1438 عن أبي هريرة رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
« حق المسلم على المسلم ست : إذا لقيته فسلم عليه ، وإذا دعاك فأجبه ، وإذا استنصحك فانصحه ، وإذا عطس فحمد الله فشمته ، وإذا مرض فعده ، وإذا مات فاتبعه »
رواه مسلم
1438 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Мусульманин имеет шесть обязанностей перед другими мусульманами. Если встретишь мусульманина, то поздоровайся с ним; если получишь его приглашение, то прими его; если он посоветуется с тобой, то дай ему добрый совет; если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то помолись за него; если он заболеет, то навести его, а если он умрет, то присутствуй на его похоронах». Этот хадис передал Муслим (2162).
«Мусульманин имеет шесть обязанностей перед другими мусульманами» - это не значит, что их всего шесть.
Кто такой мусульманин?
Мусульманин - это тот, кто свидетельствует, что нет божества достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха и, что Мухаммад - посланник Аллаха, не совершая при этом тех действий, которые выводят из Ислама.
«Если встретишь мусульманина, то поздоровайся с ним» - это первая обязанность. Это право твоего брата на тебя. Приветствовать нужно даже тех, кто совершает большие грехи.
«Если получишь его приглашение, то прими его» - здесь не имеется в виду любое приглашение, а имеется в виду именно приглашение на свадьбу, приглашение отведать угощение. Это не значит, что нужно принимать приглашения в театры и тому подобные места. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел в виду именно приглашение отведать еды или выпить чая или кофе.
«Если он посоветуется с тобой, то дай ему добрый совет» -
Искренний совет (насыха) - это такой совет своему брату, который человек дал бы самому себе, если бы оказался в его положении.
«Если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то помолись за него» - то есть если он сказал:
«Хвала Аллаху» /аль-Хамду ли Ллях/.
«Если он заболеет, то навести его» - имеется в виду такая болезнь, во время которой человек не может выходить из дома.
«А если он умрет, то присутствуй на его похоронах» - этот пункт рассмотрим позже, если Аллах позволит.
Пользы из хадиса:
1 - В хадисе говорится о некоторых обязанностях мусульман перед другими мусульманами.
2 - Мусульмане имеют обязанности друг перед другом. Это укрепляет связи между ними, приводит к сплоченности общины и к взаимопомощи.
3 - К обязанностям мусульманина относится приветствие своего брата. Ученые разногласят в том обязательно ли приветствие или желательно. Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) говорит о том, что это желательно. Передается от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Недозволено мусульманину покидать своего брата по вере на срок больше трех дней, в течение которых они встречаются и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма». Передал аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад", 985. Хадис достоверный. См. "Ируа", 2029. Отсюда мы делаем вывод, что приветствие желательно, так как эти люди не здороваются три дня.
4 - Право на приветствие принадлежит только мусульманину. Можно ли первым давать салям неверующему? Нет, пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил первыми давать салям иудеям и христианам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не начинайте приветствовать салямом иудеев и христиан». А если они первыми дали салям мусульманину, то нужно ответить, потому что Всевышний Аллах сказал:
﴿وَإِذَا حُيِّيْتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّواْ بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا﴾
[/arabic]
«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым». (Сура ан-Ниса, аят 86)
Если человека приветствует неверующий, нужно ответить тем же самым или еще лучшим? Нужно ответить тем же самым, так как в добавлении к саляму есть возвеличивание и оказание почета. Если он сказал: «Ас-Саляму алейкум», то ответим: «Уа алейкум ас-салям».
5 - Как лучше говорить? «Ас-Саляму алейкум» или «ас-саляму алейка», или «салямун алейкум»? Некоторые ученые говорят, что лучше сказать с артиклем, то есть «ас-Саляму алейкум» или «ас-саляму алейка» (если обращаетесь к одному мужчине). Обращаясь к одному человеку, можно также сказать «ас-Саляму алейкум», проявляя к нему почет, если конечно он этого заслуживает. Также говоря «ас-Саляму алейкум», человек приветствует не только человека, но и ангелов, находящихся возле него. Также можно сказать «салямун алейкум», то есть без определенного артикля. Но некоторые ученые говорят, что лучше говорить с определенным артиклем, так как в Коране сказано:
﴿وَالسَّلَامُ عَلَى مَنِ اتَّبَعَ الْهُدَى ﴾
[/arabic]
«Мир (ас-салям) тому, кто последовал верному руководству!» (Сура Та Ха, аят 47)
6 - Если человек получает приглашение, нужно принять его. Это обязательно или нет? Необязательно принимать приглашение, если только дело не касается свадьбы. Некоторые ученые сказали, что обязательно отвечать на любое приглашение, так как это право мусульманина на человека. Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) говорит, что придерживается первого мнения. Но даже обязательность ответа на приглашение оговаривается условиями:
1 - Если человек знает, что свадьба организована на деньги, заработанные запретным путем, то идти на неё запрещено.
2 - Если человек знает, что на свадьбе будет что-то порицаемое, то идти на неё запрещено, если только человек не идет туда порицать собравшихся. Если человек может устранить то порицаемое, что там намечается, то он обязан идти и сделать это. А иначе человеку запрещено туда идти. Всевышний Аллах говорит:
﴿وَقَدْ نَزَّلَ عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ أَنْ إِذَا سَمِعْتُمْ آيَاتِ اللّهِ يُكَفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلاَ تَقْعُدُواْ مَعَهُمْ حَتَّى يَخُوضُواْ فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذًا مِّثْلُهُمْ ﴾
[/arabic]
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им». (Сура ан-Ниса, аят 140)
7 - Нет разницы приглашает вас молодой человек или старый, необходимо отвечать.
8 - Если человек просит совета, то обязательно нужно дать ему добрый совет (насыха). Необходимо указать ему на самое лучшее и самое достойное. Если мы видим, что человек собирается совершить то, в чем для него вред, также нужно указать ему на это и дать совет. В этом случае нужно давать добрый совет, даже если его не требуют. Если же человек не знает, что посоветовать, то ему не нужно говорить: «Я думаю, наверное, надо сделать так...» или «Ну скорее всего так....». Если человек не знает, то он должен остановиться и промолчать. Потому что в таком случае совет может оказаться вредным.
9 - Если человек чихнул и восхвалил Аллаха, нужно сказать ему:
“Йархамука-Ллах” (
Да помилует тебя Аллах). И так можно сказать три раза. А если человек чихнул больше трех раз, нужно сказать:
«Да исцелит тебя Аллах! Ты заболел». Муслим, 2993.
Если человек чихнул и восхвалил Аллаха, то обязательно (уаджиб) нужно вознести эту мольбу за него. Это обязательно для каждого человека. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если мусульманин чихнул и сказал: "аль-Хамду ли Ллях", то обязательно для каждого, кто его услышал, сказать: "Йархамука Ллах"». аль-Бухари, 6223. Но если мы не услышали, как человек, чихнув, восхвалил Аллаха, то не нужно ему ничего говорить.
10 - Если мусульманин заболел, нужно навестить его. Это фард уль-кифайа, то есть хотя бы кто-то один должен навестить его и тогда со всех остальных обязанность спадает. Нельзя допустить того, что человек заболел, но никто не навестил его во время болезни. Но речь идет именно о такой болезни, во время которой человек не может выходить из дома.
11 - Если человек видит, что больной хочет, чтобы он остался, тогда нужно посидеть с ним подольше. А если больному тяжело, то визит должен быть кратким.
12 - Можно также посещать неверующего во время болезни, если в этом есть польза. Например, если этот неверующий предрасположен к Исламу. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заболел, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему: “Повинуйся Абу-ль-Касиму!” — да благословит его Аллах и приветствует, и он принял ислам. А после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (оттуда), говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”» аль-Бухари, 1356.
13 - Если мусульманин умер, нужно присутствовать на его похоронах. Это фард уль-кифайа, то есть коллективная обязанность. Если часть мусульман сделала это, то с других снимается обязанность.
14 - Если на похоронах есть нечто порицаемое, например, траурная музыка, то запрещено в них учавствовать, если только человек не может изменить это порицаемое.