Обязательно ли в любом случае принимать насыху и подчиняться тому, кто ее делает?
Говорит шейх Мухаммад Али Фаркус: "Насыха (искренний совет, искреннее наставление, проявление искреннего отношения) сама по себе является в общем "фардом кифая". Если кто-то сделал ее, то считается, что она исполнена, и спадает ответственность за это с других. Только вот содержание искреннего наставления (нусх) согласно Исламу должно быть сопряжено с истинным знанием и урегулировано справедливостью. Независимо от того, содержит ли данный искренний совет обязательное (уаджиб) положение, желательное (мандуб), или нечто находящееся в плоскости разрешенного (джауаз) между желательным (надб) и предпочтительным. Затем, независимо от того, каков мазхаб обратившегося с наставлением и каково его направление в вероубеждении, никак не считаются относящимися к искреннему наставлению те речи,
- в которых нет (шариатского) знания,
- или содержащие то, что противоречит исламскому шариату, его принципам и положениям,
- или являющиеся комплексом ложных, несостоятельных взглядов,
- или содержащие постановление отвергаемое шариатскими текстами, единогласием (иджма) исламской общины, или очевидной аналогией (кыяс джалий),
- или если эти речи поддерживают положение, которое является отмененным или более слабым,
и так далее.
Таким образом, каждому обладающему разумом стало ясно, что принятие наставления и действие в соответствии с его содержанием различается в зависимости от того правового положения, которое оно содержит и несет в себе. И не отрицает этого никто, кроме гордеца, утопившего свое сердце в невежестве, или озлобленности и зависти".
См.: "Масляк ан-насыха уа куюд аль-ильтизам ат-тарбауи", http://ferkous.com/home/?q=art-mois-47
Писал немногим более двух лет назад шейх Махир аль-Кахтани, подход которого к данному вопросу несколько отличается, но результат схож с тем, что утвердил шейх Мухаммад Фаркус: "В-третьих: есть разница между отвержением искреннего наставления тем, кому оно делается, и разъяснением с доводом ошибки в наставлении. Не отвергая искреннее наставление само по себе, а чтобы пояснить, что оно неуместно, как со стороны (шариатского) знания, так и со стороны действительного положения. Такой человек не считается "отвергающим искренние наставления".
Например, кому-то сказали: "Я тебе искренне советую делать джихад в Сирии". - А он ответил: "Это не джихад, а порча. Нет там силы, чтобы устрашить врага. А Аллах сказал: "Которой вы устрашите врага Аллаха". В таком случае не разрешается давшему этот совет распространять речи, что такой-то - высокомерен и не принимает наставления. Более того: обратная характеристика такого положения и будет верной. Ведь это (обвинение в высокомерии) - попытка ловли рыбы в мутной воде и искажение действительности. "И не преуспеет колдун (искажающий видение действительности), с какой бы стороны ни подошел".
См. "Аль-Фарк байна радд ан-насыха уа радд аль-мансух лит-та'йир уа ллязи максудух аль-искат", http://www.al-sunan.org/vb/showthread.php?t=10404