Рукны (столпы) намаза | Абу Яхья
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№1 - Стояние при наличии возможности
№1 - СТОЯНИЕ ПРИ НАЛИЧИИ ВОЗМОЖНОСТИ
Первый столп намаза – это стояние при наличии возможности. То есть, совершение намаза стоя при наличии для этого возможности.
Стояние – является столпом (рукном) при совершении обязательных намазов (фардов).
При совершении дополнительных намазов стояние рукном не является. Дополнительные намазы (науафиль) в отличие от обязательных (фараид) можно совершать сидя. Но! Сидящий получает половину награды стоящего.
Как определить, есть у человека возможность стоять или нет? Что является определением этой возможности, при которой человек непременно должен стоя совершать намаз?
Ученые говорят, что условие молиться стоя снимается с человека:
- либо ввиду полной невозможности стоять. Как, например, паралич. Человек парализован - то есть, у него полностью отсутствует возможность стоять;
- либо, когда стояние возможно, но сопровождается такими трудностями для человека, которые лишают его смиренного совершения намаза. Например, человек чувствует боль. Да, он может стоять – он может простоять этот намаз. Но! Он испытывает такую боль, что из-за этого лишается смиренного совершения намаза.
Ясно?
Итак, что значит наличие возможности?
Условие стояния снимается, и можно сказать, что у человека нет возможности, если он совершенно не может стоять. Как, например, паралич.
Либо, человек может стоять, но это сопровождается трудностями так, что он лишается возможности смиренно совершать намаз. Например, испытывает такую боль, что если стоит, то это лишает его смиренности. В таком случае с него снимается условие стояния. То есть, рукн выполнять намаз стоя с него снимается.
Вопрос: "Если больной совершает намаз сидя - он получает половину награды того, кто совершает стоя?". Нет. Он получает полную награду - если больной совершает намаз сидя. Потому что, он сидит сейчас – почему? Потому что у него есть уважительная причина.
А если здоровый человек, у которого нет уважительной причины, совершает дополнительный намаз сидя, его намаз действительный? Можно это? Можно. Но он получает половину награды того, кто стоит. Ясно?
Итак, это был первый столп.
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№2 - Такбир, открывающий намаз
№2 - ТАКБИР, ОТКРЫВАЮЩИЙ НАМАЗ
Второй столп намаза – это такбир, который открывает намаз.
Причем! Поднятие рук – это не такбир, который открывает намаз, как думают некоторые. Поднятие рук – это отдельное действие намаза, которое не относится к столпам намаза.
Речь идет о самом такбире – то есть, произнесении слов "Аллаху акбар!". Произнесение этих слов в начале намаза – это столп (рукн).
Обращаем особое внимание на то, что это - рукн!
А обращаем внимание потому, что многие люди, когда опаздывают и видят имама уже совершающим намаз, и имам находится в поясном поклоне, и хотят успеть к этому рака’ату (успеть к поясному поклону), говорят "Аллаху акбар!" тогда, когда они уже становятся в поясной поклон.
Такбир, открывающий намаз является рукном! Без него не может быть намаза. Поэтому, человек должен, сначала стоя сказать "Аллаху акбар!" с намерением, что это такбир, открывающий намаз, а не такбир для перехода в поясной поклон.
Ясно?
Потому что, такбир, открывающий намаз – это рукн! Пророк ﷺ говорит: "Вступление в намаз – это такбир!".
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№3 - Чтение суры "аль-Фатиха"
№3 - ЧТЕНИЕ СУРЫ "АЛЬ-ФАТИХА"
Третий столп намаза - это чтение суры "аль-Фатиха". Читать суру "аль-Фатиха" необходимо в каждом намазе, в каждом рака’ате. Если молящийся не прочитал суру "аль-Фатиха", то его намаз будет недействительным. Потому что, это рукн!
Исключением является тот случай, если он присоединился к имаму, когда имам уже находился в состоянии поясного поклона. В этом случае, обязанность чтения суры "аль-Фатиха" с человека снимается. И этот рака’ат засчитывается этому человеку - считается, что он успел к рака’ату.
Что касается намазов, которые читаются про себя (то есть, не вслух) - то здесь чтение суры "аль-Фатиха" требуется и от имама, и от того, кто молится за этим имамом. И тот, кто не прочитает суру "аль-Фатиха" в таком намазе, где Коран читается про себя, будь-то имам, или тот, кто молится за имамом - намаз того будет недействительным.
Потому что, Пророк ﷺ сказал: "Нет намаза у того, кто не прочитал суру "Открывающая Книгу"!". Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Что касается того, читать суру "аль-Фатиха" или не читать ее молящемуся за имамом, в то время, когда имам читает вслух (например, первые два рака’ата в намазе магриб, или в намазе ‘иша, или намаз фаджр) - здесь есть разные мнения среди ученых. В этом вопросе есть разногласие.
Шейх ‘Усаймин, шейх Ибн Баз и другие ученые считают, что лучше и безопаснее, если человек прочитает суру "аль-Фатиха". Особенно, если имам еще оставляет паузу для этого.
Вообще же, оставление паузы между чтением суры "аль-Фатиха" и сурой после нее, как делают некоторые имамы (то есть, они прочитывают суру "аль-Фатиха" и оставляют долгую паузу до чтения другой суры) - это не подтверждается доводом из Сунны. Это не соответствует Сунне. И неправильно оставлять такой длинный промежуток времени.
Но в любом случае, лучше, если молящийся за имамом, прочитает суру "аль-Фатиха", чтобы отдалиться от всяких разногласий в этом вопросе.
Конечно же, и у той, и у другой стороны, есть доводы. Поэтому, этот вопрос не совсем простой.
Доводы тех, которые считают, что молящийся за имамом,
не должен (не обязан) читать суру "аль-Фатиха", если имам читает ее вслух
То есть, они говорят, что молящийся за имамом должен читать суру "аль-Фатиха" только в том случае, если имам читает Коран про себя.не должен (не обязан) читать суру "аль-Фатиха", если имам читает ее вслух
Их доводы:
1. Хадис от Абу Мусы аль Аш’ари (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Когда читает имам, то молча слушайте"". Хадис передал Ибн Маджа и другие.
2. Хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) о том, что однажды Пророк ﷺ закончил намаз, в котором он читал вслух, а потом сказал: "Кто-то только что читал вместе со мной (то есть, Коран)?". И один человек сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Тогда Пророк ﷺ сказал: "А я думаю, что такое - кто-то мне мешает читать Коран!". Хадис передали Малик, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи.
И после того, как люди услышали это от Пророка ﷺ, они перестали читать Коран вместе с ним в тех намазах, где он читал Коран вслух.
Видите? Пророк ﷺ спросил: "Кто-то читал, да?", один человек сказал: "Да". И что сказал Пророк ﷺ? Он сказал: "А я думаю, кто мне мешает читать Коран?". И сказано Абу Хурейрой, что люди после этого перестали читать Коран вместе с Пророком ﷺ.
3. Пророк ﷺ говорит: "Тот, у кого есть имам (кто совершает намаз с имамом), для того чтение имама является чтением (чтение имама для него чтение)". Хадис передали Даракъутни, Ибн абу Шейба и другие.
Итак, мы перечислили три довода этой группы ученых.
Доводы тех, которые говорят, что молящемуся за имамом
нужно обязательно читать суру "аль-Фатиха", даже если имам читает вслух
1. Хадис от ‘Убады ибн Самит, который говорит: "Мы совершали намаз позади Пророка ﷺ. Он читал Коран, и ему было тяжело читать. А когда он закончил читать, он сказал: "Наверное, вы читаете позади вашего имама". Мы сказали: "Да, о Посланник Аллаха". Тогда он сказал: "Не делайте этого, кроме суры "аль-Фатиха", потому что нет намаза у того, кто не прочитает ее"". нужно обязательно читать суру "аль-Фатиха", даже если имам читает вслух
Сказано, что это был намаз "аль-Фаджр" (утренний намаз). И вот эта часть: "Нет намаза у того, кто не прочитает суру "аль-Фатиха"" приводится у Бухари и других.
2. Хадис от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк ﷺ сказал: "Тот, кто совершил намаз, в котором не прочитал "Мать Корана" (то есть, суру "аль-Фатиха"), то его намаз неполный, неполный, неполный", - повторив это три раза.
И дальше говорится в хадисе: "Спросили Абу Хурейру: "А если мы совершаем намаз за имамом?". И Абу Хурейра сказал: "Тогда читай про себя"". Хадис передал Муслим.
Это доводы тех ученых, которые говорят о том, что молящемуся за имамом также нужно читать суру "аль-Фатиха", если имам читает вслух. Но, чтобы не мешать имаму, читать, конечно, нужно про себя.
Аллаху ведомо лучше.
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№4 - Совершение поясного поклона
№4 - СОВЕРШЕНИЕ ПОЯСНОГО ПОКЛОНА
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№5 - Выпрямление из поясного поклона
№5 - ВЫПРЯМЛЕНИЕ ИЗ ПОЯСНОГО ПОКЛОНА
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№6 - Совершение земного поклона
№6 - СОВЕРШЕНИЕ ЗЕМНОГО ПОКЛОНА
Земной поклон должен совершаться на 7 (семь) органов:
- лоб и нос (считается, что это 1 орган)
+ кисти рук (2 органа)
+ колени (2 органа)
+ стопы (2 органа)
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№7 - Выпрямление из земного поклона
№7 - ВЫПРЯМЛЕНИЕ ИЗ ЗЕМНОГО ПОКЛОНА
То есть, после первого земного поклона выпрямляется человек.
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№8 - Сидение между двумя земными поклонами
№8 - СИДЕНИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ЗЕМНЫМИ ПОКЛОНАМИ
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№9 - Соблюдение спокойствия
№9 - СОБЛЮДЕНИЕ СПОКОЙСТВИЯ
То есть, соблюдение спокойствия (размеренности) при совершении всех этих действий (спокойное и размеренное совершение намаза).
Как понять, совершал человек намаз так, что у него есть спокойствие или это не считается, что у него есть спокойствие?
Потому что, мы видим - один человек очень долго стоит в намазе, а другой не так долго.
Что является критерием? Что считается спокойным и размеренным совершением намаза?
Ученые говорят: "Условие спокойного и размеренного совершения намаза считается выполненным, если человек успевает во время совершения столпа произнести тот зикр, который является в нём обязательным (уаджибом)". Ясно?
Например, стояние. Спокойное и размеренное совершение нужно? Да! Сколько это? Это время, достаточное для прочтения суры "аль-Фатиха". Это минимум, чтобы был соблюден столп "Спокойствие".
Другой пример - земной поклон. В земном поклоне обязательным (уаджибом) является сказать: "Субхана Рабби-яль-А'ля". Вот, время для произнесения этого зикра - это минимум для выполнения столпа "Спокойствие" (спокойного совершения намаза).
В известном хадисе о человеке, который плохо совершил намаз, сообщается, что во время совершения намаза он спешил так, что земные поклоны он совершал очень быстро. И Пророк ﷺ сказал ему переделать намаз. И сказал ему так 3 раза. Почему? Потому что, он должен был соблюсти этот столп "Спокойствие" - размеренное совершение столпов намаза.
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№10 - Соблюдение последовательности между рукнами
№10 - СОБЛЮДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУ РУКНАМИ
Подчеркиваю (!) - последовательность между столпами (рукнами)! Некоторые отвечают просто: "Последовательность".
Я говорю:
Недостаточно сказать: "Последовательность". Нужно сказать: "Последовательность между рукнами". То есть, рукном является - последовательность между рукнами. Понятно?
Нельзя, например, сначала совершить поясной поклон, а потом встать и читать суру "аль-Фатиха". Между рукнами должна быть последовательность.
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№11 - Последний ташаххуд
№11 - ПОСЛЕДНИЙ ТАШАХХУД
То есть, чтение последнего ташаххуда.
Посмотрите, тут подчеркивается, что речь идет именно о последнем ташаххуде. Потому что, если намаз состоит из 3 рака'атов или 4 рака'атов, то первый ташаххуд не относится к рукнам.
К рукнам относится только последний ташаххуд. А первый ташаххуд не является столпом (рукном), а относится к уаджибатам.
Но! Если намаз состоит из 2 рака'атов, как утрений намаз, тогда первый ташаххуд - он же будет и последний. Значит, вот этот ташаххуд перед приветствием и считается последним - он и считается рукном в утреннем намазе. Ясно?
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№12 - Сидение для чтения ташаххуда
№12 - СИДЕНИЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ТАШАХХУДА
Посмотрите, ученые вывели это в отдельный столп. Кто-то скажет: "А какая разница?". Разница в том, что человек, может быть, читает ташаххуд не сидя, а встал уже. То есть, стоя читает ташаххуд.
Выделено в отдельный столп, потому что может случиться так, что человек встанет после последнего рака'ата и начнет читать ташаххуд стоя. И чтобы этого не произошло, ученые упоминают этот столп - чтение ташаххуда сидя.
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№13 - Ду'а за Пророка ﷺ
№13 - ДУ'А ЗА ПРОРОКА ﷺ
Эта ду'а называется "саля 'аля ан-Наби". Также называют эту ду'а "салятуль Ибрахимийиа", потому что там упоминается Ибрахим (мир ему).
В последнем ташаххуде чтение ду'а за Пророка ﷺ является рукном.
Что касается первого ташаххуда, то в нем чтение ду'а за Пророка ﷺ является:
- либо обязательным предписанием (уаджибом), и это мнение шейха аль-Альбани (рахимаху-Ллах);
- либо желательным (мустахабом), и это мнение шейха Ибн База (рахимаху-Ллах), шейха 'Усаймина (рахимаху-Ллах) и других ученых.
Аллаху ведомо лучше, но первое мнение более весомое.
- salyafit_07
- Сообщения: 3566
- Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
- Откуда: www.instagram.com/asar.dom
№14 - Произнесение обоих приветствий
№14 - ПРОИЗНЕСЕНИЕ ОБОИХ ПРИВЕТСТВИЙ
Среди ученых есть разногласие в этом вопросе: одно ли приветствие является столпом или непременно их два должно быть, чтобы столп был выполнен. Как бы то ни было, приветствие - это последний столп в намазе.