Достоверность хадиса о применении наказаний при сомнениях

Ответить
Kingdom
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 20:33

Достоверность хадиса о применении наказаний при сомнениях

Сообщение Kingdom »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху, братья.
Какова достоверность этого хадиса? И как его правильно перевести?

في مسند أبي حنيفة للحارثي حديث رواه عبد الله ابن عباس عن الرسول صلى الله عليه وسلم: ((ادرؤوا الحدود بالشبهات))
أخرجه الهندي في كنز العمال برقم 12957، 12972، وفي كشف الخفاء برقم 166.

Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
Хадис известный, и он приводится различными версиями в более известных сборниках по хадисам, чем "Муснад Абу Ханифы"

А перевод приведённого тобой хадиса звучит так: «Воздержитесь от применения наказаний при наличии сомнений».
Т.е. не следует применять установленное наказание (хадд), кроме как если будет установлена вина на все сто процентов, когда у виновника не будет причины, мешающей применить наказание в отношении него, будь это смертная казнь, бичевание, отсечение руки за воровство, и т.п.
Шейх ‘Абду-р-Рахман ас-Са’ди сказал: “Этот хадис указывает на то, что от воплощения наказания воздерживаются в случае сомнения. Если положение человека вызывает у нас неясность или вероятности, как: Совершил ли он то, что требует наказания или нет? Являлся ли он тем, кто знает о запретности или нет? Являлся ли он тем, кто был истолковывающим в своём поступке или нет? Есть ли у него оправдание в виде убеждения или нет? В таких случаях воздерживаются от применения наказания, поскольку мы не пришли к убеждённости в том, что он его заслужил. И если будут сомнение касательно положения, то допущение ошибки в оставлении применения наказания проще, чем воплощение наказания. Воистину, милость Аллаха опережает Его гнев, а Его Шариат построен на облегчении и лёгкости. И основа в отношении неприкосновенной крови, тела и имущества – это запрет, пока мы не будем убеждены в том, что сделает это дозволенным”. См. “Бахджату-къулюб аль-абрар” 117.

Некоторые подобные этому хадису версии:
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не применяйте наказание в отношении мусульманам по мере своих возможностей. Если вы найдёте для него выход (оправдание), то оставьте его в покое. Воистину, для имама ошибиться в прощении лучше, чем ошибиться в применении наказания».
Этот хадис приводит ат-Тирмизи 1424.
Но сам ат-Тирмизи назвал его слабым. Также его назвали слабым аль-Бухари, аль-Байхакъи и аль-Альбани. См. “Мухтасар аль-хиляфият” 4/432, “Ируа аль-гъалиль” 2355.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не применяйте наказаний, если вы найдёте для этого повод».
Этот хадис приводит Ибн Маджах 2545.
И этот хадис является слабым, о чём сообщил хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани. См. “аз-Зауаид” 1/586, “Ируа аль-гъалиль” 2356.

Эти версии указывают на то, что изначально следует покрывать грехи, не доводить дело до правителя или судьи, если в этом есть возможность и если преступление не стало явным и обнародованным.

Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воздержитесь от применения наказаний при наличии сомнений».
Этот хадис приводит аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 8/238.
Но и этот хадис является слабым, как сказал это аль-Байхакъи.

Среди учёных есть такие, кто говорил, что хадис: «Воздержитесь от применения наказаний при наличии сомнений», является недостоверным в общем, как это сказали Ибн Хазм и Абу Бакр ибн аль-‘Араби. См. “аль-Мухалля” 9/428, “Аридатуль-ахуази” 6/159.

Что касается упомянутой тобой версии этого хадиса от Ибн ‘Аббаса, что приводится в Муснаде Абу Ханифы, то у меня есть Муснад Абу Ханифы в ПДФ варианте, но к сожалению он без глоссария по хадисам в алфавитном порядке. А в версии Муснада в формате ВОРД через поисковик также не удалось найти ничего.
Зато я нашёл вот такие слова хафиза Ибн Хаджара про хадис Ибн ‘Аббаса: “Я нашёл сообщение Ибн ‘Аббаса в другом месте, которое упоминал наш шейх – хафиз Абу-ль-Фадль (аль-‘Иракъи) в шархе на сборник ат-Тирмизи, сказав: «Что касается хадиса Ибн ‘Аббаса, то его привёл Ибн ‘Ади через путь Ибн Ляхи’и от Язида ибн Хубайба со слов ‘Икримы от Ибн ‘Аббаса…». Этот иснад, если передатчики между Ибн ‘Ади и Ибн Ляхи’ом приемлемые, является хорошими”. См. “Мууафакъа аль-хубр аль-хабар” 1/447.
Но я не знаю, приемлемые эти передатчики или нет )

Что касается шейха Ибн База, то он сказал: “У этого хадиса есть различные пути, в каждом из которых есть слабость. Однако в совокупности эти версии усиливают друг друга, и хадис становится хорошим в силу существования других”. См. “Фатауа Ибн Баз” 25/263.

И то, что говорит Ибн Баз усиливает тот факт, что с точно таким же смыслом передаются достоверные сообщения от сподвижников:
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Оставить применение наказания (хадд) в котором есть сомнение, для меня лучше, чем совершить наказание, испытывая сомнение!” Ибн Аби Шайба 11/70. Хафиз Ибн Хаджар и хафиз ас-Сахауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “ат-Тальхыс” 4/56, “аль-Макъасыд аль-хасана” 50.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Воздержитесь от применения наказаний при наличии сомнений, и удерживайтесь от убийства мусульман”. аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 8/238. Имам аль-Байхакъи подтвердил достоверность.

Также передаётся, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) оправдал и не стал наказывать человека, совершившего прелюбодеяние в Шаме, когда он заявил о том, что не знал о запретности этого. ‘Абду-р-Раззакъ 13643, аль-Байхакъи 8/239.
Также передаётся, что и ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) оправдал женщину из числа иностранок, совершившую прелюбодеяние, и не стал её наказывать, так как она не знала о запретности этого. ‘Абду-р-Раззакъ 13644, аль-Байхакъи 8/238.

И даже если бы не было на эту тему ничего от сподвижников, кроме упомянутого хадиса, подобный хадис из числа тех, о котором говорится: "Несмотря на слабый иснад, смысл его правильный".
Тем более учёные единогласны в том, что не следует применять наказания в случаях сомнений и т.п.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Единогласны все обладающие знанием, что наказание при неясности и сомнении не совершается!” См. “аль-‘Удда” 537.
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Людская кровь больше всего заслуживает того, чтобы проявлять в отношении неё осторожность, ибо основа в ней – это сохранение”. См. “аль-Муфхим” 5/27.

А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Kingdom
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 20:33

Re: Достоверность хадиса о применении наказаний при сомнения

Сообщение Kingdom »

БаракаЛлаху фикум, брат мой за детальный ответ.
Нашёл вот ответ шейха Мукбиля Ибн Хади касательно данного хадиса, и он сказал, что он слабый и не удостоверен от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. См. «Кама аль-муанид», с. 459

http://www.muqbel.net/fatwa.php?fatwa_id=395
Ответить