- ПОЛЬЗА 2 -
Уважаемый читатель заметит, что эта часть мольбы во всех своих формулировках везде содержит слова о ниспослании благословений семейству Пророка
ﷺ, его женам, потомству и ему самому
ﷺ. Поэтому произнесение в этой мольбе лишь единственной фразы "
О Аллах, благослови Мухаммада!" не является Сунной и не соответствует велению Пророка
ﷺ.
Наоборот, необходимо произносить абсолютно все слова, содержащиеся в одной из этих мольб, поскольку так поступал он сам
ﷺ, будь то в первом или последнем ташаххуде.
Об этом пишет Имам аш-Шафи'и:
"Формулировка первого и второго ташаххуда едина, без различий. Под "ташаххудом" я подразумеваю слова свидетельства (шахада) и мольбы о ниспослании благословений Пророку ﷺ. Одно из них не будет достаточным без другого".
См. "аль-Умм", (1/102).
На самом деле, одно из наиболее удивительных явлений, которое породило наше время с царящей в нем интеллектуальной анархией, состоит в том, что некоторые люди, среди которых и учитель (
устаз) Мухаммад Ис'аф ан-Нашашиби, в своей книге "аль-Ислам ас-Сахих" (
"Истинный Ислам") выступают с отрицанием правомочности ниспосылания благословений семейству Пророка
ﷺ при обращении за него с мольбами, даже несмотря на то, что это достоверно установлено в "Сахихах" аль-Бухари, Муслима и других сборниках хадисов со слов ряда сподвижников, как, например, Ка'ба ибн Уджры, Абу Хумайда ас-Са'ди, Абу Са'ида аль-Худри, Абу Мас'уда аль-Ансари, Абу Хурайры и Тальхи ибн 'Убайдуллаха!
В хадисах, которые от них передаются, указано, что они спросили Пророка
ﷺ: "
Как нам обращаться к Аллаху с мольбами за тебя?", - и в ответ он
ﷺ обучил их совершать эти мольбы так, как было упомянуто ранее.
Аргумент, использованный ан-Нашашиби (для подкрепления своего мнения) относительно данного отрицания состоит в том, что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наряду с Пророком
ﷺ в следующих Своих Словах:
"Благословляйте его и приветствуйте миром"
(Сура "аль-Ахзаб", 33:56)
... ибо здесь упомянут только Пророк
ﷺ.
Далее в своём опровержении он зашел еще дальше, говоря, что сподвижники задали ему
ﷺ этот вопрос потому, что значение слова "салят" им было известно как "мольба" (
ду'а), поэтому то они и спросили: "
Как мы можем обращаться с салят (молитвами) за тебя?"!
Подобного рода рассуждения представляют собой очевидный обман, поскольку их вопрос состоял не в том, чтобы он
ﷺ разъяснил им значение слова "салят" за него, ибо тогда он (
то есть, ан-Нашашиби) имел бы основания так рассуждать, а в том, как следует совершать "салят" за него, на что ясно указано в тексте хадисов, которые были приведены ранее.
Тем самым всё встаёт на свои места, ибо они спросили его
ﷺ о способе совершения этого (действия) согласно Шариату, поскольку у них не было возможности узнать об этом откуда-нибудь ещё, кроме как обратившись к стезе Всезнающего и Всемудрого Законодателя.
Точно так же они могли спросить его
ﷺ и о способе совершения "салята" (намаза), который был вменён в обязанность, например, через слова Всевышнего:
"и совершайте салят (намаз)"
(Сура "аль-Муззаммиль", 73:20)
... ибо то, что им было известно о буквальном значении слова "салят", не могло удержать их от потребности задавать вопросы относительно способа его совершения согласно Шариату, а ведь это абсолютно ясно.
Что касается вышеупомянутого аргумента ан-Нашашиби, на который он ссылается (
то есть, что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наряду с Пророком ﷺ в 56 аяте суры "аль-Ахзаб"), то он безоснователен, поскольку мусульманам хорошо известно, что как раз Пророк
ﷺ и является тем человеком, который разъясняет слова Господа миров, как (о том) говорит Всевышний:
"А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано"
(Сура "ан-Нахль", 16:44)
Таким образом, Пророк
ﷺ разъяснил как следует обращаться за него с мольбами к Аллаху, и в них включено упоминание его семейства, поэтому является обязательным принять это от него, повинуясь словам Аллаха:
"Берите же то, что дал вам Посланник"
(Сура "аль-Хашр", 59:7)
... а также руководствуясь следующим хорошо известным и достоверным хадисом: "
Поистине, мне были дарованы Коран и нечто подобное ему".
Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Мишкат аль-Масабих'', (163, 4247).
О если бы мне знать, что сказали бы ан-Нашашиби и обманутые его напыщенными словами люди, если бы кто-нибудь вообще стал отвергать произнесение ташаххуда в намазе, либо высказываться за то, чтобы женщины, у которых месячные, совершали намаз и соблюдали пост, аргументируя это лишь тем, что Всевышний Аллах не упомянул в Коране о произнесении ташаххуда – ведь Он упомянул только о стоянии, поясных и земных поклонах – и что Всевышний также не освободил в Коране женщин, у которых месячные, от намаза и поста!!!
И что?!
Тогда такие женщины должны молиться и поститься?!
Так согласны ли они с (доводами) ан-Нашашиби или нет?
Если их ответ (на данный вопрос) утвердительный, а мы надеемся, что они так не ответят, то тогда они впали в глубокое заблуждение, тем самым, отделив себя от основной массы мусульман. Если же их ответ отрицательный, то тогда они правы, согласившись с нами, и в таком случае их доводы в опровержении этих аргументов будут точно такими же, как и наши, использованные против исходного аргумента ан-Нашашиби, а эти доводы мы разъяснили со всей ясностью.
Поэтому я призываю мусульман остерегаться от попыток понять Коран, не прибегая (при этом) к Сунне, поскольку вам это никогда не удастся, будь вы самим Сибауайхом (
известный знаток и учёный арабского языка, живший во 2 веке по Хиджре) нашей эпохи (
то есть, величайшим экспертом в области арабского языка).
Наглядный пример как раз перед вами, ибо в наше время этот самый ан-Нашашиби является одним из ведущих учёных в области арабского языка. Вы же сами увидели, как он впал в заблуждение, обманувшись собственными знаниями языка, и не обратившись к помощи Сунны в понимании Корана. По сути, как вам известно, он отверг эту помощь.
На этот счёт существует также множество других примеров, однако, ввиду того, что их перечисление займёт здесь слишком много места, мы ограничимся лишь приведённым выше, считая его достаточным, а Аллах дарует всякую возможность.