С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Откуда берут своё начало исламские обряды похорон?
Откуда берут своё начало исламские обряды похорон?
Со слов Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Поистине, когда к Адаму (мир ему) приблизилась смерть, он сказал своим сыновьям: “О сыны мои, поистине, я – болен, и я возжелал того, чего желает больной. Так отправляйтесь и добудьте мне райских плодов”.
Когда же они отправились по земле на поиски райских плодов, то их встретили ангелы, [у которых был саван и благовонье, а также топор, лопата и корзина из пальмовых листьев], и ангелы спросили их: “О сыны Адама, куда вы направляетесь, [чего желаете и чего ищите]?”
Они ответили: “Наш отец болен, и он отправил нас на поиски райских плодов”.
Ангелы ответили: “Возвращайтесь, с вас достаточно. [Время вашего отца истекло и нам велено забрать его душу в Рай]”.
Когда они вернулись вместе с ними и вошли к Адаму, увидев ангелов, Хауа испугалась [за Адама поскольку поняла, кто они] и стала приближаться к Адаму, прикрывая его, на что он сказал ей: «Отойди, отойди от меня. Поистине, меня итак постигло (изгнание из Рая) по причине тебя. Дай же ангелам моего Всемогущего и Великого Господа распорядиться мной».
После этого ангелы забрали душу Адама, а затем [на глазах его сыновей] обмыли его тело, завернули в саван, умастили благовониями, выкопали для него яму, [выкопали могильную нишу с углублением сбоку], а потом совершили по нему заупокойную молитву. [После чего они спустились в его могилу, уложили тело Адама в неё, заложили его кирпичами из глины], затем вышли из могилы и засыпали её землёй, после чего сказали: “О сыны Адама, таковой является ваша Сунна (традиция) касательно ваших умерших. И именно так и поступайте!”»
Этот хадис приводят аль-Хаким 1/344, аль-Байхакъи 3/404, ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аль-Муснад” 5/136, ад-Дыя аль-Макъдиси в “аль-Мухтара” 1251, и др.
Некоторые имамы приводят этот хадис от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а некоторые от сподвижника Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах).
Достоверность хадиса в версии от Убайя подтвердили имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз Ибн Касир и хафиз Ибн аль-Муляккъин. См. “аль-Мухтара” 4/19, “аль-Бидая уа-ннихая” 1/98, “Тухфатуль-мухтадж” 1/589.
А шейх аль-Альбани сказал, что этот хадис достоверен, как в версии от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), так и в версии от Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах). См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 6/406.
Но даже, если бы эти слова были достоверны лишь от Убайя, то по положению они подобны тому, что передаётся от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники от себя о сокровенных вещах никогда не говорили. Следовательно, Убай мог слышать это лишь от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем более, неизвестно, чтобы Убай что-либо передавал из рассказов людей Писания. См. “Тахкыкъ Тухфа аль-мухтадж” 1/589, “Сахих аль-къасас ан-набауи” 26.
Следует отметить, что от имама ‘Али ибн аль-Мадини сообщается, что он назвал неизвестным (маджхуль) ‘Утайя ибн Дамру, передавшего этот хадис от Убайя, но при этом сказал, что хадисы его подобны хадисам правдивых людей. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 7/95.
На самом же деле ‘Утай не является неизвестным. Да, он очень редко передавал хадисы (всего шесть хадисов), и никто не передавал от него их, кроме его сына и аль-Хасана аль-Басри. Но тем не менее, он был правдивым и надёжным, и был учеником двух сподвижников: Ибн Мас’уда и Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен ими Аллах).
И несмотря на то, что имам Ибн аль-Мадини посчитал ‘Утайя неизвестным, надёжным передатчиком его назвал имам Ибн Са’д, который сказал о нём: “Он передавал хадисы от Убай ибн Ка’ба и других. Был надёжным, передал мало хадисов”. См. “ат-Табакъат” 7/146.
Также назвали его надёжным аль-‘Иджли и Ибн Хиббан, а затем аль-Хайсами, Ибн Хаджар и др. См. “ас-Сикъат” 5/286, “ас-Сикъат” 1205, “Маджма’у-ззауаид” 8/202, “ат-Такъриб” 4445.
Некоторые пользы, извлекаемые из этого хадиса:
▪ Упоминание того, откуда берут своё начало самые прекрасные обряды, связанные с похоронами человека.
▪ Упоминание того, как ангелы обучили человечество этой Сунне на личном примере.
▪ Упомянутое стало Сунной всех пророков и посланников, а также их последователей, за исключением тех, кто отклонился от их верного руководства касательно этих обрядов, а также вместо захоронения стал кремировать или бальзамировать тела умерших.
▪ Любые методы похорон, противоречащие тому методу, которому ангелы обучили человечество от Всевышнего и велели так поступать, является отклонением от пути и руководства Всевышнего Аллаха.
▪ В этом хадисе содержится указание на достоинство праотца нашего Адама (мир ему), который удостоился тому, что обряды похорон по нему провели ангелы.
▪ Указание на то, как Адам скучал по Раю, из которого был изгнан.
▪ Покорность сыновей Адама и их беспрекословное подчинение своему отцу, которые отправились для него на поиски райских плодов, прекрасно понимая, что им не найти их на земле.
▪ Способность ангелов принимать облик людей и совершения ими того, что совершают люди.
▪ Упоминание о том, что некоторые орудия труда, как топор, лопата и корзина, существовали с начала зарождения человечества, а не появились в процессе эволюции от обезьяны в человека, как это предполагают заблудшие атеисты. См. “Сахих аль-къасас ан-набауи” 26-28.