69- ومحمدٌ رسولُ اللهِ خاتَمُ النَّبِيِّينَ وسَيِّدُ المرسلينَ، لا يصحُّ إيمانُ عبْدٍ حَتّى يُؤمِنَ برسالته، ويشهَدَ بنبوتِه، ولا يُقْضَى بيْنَ النَّاسِ في القيامَةِ، إلاَّ بشفاعَتِهِ، ولاَ يَدْخُلُ الجنّةَ أُمّةٌ إلاّ بعْدَ دُخولِ أُمّتِه.
70- صاحِبُ لِواءِ الحمْدِ والمقامِ المحمودِ والحوْضِ الموْرودِ، وهوَ إمامُ النَّبِيّينَ، وخَطِيبُهم، وصاحِبُ شفاعتِهم.
71- أمّتُه خيْرُ الأممِ، وأصحابُه خيْرُ أصحابِ الأنبياءِ عليهم السّلامُ.
وأفضلُ أمّتِه أبو بكْرٍ الصِّديقُ، ثُم عمرُ الفاروقُ، ثُم عثمانُ ذو النُّورَينِ، ثُم عَليّ المُرْتَضَى أَجْمَعِينَ. لِمَا رَوى عبْدُ اللهِ بنُ عُمَرَ رَضِي الله عنهما قال: كنَّا نقولُ والنبيُّ حيٌّ: أَفْضَلُ هذه الأمّة بعْدَ نبيّْها أبو بكرٍ، ثمَّ عمرُ، ثم عثمانُ، ثم عليّ فيبلغَ ذلك النبيَّ فلا يُنْكرُه.
72- وصحَّتِ الرِّوايَةُ عنْ عليّ أنَّهُ قالَ: خَيْرُ هذهِ الأمةِ بعد نبيِّها أبو بكرٍ ثم عمرُ ولو شئْتُ لسميْتُ الثَّالثَ.
73-ورًوى أبو الدّرْدَاءِ عَنِ النبيِّ أنّه قال «مَا طَلَعَتْ الشَمْسُ وَلاَ غَرُبَتْ بَعْدَ النَّبِيِّينَ والمُرْسَلِينَ عَلَى أَفْضَلَ مِنْ أَبِي بَكْرٍ».
74-وَهُو أَحَقُّ خَلْقِ اللهِ بالخِلافَةِ بعْدَ النبيِّ لفَضْلِهِ وسَابِقَتِه، وتَقْدِيمِ النبيِّ له في الصّلاةِ على جميع الصّحابةِ ، وإجماعِ الصّحابة على تقْديمِه ومُبايَعَتِه، ولم يكنِ اللهُ ليَجْمَعَهم على ضَلالةٍ.
75-ثم مِنْ بعده عمرُ لفضْلِه وعَهْدِ أَبي بكرٍ إليه.
76-ثم عثمانُ لتقْديم أهلِ الشُّورى له.
77-ثم عليٌّ لفَضلِه، وإجماعِ أهلِ عصْرِه عليه.
78-وهؤلاءِ الخلفاءُ الرّاشدون المهديّون الذين قال رسول الله فيهم «عَلَيْكُمْ بِسُنّتِي وَسُنّةِ الْخُلَفَاءِ الرّاشِدِينَ الْمَهْدِيّـينِ مِنْ بَعْدِي، عَضّوا عَلَيْهَا بِالنّوَاجِذِ»
79-وقال «الخِلاَفَةُ مِنْ بَعْدِي ثَلاَثُونَ سَنَةً» فكان آخرُها خلافةَ عليٍّ .
80- ونَشْهَدُ للعشَرةِ بالجنّةِ، كما شَهِدَ لهم النبي فقال«أبُو بَكْرٍ فِي الجَنَّةِ، وعُمَرُ فِي الجنَّةِ، وعُثْمَانُ في الجنَّةِ، وعَلِيٌّ في الجنّةِ، وطَلْحَةُ فِي الجَنَّةِ، والزُّبَيْرُ فِي الجَنَّةِ، وسَعْدٌ فِي الجنَّةِ، وسَعِيدٌ في الجنّةِ، وعبدُ الرّحمنِ بنُ عوِفٍ في الجنّةِ، وأبُو عُبَيْدَةَ بنُ الجَرَّاحِ في الجَنَّةِ».
81- وكُلُّ مَنْ شَهِدَ له النبيُّ بالجنَّةِ شَهِدْنَا له بها، كقوله«الحَسَنُ والحُسَيْنُ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الجَنَّةِ»، وقولِه لثابِتٍ بنِ قيْسٍ«إنَّهُ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ».
82- ولا نَجْزِمُ لأحدٍ مِنْ أهلِ القِبْلَةِ بجنَّةٍ ولا نَارٍ إلاَّ مَنْ جَزَمَ لَهُ الرّسول ، لَكِنَّا نَرجو للمُحْسِنِ ونَخَافُ على المُسيءِ.
[/arabic]
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
69 - Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), Посланник Аллаха, последний из пророков и господин посланников. Вера раба Аллаха не будет истинной, пока он не уверует в то, что он Посланник, и не засвидетельствует, что он истинный Пророк. В Судный день не свершится суд над людьми без его заступничества. И никакая община не попадет в рай раньше его общины.
70 - В тот день он будет обладателем знамени благодарности Аллаху, обладателем благословенного места и водоема, к которому будут приходить правоверные. Он имам всех пророков, их проповедник и их заступник.
71 - Его община — лучшая из всех общин, а его сподвижники — самые праведные среди сподвижников всех пророков (да будет мир им). Самым достойным в общине Мухаммада является Абу Бакр Ас-Сыддик, за ним ’Умар Аль-Фáрýк, за ним ’Усмáн Зун-Нурайн, за ним ’Али Аль-Муртазá (да будет Аллах доволен ими всеми). Об этом свидетельствует сообщение, переданное со слов Абдуллаха бин ’Умара (да будет Аллах ими доволен), который сказал: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы говорили: самый достойный — это Абу Бакр, за ним — ’Умар, за ним — ’Усмáн, когда это дошло до Пророка, он этого не отрицал».
72 - Считается достоверным также сообщение, переданное со слов ’Али, в котором он говорит: «Самым лучшим в этой общине после ее Пророка является Абу Бакр, за ним ’Умар, а если бы я хотел, я назвал бы третьего».
73 - Абу ад-Дардá передал со слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) что он сказал: «Никогда солнце не восходило и никогда оно не заходило над кем-либо праведнее, после пророков и посланников, чем Абу Бакр».
74 - Он был самым достойным среди всех созданий стать халифом после Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И это благодаря его благочестию и благодаря тому, что он был первым среди мужчин, кто принял Ислам, а также потому, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) еще при своей жизни выбрал его из всех сподвижников и поручил ему руководить коллективной молитвой. Об этом также свидетельствует то, что сподвижники единогласно выбрали его имамом мусульман и присягнули ему как правителю мусульман. А иначе Всевышний не объединил бы их в единогласном принятии неверного решения.
75 - После Абу Бакра следует ’Умар (да будет Аллах доволен им), благодаря его достоинствам и благодаря тому, что Абу Бакр рекомендовал его в качестве преемника.
76 - После ’Умара следует ’Усмáн (да будет Аллах доволен им), благодаря его достоинствам и потому, что его выбрали «ахлю-ш-Шýра» (ученые-сподвижники).
77 - После ’Усмáна, следует ’Али (да будет доволен им Аллах), благодаря его достоинствам и благодаря тому, что люди его времени сошлись на его праведности.
78 - Они являются праведными халифами и имамами, которых Аллах вел прямым путем, о которых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Следуйте моей Сунне, и сунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками».
79 - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «После меня халифат продлится тридцать лет». Последним халифом, завершившим эти годы, был ’Али (да будет Аллах доволен им).
80 - Мы свидетельствуем, что десять названных Пророком (мир ему и благословение Аллаха) сподвижников попадут в рай, так же, как об этом засвидетельствовал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав о них: «Абý Бакр попадет в рай, ’Умар попадет в рай, ’Усмáн попадет в рай, ’Али попадет в рай, Тальха попадет в рай, Аз-Зубайр попадет в рай, Са’ад попадет в рай, Са’ид попадет в рай, ’Абдур-Рахмáн Ибну ’Ауф попадет в рай и Абу ’Убайда бин Аль-Джаррáх попадет в рай».
81 - Мы свидетельствуем, что в рай попадет каждый, о ком свидетельствовал это Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Аль-Хасан и Аль-Хусайн будут господами молодых людей в раю», также он сказал о Сáбите бин Кайсе: «Воистину, он будет одним из обитателей рая».
82 - Мы не можем утверждать, что кто нибудь из мусульман войдет в рай или в ад, кроме тех, которых назвал Посланник (мир ему и благословение Аллаха), но мы надеемся, что праведный войдет в рай, и опасаемся, что грешник попадет в ад.
Прозвище Усмана - Зун-Нурайн, то есть обладатель двух нуров, так как он был женат на двух дочерях пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Также поговорим об условиях шахады: "Мухаммад - посланник Аллаха". В наше время все говорят, что Мухаммад - посланник Аллаха. Однако, шахада требует от тебя выполнения определенных условий, а иначе ты являешься лгуном.
1. Вера во все, что сообщил посланник (мир ему и благословение Аллаха) без сомнений.
Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что что-то было так, а что-то будет так, то ты обязан верить в это, а иначе ты лгун. Поэтому если посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам что-то о прошлых общинах, мы обязаны в это верить. Если же ты не веришь, тогда твоя шахада недействительна.
2. Подчинение тому, что повелел посланник (мир ему и благословение Аллаха).
Если ты свидетельствуешь, что Мухаммад - посланник Аллаха, и он (мир ему и благословение Аллаха) тебе что-то приказал, то обязательно для тебя выполнить это, а иначе ты лгун.
3. Отстранение от того, что запретил посланник (мир ему и благословение Аллаха).
Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) нам что-то запретил, мы должны сторониться этого.
4 - Не внедрять в религию того, что не узаконил посланник (мир ему и благословение Аллаха) будь это в вопросах убеждения, словах или делах.
И поэтому тот человек, который свидетельствует о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), а затем вводит нововведение, этот человек лгун. Если только он не оправдан невежеством.
5 - Необходимо считать, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) донес до нас все необходимое.
То есть человек делает то, что не приказал пророк (мир ему и благословение Аллаха), этим самым косвенно говорит, будто бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) забыл что-то донести.
6 - Вера в то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) является печатью всех пророков.
И поэтому тот, кто утверждает, что после Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) есть другой пророк, этот человек неверный и его шахада недействительна. И в наше время появилось течение - кадъяниты. Они верят в Коран и Сунну, но в то же время не верят в нее! Как это? Они верят в аят, где Всевышний Аллах сказал:
وَلَكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ
[/arabic]
Он Посланник Аллаха и печать пророков. (Сура аль-Ахзаб, аят 40)
Они говорят, что слова:
" َخَاتَمَ النَّبِيِّينَ " - это не печать пророков, а украшение для пророков. И поэтому они говорят, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не является последним пророком. Эти люди являются неверующими.
7 - Любовь к пророку (мир ему и благословение Аллаха), которая больше любви к родтителям, к детям и ко всем людям вместе.
[Шейх Салих ибн 'Абдуль-'Азиз али Шейх говорит]: Ибн Къудама рассказал в этих предложениях об убеждениях приверженцев сунны в отношении сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Мы убеждены в том, что самыми лучшими в этой общине после пророков, являются сподвижники. Как это пришло в хадисах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Лучшие из людей — это мои сподвижники». Аль-Бухари (3650), Муслим (2533). И этот хадис общий для всех сподвижников. Сподвижники лучше, чем те, которые жили после них. Однако сподвижники не равны между собой. Самый лучший из сподвижников - это Абу Бакр Ас-Сыддик, затем 'Умар ибн аль-Хаттаб, затем ’Усмáн ибн Аффан, затем ’Али. Они четверо - праведные халифы. И вначале было разногласие: кто лучше Усман или Али, несмотря на то, что было единогласное мнение о том, что Усман более достоин быть халифом, чем Али. Некоторые жители Куфы сказали, что Али лучше, чем Усман, однако большинтсво людей сказало, что Усман лучше. Это и есть убеждение приверженцев сунны, так как Али засвидетельствовал о том, что Усман лучше.
И поэтому тот, кто считал, что Али лучше, чем Усман назывался шиитом (это не те шииты, которые в наше время). Это не те рафидиты, которые живут в наше время и поносят и проклинают Абу Бакра и Умара. Они говорят, что непричастны к Усману и ругают Муавию. Они считают верующими только шестерых сподвижников. Большинство из них отошли от ислама.
Что касается сподвижников, то мухаджиры лучше, чем ансары. Затем те, кто дал присягу Довольства, затем те, кто принял ислам до открытия Мекки, затем все остальные. Всевышний Аллах сказал:
لَا يَسْتَوِي مِنكُم مَّنْ أَنفَقَ مِن قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ أُوْلَئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِّنَ الَّذِينَ أَنفَقُوا مِن بَعْدُ وَقَاتَلُوا وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
[/arabic]
Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. (Сура аль-Хадид, аят 10)
Под "открытием Мекки" подразумевается Худайбийский мир. И не сравнятся те, кто дал присягу Довольства и те, кто принял ислам после этого. Это и есть степени сподвижников в общем. И сподвижники лучше, чем те, кто был после них.
Самые лучшие из мухаджиров - это десять обрадованных Раем. Это Абу Бакр, Умар, ’Усмáн, ’Али, Тальха ибн УбайдуЛлах, аз-Зубайр ибн уль-'Аууам, Саид ибн Зейд, Саад ибн Аби Ваккас, Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах, ’Абдур-Рахмáн Ибну ’Ауф. Они лучшие из всех сподвижников.
Какое же положение у того, кто поносит сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха)? Они делятся на два вида:
1 - Тот, кто поносит всех или большинство сподвижников, он неверующий. Потому что этот человек отрицает аят, в котором Всевышний Аллах сказал:
لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ
[/arabic]
Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. (Сура аль-Фатх, аят 18)
И пришло в хадисе, что этих людей было 1400-1500 человек.
2 - Тот, кто поносит некоторых сподвижников. Тут необходимо уточнять. Например, как хавариджи ругали сподвижников, они совершали очень большой грех, но он дошел до степени куфра. Однако, если кто-то ненавидит сподвижника, презирает его, это выводит человека из ислама. Всевышний Аллах сказал о сподвижниках:
يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ
[/arabic]
Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. (Сура аль-Фатх, аят 29)
То есть ярость неверных вызвали рассказы о сподвижниках. И поэтому тот, кто ненавидит сподвижников, он попал под описание Аллаха, Который сказал про таких людей, что они являются кафирами.
Что касается матерей правоверных, то поношение их, подобно поношению сподвижников.
А тот, кто обвиняет их в прелюбодеянии, он является неверующим. Ведь, Всевышний Аллах сказал о таких обвинениях:
يَعِظُكُمُ اللَّهُ أَن تَعُودُوا لِمِثْلِهِ أَبَدًا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
[/arabic]
Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими. (Сура ан-Нур, аят 17)
Аллах обусловил это дело иманом. Поэтому после снисхождения этого аята, тот, кто обвиняет жен пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этом, он неверующий.
Мы не можем утверждать, что кто нибудь из мусульман войдет в рай или в ад, кроме тех, которых назвал Посланник (мир ему и благословение Аллаха), но мы надеемся, что праведный войдет в рай, и опасаемся, что грешник попадет в ад. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовал Раем, помимо десятерых, еще некоторым сподвижникам. Например, Хасан и Хусейн, Лу'каша и некоторые другие. Мы свидетельствуем, что в рай попадет каждый, о ком свидетельствовал это Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Однако, некоторые ученые, среди которых шейх уль-Ислам ибн Теймия, сказали: "Если вся умма сказала о ком-то, что он в Раю, то он в Раю". И они привели далиль: Анас рассказывал: “Однажды, когда мимо пророка (мир ему и благословение Аллаха) проходила похоронная процессия, люди стали восхвалять покойного, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Стало обязательным». Затем прошла еще одна, и люди стали отзываться о покойном плохо, он сказал:
«Стало обязательным». Тогда ‘Умар спросил:
“Что стало обязательным?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«За одного вы отозвались благом, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в Огне. Вы – свидетели Аллаха на земле!»” аль-Бухари 1367. [Конец слов шейха]
Хадисы, которые привел автор.
Сообщение, переданное со слов ’Али, в котором он говорит: «Самым лучшим в этой общине после ее Пророка является Абу Бакр, за ним ’Умар, а если бы я хотел, я назвал бы третьего». Ибну Аби ’Áсим (1235),Ахмад (1/106).
Абу ад-Дардá передал со слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) что он сказал: «Никогда солнце не восходило и никогда оно не заходило над кем-либо праведнее, после пророков и посланников, чем Абу Бакр». Хадис слабый. его привел Абу Ну’аúм в книге Аль-Хилья (10/301).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следуйте моей Сунне, и сунне праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками». Абу Дауд (4607), Ат-Тирмизи(2678).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «После меня халифат продлится тридцать лет». Хадис сахих, Ахмад (5/221), Абу Давуд (4646), Ат-Тирмизи (2226).
А на счет следующего хадиса, то он передается со слов ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауфа и Са’ида ибн Зайда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Усман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха ибн ‘Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-‘Ауам в Раю, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф в Раю, Са’д ибн Абу Уаккъас в Раю, Са’ид ибн Зайд в Раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в Раю». Этот хадис приводят Ахмад 1/188, ат-Тирмизи 3747, Ибн Маджах 132 и др.
Его достоверность подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль. См. «аль-Имта’» 1/104, «Сахих аль-джами’» 50, “Сахих Даляиль ан-нубууа” 203.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аль-Хасан и Аль-Хусайн будут господами молодых людей в раю». Хадис сахих. Ат-Тирмизи (3768), Ибну Мáджах (118), Ахмад (3/3).
Также он сказал о Сáбите бин Кайсе: «Воистину, он будет одним из обитателей рая». Аль-Бухари (3613), Муслим (119).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы по пройденной теме:
135 – Назови сподвижников по порядку их достоинства друг перед другом.
136 – Назови десятерых, обрадованных Раем.
137 – Каково постановление в отношении ругани в адрес сподвижников и порочении матерей правоверных?