С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Вступление шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада[1]
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. О Аллах, даруй милость и благословение пророку, его семье и сподвижникам, и всем тем, кто последовал его пути и руководству вплоть до Судного Дня!
А затем:
Поистине, у шайтана есть два пути, посредством которых он искушает и вводит в заблуждение мусульман. К одному из этих путей он подталкивает тех, кто склонен к грехам, подвержен упущениям и халатному отношению к религии. Такому мусульманину он приукрашивает грехи и ублажение своей похоти, отдаляя его от послушания Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Рай окружен тем, к чему испытывают неприязнь, а Ад окружен страстями».
аль-Бухари 6487, Муслим 2822.
К другому же пути шайтан подталкивает тех, кто усерден в поклонении и подчинении Аллаху. Для такого человека он приукрашивает чрезмерность и толкает к излишеству в религии, дабы испортить ее.
[2] Аллах – Свят Он и Велик – сказал:
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду!» (ан-Ниса 4: 171).
Всевышний Аллах также сказал:
«Скажи: “О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение и ввели в заблуждение многих других, сбившись с прямого пути!”» (аль-Маида 5: 77).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Остерегайтесь излишества в религии! Поистине тех, которые были до вас, погубило излишество в религии». Этот хадис является достоверным. Его приводят имам ан-Насаи и другие. Этот хадис из тех, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил во время прощального Хаджа.
Смотрите подробно о нем в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1283 шейха аль-Альбани.
И из числа козней шайтана в отношении тех, кто проявляет чрезмерность и излишествует – это то, что он приукрашивает для них следование за своими страстями и неправильное понимание религии. Он отдаляет их от обращения к ученым, чтобы те не смогли разъяснить им истину и указать на прямой путь, и чтобы оставить их обольщенными в своем заблуждении. Всевышний Аллах сказал:
«И не следуй за страстью, не то она сведет тебя с пути Аллаха!» (Сад 38: 26).
Всевышний Аллах также сказал:
«А кто более сбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50).
«Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным, и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает» (Фатыр 35: 8).
«Разве тот, кто следует руководству от своего Господа, подобен тем, которым представилось прекрасным зло их деяний и которые потакали своим страстям?» (Мухаммад 47: 14).
«Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясные и понятные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся непонятными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за неясными аятами, желая посеять смуту и добиться искажения»[3] (Али ‘Имран 3: 7).
В сборнике хадисов имама аль-Бухари (4547) и имама Муслима (2665) приводится хадис от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал предыдущий аят, а затем сказал:
«Если увидишь тех, которые следуют тому, что является неясным, то знай, что это и есть те, о которых поведал Аллах, поэтому остерегайся их!»
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Того, кому Аллах желает блага, Он делает разбирающимся в религии». аль-Бухари 71, Муслим 1037.
В этом хадисе указывается на то, что одним из признаков того, что Аллах желает для Своего раба блага, является то, что Он делает его правильно понимающим религию. Также отсюда следует, что того, кому Аллах не желает блага, Он не приводит к пониманию религии. Более того Он поражает его искаженным пониманием религии.
Примером искаженного понимания религии является понимание хариджитов, вышедших войной против ‘Али, а впоследствии и убивших его, да будет доволен им Аллах. Поистине, они поняли тексты шариата неверным пониманием, противоречащим пониманию сподвижников. Вот почему, когда Ибн ‘Аббас разъяснил им тексты Корана и Сунны и указал на правильное их понимание, часть из хариджитов покаялась и отказалась от своих прошлых воззрений. Эта история приводится в «аль-Мустадрак» имама аль-Хакима 2/150-152 с достоверным иснадом, соответствующим условиям имама Муслима.
В этой истории говорится, что группа хариджитов численностью в шесть тысяч человек откололась от ‘Али ибн Абу Талиба, являвшегося халифом, и поселилась в местности, называемой «Харура», и люди не переставали приходить к ‘Али, и говорить:
“О повелитель правоверных, люди выступили против тебя!” На что он отвечал:
“Оставьте их, ибо я не буду с ними воевать до тех пор, пока они сами не начнут, и я думаю, что они скоро это сделают”. И когда все было в таком положении, Ибн ‘Аббас пришел к ‘Али после обеденного (зухр) намаза и сказал:
“Разреши мне, о повелитель правоверных, пойти к этим людям и поговорить с ними”. ‘Али сказал:
“Я опасаюсь, что они причинят тебе зло”.
[4] Ибн ‘Аббас сказал:
“Я буду проявлять мягкость и не буду оскорблять никого из них!” После этого ‘Али разрешил ему и сказал:
“Но не спорь с ними посредством Корана, а спорь с ними посредством Сунны”. Ибн ‘Аббас ответил:
“Я знаю Книгу Аллаха лучше них!” ‘Али сказал:
“Верно, однако, Коран можно истолковать по-разному”. [5]
Он пришел к ним после полудня и застал их за обедом. Ибн ‘Аббас рассказывал:
“Придя к ним, я увидел людей, усердней которых я никогда не видел в поклонении.[6] Увидев меня, они сказали: “Приветствуем тебя, о Ибн ‘Аббас. Что привело тебя к нам?” Он сказал:
“Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди. Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них! Я передам вам то, что говорят они, и сообщу им о том, что говорите вы”.
Некоторые из них стали кричать:
“Не разговаривайте с ним!”, тогда встал Ибн аль-Кауа, который в это время еще был хариджитом, и обратился к людям, предостерегая их от Ибн ‘Аббаса, со словами:
“О последователи Корана! Поистине, если кто-либо и не знает этого Ибн ‘Аббаса, то я знаю его, это о его народе Аллах сказал: «Они являются людьми препирающимися» (аз-Зухруф 43: 58).
Верните его к его хозяину (‘Али), верните его к его хозяину и не отходите от Книги Аллаха!” [7]
Другие же сказали:
“Говори, мы послушаем тебя”. И тогда Ибн ‘Аббас передал им следующие условия ‘Али:
“Вы не будете проливать запретную кровь, не будете совершать разбой на дорогах, и не будете притеснять зиммий .[8] И если вы совершите что-либо из этого, то мы пойдем на вас войной! ”[9]
Также Ибн ‘Аббас сказал им:
“Мне сообщили, что вы в чем-то упрекаете двоюродного брата посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который к тому же является мужем его дочери. Он был первым, кто уверовал в пророка (мир ему и благословение Аллаха), а вы недовольны им?! Неужели это так?!” Они сказали:
“Мы очень недовольны им из-за трех вещей“. “Каких?” – спросил Ибн ‘Аббас. Они ответили:
“Во-первых, он назначил людей судьями в религии Аллаха, тогда как Аллах говорит: «Суд принадлежит только Аллаху» [10] (аль-Ан’ам 6: 57).
Во-вторых, когда он воевал с Му’ауией и ‘Аишей, то не брал трофеев и пленных. Если они были неверными, то это было дозволено, а если же они были верующими, то не дозволено было ни брать пленных, ни сражаться с ними!
В-третьих, он снял с себя титул повелителя правоверных (амируль-муминин), хотя мусульмане присягнули ему и назначили его своим правителем, и если он не повелитель правоверных, то тогда он является повелителем неверных!”
‘Абдулла спросил:
“Есть еще какие-либо вопросы?” Они сказали:
“Нет, этого достаточно!”
Ибн ‘Аббас сказал:
“Если я опровергну ваши взгляды с помощью Книги Аллаха и Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха),[11] вы откажетесь от своего мнения?!” “Да”, – ответили они.
‘Абдулла сказал:
“По поводу того, что он назначил людей судьями в религии Аллаха, то ведь Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу во время паломничества. Но, если кто из вас убьет ее намеренно, в искупление за это он должен принести в жертву животное, подобное тому, которое он убил, по установлению двух справедливых людей среди вас» (аль-Маида 5: 95).
Всевышний Аллах также сказал о разногласиях между мужем и женой: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им» (ан-Ниса 4: 35).
Заклинаю вас Аллахом! Скажите, а разве суд людей относительно того, что касается людской крови, жизни и их примирения не важнее?!” Они сказали:
“Конечно же, важнее“.
Ибн ‘Аббас спросил:
“Ну как, с первым делом покончено?” “Да, клянемся Аллахом”, - ответили они.
‘Абдулла продолжил:
“Вы сказали, что ‘Али сражался, но не брал, ни пленных, ни трофеев, как это делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Неужели же вы хотели взять наложницей вашу мать ‘Аишу и распоряжаться ею, как распоряжаются невольницами?! Если вы скажете “Да”, то станете неверными. Если же вы скажете, что ‘Айша не ваша мать, то так же впадете в неверие, ибо Всевышний Аллах, хвала Ему, говорит: «Пророк ближе к верующим, чем они сами к себе, а его жены – их матери» (аль-Ахзаб 33: 6).
Затем ‘Абдулла сказал:
“Ну что, с этим тоже покончено?” “Да, клянемся Аллахом”, – ответили они.
‘Абдулла продолжил:
“Вы также сказали, что ‘Али отказался от титула повелителя правоверных. Хочу напомнить, что в день худайбийского перемирия, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хотел в мирном договоре с многобожниками написать: “Мухаммад – посланник Аллаха”, язычники возразили: “Если бы мы верили, что ты посланник Аллаха, то не изгоняли бы тебя и не воевали бы с тобой. Напиши: “Мухаммад ибн ‘Абдулла”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уступил их требованию, сказав: «Сотри это, о ‘Али, и напиши “Мухаммад сын ‘Абдуллы”, а Аллах знает, что я посланник Аллаха».
Ибн ‘Аббас спросил:
“Ну как, и с этим покончено?” Они сказали:
“Клянемся Аллахом, да”.
Ибн ‘Аббас сказал:
“Вернулись из них (хариджитов) две тысячи человек, и были убиты оставшиеся на заблуждении. И убили их мухаджиры и ансары”.
В этой истории сообщается, что две тысячи хариджитов отказались от своего заблуждения, после того, как Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, предоставил им ясные и неопровержимые доказательства.
В этой истории также указание на то, что обращение к ученым является спасением от зла и смут. А Всевышний Аллах сказал:
«Спросите же обладающих знанием, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).
Также доказательством тому, что обращение к ученым является благом для мусульман в их религии и мирских делах, служит то, что приводит имам Муслим в своем сборнике хадисов (191) от Язида аль-Факъира, который рассказывал:
“Как-то мне понравилось одно из суждений хариджитов.[12] Когда мы двинулись в путь в составе многочисленной группы, желая совершить Хадж, а потом выступить против людей, наша дорога пролегала через Медину, где я неожиданно увидел Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сидел у колонны и передавал людям сообщения о посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Среди всего он упомянул о джаханнамийюн .[13] Я сказал ему: «О сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), о чем это ты говоришь? Аллах ведь сказал: «Господь наш, поистине, Ты посрамишь того, кого ввергнешь в Ад, и не будет у несправедливых помощников!» (Али ‘Имран 3: 192). И Он также сказал: «…и каждый раз, как захотят они выйти из огня (и отдохнуть) от жара, их станут возвращать туда…» (Хадж 22: 22). Так что же вы говорите?!» Он спросил: «Читаешь ли ты Коран?» Я сказал: «Да». Он спросил: «А слышал ли ты о месте Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то есть о том месте, к которому приведет его Аллах?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «Но это и есть «достохвальное место» (макъамун махмуд) Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которое он займет, посредством чего Аллах выведет из Огня тех, кого Он выведет!»[14] А потом он стал говорить о том, как будет воздвигнут Сырат (мост) и как люди будут проходить по нему. Боюсь, что другие запомнили его слова лучше, чем я, однако он сказал, что некоторые люди выйдут из Огня после того, как окажутся там. Это значит, что они выйдут подобно тому, как появляются на свет стебли кунжута, и войдут в одну из рек Рая, а потом они омоются в ней, а когда выйдут из нее, будут подобны (белым) листам. Мы вернулись и сказали: «Горе вам! Неужели вы думаете, что этот старец (Джабир) возводит ложь на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» И после нашего возвращения никто из нас не выступил открыто (на стороне хариджитов), за исключением одного человека”.
В этом сообщении указывается на то, как данная группа была обольщена воззрениями хариджитов относительно обвинения в неверии мусульман, совершающих большие грехи, и что таковые навечно останутся в Огне. Однако, когда они повстречали Джабира, да будет доволен им Аллах, и он разъяснил им то, в чем они заблуждались, они изменили свои взгляды и приняли истину, на которую он указал, отказавшись от заблуждения, в котором пребывали. Более того, эти люди отказались от выхода против мусульман, который планировали совершить после Хаджа. И это является величайшей пользой, которую мусульманин может извлечь при обращении к ученым.
Также на опасность излишества в религии и отклонения от истины и пути ахлю-Сунна уаль-джама‘а указывает хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который передал Хузайфа. В нем сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширк)». Хузайфа спросил:
“О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!” Он ответил:
«Нет, тот, кто обвиняет». аль-Бухари в “ат-Тарих” 297, Ибн Хиббан 81. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3201.
Также из причин неправильного понимания религии является молодой возраст. Доказательством этому служит хадис, который приводит имам аль-Бухари (4495) от ‘Уруа ибн аз-Зубайра, который рассказывал:
“Однажды – и в то время я был молод – я спросил у ‘Аишы насчет следующего аята: «Воистину, ас-Сафа и аль-Маруа – из обрядовых знамений Аллаха. И тот, кто совершает Хадж к Каабе или малое паломничество, то нет греха на том, кто совершит обход между ними» (аль-Бакъара 2: 158).
“Что ты скажешь по этому поводу? Я не вижу проблем в том, чтобы не делать обход между этими холмами (ас-Саффа и аль-Маруа)”. Она ответила: “Нет! Если бы это было так, то было бы сказано: «Не совершит греха тот, кто не пройдет между ними». Этот аят был ниспослан по поводу ансаров, которые до Ислама начинали Хадж у идола Манат, а когда пришел Ислам они стали опасаться совершать обход между Сафа и Маруа. Они не знали, что делать и спросили об этом у пророка (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах ниспослал этот аят”.
‘Уруа ибн аз-Зубайр являлся одним из лучших последователей (таби‘ун) и был одним из семи самых известных факъихов Медины. Однако в то время, когда он задал свой вопрос ‘Аише, он еще был молодым. И в этом ясное указание на то, что молодой возраст также является причиной неправильного понимания религии
[15] , а также указание на то, что обращение к ученым является благом и спасением!
________________________
[1]Шейх ‘Абдуль-Мухсин ибн Хамад аль-‘Аббад аль-Бадр – известный ученый-мухаддис города Медины, да сохранит его Аллах. Родился шейх в месяце Рамадан в городе Зальфа в 1353 году по хиджре. На данный момент шейху около 80 лет. Шейх аль-‘Аббад с ранних лет требовал знания у известных ученых. Среди ученых, у которых он обучался – шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх, шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, шейх Мухаммад Амин аш-Шанкъити, шейх ‘Абдуллах аль-Мани’, шейх ‘Абдур-Рахман аль-Гъайс и другие. Шейх аль-‘Аббад является автором множества известных работ, посвященных манхаджу и вероубеждению ахлю-Сунна уаль-джама‘а, а также опровержениям заблудшим. Среди его учеников такие известные ученые как, шейх Уасыю-Ллах ‘Аббас, шейх Салих ас-Сухайми, шейх Ибрахим ар-Рухайли, его сын шейх ‘Абдур-Разакъ аль-Бадр и др. Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад известен своим знанием среди ученых ахлю-Сунна нашего времени, и его часто хвалил шейх Ибн Баз, выделяя его среди ученых Медины. Также его хвалили и называли ученым шейх Салих аль-Фаузан, шейх Мукъбиль ибн Хади и др. Сам же аль-‘Аббад известен своим почтительным отношением к ученым, которые опередили его в знании и годах, и был в теплых отношениях с такими известными учеными, как шейх Хамад аль-Ансари и шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
[2]Тому, о чем говорит шейх, мы с вами являемся свидетелями каждый день. Сколько среди мусульман таких, кто пренебрегает или относится халатно к тем или иным велениям шариата. Среди них можно встретить таких, кто, например, говорит: «Незачем отпускать бороду, главное, чтобы в душе человек был праведным». Другие отрицают принцип дружбы и непричастности в Исламе (аль-уаля уаль-бара) и наступательный джихад (джихад ат-таляб), говоря: «В Исламе есть только оборонительный джихад». Третьи ради мирской наживы и почетного кресла угождают правителям, искажая принципы Ислама.
Можно также увидеть, как посторонние друг другу мусульмане из числа мужчин и женщин устраивают совместные вечеринки и застолья, и вдобавок к этому обмениваются рукопожатиями, несмотря на запретность, или как мусульманка отправляется в другую страну без опекуна, не видя в этом ничего порицаемого. И многое другое.
С другой же стороны мы можем видеть совершенно противоположную этому крайность. Увидеть, как мусульмане под предлогом религиозной ревности без разбора обвиняют в неверии всех подряд. Об этом говорил шейх Ибн ‘Усаймин:
“Можно встретить множество людей в наши дни, которые причисляют себя к религии и которые, основываясь якобы на религиозной ревности, обвиняют в неверии тех, кого не обвинили в неверии Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!”.
См. “Шарх аль-Къауа‘ид аль-мусля” 77.
Поэтому же принципу они торопятся обвинить в неверии правителей исламских стран, а сами эти страны назвать землей неверия. Шейх Салих аль-Фаузан говорил:
“Тот, кто обвиняет всех правителей мусульман в неверии и призывает к выходу против них, тот хариджит!” Сл. “Шарх Науакъидуль-ислям”.
Можно увидеть, как обвиняются в неверии молодыми мусульманами и мусульманками их родители, а в случае, если родители действительно являются таковыми по шариату, то как они излишествуют, проявляя вражду по отношению к ним. Ведь даже про неверных родителей Всевышний Аллах говорит:
«Благодари меня и твоих родителей; ко Мне возвращение. А если они (родители) будут усердствовать для того, чтобы ты начал придавать Мне в сотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания, то не повинуйся им. Но сопровождай их в мире этом по-доброму!» (Лукман 31: 15).
Даже в том случае, когда родители проявляют усердие для того, чтобы заставить свое дитя совершить многобожие, Аллах велит не подчиняться им в этом великом грехе, но все равно повелевает относиться к ним по-доброму! А что можно сказать о тех родителях, которые не заставляют совершить своих детей многобожие, однако их дети порывают с ними родственные связи и даже не считают обязательным их содержание?! Имам аль-Хаттаби говорил:
“Сын-мусульманин обязан содержать своих родителей, даже если они неверные”. См. “Фатхуль-Бари” 5/234.
Шейх Ибн аль-Къайим, приведя хадис:
«Не войдет в Рай порывающий родственные связи», – сказал:
“Поддерживать родственные связи является обязательным, даже с неверными”.
См. “Ахкаму ахли-ззимма” 2/317.
Также можно услышать, как обвиняют в лицемерии ученых из-за того, что сказанное ими не соответствует их страстям. Как запрещается многое из того, что в своей основе является дозволенным. Можно увидеть как несведущие и некомпетентные люди берутся решать проблемы исламского мира. Как женщины призывают других женщин выступить на джихад, не спрашивая разрешения ни отцов, ни мужей. Истину говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым; когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия; и когда слово будет за рууайбида». Его спросили:
“А кто такой рууайбида?” Он ответил:
«Глупец, который будет говорить о всеобщих делах».
Ахмад 2/291, Ибн Маджах 4036. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Можно увидеть, как допускается вероломное присвоение чужого имущества, а более того и пролитие запретной крови. Дозволение убийств, включая детей и женщин, как это заявляет некий Абу Къатада Филистыни. Однако подобное далеко от истины, и Всевышний Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) непричастны к тому, что приписывают им эти впавшие в крайность люди. Всевышний Аллах говорит:
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих» (аль-Бакъара 2: 190).
Ибн ‘Аббас, поясняя слова Аллаха, сказал:
“Не убивайте женщин, детей, стариков и тех, кто обратился к вам с миром и не сражается с вами! А если вы совершите это, то вы преступившие границы”.
См. “ат-Табари” 2546.
Имам ан-Науауи сказал:
“Ученые единогласны в том, что запрещено убивать женщин и детей, если только они не принимают участие в сражении”.
См. “Шарх сахих Муслим” 11/292.
Имам Ибн Рушд сказал:
“Нет среди мусульман разногласий в том, что нельзя убивать женщин и детей, если они не сражаются”.
См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/386.
К сожалению, примеров излишеств, в которые впало множество мусульман наших дней, можно перечислять очень долго.
Шейх Ибн аль-Къайим, упомянув о разновидностях козней шайтана, писал:
“Некоторые праведные предшественники (саляфы) говорили: «Какое бы повеление не пришло от Аллаха, обязательно шайтан имеет в этом два рычага влияния: либо послабление и упущение, либо чрезмерность и излишество. И он не перестает одерживать вверх одним из этих положений». Большинство людей, кроме лишь малого количества, находятся в одном из этих двух состояний: либо в упущении, либо в излишестве. И лишь немногие крепко стоят на прямом пути, на котором были посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!” См. “Игъасату-лляхфан” 1/116.
Также Ибн аль-Къайим писал:
“Большинство людей поклоняются Аллаху посредством того, что Он запретил, будучи убежденными в том, что это является повиновением и приближением. И положение такого человека хуже, чем положение того, кто понимает, что совершаемое им является грехом!” См. “Игъасату-лляхфан” 2/181.
Мы просим Всевышнего Аллаха уберечь нас от крайностей и сделать из числа тех, кто твердо стоит на прямом пути!
[3]Абу Гъалиб рассказывал, что когда Абу Умаму спросили:
“Кто те, о ком упоминается в этом аяте?”, – он ответил:
«Это хариджиты!» Ибн Наср в «ас-Сунна» 55. Иснад хороший.
[4]Одним из признаков хариджитов было и есть вероломство. Они не видят никаких проблем в убийстве мусульман, и по этой причине ‘Али опасался за Ибн ‘Аббаса. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил:
“Хариджиты хуже для мусульман, чем иудеи и христиане. Они проявляют усердие в убийстве мусульман, которые не согласны с ними. Они дозволяют пролитие крови мусульман, захват их имущества, убийство их детей и обвинение их в неверии!” См. “Минхаджу-Ссунна” 5/248.
[5]Невозможно до конца понять Коран, не обратившись к Сунне, ибо если бы было достаточно одного Корана, то Всевышний Аллах не повелел бы Своему посланнику (мир ему и благословение Аллаха) разъяснить его, сказав:
«Мы послали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахль 16: 44). Именно пренебрежение Сунной в понимании Корана и послужило причиной заблуждения большинства сект. Абу Надра рассказывал, что когда они находились рядом со сподвижником ‘Имраном ибн Хусайном, который рассказывал хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), один человек выразил свое недовольство и сказал: “Поведал бы ты лучше нам о Книге Аллаха”. Тогда разгневался ‘Имран и сказал:
«Поистине, ты глупец! Аллах упомянул в Коране о закяте, так где указание в нем на то, что с двухсот дирхамов следует выплачивать пять?! Упомянул о молитве, так где указание на то, что обеденная молитва состоит из четырех рак’атов?! Упомянул об обходе вокруг Каабы (таууаф), так где указание на то, что кругов семь?! Поистине, все это толкует и разъясняет Сунна!»”
аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 104. Иснад достоверный.
[6]Необходимо оценивать людей в первую очередь по их убеждениям, а все остальные достоинства следуют после. Если бы людей следовало оценивать согласно их усердному поклонению, тогда пришлось бы возвысить степень хариджитов даже выше степени сподвижников, ибо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: [
b]«Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными»[/b].
Муслим 1064. Однако дело обстоит иначе, ведь хариджиты стали причиной первой смуты и раскола мусульман. Поистине, за правильным вероубеждением следуют праведные дела. И именно эта черта отличает истинных мусульман из числа ахлю-Сунна от различных течений и джама‘атов.
[7]Это также один из признаков хариджитов – считать, что они не нуждаются в ученых и умалять их значимость.
[8]Зиммий – неверный, который проживает на мусульманских территориях и платит джизью (налог). Джизья не взимается с детей, женщин, стариков, нищих, умалишенных и больных.
См. “Ахкаму ахли-зимма” 1/43-51, Ибн аль-Къайима.
[9]Обратите внимание на те условия, за нарушение которых ‘Али ибн Абу Талиб собирался воевать с хариджитами! А разве в наши дни как раз не это совершают некоторые мусульмане под именем джихада?! Разве не убивают мусульмане самих мусульман, женщин, детей и неверных, которые въехали на землю мусульман, получив гарантию безопасности; или разве не забирают имущество неверных, говоря, что это дозволено?! Все это не имеет никакого отношения к джихаду, а Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) далеки от подобного нечестия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Кто убьет му’ахада (неверного, находящегося в договоре с мусульманами), тот не ощутит благоухания Рая, хотя аромат его будет ощущаться на расстоянии сорока лет».
аль-Бухари 2995.
Хафиз Ибн Хаджар писал:
“В хадисе речь идет о неверном, у которого есть договор с мусульманами, будь это выплата джизьи, перемирие с правителем или же гарантия безопасности (аман) от мусульманина”.
См. “Фатхуль-Бари” 12/259.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил:
«Поистине, я буду непричастен к тому, кто даст человеку гарантию безопасности, а затем убьет его, даже если убитый будет неверным!» Ахмад 5/223. Ибн Маджах 2/896. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Предоставить гарантию безопасности можно любому неверному, и это может сделать любой мусульманин!” См. “Саримуль-маслюль” 95. И так же женщина-мусульманка может давать гарантию безопасности. В хадисе от имама аль-Бухари сообщается, что когда Умм Хани зашла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала:
“О посланник Аллаха, мой брат (‘Али) грозится убить сына Хубайра, которого я взяла под свою защиту!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей:
«Мы берем под свою защиту того, кого взяла под свою защиту ты, о Умм Хани».
аль-Бухари 357.
Если даже безопасность, которую дает женщина, принимается в расчет, и запрещает всем остальным кровь и имущество этого неверного, то что же говорить о соблюдении безопасности, которую дает целое государство при въезде в их страну! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кровь всех мусульман одинаково ценна, а гарантия безопасности, которую предоставил самый невлиятельный из них, должна соблюдаться всеми».
Абу Дауд 2751, Ибн Маджах 2685, Ибн аль-Мунзир 11/151. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.
Имам Ахмад и Ибн Таймия сказали:
“Пришло из Сунны, что любая вещь, которую неверный понял как предоставление ему гарантии безопасности, дает ему гарантию безопасности!” См. “аль-Инсаф” 10/348, “Баяну-ддалиль” 64.
На основании вышеизложенного становится ясно, что виза, которую ставят в паспорт неверному, въезжающему в страну мусульман, дает ему гарантию безопасности. И в этом нет никаких сомнений.
То же самое относится и к мусульманам, проживающим на земле неверных или же прибывшим на нее, получив визу или разрешение на въезд. Им запрещено убивать, грабить или же воровать имущество этих неверных, поскольку все это является вероломством и нарушением гарантии безопасности (аман). Это не имеет никакого отношения к хитрости, как заявляют это некоторые, используя в качестве доказательства хадис:
«Поистине, война – это обман». Если неверные впустили мусульманина в свою страну или же он проживает на ней, то это уже само по себе указывает на то, что он заключил с ними договор, даже если это не было обговорено. Имам Ибн Джузий в “аль-Къауанинуль-фикъхия” писал:
“Разница между нарушением гарантии безопасности и военной хитростью состоит в том, что гарантия безопасности предоставляет врагам уверенность в безопасности. Военная же хитрость представляет собой меры по сокрытию военных секретов. Эти меры сбивают врага с толку и заставляют его ошибочно полагать, что противник отступил или же не желает воевать. Это делается для того, чтобы застать врага врасплох. К разновидностям военной хитрости относятся симулирование (какой-либо деятельности) с целью отвлечения (противника) от основной задачи, внесение раскола в ряды врага, организация засад, тактическое отступление во время боя и т.д. К ним не относятся такие меры, как притворная выдача себя за своего, притворное исповедание религии врага, исполнение перед противником роли искреннего советчика с тем, чтобы, воспользовавшись доверием врага, вероломно расправиться с ним. Все эти способы недопустимы и являются предательством”. Имам аш-Шафи’и в “аль-Умм” сказал:
“Если враги взяли в плен кого-либо из мусульман, а затем отпустили его и обеспечили безопасность, то гарантия безопасности, предоставленная ими, означает гарантию безопасности для них самих, и он не имеет право вероломно убивать и предавать их”. Имам Ибн Къудама сказал:
“Тот, кто въехал на вражескую землю, получив гарантию безопасности, не имеет право вероломно покушаться на их имущество или же заниматься с ними ростовщическими операциями. Что касается вероломства по отношению к ним, то оно запрещено, ибо их гарантия безопасности означает, что в отношении них не будет совершено предательство. Даже если эти условия не были обговорены словесно, смысл этого ясен из самого действия”.
См. “аль-Мугъни” 13/152.
А что касается имущества неверных, то оно не дозволено, кроме как при джихаде и после покорения страны неверных, как сказали это хафиз Ибн Хаджар в “Фатхуль-Бари” 341 и Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади в «‘Аунуль-Ма’буд» 7/318. Имам ан-Науауи передал, что имам ар-Рафи’и говорил:
“Если человек войдет на вражескую территорию под гарантией безопасности, то ему не дозволено забирать с этой земли клад, независимо от того забрал он его силой или же просто нашел. Также он не может поступать по отношению к ним вероломно касаемо принадлежащего им, поистине, он обязан вернуть принадлежащее им!” См. «аль-Маджму’» 6/51.
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом: «Можно ли воровать электричество или воду у Государства, проживая на земле неверных, чтобы вредить этой стране?» Также их спросили: «Можно ли избегать платы за электричество, воду, газ, телефон и т.п.?» Они ответили:
“Это не дозволено, ибо является пожиранием имущества людей без права и нарушением доверия”.
См. «Фатауа аль-Ляджна» 23/441.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Кто будет притеснять му’ахада (неверного, находящегося в договоре с мусульманами) или будет его ущемлять, или будет возлагать на него сверх его возможностей, или возьмет у него что-либо без его желания, то поистине, я буду свидетельствовать против него в День Воскрешения».
Абу Дауд 3/437, аль-Байхакъи 9/205. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
В этом вопросе все имамы были единогласны, и никто не считал кровь и имущество неверных, находящихся в договоре, дозволенным, кроме хариджитов. Имам аш-Шахристани сказал:
“Хариджиты считали дозволенными кровь и имущество неверных, которые были в договоре или платили джизию. И считали обязательным отречение от тех, кто этого не дозволял!” См. “аль-Милялю уа-ннихаль” 1/118.
Если таково постановление шариата относительно неверных, то что же можно сказать о мусульманах, чью кровь и имущество они дозволяют! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил:
“Если даже кровь враждующего неверного, которому дали гарантию безопасности, становится запретной, то что ты можешь подумать о верующем, который встречает утро и вечер, находясь под защитой Аллаха?! Как ты смотришь на вероломство по отношению к нему или же его убийство?!” См. “аль-Истизкар” 14/84.
[10]Абу Рафи’ рассказывал, что когда хариджиты выступили против ‘Али, они все время повторяли:
«Суд принадлежит только Аллаху», «Суд принадлежит только Аллаху»! И ‘Али сказал:
“Говорят слова истины, подразумевая ложь!” Муслим 1774.
Так и в наши дни, люди, следующие по стопам хариджитов, приводят те же аяты и, руководствуясь ими, совершают множество недозволенных вещей. В этом также указание на то, что хариджиты тоже приводят доказательства на свои суждения, однако они неправильно понимают смысл аятов Корана и хадисов, о чем нам сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший о хариджитах:
«Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них!» Муслим 1066.
К огромному сожалению, в наши дни мы часто можем увидеть людей, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха):
«большинство из которых считают, что они на чем-то, а они на самом деле ни на чем!» Ахмад. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2047.
[11]Вот что является доказательством в Исламе – Книга Аллаха и Сунна Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!
[12]Речь идет о распространенном мнении хариджитов, согласно которому мусульмане, совершавшие большие грехи, останутся в Аду навечно.
[13]Так именуются мусульмане, которые за грехи попадут в Ад, и затем после наказания войдут в Рай.
[14]На этом почетном месте, созданном именно для него, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) будет заступаться за мусульман своей общины, и среди них будут те, кто совершал тяжкие грехи, но кто умер единобожником. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Мое заступничество получат и члены моей общины, совершавшие тяжкие грехи».
Ахмад 3/213, Абу Дауд 3/123, Ибн Маджах 4310. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Байхакъи, аль-Бусайри и аль-Альбани.
[15]‘Али ибн Абу Талиб рассказывал:
“Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах и бестолковые в умах»”.
аль-Бухари 3611, Муслим 1066.
Имам ан-Науауи сказал:
“Из этого хадиса извлекаем то, что стойкость и сила знания достигается с преклонным возрастом”. См. “Фатхуль-Бари” 12/300.
О мусульмане! Обратите внимание на то, что те, кто берется решать важнейшие проблемы исламской общины в наши дни, в основном являются молодыми, среди которых трудно найти хотя бы с десяток пожилых людей, придерживающихся их взглядов.