250 – Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда услышите муаззина (призывающего на молитву) повторяйте за ним то, что он говорит». Этот хадис передали аль-Бухари (611), Муслим (383), Абу Дауд (522), ат-Тирмизи (208), ан-Насаи (2/23) и Ибн Маджах (720).
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 250, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 615.
251 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса о том, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Когда вы услышите (призыв) муаззина, повторяйте за ним то, что он говорит. Затем помолитесь за мое благословение, ибо, поистине, того, кто помолится за мое благословение один раз, Аллах благословит за это десять раз. После этого попросите Аллаха, чтобы Он даровал мне “аль-Василя”. Поистине, это степень в раю, которую достигнет только один раб из числа рабов Аллаха, и я надеюсь, что им буду я. И тот, кто попросит Аллаха даровать мне “аль-Василя”, получит (моё) заступничество». Этот хадис передали Муслим (384), Абу Дауд (523), ат-Тирмизи (3614), ан-Насаи (2/25) и в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (40).
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 251, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 613, «Ирвауль-гъалиль» 242.
252 — Передают со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда муаззин скажет: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар”, и кто-нибудь из вас скажет: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар”. Затем, когда он скажет: “Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах”, (и кто-нибудь из вас) скажет: “Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах”. Затем, когда он скажет: “Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах”, скажет: ‘Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах”. Когда он скажет: “Хаййа ‘аля-с-салях”, скажет: “Ля хауля ва ля къуввата илля би-Ллях”/Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха/. Когда он скажет: “Хаййа ‘аляль-фалях”, скажет: “Ля хауля ва ля къуввата илля би-Ллях”. Затем, когда он скажет: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар”, скажет: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар”. Затем, когда он скажет: “Ля иляха илля-Ллах”, скажет: “Ля иляха илля-Ллах” от всего сердца, то он войдет в рай». Этот хадис передали Муслим (385), Абу Дауд (527), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (9868) и «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (40).
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 252, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 714, «Ирвауль-гъалиль» 240, «Мишкатуль-масабих» 658.
_____________________________________
Имам ан-Навави сказал:
— "Наши товарищи (шафи’иты) сказали, что слышащему (азан) желательно повторять за муаззином (то, что он говорит), пока он не дойдет до двух фраз (“Хаййа ‘аля-с-салях” и “Хаййа ‘аляль-фалях”), так как это показывает, что он одобряет то, что говорит муаззин. Что же касается этих двух фраз, то это призыв к молитве и их должен говорить только тот, кто призывает к молитве. Также слышащему (азан) желательно говорить вместо этих двух фраз: “Ля хауля ва ля къуввата илля би-Ллях”, ибо это означает – довериться (всецело) Аллаху Всевышнему. В двух «Сахихах» подтверждается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Слова) “Ля хауля ва ля къуввата илля би-Ллях”/ Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха / — сокровище из сокровищниц рая”». Наши товарищи сказали, что повторять призыв к молитве желательно всякому, кто слышит азан, будь это тот, кто при омовении или в состоянии осквернения, (женщине) с менструациями, старому или молодому, — поскольку это поминание (Аллаха) — и всем перечисленным людям, которым разрешается поминать Аллаха. Из этого числа исключаются те, которые в это время находятся на молитве, тот, кто справляет нужду (в отхожем месте), или совершает половой акт. Если человек выйдет из отхожего места, а муаззин все ещё будет продолжать возвещать азан, то он может продолжить за ним. Если кто-то читает Коран, или поминает Аллаха /зикр/ или находится на уроке и так далее, то ему следует прервать то, что он делает и повторять то, что говорит муаззин. Он может потом вернуться к тому, что он делал, если пожелает, или может совершить добровольную или обязательную молитву». См. «аль-Маджму’» 3/125.
253 — Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
— "(Моё) заступничество в День воскрешения обязательно получит тот, кто скажет услышав призыв (к молитве): «O Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к “аль-Василе[1]” и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему/Аллахумма, Рабба хазихи-д-да’вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-къаимати, ати Мухаммадан аль-Василята валь-фадылята ва-б’асху макъаман махмудан аллези ва’адтаху!/». Этот хадис передали аль-Бухари (614), Абу Дауд (529), ат-Тирмизи (211), ан-Насаи (2/26), Ибн Маджах (722).
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 253, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6423.
___________________________________
В версии этого хадиса, которую приводит аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» (1/410) в конце добавлено: «Поистине, Ты не нарушаешь обещания». Однако, шейх аль-Албани назвал эту добавку отклонённой/шазз/, так как она не приводится в других путях этого хадиса. См. «Сахих Аби Дауд» 3/27.
___________________________________
[1] «Аль-Василя» − это высшая ступень рая, о которой разъяснил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, своими словами: «Поистине, это ступень в раю», как об этом было сказано в предшествовавшем хадисе (№523), и это разъяснение есть также в версии Муслима. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/163.
254 — Передают со слов Са’да ибн Абу Ваккъаса, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто скажет в то время, когда услышит призыв муаззина (к молитве)[1]: “Ва ана ашхаду ан ля иляха илляЛлаху вахдаху ля шарийка лаху, ва анна Мухаммадан абдуху ва расулюху. Радыйту биЛляхи раббан, ва биль-ислями дийнан, ва би-Мухаммадин салляЛлаху алейхи ва салляма расулян/И я свидетельствую о том, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник! Доволен я Аллахом как Господом, Исламом как религией и Мухаммадом как посланником/”, Аллах простит его грехи[2]». Этот хадис передали Муслим (386), ат-Тирмизи (210) и текст принадлежит ему, ан-Насаи (2/26), Ибн Маджах (721) и Абу Дауд (525), который не сказал: «… его грехи». Муслим (в своей версии) сказал: «Ему простятся грехи, которые он совершил прежде».[3]
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 254, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6422.
___________________________________
[1] То есть, его голос или его азан или его слова, что является очевидным. И возможно, что под этим подразумевается время, когда он слышит первую его шахаду или последнюю, а это его слова в конце азана: «Ля иляха илля-Ллах», что является наиболее подходящим. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/159.
[2] То есть, мелкие прегрешения. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/160.
[3] Так сказано в основе этой книги и это ошибка, так как текст Муслима (2/5) таков: «… простятся его грехи». См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1/221.
255 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды,) когда мы были вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Билял стал произносить азан, а когда он умолк, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Войдёт в рай тот, кто, будучи убеждённым в этом, повторял то, что говорил он”». Этот хадис передали ан-Насаи (2/24), Ибн Хиббан (1667) и аль-Хаким (1/204), который сказал: «Иснад (хадиса) достоверный».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 246, 255, «Сахих ан-Насаи» 673, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 646.
256 — Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что как-то один человек сказал:
«О посланник Аллаха, поистине, муаззины имеют перед нами преимущество!» На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Повторяй то, что они говорят, а когда закончишь, обращайся (к Аллаху с мольбами), и тебе будет даровано (это)». Этот хадис передали Абу Дауд (524), ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» (44) и Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (1695).
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 256, 267, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4403, «Мишкатуль-масабих» 673, «аль-Калим ат-таййиб» 74.
257 — Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Просите Аллаха, чтобы Он даровал мне “аль-Василя” (которая является высшей степенью в раю), ибо, какой бы раб (Аллаха) не попросит её для меня в этом мире, я обязательно буду для него свидетелем или заступником в День воскрешения». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 633.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 257, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3637.
258 — Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слышал (голос) муаззина, произносившего слова свидетельства, он говорил:
«Я тоже (свидетельствую об этом), я тоже (свидетельствую об этом)». Этот хадис передали Абу Дауд (526) и текст принадлежит ему, Ибн Хиббан (1683), аль-Хаким (1/204), который сказал: «Иснад (хадиса) достоверный».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 258, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4742, «Мишкатуль-масабих» 677.