступили молодые люди из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Находящимся в состоянии аль-джанаба и женщинам во время месячных разрешено входить в мечеть или проходить через нее в случае, если возникла необходимость что-нибудь взять из нее или оставить. Это подтверждается рядом хадисов, которые будут приведены позднее, если на то будет воля Аллаха.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в “Ирва’у-ль-Галиль” (1/164). Он пишет:
«В хадисе Аль-Къайса приводятся его слова: «Я пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, желая принять Ислам, и он повелел мне совершить полное омовение водой и лотосом». Иснад данного хадиса достоверен, о чем я уже говорил в «Сахихе Абу Дауда» (№ 381)».