Мухаммад Насируддин аль-Альбани
После того, как я закончил составлять примечания к этому полезному и благословенному посланию, я посчитал, что оно принесет еще большую пользу, если, вслед за его автором, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, будет освещен ряд тем, вызывающих наибольшее число вопросов и представляющих максимальные трудности для понимания людей. Вот пе-речень этих вопросов:
1. Обтирание сандалий (ан-на‘ляйн{82});
2. Обтирание дырявых хуффов или носков;
3. Нарушается ли малое омовение из-за снятия обтертых хуффов или носков?;
4. Когда начинается срок действия обтирания?;
5. Нарушается ли малое омовение с окончанием срока действия обтирания?
Полагаясь на помощь Аллаха, и уповая лишь на Него, я приступаю к разъяснению этих вопросов.
1.Обтирание сандалий
Что касается сандалий, то среди ученых из последних поколений мусульман широко рас-пространилось мнение о недозволенности их обтирания. При этом нам неизвестен ни один до-вод в пользу такого суждения, за исключением слов аль-Байхаки, приведенных в его «ас-Сунан» (1/288), где он пишет: «Основа (аль-асль) заключается в обязательности мытья ног, если только нет довода, достоверно установленного в Сунне, который конкретизировал бы (эту основу), либо единодушного мнения ученых (иджма’), относительно которого не существует разногласий. Однако, ни обтирание сандалий, ни обтирание носков не попадает ни в одну из этих двух категорий. А Аллаху это ведомо лучше».
Таковы слова аль-Байхаки. Совершенно очевидно, что в них, к сожалению, оставлены без внимания, упомянутые в послании шейха аль-Касими хадисы, в которых установлено обтира-ние носков и сандалий. Как уже было отмечено, иснады некоторых из этих хадисов являются достоверными. Вот почему после внимательного изучения вышеупомянутого высказывания аль-Байхаки ученый ханафитского мазхаба Ибн ат-Туркмани в своей книге «аль-Джаухар ан-Наки» (1/288) пишет: «Я в свою очередь скажу: это (высказывание) неверное. Ранее уже было отмечено, что ат-Тирмизи подтвердил достоверность хадисов об обтирании носков и сандалий. Он назвал хоро-шим как хадис Хузейля, который передается от аль-Мугиры, так и хадис ад-Даххака, который переда-ется от Абу Мусы. Ибн Хиббан назвал достоверным хадис от Ауса, в котором сообщается об обтира-нии сандалий, а Ибн Хузейма{83} назвал достоверным хадис Ибн Умара об обтирании сабтийских сандалий. Упомянутый аль-Байхаки хадис об обтирании сандалий, который приводится им от Зайда ибн аль-Хаббаба со слов ас-Саури (т.е. через цепочку передатчиков, восходящую к Ибн Аббасу, как гово-рилось ранее), является хорошим (джаййид). Ибн аль-Каттан назвал достоверным такой же хадис, пе-реданный от Ибн Умара».
Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: если человек узнал об этом, то ему даже нельзя колебаться в принятии данного шариатского дозволения, особенно после того, когда была установлена достоверность хадисов об обтирании носков и сандалий. Дело обстоит именно таким образом, ибо, как сказал шейх аль-Касими в своей книге: «Когда достоверность хадиса установлена, остается только одно: слушать и повиноваться». Это становится еще более актуальным после того, когда человек узнал, что так поступали сподвижники во главе с праведным халифом Али ибн Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, о чем говорилось ра-нее. Более того, такого же мнения придерживались некоторые имамы из числа праведных предшественников, да будет доволен ими всеми Аллах. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в своем труде «аль-Мухалла» (2/103) пишет: «Если хуффы обрезаны ниже лодыжек,{84} то их дозволено обтирать. Таково мнение аль-Ауза’и. Передается, что он сказал: “Человек, находящийся в состоянии ихрама (мухрим), может обтирать хуффы, которые обрезаны ниже лоды-жек”… Другие же (ученые) сказали: “Можно обтирать лишь те хуффы, края которых выше лодыжек”».
2. Обтирание дырявых хуффов или носков
Что касается обтирания дырявых хуффов или носков, то мнения ученых по данному во-просу сильно разошлись. Большинство из них запрещает обтирать такие изделия. Простран-ные рассуждения на эту тему с указанием имеющихся среди ученых разногласий приводятся в книгах по фикху и в «аль-Мухалла». Другие же ученые считают обтирание дырявых хуффов и носков дозволенным. Мы также разделяем это мнение. Наш аргумент состоит в том, что осно-ва (всякой вещи) заключается в (ее) дозволенности (аль-асль аль-ибаха), если только нет шари-атского текста, запрещающего ее, и этот принцип как раз действует в отношении носков и хуффов. Мнение же тех, кто запрещает их обтирать, выдвигая в качестве условия отсутствие на носках и хуффах дырок, или предъявляя к ним какие-либо другие требования, опроверга-ется следующим высказыванием Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: «Всякое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным». Этот хадис привели аль-Бухари и Муслим.
Также достоверно передается, что Суфьян ас-Саури сказал: «Обтирай их, пока они прилегают к твоей ноге. Разве хуффы мухаджиров и ансаров не были дырявыми, рваными и заштопанными?!» Это предание привели ‘Абдур-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» (753), а также аль-Байхаки (1/283) через путь передачи от него.
Ибн Хазм в «аль-Мухалла» (2/100) пишет: «Если на хуффах или других изделиях, надеваемых на ноги, есть дыры – маленькие или большие, длинные или широкие– то обтирать их дозволено. При этом неважно, какой участок стопы виден: маленький по размеру или большой либо же тот и другой вместе. Главное – чтобы хоть какая-то часть хуффов прилегала к ногам. Таково мнение Суфьяна ас-Саури, Дауда, Абу Саура, Исхака ибн Рахавайха и Йазида ибн Харуна».
Далее Ибн Хазм приводит высказывания тех ученых, которые запрещают обтирать дыря-вые носки и хуффы, указывая при этом на их противоречивость и неоднородность, после чего опровергает их взгляды и разъясняет, что они не подкрепляются ни одним доводом, кроме личного мнения (райй). В заключение Ибн Хазм пишет: «Истиной же в данном вопросе является то шариатское законоположение (хукм), о котором сообщается в Сунне, поясняющей Коран: стопы, на которых не надето ничего, что было бы возможно обтереть, следует мыть, а то, что надето на стопы, можно обтирать. Именно об этом сказано в Сунне, «а Господь твой не забывчив»{85}. Приказывая обтирать хуффы и другие изделия, надеваемые на ноги, в том числе и носки, которые он обтирал сам, Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, знал, что хуффы, носки и прочие вещи, носимые на ногах, бывают как с большими дырами, так и с малыми, или же вообще без дырок. Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, также знал, что эти изделия бывают красного, черного и белого цвета, новыми и поношенными, однако он не выделил какой-то один из их видов, исключив другой. И если шариатское законоположение (хукм), действующее в отношении этих изделий, было бы разным, то Всевышний Аллах непременно ниспослал бы соответствующее указание в Своем Откровении, а Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, обязательно разъяснил бы это религиозное постановление. Да упасет нас Аллах от одной только мысли, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, мог допустить какое-то упущение! Следо-вательно, истина в том, что шариатское законоположение об обтирании (дырявых носков и хуффов) применимо к любым обстоятельствам. Тем более, что с точки зрения арабского языка, на котором обратился к нам Всевышний Аллах, слово «масх» (обтирание) несет в себе значение частичного, а не полного обтирания (какой-либо поверхности)».
Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своей книге «аль-Ихтиярат» (стр. 13) пишет: «Разрешается обтирать портянки с любой из двух сторон. Об этом говорили Ибн Тамим и другие (ученые). Кроме того, разрешается обтирать дырявые хуффы до тех пор, пока к ним применимо это название, и в них возможно ходить. Таково первоначальное мнение аш-Шафи'и, и на нем остановили свой выбор Абу аль-Баракат и другие ученые».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: ар-Рафии в «Шарх аль-Ваджиз» (2/370) отнес это мнение к большинству ученых. Поддержав данную точку зрения, он аргументировал свою позицию тем, что запрет на обтирание (дырявых носков и хуффов) суживает врата облегчений, предоставляемых Шариатом, и, поэтому, человеку следует обтирать их. Ар-Рафии был прав, да будет милостив к нему Аллах.
3. Нарушается ли малое омовение из-за снятия обтертых хуффов или носков?
Также среди ученых существуют разногласия относительно следующего вопроса: наруша-ется ли малое омовение, если человек снял хуффы и подобные им изделия после того, как он совершил малое омовение и обтер их? На этот счет существуют три мнения:
Первое: малое омовение такого человека не нарушается, и от него ничего не требуется;
Второе: малое омовение такого человека не нарушается, но от него требуется лишь помыть ноги;
Третье: малое омовение такого человека нарушается, и он должен заново совершить его.
В пользу каждого из этих мнений высказалась определенная группа (ученых) из числа пра-ведных предшественников. Предания об этом привели Абдурраззак в сборнике «аль-Мусаннаф» (1/210/809-813), Ибн Абу Шейба (1/187-188) и аль-Байхаки (1/289-290).
Несомненно, наиболее правильным является первое из вышеупомянутых мнений, ибо оно согласуется с самой сутью обтирания, которое является дозволением и облегчением, дарован-ным Аллахом. Что же касается других мнений, то они противоречат этому шариатскому об-легчению, о чем сказал ар-Рафии в предыдущем разделе. Более того, оба этих мнения переве-шиваются следующим обстоятельством, даже двумя:
Первое: поступком праведного халифа Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. Ранее было приведено сообщение, переданное через достоверный иснад, в котором рассказы-вается, что после того, как Али, да будет доволен им Аллах, нарушил состояние ритуальной чистоты, он совершил малое омовение и обтер свои сандалии, после чего снял их и прочитал намаз.
Второе: здравым смыслом, ведь если человек обтер голову, а затем сбрил волосы, от него же не требуется заново обтирать голову, не говоря уже о том, чтобы повторно совершать малое омовение.
Именно в пользу этого мнения сделал выбор шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа. В своем труде «аль-Ихтиярат» (стр. 15) он пишет: «Малое омовение человека, который обтер хуффы и чалму, не нарушается, если он снял их. Оно также не нарушается, если истек срок их обтирания. От человека не требуется обтирать голову или мыть стопы, (если он снял чалму либо хуффы/носки). Таково мне-ние (мазхаб) аль-Хасана аль-Басри. Согласно достоверному мнению ханбалитского мазхаба и высказы-ванию большинства ученых, это можно сравнить с удалением волос, которые были обтерты».
Этого мнения (мазхаб) придерживался и Ибн Хазм. Читателям следует ознакомиться с его рассуждениями на эту тему, а также с той дискуссией, которую он вел против своих оппонен-тов, ибо приведенные им доводы весьма ценны. См. «аль-Мухалла» (2/105-109).
Ибн Абу Шейба (1/187) и аль-Байхаки (1/289) передают, что когда одного из сподвижников Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, спросили о человеке, который обтер свои хуффы, а затем снял их, тот ответил: «Он должен помыть свои стопы». Однако в иснаде этого сообщения есть передатчик по имени Йазид ибн Абдуррахман ад-Даляни, о ко-тором аль-Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: «Он правдив, но часто ошибался и прибегал к подтасовке хадисов (тадлис{86}). Аль-Байхаки приводит аналогичное сообщение от Абу Бакры. Все его передатчики заслуживают доверия, кроме Али ибн Мухаммада аль-Курши, которого я не знаю».
Затем аль-Байхаки привел от аль-Мугиры ибн Шу’бы следующий хадис в форме “марфу”: «Путник (мусафир) может обтирать хуффы в течение трех дней и ночей, а постоянно живу-щий в своей местности (мукым) – в течение одного дня и ночи, если только он не снимет их». После этого аль-Байхаки сказал: «Данное сообщение передается только со слов Умара ибн Рудайха, который не был сильным рассказчиком».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: (приведенное в сообщении аль-Мугиры) дополнение «если только он не снимет их» является противоречивым (мункар), по-скольку оно передается лишь со слов этого слабого рассказчика, и нет никакого другого хадиса (шáхид), который подтверждал бы данное дополнение.
4. Когда начинается срок действия обтирания?
По этому вопросу среди ученых существуют два известных мнения:
Первое: срок действия обтирания начинается с того момента, когда после надевания (нос-ков, хуффов или чалмы) малое омовение нарушается (впервые);
Второе: этот срок начинается с момента первого обтирания (носков, хуффов или чалмы), совершенного после нарушения малого омовения.
Первого мнения придерживались Абу Ханифа, аш-Шафи'и, Ахмад и последователи этих имамов. Однако это мнение основывается лишь на обычном умозаключении (райй), и нам не-известен ни один из их доводов, который был бы достоин упоминания. По этой причине не-которые последователи вышеупомянутых имамов поступили вопреки их мнению, о чем речь пойдет далее.
С другой стороны, я не знаю ни одного предшественника из числа сподвижников, который поступал бы вопреки второму мнению. Это объясняется тем, что они руководствовались дос-товерными хадисами и фетвой Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
Что касается Сунны, то в пользу второго мнения свидетельствуют достоверные хадисы, пе-реданные целой группой сподвижников, которые приведены в «ас-Сахихе» Муслима, в четырех сборниках «ас-Сунан», в сборниках «аль-Муснад» и в других книгах. В ряде хадисов пере-дается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, велел совершать обти-рание. В некоторых хадисах говорится, что он, да пребудет над ним мир и благословение Ал-лаха, дозволил совершать обтирание. А в одном из хадисов сообщается, что для постоянно проживающего в своей местности (мукым) Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, установил обтирание в течение одного дня и одной ночи, а для путника (мусафир) – в течение трех дней и ночей.
Данные хадисы со всей очевидностью указывают на то, что срок обтирания (носков, хуф-фов или чалмы) начинается сразу же после (первого) обтирания. Они также опровергают пер-вое мнение, поскольку, если исходить из него, то, как установлено в науке о второстепенных вопросах фикха (фуру’), возникает следующая ситуация:
Человек совершает утренний намаз (фаджр) незадолго до восхода солнца, а затем нарушает свое омовение только на рассвете следующего дня, после чего совершает малое омовение и впервые обтирает (свои носки/хуффы), готовясь к утреннему намазу. Согласно сторонникам первого мнения, после этого человеку уже нельзя совершать обтирание! В таком случае разве можно утверждать, что такой человек совершал обтирание «в течение одного дня и одной но-чи»?! Если же исходить из второго мнения, являющегося правильным, то вышеупомянутый человек имеет право совершать обтирание вплоть до наступления рассвета третьего дня.
Однако приверженцы первого мнения говорят еще более удивительные вещи, чем те, ко-торые мы упомянули выше. Они утверждают буквально следующее: «Если у человека нару-шилось омовение, но он ни разу после этого не совершил обтирание в течение одних суток либо трех суток, будучи путником, то отведенный для обтирания срок проходит, и ему больше нельзя обтирать (свои носки, хуффы или чалму), пока он не снимет их, полностью не совершит малое омовение, а затем снова не наденет их».{87} Таким образом, эти люди, основываясь на собственном мнении (райй), противоречащем Сунне, вообще лишают человека возможности воспользоваться предоставленным ему шариатским облегчением! Поэтому имаму ан-Навави, который всегда старался, когда это было возможно, не вступать в противоречие со своим мазхабом, не оставалось ничего другого, как поступить вопреки ему, будучи не в силах противостоять мощи довода. Так, после упоминания о первом мнении он, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, пишет (1/478): «Аль-Аузаи и Абу Саур сказали: “Срок действия (обтира-ния) начинается с момента (первого) обтирания, совершенного после нарушения малого омовения (ха-дас)”. Об этом также сообщается со слов Ахмада и Дауда. Данное мнение является предпочтитель-ным, и оно имеет более сильные доводы. Ибн аль-Мунзир остановил свой выбор на этом мнении. При-мерно о том же самом рассказывается со слов Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Аль-Маварди и аш-Шаши передали от аль-Хасана аль-Басри, что срок обтирания (носков, хуффов или чалмы) начинается с того момента, когда человек, совершив омовение, их надевает. Те (ученые), кото-рые говорят, что срок действия начинается с момента (первого) обтирания, используют в качестве свидетельства следующее высказывание Посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха: «Путник может совершать обтирание в течение трех дней». Как уже отмечалось ранее, хадисы об этом являются достоверными. В вышеприведенном хадисе ясно указывается на то, что че-ловек, находящийся в пути, совершает обтирание на протяжении трех дней. А это происходит толь-ко в том случае, когда срок отсчитывается с момента первого обтирания. Аш-Шафи'и, да будет до-волен им Аллах, сказал: “Если малое омовение нарушилось в месте проживания человека, а обтирать он начал, уже находясь в пути, то ему следует совершать обтирание до окончания того срока, который предоставлен путнику, ибо данное шариатское законоположение (хукм) будет связано с (началом срока) обтирания”. В качестве свидетельства в пользу своего мнения наши соратники (т.е. последователи шафиитского мазхаба – прим. редактора) ссылаются на одну из версий хадиса, которую рассказал аль-хафиз аль-Касим ибн Закариййа аль-Матрази со слов Сафвана: “…(обтирание) от одного малого осквернения (хадас{88}) до другого”. Однако это дополнение (к хадису) является одиноким (гариб) и неустановленным. Также для подтверждения своего мнения они прибегают к суждению по аналогии (кы-яс)...». {Конец цитаты из «аль-Маджму» (1/486) имама ан-Навави}.
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: вышеупомянутое суждение по анало-гии (кыяса), даже если допустить, что оно само по себе являлось бы правильным, могло быть принято и использовано в качестве аргумента только при условии отсутствия противоречия между ним и Сунной. Однако, в данном случае суждение по аналогии противоречит Сунне и обращаться к нему нельзя. Поэтому (ученые) говорят: «Когда передано сообщение (асар), недейст-вительно рассуждение (назар). А когда пришел довод от Аллаха, тщетно умозаключение».
Как это суждение по аналогии может быть верным, когда оно также противоречит мнению праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба?! Насколько мне известно, люди, слепо подра-жающие взглядам ученых, заявляют о принятии достоверной Сунны, когда она расходится с мнением Умара, да будет доволен им Аллах, как, например, в вопросе, касающемся (одновре-менного) произнесения троекратной формулы развода. Однако на каком основании они не принимают мнение Умара, когда оно соответствует Сунне?!
Абдурраззак приводит в сборнике «аль-Мусаннаф» (1/209/807) следующее предание со слов Абу Усмана ан-Нахди: «Я пришел к Са’ду и Ибн Умару в то время, когда они начали спорить друг с другом в присутствии Умара (ибн аль-Хаттаба) по поводу (срока) обтирания хуффов. Тогда Умар сказал: “Их обтирают до наступления того же часа следующих суток”».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: цепочка передатчиков этого предания является достоверной и соответствует условиям, которые предъявляли к иснаду имамы аль-Бухари и Муслим. Вышеупомянутое предание ясно указывает на то, что срок обтирания хуф-фов начинается с того момента, когда оно было совершено впервые, и продолжается до того же часа следующих суток. На это же указывает очевидный смысл всех известных нам преданий о сроках обтирания, которые переданы от сподвижников и приведены Абдурраззаком и Ибн Абу Шейбой в своих сборниках «аль-Мусаннаф».
В качестве примера я упомяну сообщение, которое Ибн Абу Шейба привел в «аль-Мусаннафе» (1/180) со слов Амра ибн аль-Хариса: «Я совершал поездки в (различные) города вместе с Абдуллахом, и он обтирал хуффы в течение трех суток, не снимая их». Цепочка передатчиков этого предания является достоверной и соответствует условиям, которые предъявляли к иснаду имамы аль-Бухари и Муслим.
Таким образом, предания от наших праведных предшественников вместе с Сунной Про-рока Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, согласуются с тем, о чем мы сказали выше. Придерживайся же их, уважаемый читатель, и будешь, с дозволения Аллаха, идти по Истинному Пути!
5. Нарушается ли малое омовение с окончанием срока действия обтирания?
На сей счет среди ученых существует ряд мнений, два из которых наиболее известны в шафиитском мазхабе:
Первое: после окончания срока действия обтирания человек должен заново совершить ма-лое омовение;
Второе: по истечении этого срока человеку достаточно вымыть стопы;
Третье: от человека ничего не требуется. Его малое омовение продолжает оставаться дейст-вительным, и он может молиться, находясь в состоянии ритуальной чистоты, до тех пор, пока не нарушит его.
Обо всех этих мнениях упомянул имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах,
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: самым сильным является третье мне-ние. Именно в его пользу сделал выбор имам ан-Навави, снова поступив вопреки своему маз-хабу. В частности, он, да будет милостив к нему Аллах, пишет (1/527): «Этого мнения (мазхаб), как сообщает Ибн аль-Мунзир, придерживались аль-Хасан аль-Басри, Катада и Сулейман ибн Харб. На нем же остановил свой выбор сам Ибн аль-Мунзир. Это мнение является наиболее предпочтительным и сильным. Кроме того, наши соратники (т.е. последователи шафиитского мазхаба – прим. редактора) рассказывают, что его придерживался Дауд».
Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: аш-Ша’рани в своем труде «аль-Мизан» (1/150) сообщает, что таким же было мнение имама Малика, хотя ан-Навави передает, что имам Малик считал иначе. Поэтому данный вопрос нуждается в изучении.
Вслед за Ибн Хазмом этого мнения также придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, как видно из его слов, приведенных в третьем разделе «Нарушается ли малое омовение из-за снятия обтертых хуффов или носков?»
Ибн Хазм, в свою очередь, упоминает в числе сторонников данной точки зрения Ибрахима ан-Наха’и и Ибн Абу Лейля, после чего пишет (2/94): «Это мнение является единственно пра-вильным и нельзя придерживаться иного мнения, поскольку ни в одном сообщении не упоминается о том, что ритуальная чистота (тахара) какого-либо органа тела или его части нарушается ввиду ис-течения срока обтирания. Поистине, Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, указал лишь на то, что человеку запрещено совершать обтирание более трех суток, если он путник,{89} и более одних суток, если он проживает в своей местности. Тот, кто придерживается другого мнения, внес в хадис то, чего в нем нет, и добавил к словам Посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благосло-вение Аллаха, то, чего он не говорил. Тому, кто делает это по ошибке, простительно. Однако делаю-щий это намеренно, после того, как ему были предъявлены соответствующие доводы, берет на себя один из великих грехов (каба’ир). Состояние ритуальной чистоты нарушается только по причине осквернения. Поэтому человек, правильно совершивший омовение и не нарушивший его в результате осквернения, находится в состоянии ритуальной чистоты. А тот, кто находится в состоянии риту-альной чистоты, может молиться до тех пор, пока не осквернится, либо пока не будет выявлен ясный шариатский текст, в котором содержится указание, что состояние ритуальной чистоты такого че-ловека нарушено, даже если он не осквернился. В рассматриваемом же нами случае человек не оскверня-ется ввиду истечения срока обтирания, и нет ни одного шариатского текста, в котором указывалось бы, что ритуальная чистота некоторых или всех органов его тела из-за этого нарушается. Следова-тельно, такой человек находится в состоянии ритуальной чистоты и может молиться до тех пор, пока не осквернится. Когда же он осквернится, ему следует снять хуффы или другие изделия, которые он надел на ноги, и совершить малое омовение, включая мытье стоп. После этого возобновляется от-счет другого срока обтирания. И так всегда. А помощь и успех дарует лишь Всевышний Аллах!»
Бейрут, 8 число месяца зуль-хиджжа 1370 г. хиджры
(10 сентября 1951г. – прим. редактора)
Мухаммад Насыруддин аль-Альбани
___________________________________________________
{82} Прим. редактора: еще раз обращаю внимание уважаемого читателя на то, что арабское слово «ан-на‘ляйн» означает не только сандалии, но и любой другой вид обуви. На это указал Ибн ал-Асир в своем труде «ан-Нихая фи Гариб аль-Хадис ва аль-Асар».
{83} «Сахих Ибн Хузейма», стр. 100, издательство «аль-Мактаб аль-Ислами».
{84} Прим. переводчика: хуффы, края которых не доходят до лодыжек, как раз и называются «ан-на‘ляйн» (сандалии, туфли).
{85} Сура "Марьям", аят 64.
{86} Прим. редактора: в качестве термина слово «тадлис» служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашивания, что по сути своей является подтасовкой. Есть два вида подтасовки: подтасовка имен передатчиков, упоминающихся в иснаде, и подтасовка имен шейхов (стр. 62, Махмуд Таххан, «Пособие по терминологии хадисов», Москва, 2002).
{87} Ан-Навави приводит это мнение в «аль-Маджму» (1/486).
{88} Прим. переводчика: хадас – малое осквернение, в котором находится человек после выхода из со-стояния ритуальной чистоты.
{89} (Примечание автора) Однако, есть исключение для путника в случае трудностей, как проблемы со снятием носков или обуви во время холода и т.д. В таком случае дозволено обтирать носки или обувь в течение недели. Укба рассказывал, что когда он выехал из Шама в Медину, он надел хуфф в пятницу и приехал в Медину в пятницу. Когда же он зашел к Умару ибн аль-Хаттабу, Умар спросил его, когда он надел хуфф? Укба ответил, что в пятницу, и сказал, что он не снимал их всю неделю. Тогда Умар сказал: “Ты поступил в соответствии с Сунной”. Ибн Аби Шайба 1/185, Ибн аль-Мунзир 1/438. Имам ад-Даракъутни, ад-Дыя аль-Макъдиси, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2622.
Имам Ибн ат-Туркмани сказал: “Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь «Сунна», то это означает, что так постановил пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха”. См. “аль-Джаухару-ннакъий” 4/317.