السؤال الثامن عشر:
هل تكفير السلف - رضوان الله عليهم - للجهمية ، كفر أكبر مخرج من الملة أم هو كفر دون كفر والمراد منه الزجر والتغليظ فقط ؟
الجواب :
تكفير السلف للجهمية تكفير بالكفر الأكبر لأنهم جحدوا كلام الله عز وجل، قالوا : كلام الله مخلوق ، وجحدوا أسماء الله وصفاته فهم معطلة ، وهم مكذبون لما في القرآن وما في السنة من إثبات أسماء الله وصفاته ، وأيضاً يعتقدون بالحلول وأن الله تعالى حال في كل مكان تعالى الله عمّا يقولون .
فمقالاتهم تقتضي الكفر الأكبر، فتكفير السلف لهم هو من التكفير بالكفر الأكبر، إلا من كان جاهلاً مقلداً اتبعهم وهو يظن أنهم على حق ولم يعرف مذهبهم ولم يعرف حقيقة قولهم فهذا قد يعذر بالجهل.
Вопрос : Обвиняли ли саляфы джахмитов в большом неверии? Или же обвиняли в неверии малом (куфр дуна куфр) и целью этого такфира было лишь предостережение?
Ответ : Саляфы обвиняли джахмитов в большом неверии, потому что те отрицали Речь Всевышнего Аллаха. Они говорили : "Речь Аллаха создана", также отрицали имена Аллаха и его атрибуты, то есть, были муаттыля (отрицающие имена и атрибуты Аллаха). Они не верят в то, что пришло в Коране или сунне из имен Аллаха и его атрибутов, также имеют убеждения пантеистов о том, что Аллах находится везде. Пречист Аллах от того, что они говорят. Их высказывания несут в себе большое неверие, и поэтому саляфы обвиняли их в большом неверии, но это не касается НЕВЕЖДЫ (джахль), СЛЕПО СЛЕДУЮШЕГО (таклид), который последовал за ними, пологая, что они находятся на истине, не понял их мазхаб, не понял всю сущность из высказываний - такой может быть оправдан по своему невежеству.
Источник :18 أسئلة و أجوبة فى مسائل الإيمان و الكفر
http://www.sahab.net/forums/index.php?s ... 9%F1%F2%E0