Причины развода со стороны мужа (Часть первая: 1-10)
1. Несоблюдение мужем прав своей жены, которые велел соблюдать Всевышний Аллах.
Это происходит либо из-за незнания, либо из-за невнимательности, либо из-за отказа от Закона Всевышнего Аллаха.
Поэтому муж должен узнать права своей супруги, которые она имеет над ним, не быть небрежным по отношению к этому, и бояться Аллаха относительно своей жены, для того чтобы супружеская жизнь между ними продолжалась в сени высокочтимого шариата.
К этим правам относится достойное проживание с ней, материальное обеспечение, отдача ей должного (награждение), мягкое обращение, закрытие глаз на некоторые из ее ошибок, приукрашивание для нее прекрасным образом.
Ибн 'Аббас сказал : "
Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний Аллах сказал:
"Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению". "Тафсир Ибн Касира", 1/237. Корова-228.
2. Отсутствие исполнения заповеди пророка, да благословит и приветствует его Аллах, данной мужчине, жениться на набожной женщине (девушке).
Сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: «На женщине женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Посему добивайся набожной женщины, да запылится твоя рука *». "Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Равенство в религии", №5090, "Сахих Муслима", Книга молочного вскармливания, глава "Предпочтительность женитьбы на набожной женщине", №1466.
__________
* Это намек на нищету, и это повествование, имеющее смысл мольбы, однако при этом не имеется истинный смысл. "Фатх аль-Бари", 9/38-39.
Когда один из супругов является набожным, а другой – в противоположность тому, между ними возникают противоречие и спор. Ибо набожный из них совершает деяние, ведущее к довольствию Всевышнего Аллаха, а другой совершает действие согласно своему желанию.
Поэтому сватающемуся необходимо иметь в виду это пророческое завещание и стремиться исполнить его и действовать согласно ему, даже если пройдет долгое время в поиске набожной женщины. Ибо в скором времени с позволения Аллаха он будет жизнь счастливой жизнью с набожной женщиной. И даже если набожный мужчина женится на женщине, которая не является набожной, то на нем лежит большая ответственность в призыве ее и ее наставлении.
И он должен соблюдать при этом терпение и придерживаться пути шариата, призывая ее мудростью и добрым увещеванием.
Всевышний сказал:
"Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай его". Та ха-132.
Также Всевышний сказал:
"Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом". Пчелы-125.
И тогда может быть, что она по воле Всевышнего Аллаха наставится на прямой путь, и их совместная жизнь исправится.
3. Наличие в доме упущения или недостатка в поклонении Аллаху.
Или же участие во внедрении в него нечестия различными способами: порочными (телевизионными) каналами, или падшими журналами, или бесстыдными кассетами и другими. Также отсутствие чтения Благородного Корана в доме, особенно суры "Корова".
О достоинстве суры "Корова" пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Не превращайте ваши дома в могилы! Поистине, сатана убегает из дома, в котором читается сура "Корова"".
"Сахих Муслима", Книга молитвы путешественников и ее сокращения, глава "Предпочтительность добровольной молитвы в своем доме и дозволенность ее совершения в мечети", №780.
Таким образом, когда в доме нет чтения Корана, и вместо него туда входит то, что вызывает гнев Всевышнего Аллаха, туда будут закрадываться шайтаны, и там будет отсутствовать спокойствие и умиротворение. И в том доме появляются те трудности, которые иногда приводят к его распаду, а затем разрушению.
Поэтому оба супруга должны стремиться оберегать свой дом от шайтанов так же, как они защищают его от воров и тому подобного. Они также должны быть заняты тем, что приносит им религиозную и мирскую пользу, вместо тех пагубных деяний, и заполнять дом поминанием Аллаха и голосом, распространяющим Благородный Коран, которым Аллах оказал милость для нас. И какой он (Коран) хороший собеседник (друг)!
Всевышний сказал:
"Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?". Гром-28.
_______________________________________________________
ЗАМЕТКА
Каждый разумный обязан не быть обманутым и не прельщаться положением некоторых домов, которые находятся в грехах и порицаемых действиях, и вместе с тем супруги (в них) живут во взаимном согласии, и разногласия между ними бывают редко.
В хадисе, переданном от Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, сказано: "Поистине, Аллах дарует богатство тому, кого Он любит, и кого Он не любит. Но Он дарует религию лишь тому, кого Он любит".
"Муснад имама Ахмада", 1/387, "аль-Мустадрак", 1/33. Аль-Хаким назвал это сообщение достоверным, и аз-Захаби согласился с ним. Этот хадис является сообщением с собственных слов Ибн Мас'уда. См.: слова обоих авторов выверки "Муснада", 6/189-191.
Ибо это относится к отсрочке, которую Всевышний Аллах дает грешникам.
Всевышний сказал:
"Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это – всего лишь недолгое (небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе!". Семейство Имрана-196-197.
Пречистый Аллах также сказал:
"А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого.
Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима". Ограды-182-183.
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине Аллах предоставляет долгий срок притеснителю, но если Он схватит его, то тот не ускользнет от него".
"Сахих аль-Бухари", Книга толкования Корана, глава «Такова была Хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, жители которых были несправедливы. Воистину, Хватка Его мучительна, сурова», №4686. "Сахих Муслима", Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава "Запрет притеснения", №2583.
И размышляющий над домами грешников не обнаружит, что все они живут дружбе. Напротив, среди них есть те, чьи жители живут в несчастье и тревоге.
Всевышний сказал:
"Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем". Ночной перенос-18.
И Всевышний Аллах разъяснил, что не каждый, кто желает этого мира, добивается в нем успеха. Однако он приходит к одним, и не приходит к другим.
_______________________________________________________
4. Недостаток терпения у мужчины.
Скорее всего, к этому приводит его невнимательность, или его пренебрежение, или неведение об истинной природе женщины, которая заключается в том, что она создана из ребра.
Как сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: "Хорошо обходитесь с женщинами, ибо они созданы из ребра. А самым кривым местом в ребре является его верхняя часть. Если ты начнешь исправлять его, то сломаешь его. Если ты оставишь его, то оно так и останется кривым. Так обходитесь же хорошо с женщинами".
"Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Завещание относительно женщин", №5186, "Сахих Муслима", Книга молочного вскармливания, глава "Завещание относительно женщин", №1468.
В другой версии сказано: "Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет ровной (для тебя) во всех случаях. И если ты будешь пользоваться ею, то она будет доставлять тебе удовольствие даже при наличии той самой кривизны, но если ты попытаешься выпрямить ее, то непременно сломаешь женщину,
а это означает, что ты разведешься с ней".
"Сахих Муслима", Книга молочного вскармливания, глава "Завещание относительно женщин", №1468.
Поэтому мужчина должен помнить эту истину создания женщины, чтобы терпеть и переносить (трудности). И он должен знать, что это состояние всех женщин. Поэтому ему следует закрывать глаза на некоторые ошибки, и не отчитывать ее за каждую ошибку.
Аль-Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал: "
Благородный никогда не будет вдаваться глубоко (в чужие ошибки)".
"Тафсир аль-Багъауи", 4/364.
5. Гнев.
Иногда из-за него мужчина торопится с разводом, либо же он начинает ставить развод в зависимость от одного из состояний.
Поэтому муж должен владеть собой во время гнева, не торопиться и не пускаться в речь, чтобы не высказать то слово (развода).
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Сильный не тот, кто может свалить (в борьбе). Однако силен тот, кто сдерживает себя во время гнева».
"Сахих аль-Бухари", Книга этикета, глава "Предостережение от гнева", №6114, "Сахих Муслима", Книга благочестия и поддержания родственных уз, глава "Достоинство того, кто сдерживает себя во время гнева", №2609.
Было также приведено сообщение о том, что один мужчина сказал пророку, да благословит и приветствует его Аллах: "Сделай мне наставление". Тогда он ответил: "Не гневайся". Тот (мужчина) повторил (свою просьбу) несколько раз. Тогда он сказал: "Не гневайся".
"Сахих аль-Бухари", Книга этикета, глава "Предостережение от гнева", №6116.
_______________________________________________________
ЗАМЕТКА
Мы упомянем здесь некоторые сообщения, приведенные от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, о сдерживании гнева.
***
Молчание во время гнева.
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи".
"Муснад имама Ахмада", 1/283, 365, и это хороший с другими сообщениями хадис. См.: слова обоих авторов выверки "Муснада", 4/39. Аль-Хайсами сказал: "Его рассказчики заслуживают доверия", "Маджма' аз-заваид", 8/70.
***
Прошение защиты у Аллаха от побиваемого камнями сатаны.
От Сулеймана ибн Сурода, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «(Однажды) двое мужчин поругались в присутствии пророка, да благословит и приветствует его Аллах, а мы сидели рядом с ним. И один из них стал ругать своего товарища в гневе, а лицо у него стало краснеть. Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, я знаю слова, произнесение которых им снимет этот (гнев) с него.
Если бы он сказал: "А‘узуу биЛляхи минаш-шайтанир-раджийм".
"Сахих аль-Бухари", Книга этикета, глава "Предостережение от гнева", №6115, "Сахих Муслима", Книга благочестия и поддержания родственных уз, глава "Достоинство того, кто владеет собой при гневе", №2610.
***
Изменение положения тела при гневе.
В подтверждение этого слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: "Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдет, (то хорошо).
В противном случае, пусть он ляжет".
"Муснад имама Ахмада", 5/152. Аль-Хайсами сказал: "Его рассказчики являются рассказчиками достоверных сборников", "Маджма' аз-заваид", 8/70.
(От переводчика: См.: "Аз-За'ифа", №6664).
***
Совершение омовения, которое относится к действиям, тушащим гнев.
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Поистине, гнев – от сатаны, а сатана создан из огня. И огонь тушится лишь водой.
Поэтому, если кто-либо из вас гневается, пусть совершит омовение".
"Муснад имама Ахмада", 4/226, "Сунан Абу Дауда", Книга этикета, глава о том, что говорится при гневе, №4784. Хороший хадис, см.: "Джами' аль-усуль" с выверкой аль-Арнаута, 8/439. (От переводчика: См.: "аз-За'ифа", №582).
***
Выход из дома для того, чтобы прекратить ссору.
Это основано на рассказе об 'Али ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Сахля ибн Са'да, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пришел в дом к Фатиме, да будет доволен ею Аллах, и не нашел ‘Али в доме. Он спросил: «Где сын твоего дяди (по отцовской линии)?». (Фатима) ответила: «Между нами кое-что произошло, и он разозлился на меня, вышел из дому и не спал в полдень у меня». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал одному человеку: «Посмотри, где он?». Тогда тот (разузнал и), придя, сказал: «О, посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пошел к нему и обнаружил, что (‘Али) лежит, а его плащ упал с его бока, и на него попала пыль. Тогда посланник Аллаха стал стряхивать с него (пыль), говоря:
«Вставай, Абу Тураб, вставай, Абу Тураб».
"Сахих аль-Бухари", Книга молитвы, глава "Сон мужчины в мечети", №441.
"Сахих Муслима", Книга "Достоинства сподвижников", глава "Достоинства 'Али ибн Абу Талиба", №2409.
Мы считаем, что каждый из супругов после того, как узнает природу и душевный склад другого, должен избегать того, что вызывает его гнев.
Также супруга, для того чтобы сберечь свою совместную жизнь, должна избегать деяния, от возникновения которого со стороны супруга зависит развод.
_______________________________________________________
6. Плохой нрав мужа, который иногда приводит его супругу к требованию развода за выкуп.
Иногда муж бывает с порочным языком, часто ругающим, проклинающим и бьющим свою жену.
Поэтому муж должен бояться Аллаха относительно своей жены и благодарить Аллаха за то, что Он по ее причине сделал его целомудренным и, может быть, также Он наделил его детьми от нее. Все это требует того, чтобы он благодарил Всевышнего Аллаха.
Мы уже узнали завещание пророка, да благословит и приветствует его Аллах: "Обходитесь с женщинами по-доброму". В другой версии сказано: "Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц".
"Ан-Нихая" Ибна аль-Асира, 3/314. "Сунан ат-Тирмизи", Книга молочного вскармливания, глава о том, что приведено о праве женщины над мужем", №1163. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, достоверный хадис".
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: "Не бейте рабынь Аллаха". Тогда пришел 'Умар к посланнику Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и сказал: "Женщины совершили непокорность *". И (пророк, да благословит и приветствует его Аллах), разрешил бить их. Тогда много женщин окружило семью посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, жалуясь на своих мужей. После этого посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Много женщин окружило семью Мухаммада, жалуясь на своих мужей. Те (мужья, которые не проявили терпение, или били жен так, что это привело к жалобам), не являются лучшими из вас".
"Сунан Абу Дауда", Книга брака, глава о битье женщин, №2146. Ибн Хаджар назвал его цепочку передачи достоверной. См.: "Аль-Исаба", 1/101. В том, является ли рассказчик этого хадиса Ийас ибн 'Абдуллах ибн Абу Зийаб (Зубаб, Зуаб) сподвижником, имеется разногласие. См.: "Ат-Такриб", с.117, №590.
__________
* То есть, осмелились совершить непокорность по отношению к своим мужьям. См.: "Ан-Нихая", Ибна аль-Асира, 2/151.
Я говорю (автор): Отсюда проясняется положительное действие битья в воспитании, если при этом не превышать узаконенных границ.
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: "Пусть никто из вас не бьет свою жену, как бьет раба, а затем в конце дня, совершает с нею близость".
"Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Какое битье женщин нежелательно", №5204.
В одной версии сказано: "Кто-либо из вас стремится побить свою жену, как раба. Возможно, в конце ночи он ляжет с нею спать".
"Сахих аль-Бухари", Книга толкования суры "Солнце", №4942. "Сахих Муслима", Книга рая, описания его благ и обитателей, глава "В ад войдут притеснители, а в рай войдут слабые", №2855.
7. Переступание мужем границ дозволенного в отношении к имуществу своей супруги, или принуждение ее отдать из него что-либо ему.
Особенно, если она работает (где-либо). Ибо это действие приводит к плохой совместной жизни, что иногда толкает ее на требование развода по причине его притеснения.
Всевышний сказал:
"Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости".
Женщины-19.
Пречистый Аллах также сказал:
"Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье". Женщины-4.
Поэтому до тех пор, пока она не причиняет мужу зла, ему недозволенно брать что-либо из ее имущества, если только она не отдаст это по своей доброй воле. Мы считаем, что если мужчина женился на женщине из-за ее богатства, то, желая что-либо из него, муж должен просить это от жены мягко, вежливой речью, чем он может наилучшим образом снискать симпатию ее сердца. Либо же при заключении брачного союза он ставит условие получать часть из ее постоянного дохода, - и в этом нет ничего плохого.
Точно так же, как муж согласился на ее условие работать, которое приводит к потере некоторых его прав над ней, так же он имеет право поставить ей условие получать что-либо из ее постоянного дохода. И разумные люди не должны чувствовать отвращение и порицать это условие.
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Мусульмане должны соблюдать свои условия, если только это условие не запрещает дозволенное, или дозволяет запрещенное".
"Сунан ат-Тирмизи", Книга предписаний, глава о том, что было упомянуто от посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, о договоре между людьми, №1352. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, достоверный хадис". Это сообщение также передал аль-Бухари в подвешенном виде с (похожим) текстом, Книга аренды, глава "Прибыль посредничества".
Также (может быть), случай, когда муж желает чего-либо из имущества своей жены без предварительных условий между собой. В этом случае, если отказ жены дать мужу желаемое может привести к разрушению семьи, а дача ему желаемого приведет к тому, что он будет жить с ней по-доброму и не причинять ей зла, то мы полагаем, что ей лучше дать ему то, что он желает.
Таким образом, она обережет свой дом и своих детей.
Поскольку Всевышний сказал:
"Ибо мирное решение – лучше". Женщины-128.
а данное ее действие относится к мирному решению.
И возможно, что Всевышний Аллах наградит ее хорошей наградой за ее действие.
Ведь Пречистый Аллах сказал:
"Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом". Совет-40.
8. Муж вместо своей жены бывает занят чем-либо или вечеринками вне дома, и не уделяет ей достаточное время своей совместной жизни.
Иногда эта занятость бывает незначительными делами, в которых нет пользы, или нет необходимости или нужды.
Поэтому муж должен уделять ей из своего времени, ибо исполнение ее прав обязательно для него. И ему недозволенно делать в этом упущение, даже если эта занятость будет дополнительными поклонениями из числа поста, молитвы и тому подобного.
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Поистине, твоя плоть имеет над тобой право, и твой глаз имеет над тобой право, и твоя жена имеет над тобой право".
"Сахих аль-Бухари", Книга брака, глава "Твоя жена имеет над тобой право", №5199. "Сахих Муслима", Книга поста, глава запрета пожизненного поста тому, кому это повредит, или кто упустит этим (чье-либо) право, №1159.
Однажды одна женщина пришла к 'Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и сказала: "
О, повелитель правоверных, мой муж постится днем и выстаивает молитву ночью, но мне не хочется жаловаться на него, ибо он совершает поклонение Аллаху, Всемогущ Он и Велик". Тогда ('Умар) сказал ей: "
Какой у тебя хороший муж". И она стала повторять ему эти слова, и он стал повторять ей свой ответ. Тогда Ка'б аль-Асади сказал ему: "
О, повелитель правоверных, эта женщина жалуется на своего мужа в том, что он отстраняется от нее в постели". Тогда 'Умар сказал: "
Раз ты понял ее речь, так вынеси же решение между ними". Тогда Ка'б сказал: "
На мне лежит обязанность (поговорить) с ее мужем". Когда ему привели ее мужа, (Ка'б) сказал ему: "
Вот эта твоя жена жалуется на тебя". Тот спросил: "
Относительно пищи или питья?". (Ка'б) ответил: "
Нет". Тогда та женщина сказала:
"О, мудрый судья, направь на верный путь его,
От моего ложа отвлекла моего мужа мечеть его.
А также аскетизм и поклонение его,
Так вынеси же Ка'б решение и не повторяй его.
Дни и ночи не укладывают спать его,
И я в отличие от женщин хвалю его".
Тогда ее муж сказал:
"От ее постели и супружеской комнаты меня отвлекло то,
Что я являюсь человеком, которого поразило то,
Что было ниспослано в суре "Пчелы" и в семи длинных сурах,
А также огромная угроза в Писании Аллаха".
И Ка'б сказал:
"Поистине, она имеет на тебя право, о, мужчина,
Ее удел – один день из четырех, что ясно для разумного,
Так отдай же это право ей и оставь свою слабость". "Тафсир аль-Куртуби", 5/19.
9. Легкомысленное отношение к разводу и пренебрежение им (или насмешка).
Мы обнаруживаем многих мужчин, которые часто дают развод на словах, иногда они шутят этим, и при этом развод вступает в силу.
Поскольку пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы.
Это – брак, развод и возобновление брака".
"Сунан ат-Тирмизи", Книга развода, глава о том, что приведено о серьезе и забаве в разводе, №1184. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший, малоизвестный хадис". "Сунан Абу Дауда", Книга развода, глава развода ради забавы, №2194. "Сунан Ибн Маджи", Книга развода, глава о том, кто женился, развелся или возобновил брак ради забавы, №2039.
Поэтому те мужчины должны оберегать свой язык и не относиться к разводу легкомысленно, разрушая свой дом и не ведая об этом, а затем сожалеть, когда сожаление уже не поможет: когда они не могут возобновить брак из-за окончательного (троекратного) развода.
10. Клятва об отречении от жены.
Это когда муж клянется не вступать в близость со своей женой абсолютно или на срок больше четырех месяцев. Это является притеснением по отношению к супруге, что дает ей право требовать развода по прошествии четырех месяцев после его клятвы.
Поскольку Всевышний сказал:
"Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Если же они решат развестись, то ведь Аллах – Слышащий, Знающий". Корова-226-227.
Поэтому муж должен бояться Аллаха относительно своей жены и не попирать ее права.
Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Остерегайтесь несправедливости, потому что в День воскресения несправедливость обернется мраком".
"Сахих Муслима", Книга благочестия, поддержания родственных уз и этикета, глава о запрете притеснения, №2578.
Также для него лучше придерживаться того, к чему его побудил Аллах – а это возвращение к близости со своей женой по прошествии четырех месяцев после его клятвы.
Это указано в словах Пречистого Аллаха:
"И если они передумают, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный". Корова-226.
В противном же случае муж должен дать ей развод, если она потребует это от него. Если же она будет проявлять терпение для пользы своих детей и тому подобного вместе с отсутствием ее опасения за совершение ею запретного действия, то она имеет на это право. И она скоро обнаружит за это многократную награду у Всевышнего Аллаха, если на то будет Его воля, Всемогущ Он и Велик. Может быть, Всевышний Аллах после этого направит ее мужа на верный путь.
Всевышний сказал:
"Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела". Развод-4.