Абу Юсуф
Абу Юсуф, Якъуб ибн Ибрахим ибн Хабиб ибн Хунайс ибн Са’д ибн Хабда аль-Ансари.
Предок Абу Юсуфа, Са’д ибн Хабда был из числа сподвижни-ков пророка
ﷺ.
Родился в 114-м году хиджры.
Ибн Халликан говорит: «Къади Абу Юсуф был родом из Куфы. Был факъихом и хафизом (в хадисах)».
Далее приводит
Ибн Халликан в книге «Вафайят аль-А’йан ва-Анба' абна' аз-Заман».
Он передавал от: Абу Исхак аш-Шайбани, Суляйман ат-Тайми, аль-А’маш, Яхья ибн Са’ид аль-Ансари, Хишам ибн ‘Урва, Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар и от других малых таби’инов. Полу-чал знания у Мухаммада ибн ‘Абдуррахмана ибн Абу Лейлы, а по-том у Абу Ханифы. Но несмотря на то, что он придерживался мазхаба Абу Ханифы, у него были некоторые расхождения с ним в вопросах фикъха.
От него передавали: Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, Бишр ибн аль-Валид, имам Ахмад, Яхья ибн Ма’ин и многие другие.
Позже жил в Багдаде.
Был къадием при правителях: Махди, аль-Хади и Харун ар-Рашид.
Халиф Харун ар-Рашид его очень почитал и уважал.
Абу Юсуф первый, кого стали называть верховным судьей или судья судей.
У ученых того времени была отличительная одежда. Говорят, что Абу Юсуф первый кто изменил одежду ученых.
У таких больших ученых как
имам Ахмад,
Яхья ибн Ма’ин и
'Али ибн аль-Мадини, не было разногласий в том, что Абу Юсуф надежный передатчик.
Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Абу Юсуф был хафизом, посещал уроки мухаддисов и заучивал за один раз 50 или 60 хадисов. После этого он мог диктовать их людям».
Ибн ‘Абдульбарр, «аль-Интикъа».
аль-Хатиб аль-Багдади приводит историю, рассказанную самим Абу Юсуфом: «Мой отец умер рано, когда я был еще ребенком и оставил меня матери. Она отдала меня в услужение одному портному. Но я оставлял его и уходил на уроки к Абу Ханифе. Я слушал и заучивал то, что он говорил, а моя мама приходила к порт-ному брала меня за руки и уводила домой. Абу Ханифа уделял мне большое внимание. Он видел мои стремления к знаниям. Когда это повторилось, моя мать пришла к Абу Ханифе и сказала: “Ты испортил моего ребенка! Он сирота, а я кормлю его работая и хочу, что-бы он работал и зарабатывал”. Абу Ханифа сказал:“Оставь его, он посредством того, что я ему даю, научиться есть пастилу, смазанную фисташковым маслом , ты уже постарела и у тебя нет разума”. После этого Аллах поднял меня принёс пользу посредством этих знаний и возвысил, сделав меня судьей. И я сидел с Харуном ар-Рашидом и ел с ним за одним столом. И один раз к нам поднесли пастилу с фисташковым маслом. Харун сказал: “Не каждый день де-лают нам подобное”. Я спросил его: “Что это?”. Он ответил: “Это пастила, смазанная фисташковым маслом”. И тогда я рассмеялся. Харун спросил о причине моего смеха, на что я ответил: “Ничего серьезного”. Но он настоял на том, чтобы я ему рассказал, и я рассказал ему эту историю, которая произошла со мной в детстве. И тогда Харун сказал: “Знание приносит пользу и в этом мире и в мире вечном. Да помилует Аллах Абу Ханифу. Если Абу Ханифа не мог видеть глазами, то он мог видеть сердцем”».
Однажды один иудей увидел Шариатского судью Абу Юсуфа в полуденное время, ехавшего верхом на муле, а иудей шёл пешком, голодным и обессиленным. И этот иудей сказал судье: «Ваш Пророк говорил: “Мир этот- тюрьма для верующего и Рай для неверного”. Абу Юсуф сказал: «Да». Иудей сказал: «Ты в тюрьме, а я в раю, при таком положении!?». Абу Юсуф сказал: «Да, о враг Аллаха! Я, по сравнению с тем, что приготовил для меня Аллах из по-чета в последней жизни, в тюрьме, а ты, по сравнению с тем, что приготовил для тебя Аллах из наказания в последней жизни, в раю» .
Тальха ибн Мухаммад ибн Джа’фар сказал: «Абу Юсуф является известным ученым с явными достоинствами и является самым знающим в свое время, и никто не опередил его в знаниях. Он является пределом желаний, требующих знание. Он является тем, кто написал труды об основах мазхаба Абу Ханифы. Он преподавал и распространил его мазхаб».
Мухаммад ибн аль-Хасан говорил: «Один раз Абу Юсуф забо-лел так, что все думали, что это безнадежно. Абу Ханифа наве-стил его, и мы были вместе с ним. Абу Ханифа после этого визита вышел, облокотился на порог его дома и сказал: «Если этот юноша умрет, то умрет тот, кто является самым знающим на этой земле».
Абу Юсуф рассказывал: «Однажды аль-А’маш спросил меня о каком-то вопросе, и я ответил ему. Он спросил: “Откуда у тебя это знание?”. На что я ответил: “От того хадиса, который ты мне передал”. аль-А’маш сказал: “О Якъуб, я знал этот хадис еще до того, как твои родители встретились, но до сих пор я не знал его толкования”».
Хишам ибн Яхья сказал: «Абу Юсуф знал Тафсир, было у него знания о военных походах, также хорошо знал об истории арабов. Не было среди учеников Абу Ханифы подобного ему».
Передается от
Ма’руфа аль-Кархи одна история. В один из дней Ма’руф аль-Кархи отправил человека к дому Абу Юсуфа, ко-гда тот болел. Отправляя его Ма’руф сказал: «Я думаю, что он уже умер. Если ты увидишь погребальную молитву, то сразу же сообщи мне чтобы я присутствовал на нем». Когда человек, как только зашел к дому Абу Юсуфа, его уже выносили. Тут же провели погребальную молитву и похоронили рядом с домом. Тот человек не успел вернуться и оповестить Ма’руфа о джаназе. Когда тот вернулся и рассказал Ма’руфу об этом, то он очень сильно расстроил-ся. Тот человек сказал: «О Абу Махфуз, ты опечален относительно того, что не прочел погребальную молитву над человеком, кото-рый служил у правителей?» Ма’руф ответил: «Я видел сон, будто я вошел в рай и меня завели во дворец где были расстелены постели, ложа, диваны и были опущены занавесы. В этом месте ходили юноша. Я спросил: «Кому принадлежит этот дворец?». И мне ответили: «Абу Юсуфу». Я сказал: «Субханаллах! Чем он заслужил это пред Аллахом?» И ответили: «Тем, что он обучал людей и тем что он терпел плохое отношение со стороны людей».
Имам аль-Курайши, «аль-Джавахируль-Музия фи Табакат аль-Ханафия»
Ма'руф аль-Кархи – аскет, равнодушный к мирским благам и один из авлия. Его называли Захидуль-Иракъ (Аскет Ирака).
Абу Юсуф умер в 183-м году хиджры. Да смилуется над ним Аллах.
И еще хотел добавить, что я работаю над сборником биографий таби'инов и учёных, и ин ша Аллах, скоро выставлю на форуме. И я надеюсь, что ин ша Аллах, это принесёт многим людям пользу. Баракаллаху фикум, братья.