Вопрос 1. Служащий откладывает из своей зарплаты каждый месяц какую-то сумму, иногда мало иногда побольше. И прошел год, как он стал откладывать, так, что первые его части уже пролежали год, а другие еще нет. И он не знает какую именно сумму он откладывал каждый месяц. Как ему выплатить закят?
Вопрос 2. Другой служащий получает ежемесячно зарплату и откладывает ее каждый раз в свой сейф. И затем тратит из этих денег на повседневные расходы или же каждый раз, как появляется необходимость тратить на нужды своего дома и на другие нужды. Каким образом ему посчитать исполнение года на этих деньгах в сейфе и как ему посчитать закят в его случае, зная, что год исполнился не на всей сумме, откладываемой им, а только на части из нее?
Ответ на вопрос 1 и 2. Так как оба этих вопроса имеют один смысл и похожи между собой, то Постоянный Комитет решил для пользы ответить на оба вопроса одним общим ответом, а это:
Кто обладает денежными средствами, достигшими уровня нисаба, а затем получает еще и другие деньги в разные периоды времени и эти деньги не являются доходом от использования первой (достигшей нисаба) суммы, а являются отдельным доходом, как то, что откладывает служащий каждый месяц со своей зарплаты или получил наследство, или подарок, или деньги с аренды недвижимости, к примеру, и дотошно хочет вести подсчет того, что причитается ему, и не хочет давать из милостыни ничего сверх того, что должен дать бедным из своего имущества в виде закята, то он должен сделать для себя таблицу всех своих доходов и отдельно учитывать на каждой приобретаемой сумме исполнение года, записывая дату каждой приобретенной суммы и выплачивая закят с каждой такой суммы, как только на нем исполнится год с момента ее приобретения.
Если же он хочет спокойствия и выберет путь щедрости и великодушия в пользу бедных и других категорий, кому положены деньги закята, то выплачивает закят один раз в год со всей находящейся у него суммы, как только исполниться год, с момента возникновения у него первого нисаба в этих денежных средствах. И в этом больше награды и выше степенью и более заботой о правах бедных, нуждающихся и других, кому положены деньги закята. А то, что он заплатит свыше того, на чём исполнился год, будет считаться из досрочно выплаченного закята из денег, на которых не исполнился год.
И Аллах Тот, Кто дарует благословение, мир и благословения нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Члены Постоянного Комитета:
АбдуЛлах Ибн Муни'
АбдуЛлах Ибн Гудаян
Заместитель председателя Комитета АбдуРраззак Афифи
.
Abu Zahra писал(а): ↑01 сен 2009, 17:19 О досрочной выплате закята есть несколько хадисов. Среди них:
Передают, что ‘Али, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что аль-‘Аббас попросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разрешить ему выплатить обязательное пожертвование досрочно, и он разрешил ему это.
Этот хадис передали ат-Тирмизи (678) и аль-Хаким. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан)
Имам ат-Тирмизи, передав этот хадис, добавил, что некоторые ученые считали ненужным выплачивать закят досрочно, среди них – Суфьян ас-Саури. Но подавляющее большинство ученых позволили это, среди них – аш-Шафии, Ахмад и Исхак.