а) Слово “мусаххаф” является причастием страдательного залога от глагола “саххафа” – искажать.
б) В качестве термина слово “мусаххаф” служит для обозначения такого хадиса, в котором нечто, передаваемое достойными доверия передатчиками подверглось изменению по форме или по смыслу.1
2. Важность и тонкость знания о хадисах данной категории
Важность этого вида знания состоит в том, что оно позволяет распознавать ошибки, допускавшиеся некоторыми передатчиками. Справляться с задачами такого рода могли только лучшие знатоки хадисов наподобие ад-Даракутни.
3. Классификация хадисов категории “мусаххаф”
С учетом определенных факторов улемы подразделяли хадисы категории “мусаххаф” на три нижеперечисленные группы:
а) В зависимости от местоположения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются на две нижеследующие группы:
1. Хадисы с искажением в иснаде: Примером может служить хадис, который Шу‘ба передавал со слов аль-‘Аввама Ибн Мураджима. Искажение в иснаде этого хадиса допустил Ибн Ма‘ин, ска-завший: «…со слов аль-‘Аввама Ибн Музахи¬ма...»
2. Хадисы с искажением в матне: Примером может служить передаваемый со слов Зайда бин Сабита хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «…находился (ихтаджара) в мечети». Искажение в матне этого хадиса допустил Ибн Ляхи‘а, сказавший: «…пускал кровь (ихтаджама) в мечети…»
б) В зависимости от причины искажения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются также на две группы:
1. Хадисы, причиной искажений в которых послужило зрение (таких хадисов насчитывается боль-шинство). Имеются в виду такие хадисы, которые остаются для читателя неясными в силу того, что они были написаны плохим почерком или же по причине отсутствия диакритических точек.
Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ
«Пост (человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему шесть (дней в) шаввале, подобен непрерывному посту».
مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ شَيْئاً مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ
«Пост (человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему что-то из (дней) шавваля…»
2. Хадисы, причиной искажений в которых послужил слух: Имеются в виду такие хадисы, причиной искажений в которых послужил плохой слух передатчика, или удаленность слушавшего хадис от того, кто его передал, или нечто подобное, в результате чего некоторые сходные по форме слова остались для него неясными.
Примером может служить один хадис, который передается со слов ‘Асима аль-Ахваля. Некоторые передатчики искажали его имя, называя этого передатчика Василь аль-Ахдаб.
в) В зависимости от формы или смысла хадисы категории “мусаххаф” также подразделяются на две группы:
1. Хадисы с искажениями по форме. Таких хадисов насчитывается большинство, а примеры их приводились выше.
2. Хадисы с искажениями по смыслу. Имеются в виду такие хадисы, которые передатчики, допускающие искажения, оставляют неизменными по форме, но их толкования указывают на не-правильное понимание ими этих хадисов.
Примером могут служить слова Абу Мусы аль-‘Анази, который сказал: «Мы - люди, которым была оказана честь, мы – люди из (племени) ‘аназа, обращаясь к которому совершал молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Говоря это, он имел в виду тот хадис, в котором говорится о том, что «пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы, обратившись лицом к палке с заостренным концом (‘аназа)». Таким образом, он ошибочно считал, что во время молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался лицом к их племени, тогда как на самом деле “‘аназа” это короткое копье, которое втыкается в землю перед человеком, совершающим молитву на открытом месте, для того, чтобы никто не проходил прямо перед ним в это время.
4. Умаляетет ли искажение достоинство передатчика?
а) Если передатчик допускал искажения редко, это еще не умаляет его достоинство в целом, поскольку небольших ошибок и искажений не мог избежать никто.
б) Если же передатчик допускал искажения часто, то это свидетельствует о его неточности и легкомыслии и указывает на то, что он занимался не своим делом.
5. Причина допущения передатчиком множества искажений
В основном причиной этого являлось то, что передатчик брал хадисы из книг и рукописей, а не воспринимал их от шейхов и учителей. Вот почему имамы предостерегали тех, кто воспринимал хадисы от таких передатчиков, и говорили: «Не следует пользоваться хадисами тех, кто берет их из рукописей».
6. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мусаххаф”:
а) “Ат-тасхиф” ад-Даракутни.
б) “Ислах хата’ аль-мухаддисин” аль-Хутаби.
в) “Тасхифат аль-мухаддисин” Абу Ахмада аль-‘Аскари.
б) В качестве термина это слово используется для обозначения, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более высоким авторитетом.
2. Объяснение определения
“Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный передатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же беспристрастный передатчик, не отличавшийся большой точностью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подразумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдается в виду того, что он отличался большей точностью, или же потому, что переданный им хадис передает больше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине.
3. Где встречаются отклонения?
Отклонения могут встречаться как в иснадах, так и в матнах хадисов.
а) Примеры отклонений в иснаде:
В пример можно привести хадис, который приводят ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн ‘Уйайны, передавшего со слов ‘Амра бин Динара, передавшего со слов ‘Аусаджа, передавшего со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался один человек, не оставивший наследников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн ‘Уйайна, тогда как Хаммад бин Зайд передавал его со слов ‘Амра бин Динара, передавшего его со слов ‘Аусаджа, что же касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он упомянут не был.
Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует отдать хадису, переданному Ибн ‘Уй-айной». Что же касается Хаммада бин Зайда, то он также отличался беспристрастностью и точностью, но тем не менее Абу Хатим отдал предпочтение тем, кто относился к более многочисленной группе.
б) Пример отклонений в матне.
В пример можно привести хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов Абд аль-Вахида Ибн Зийада, передавшего со слов аль-А‘маша, передавшего со слов Абу Салиха, передавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
4. Махфуз
Хадисам, относящимся к категории “шазз”, противопоставляются хадисы, относящиеся к категории “махфуз”. Так называется хадис, противоречащий хадису достойного доверия передатчика и передаваемый тем, кто достоин доверия в большей мере.
Пример: Примерами могут служить те два хадиса, которые были приведены в разделе о хадисах, относящихся к категории “шазз”.
5. Суждение о хадисах, относящихся к категориям “шазз” и “махфуз”
Общеизвестно, что хадис категории “шазз” является отвергаемым (мардуд), что же касается хадисов, относящихся к категории “махфуз”, то они являются приемлемыми (макбуль).
а) Слово “джахаля” является отглагольным именем от глагола “джахиля” в значении “не знать”. Таким образом, если речь идет о передатчике, слово “джахаля” означает отсутствие знания о нем.
б) В качестве термина слово “джахаля” означает либо незнание передатчика как такового, либо отсутствие необходимых сведений о нем.
2. Причины незнания
Можно указать на три возможных причины незнания о передатчике:
а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Такими характеристиками, по одной из которых человек получил известность, могут являться имя, или кунья 5, или прозвище, или качество, или ремесло, или происхождение. По той или иной причине о передатчике могут говорить, не упоминая его общеизвестного имени, прозвища или иных характеристик, в результате чего может сложиться впечатление, что речь идет о другом передатчике, а об этом будет ничего не известно.
б) Малое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, в силу чего количество тех, кто передавал хадисы с его слов, также является небольшим, и может быть так, что имеется лишь один такой передатчик.
в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика, что может объясняться стремлением к краткости или иными подобными причинами. Для обозначения передатчика, имя которого не упоминается используется термин “мубхам” (неопределенный, неясный).
3. Примеры
а) Пример большого количества характеристик передатчика: Мухаммад бин ас-Са’иб бин Бишр аль-Кяльби. Некоторые связывают его происхождение с его дедом, говоря: «Мухаммад бин Бишр», – другие называют его «Хаммад бин ас-Са’иб», третьи называют его по кунье – «Абу-н-Надр», или «Абу Са‘ид» или «Абу Хишам», и в результате этого создается впечатление, что речь идет о нескольких людях, хотя это один и тот же человек.
б) Пример малого количества хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, и малого количества тех, кто передавал хадисы с его слов: Таким передатчиком является один из последователей по имени Абу-ль-‘Ушара ад-Дарими, со слов которого передавал хадисы только Хаммад бин Салама.
в) Пример, касающийся отсутствия ясного упоминания имени передатчика: Примером может служить тот случай, когда передатчик говорит: «Сообщил мне такой-то…» – или: «…шейх…» – или: «…человек…», – или что-нибудь подобное.
4. Определение неизвестного (маджхуль)
Неизвестным (маджхуль) передатчик именуется в том случае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристики.
Имеется в виду либо передатчик, неизвестный как таковой, либо известный человек, о степени беспристрастности и точности которого ничего не известно.
5. Классификация неизвестных передатчиков
Можно сказать, что неизвестные передатчики подразделяются на три группы:
а) Передатчик, который неизвестен как таковой (маджхуль аль-‘айн)
1. Определение: Так именуется тот передатчик, имя которого упоминается, однако с его слов передавал хадисы только один передатчик.
2. Суждение о передаваемых им хадисах: Принимать их нельзя, если только не существует соответствующих подтверждений его надежности.
3. Что может служить подтверждением его надежности? Подтверждением его надежности может служить одно из двух.
а) Подтвердить ее может такой передатчик, который не передавал хадисов с его слов.
б) Подтвердить ее может такой передатчик, который передавал хадисы с его слов при том условии, что он является знатоком науки отвода и подтверждения.
4. Дается ли хадису, переданному со слов такого передатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, в целом же такие хадисы относятся к категории слабых.
б) Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно (маджхуль аль-халь или мастур)
1. Определение: Так именуется передатчик, со слов которого передавали хадисы не менее двух передатчиков, если его надежность никем не подтверждается.
2. Суждение о хадисах переданных таким передатчиком: большая часть улемов считает такие хадисы отвергаемыми.
3. Дается ли хадису, переданному со слов такого передатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, но в целом они относятся к категории слабых.
в) “Мубхам”: Несмотря на то, что знатоки хадисов именовали таких передатчиков особым образом, можно считать, что они относятся к числу передатчиков категории “маджхуль”, так как по сути своей они сходны с ними.
1. Определение: Так именуется передатчик, имя которого в иснаде хадиса не названо ясно.
2. Суждение о передаваемых с его слов хадисах: их не следует принимать, пока имя его не будет названо ясно или пока о нем не узнают из хадиса, приводимого другим путем, где оно приводится ясно.
Причиной неприемлемости хадисов, передаваемых таким передатчиком, является незнание о нем, поскольку, когда в подобных случаях неизвестно имя человека, неизвестен ни сам он, ни то, насколько беспристрастным он являлся, и поэтому хадисы, переданные им, следует отвергать.
3. Принимается ли хадис, передаваемый таким передатчиком, который относится к категории “мубхам”, из-за использования оборота речи, указывающего на то, что его считают правдивым? Имеются в виду такие случаи, когда тот, кто передает хадис с его слов, говорит: «Сообщил мне достойный доверия человек…»
Ответ: такой хадис скорее всего также не следует принимать, поскольку такого передатчика может считать достойным доверия лишь тот, кто передавал хадисы с его слов, но не другие мухаддисы.
4. Есть ли у хадисов, передаваемых со слов такого человека специальное название? Да, хадисы, в которых нет ясных указаний на имя кого-либо из передатчиков также называются “мубхам”.
6. Наиболее известные сочинения о причинах отсутствия сведений о передатчиках:
а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Этой теме посвящена книга аль-Хатиба аль-Багдади под названием “Мудих аухам аль-джам‘ ва-т-тафрик”.
б) Небольшое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика. На эту тему был написан целый ряд книг, которые носят название “Аль-вудхан”. Это означает, что в них перечисляются имена таких передатчиков, со слов каждого из которых хадисы передавал только один человек. К числу таких книг относится и книга “Аль-вухдан” имама Муслима.
в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика. Этой теме посвящены книги под об-щим названием “Аль-мубхамат”, например, “Аль-асма’ аль-мубхама фи-ль-анба’ аль-мухкама” аль-Хатиба аль-Багдади, а также книга под названием “Аль-мустафад мин мубхамат аль-матн ва-ль-иснад” Вали ад-дина аль-‘Ираки.
а) Слово “бид‘а” является отглагольным именем от глагола “бада‘а” – вводить что-либо новое.
б) В качестве термина слово “бид‘а” используется для обозначения нового явления в религии после ее завершения; иначе говоря, для обозначения того, что было введено в практику в сфере религии после кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Виды нововведений
Есть два вида нововведений:
а) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии (бид‘а мукаф¬фира). Примером может служить тот случай, когда человек придерживается таких убеждений, которые однозначно свидетельствуют о его неверии. Основное правило состоит в том, что отвергаются хадисы, переданные со слов человека, который отрицает общепризнанные положения шариата, или же со слов того, кто верит во что-либо противоположное .7
б) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии (бид‘а муфассика). Нововведение такого рода не ставит такого человека вне рамок религии.
3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов человека, который придерживается нововведений
а) Если речь идет о таком нововведении, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии, то хадис, передаваемый с его слов, отвергается.
б) Если же дело касается такого нововведения, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии, то правильное мнение большинства улемов состоит в том, что передаваемый им хадис может быть принят, но для этого должны быть соблюдены два нижеследующих условия.
1. Передатчик не должен призывать к тому нововведению, которого придерживается он сам .8
2. Он не должен передавать того, что пропагандирует нововведение, которого он придерживается.
4. Есть ли особое название у хадисов, которые передаются со слов лиц, придерживавшихся нововведений?
У таких хадисов нет особого названия, в целом же они относятся к категории отвергаемых хадисов, которые могут приниматься только в случае соответствия вышеупомянутым условиям.
Имеется в виду такой передатчик, у которого правильное не перевешивает ошибочного.
2. Категории передатчиков с плохой памятью
а) Плохая память может быть присуща передатчику от рождения и проявляться во всех обстоятельствах. По мнению некоторых мухаддисов, хадисы таких передатчиков следует именовать “шазз”.
б) Если же провалы в памяти передатчика носят случайный характер либо в силу его почтенного возраста, либо по причине утраты зрения, либо потому, что книги его были уничтожены огнем, то хадис, передаваемый таким передатчиком, именуется “мухталат” (смешанный).
3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов такого человека
а) Что касается первого, то есть передатчика, отличительной чертой которого плохая память была изначально, то хадисы, передаваемые им, отвергаются.
б) Что же касается второго, то есть передатчика, хадисы которого относятся к категории «мухталат», то суждение о передаваемых им хадисах заключается в следующем:
1. То, что было передано им до смешения, а потом выделено, считается приемлемым.
2. То, что было передано им после смешения, считается отвергаемым.
3. Когда невозможно определить, до или после смешения было передано сообщение, суждение о нем следует отложить до выяснения.
- Имеются ввиду такие случаи, когда передатчики случайно допускают различные ошибки при передаче хадисов.
- Написание этих слов по-арабски сходно.
- Имеется в виду дополнительная молитва в два раката, предшествующая обязательной утренней (фаджр) молитве.
- Эта причина является восьмой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика.
- Кунья – почетное прозвище, например, Абу Ахмад (отец Ахмада).
- Эта причина является девятой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика.
- См.: “Ан-нахба”, стр. 52.
- Здесь имеется в виду, что он не должен передавать подложных хадисов, подтверждающих его личное мнение по тому или иному вопросу.
- Эта причина является десятой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика.