ГЛАВА – 14
Об умеренности в поклонении
Доводы из Корана
Аллах Всевышний сказал:
«Та-ха. Не для того Мы ниспослали тебе Коран, чтобы ты испытывал мучения …». (Та-ха, 1–2).
Всевышний также сказал:
«Аллах желает для вас облегчения и не желает вам затруднения». (Корова, 185).
Доводы из Сунны
142. Передается от ‘Аиши что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил (её): “Кто это?”. (‘Аиша) сказала: “Такая-то”, - и стала рассказывать о том, как она молится 1, (что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха) то) он сказал: “Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится 2, пока сами вы не утомитесь, а больше всего (Аллах) любит такие религиозные (дела), которые совершающий их совершает постоянно”. аль-Бухари, 43, 1151; Муслим, 785.
_____________________________
1. Эта женщина очень много молилась, изнуряя себя и полностью выбиваясь из сил.
2. Имеется в виду, что Аллах не устанет награждать людей за благие дела.
“
Аллах не утомится” (ля йамаллю-Ллаху): это значит, что Он не перестанет вознаграждать вас и воздавать за дела ваши и не будет относиться к вам как тот, кто тяготится “
пока сами вы не утомитесь” (хатта тамаллю) и не прекратите, следовательно, вам надлежит браться за то, что вы в состоянии совершать постоянно, чтобы постоянными были Его награды и милости к вам.
143. Сообщается, что Анас сказал: "(Однажды) к домам жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли трое людей 3, которые стали расспрашивать о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много 4, (такаллю-ха) сказали: “Как далеко нам до пророка (мир ему и благословение Аллаха) которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” 5. Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь” 6. (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь 7 Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне не имеет ко мне отношения!”. аль-Бухари, 5063; Муслим, 1401.
_____________________________
3. Имеются в виду ‘Али бин Абу Талиб, ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас и ‘Усман бин Маз’ун.
4. То есть: они посчитали, что пророку (мир ему и благословение Аллаха) можно молиться и заниматься другими видами поклонения дополнительно меньше других, так как ему прощены все его грехи. Если же слитное местоимение “ха” имеет отношение к их собственному поклонению, эти слова будут означать, что, узнав, как много времени посвящает делам поклонения пророк (мир ему и благословение Аллаха) они посчитали своё поклонение недостаточным.
5. Здесь, как и во втором аяте суры “Победа”, имеется в виду либо то, что предшествовало началу его пророческой миссии и что было потом, либо то, что предшествовало взятию мусульманами Мекки и что было потом.
6. Он считал, что брак может помешать его полноценному поклонению Аллаху.
7. Здесь имеется в виду страх в сочетании со знанием.
144. Передается от Ибн Мас’уда что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”, - повторив это трижды. Муслим, 2670.
“
Аль-мутанатти’уна” - углубляющиеся и строго подходящие к чему-либо в тех случаях, когда это неуместно.
145. Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его 8, так придерживайтесь же правильного 9, и приближайтесь 10, и радуйтесь 11 и обращайтесь (к Аллаху) за помощью 12 утром (аль-гадуа), вечером (ар-рауха) и (некоторое время) ночью (ад-дульджа) 13".
аль-Бухари, 39.
_____________________________
8. Здесь имеется в виду, что попытки делать нечто непосильное для себя, например, молиться днём и ночью до полного изнеможения или поститься ежедневно всегда приводят к нежелательным последствиям, так как рано или поздно человек теряет силы и оказывается не в состоянии делать даже то, на что способны все остальные.
9. То есть: не старайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.
10. То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.
11. Имеется в виду, что людям следует радоваться обещанной им Аллахом награде.
12. То есть: молитесь и взывайте к Нему с мольбами.
13. Здесь имеется в виду время, начиная от середины последней трети ночи и до рассвета.
В (другой) версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): "…
так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)".
Слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “ …
она неизменно побеждает его … ”, - означают, что религия побеждает его, и вступающий с ней в борьбу оказывается не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество её путей.
Слово “аль-гадуа” означает - движение в начале дня, слово “ар-рауха” - движение в конце дня, а слово “ад-дульджа” - движение в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми а сердца ваши - свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше.
146. Сообщается, что Анас сказал: "Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: “Что это за верёвка?”. (Люди) сказали: “Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв)”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать”. аль-Бухари, 1150; Муслим, 784.
147. Передается от ‘Аиши что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас станет молиться, засыпая, он не будет знать, (что говорит), и может случиться так, что(желая) попросить прощения у Аллаха, он (вместо этого) станет проклинать самого себя". аль-Бухари, 212; Муслим, 786.
148. Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Джабир бин Самура сказал: "Я часто молился вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) молитвы и хутбы которого (никогда) не были ни слишком короткими, ни слишком длинными". Муслим, 866.
149. Сообщается, что Абу Джухайфа Уахб бин ‘Абдуллах сказал: "В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку (мир ему и благословение Аллаха) 14 а когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду 15 в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?”. Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого” 16. (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: “Поешь”. (Абу-д-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь”. (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”. И он поел, а когда настала ночь 17, Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, - и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, - а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, - и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!”. А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом, пророк же (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Сальман сказал правду”. аль-Бухари, 1968, 6139.
_____________________________
14. В начале 623 года между переселенцами из Мекки (мухаджирами) и мусульманами Медины (ансарами) был заключён договор, в силу которого они должны были оказывать друг другу помощь и поддержку, на уровне же отдельных лиц, как видно из содержания этого хадиса, имели место поощрявшиеся пророком (мир ему и благословение Аллаха) акты братания.
15. Умм ад-Дарда - жена Абу-д-Дарды.
16. Иначе говоря, Умм ад-Дарда жалуется на то, что её муж не уделяет должного внимания её обеспечению.
17. Имеется в виду, что прошла уже часть ночи.
150. Сообщается, что Абу Мухаммад ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал: "(В своё время) пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что я говорю: “Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью 18 до конца своей жизни!”, - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: “Так это ты говоришь так?”. Я ответил: “Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту” 19. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”. Он сказал: “Тогда постись раз в три дня”. Я сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”. Он сказал: “Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда (мир ему и благословение Аллаха) и это - наиболее справедливый 20 пост”. (В другой версии это хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “ … и это - наилучший пост”) , - я же опять сказал: “Поистине, я способен на нечто лучшее!”, - и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: “Нет ничего лучше этого!”. (‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал: "И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества 21!
_____________________________
18. То есть поститься ежедневно и молиться все ночи напролёт.
19. Так как награда за трёхдневный ежемесячный пост увеличится в десять раз и получится так, что человек постится как бы по тридцать дней каждый месяц, иначе говоря, круглый год.
20. Справедливый по отношению к собственной душе и телу, которым необходимо давать возможность отдыхать и набираться сил.
21. ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, имеет в виду, что он не последовал этому совету, а когда он состарился, соблюдать пост также как в молодости стало для него очень трудно. Тем не менее он продолжал много поститься и в старости.
В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал): "(Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне): “О ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам”. Я сказал: “Да, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Не делай же (так, но) постись, и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту”. Однако я настаивал, а потом был наказан за это 22. Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине я чувствую в себе силу!”. Он сказал: “Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!”. Я спросил: “А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?”. Он ответил: “Через день”. А когда ‘Абдуллах состарился, он часто говорил: “О если бы я принял разрешение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!”.
_____________________________
22. См. предыдущее примечание.
В (третьей) версии (этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал): "(Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне): “Мне сообщили, что ты постоянно постишься и за ночь прочитываешь Коран целиком(так ли это)?”. Я ответил: “Да, о посланник Аллаха, но я стремлюсь только к благу!”. Тогда он сказал: “Постись также, как делал это пророк Аллаха Дауд, поклонявшийся Аллаху больше кого бы то ни было из людей, и прочитывай Коран за месяц”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!”. Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в двадцать дней”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!”. Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в десять (дней)”. Я сказал: “О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!”. Он сказал: “Тогда прочитывай его (один раз) в семь (дней), но не более того!”. Однако я стал настаивать, и потом был наказан за это, ибо тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ты же не знаешь, может быть, проживёшь ты долго!” 23. И получилось именно так, как говорил мне пророк (мир ему и благословение Аллаха) а когда я состарился, то пожалел о том, что не согласился (поступать так, как позволил мне поступать) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует!".
_____________________________
23. То есть: проживёшь долго и не сможешь постоянно делать это.
В (четвёртой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): "… и, поистине, у детей твоих есть на тебя право …".
В (пятой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) трижды сказал: "Вообще не постится тот, кто постится непрерывно".
В (шестой) версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): "Любимым постом для Аллаха Всевышнего является пост Дауда, а любимой молитвой 24 для Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи, молился треть её(после чего) спал шестую часть ночи, постился же он через день и не бежал (от врага), встретив (его)".
_____________________________
24. То есть: любимым временем для молитвы.
В (седьмой) версии (этого хадиса сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал: "(В своё время) мой отец женил меня на одной знатной женщине, после чего стал часто приходить к своей невестке, спрашивая её о её муже 25, на что она отвечала ему: “Он - прекрасный человек, но он не спал со мной и даже не посмотрел на меня!”. И поскольку (мой отец) слышал это уже долгое время, он рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха) который сказал: “Скажи, чтобы он встретился со мной!”, - а через некоторое время я встретился с ним и он спросил меня: “Как ты постишься?”. Я ответил: “Каждый день”. Он спросил: “А за сколько времени ты (прочитываешь Коран) полностью?”. Я ответил: “За одну ночь”.
_____________________________
25. То есть: о своём сыне ‘Абдуллахе.
(Далее в этой версии) передаётся нечто подобное тому, о чём уже говорилось ранее, и сообщается, что впоследствии он читал читал седьмую часть (из того, что обычно читал из Корана ночью) днём некоторым членам своей семьи, чтобы ему было легче ночью, а когда хотел набраться сил, то переставал поститься, считая (дни), после чего постился столько же дней подряд, не желая отказываться ни от чего из того, о чём он говорил пророку (мир ему и благословение Аллаха) когда расставался с ним. (Все эти версии являются достоверными. Большинство их приводится в обоих “Сахихах” и только некоторые - в одном из них.
Аль-Бухари, 1976, 3418; Муслим, 1159.
151. Сообщается, что Ханзаля бин ар-Раби’ аль-Усайди, один из писцов посланика Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды я встретил Абу Бакра, который спросил меня: “Как поживаешь, о Ханзаля?”. (В ответ ему) я сказал: “Ханзаля стал лицемером!”. Он воскликнул: “Преславен Аллах 26! Что ты говоришь?!”. Я сказал: “Когда мы приходим к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) напоминающему нам о рае и аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!”. Абу Бакр сказал: “Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!”, - (после чего) мы с Абу Бакром пошли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и я сказал (ему): “Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!”. Он (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “В чём же это (выражается)?”. Я сказал: “О посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о рае и аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!”. (Выслушав меня) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Клянусь Тем, в чьей руке душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки (где бы вы ни были) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время 27”, - повторив (эти слова) трижды». Муслим, 2750.
_____________________________
26. “Субхана-Ллах!” - здесь выражение изумления.
27. Иначе говоря, часть времени необходимо посвящать поклонению, а часть - мирским делам.
152. Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. (Люди) сказали: “(Это) Абу Исраиль, который дал обет (в этот день) стоять на солнце и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал : “Вели ему, чтобы он говорил, и укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведёт до конца”». аль-Бухари, 6704.