2 – Книга Сунны
Побуждение к следованию Книге (Аллаха) и Сунне (пророка, да благословит его Аллах и приветствует)
37 - Сообщается, что аль-‘Ирбад ибн Сарийа сказал: «
Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещанием, от которого сердца испытали страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!”.
Он сказал: “Я завещаю вам бояться Аллаха! Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит много раздоров. Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами, и полностью избегайте новшеств в делах, ибо каждое нововведение есть заблуждение!».
Этот хадис передали Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5, Ибн Наср 1/21. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 37, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2735, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2549, «Тахридж мишкат аль-масабих» 165, «Тахридж китабу-с-сунна» 54. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Баззар, Абу Ну’айм, аль-Багъауи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, Ибн аль-Къаййим, Ибн Раджаб, Ибн Касир, аль-‘Иракъи Ибн Хаджар и Мукъбиль.
____________________________________________________
Передатчик этого хадиса: Абу Наджих ‘Ирбад ибн Сарийа ас-Сулями - сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Один из первых принявших ислам мусульман, о нем был ниспослан аят (
аль-Къуртуби «Джамиуль ахкамуль-къуран» 8/357; Ибн Хишам «Сира» 4/217):
«Также нет греха на тех, которым, когда они пришли к тебе, чтобы ты обеспечил их верховыми животными, ты сказал: «Я не могу найти животных для вас». Они вернулись с глазами, полными слез от огорчения тем, что они не нашли средств на пожертвования»
Сура «Покаяние», 9:92
С его слов передавали хадисы авторы четырех сводов «Суннан», он рассказывал предания от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и от Абу ‘Убайды ибн аль-Джарраха.
Со слов ‘Ирбада хадисы передавали: Абу Умама аль-Бахили, ‘Абдуррахман ибн ‘Аиз, Джубайр ибн Нуфайр, Худжар ибн Худжр аль-Кила’и, Са’ид ибн Хани аль-Хауляни, Шурайх ибн ‘Убайд, ‘Абдуллах ибн Абу Билял, Абу Рум ас-Самаи и другие.
Как передал Халифа ибн аль-Хайат, ‘Ирбад умер во время смуты в период правления ‘Абдуллы ибн аз-Зубайра. Абу Мусхир сказал, что он умер позже, в 75 году.
Сайфуллах Эрдогмуш «Мухтасар исаба Ибн Хаджар» №87, стр. 332.
‘Ирбад передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 31 хадис.
См. Ибн Хазм «Джауами’ус-сира» стр. 261.
____________________________________________________
Слова: «
сунны праведных халифов» не означают, что любые деяния четырёх халифов также являются Сунной, которой необходимо следовать. На самом же деле пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что необходимо понимать религию так, как понимали её его сподвижники во главе праведных халифов, ибо они лучше всех знали его Сунну и понимали её, как сказал об этом имам аль-Къари.
См. «Миркъатуль-мафатих» 1/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается "сунны праведных халифов", то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Не может быть в религии ничего обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и запретным, кроме того, что он запретил, и желательным, кроме того, что он сделал желательным, и порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым, и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!».
См. «Маджму’уль-фатауа» 1/282.
Шейх аль-Мубаракфури (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Под "сунной праведных халифов" имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
См. «Тухфатуль-ахуази» 3/50.
‘Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «
Следуйте (по дороге саляфов) и не выдумывайте ересь, ибо вам достаточно того, с чем пришёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»
1.
Ад-Дарими 211, ат-Табарани в «аль-Кабир» 9/168. Сообщение достоверное.
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз (да будет доволен им Аллах) сказал: «
Остановись на том, на чём остановился народ (саляфы), ибо они остановились благодаря своему знанию и довольствовались благодаря своей проницательности».
Это сообщение привели Абу Ну’айм в «аль–Хилья» 5/338 и Ибн аль-Джаузи в «Манакъиб ‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз», стр.18.
Имам аль-Ауза’и (да смилуется над ним Аллах) сказал: «
Следуй по следам саляфов, даже если все люди откажутся от тебя, и остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами»
2.
Это сообщение привёл аль-Хатыб в книге «Шараф асхабиль-хадис», стр. 7, Ибн ‘Абдуль-Бар в «аль-Джáми’» (2/114), аз-Захаби в «ас-Сияр» (7/120). Шейх аль-Альбани назвал сообщение достоверным.
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и преемники власти после него оставили нам дорогу, следуя которой мы будем крепко придерживаться Книги Аллаха и утвердимся в религии Аллаха. Никто не смеет изменять её, либо обращаться к чему-либо, что противоречит ей. Каждый, кто следует этой дорогой – идёт по прямому пути, и кто опирается на неё, тот получит поддержку. А кто отказывается от неё и не следует по дороге верующих, того Аллах направит туда, куда он сам повернулся, и введёт в Ад. Как же скверно это пристанище!».
Имам аль-Хаттаби говорил: «
В словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “придерживайтесь моей Сунны и сунны халифов, ведомых прямым путем” указание на то, что если кто-либо из четырёх халифов имеет мнение, которому противоречит кто-либо из других сподвижников, то правильнее отдавать предпочтение мнению халифа!».
См. «Ма’алиму-с-Сунан» 4/300.
В этом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том большом разногласии, которое произойдет в его общине, и он указал на то, как следует поступить в этом случае, дабы спастись: следовать праведным халифам из числа сподвижников, которые лучше всех знали путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует!
____________________________________________________
1. Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Абдуллах ибн Мас’уд, скончавшийся в 32 г.х., в возрасте шестидесяти с лишним лет, сказал:
Следуйте: то есть, придерживайтесь всего того, чего придерживался пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не добавляя ничего и не убавляя.
И не выдумывайте: то есть, не вводите в религию бид’а.
Ведь вам этого хватает: то есть, всю вашу религию уже до вас
*, с помощью тех, кто предшествовал вам, Аллах сделал совершенной, не нуждающейся в дополнении
**, ведь Всевышний сказал:
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою милость и удовлетворился Я для вас исламом как религией»
Трапеза, 5:3
* То есть, до того момента, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и четыре праведных халифа (да будет Аллах доволен ими!) покинули этот мир.
** Нужно помнить о том, что мы говорим об основах вероубеждения и делах, которые относятся к служению Богу. Ислам в отношении этих основ и богослужений является совершенным. Что же касается повседневной жизни человека, в которой каждый день появляется что-то новое, как, например, компьютер, автомобили или какие-то новые торговые сделки, то это не является «бид’а», о котором мы говорим, так как это не относится к вероубеждению и богослужению.
2. Аль-Ауза’и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Амр, который скончался в 157 г.х., сказал:
Ты должен идти по следам ас-Саляфа: то есть, ты должен следовать по дороге сподвижников и дороге тáби’инов, потому что она основывается на Коране и Сунне.
Даже если люди отвергнут тебя: то есть, даже если они изолируют тебя и будут сторониться.
И остерегайся мнений людей: то есть, остерегайся тех мнений, которые являются результатом простого умозаключения, не опирающегося на Писание Всевышнего и на Сунну Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Даже если они украсят их тебе словами: то есть, даже если они приукрасили свою речь и показали её с хорошей стороны, ведь ложь не станет истиной, если её приукрасить.