Имам аль-Фулляни – кость в горле мукъаллидов
Салих ибн Мухаммад аль-Фулляни – имам, мухаддис, факъих, языковед, муджтахид, отличавшийся беспристрастием и отсутствием такълида, родился в 1166 г.х. в Судане. Является прямым потомком ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Прозвище «аль-Фулляни» получил по причине племени «аль-Фуллян» в Судане, в котором он родился.
Его путешествие в поисках знания
Он начал изучать религиозные знания в своем городе с раннего возраста, будучи приверженцем маликитского мазхаба. Начиная с 12 лет, он стал путешествовать в поисках шариатского знания по различным городам и странам. Так, он посетил города аль-Къибля, проведя там обучаясь около года.
Затем дошёл до Багъи и остановился там на шесть лет, обучаясь в течение этого времени у известного мухаддиса этого времени – Мухаммада ибн Санна аш-Шинкыти.
Затем оттуда он перебрался в Томбукту (в Мали), проведя там в требовании знания год.
После чего он переехал в Марракеш (Марокко), и пробыл там пол года.
Также он посетил Тунис и обучался там у известных ученых этой страны, как аль-Гъарани, аль-Кауаши, ас-Суси и др.
Также по возвращении из Хаджа он посетил Триполи (Ливия) и зачитывал некоторые труды маликитскому факъиху своего времени – Мухаммаду ибн Тайибу ибн Сауда ат-Тауди аль-Фаси.
Затем он переехал в Египет и провел там три месяца, обучаясь у ученых Египта, в числе которых был ‘Али ибн Ахмад аль-‘Адауи ас-Са’иди.
В итоге он посетил земли Хиджаза и остановился в Медине, в которой пробыл до конца своих дней, пока не скончался.
Его учителя
Как стало не сложно догадаться, исходя из стольких путешествий в поисках знания, у шейха аль-Фулляни было множество учителей из числа ученых и шейхов его времени, которые принадлежали различным школам и мазхабам, среди которых:
- аль-Му’аммар Мухаммад ибн Санна аш-Шинкыти аль-Фулляни;
- Мухаммад ибн Тайиб ибн Сауда ат-Тауди аль-Фаси аль-Гъарани;
- ‘Али ибн Ахмад аль-‘Адауи ас-Са’иди;
- Ибн Сулейман ар-Радаи;
- ‘Усман ибн ‘Абдуллах аль-Фулляни;
- Къады ‘Абдуль-‘Азиз ибн Хамза аль-Маракиши;
- Мухаммад ибн Абдуллах аль-Магъриби аль-Мадани и др.
Его ученики
Что касается учеников имама аль-Фулляни, то их у него было множество, причем из числа представителей различных мазхабов и школ, разных городов и стран. Среди которых можно выделить следующих:
- Мухаммад ‘Абид ас-Синди аль-Ансари аль-Ханафи из Хиджаза.
- ‘Умар ибн Абдуль-Карим аш-Шафи’и из Мекки.
- ‘Али ибн Абдуль-Барр аль-Уанаи из Египта.
- ‘Абдуррахман ибн Ахмад аш-Шинкыти из Морокко.
- Исмаил ибн Зейн аль-Абидин аль-Барзанджи из Морокко.
- Исмаил ибн Идрис ар-Руми из Медины.
Трудно было найти во время аль-Фулляни исламской страны, чтобы там у него не было учеников.
Слова похвалы в адрес аль-Фулляни обладателями знания
Что касается слов похвалы обладателей знания из числа современников аль-Фулляни и тех, кто был после него, то их огромное множество. В качестве примера можно упомянуть то, что его очень хвалил и называл «выдающимся учёным» имам аш-Шаукани. См. “аль-Фатх ар-раббани” 5/4551.
Его ученик – шейх ‘Абду-р-Рахман ибн Ахмад аш-Шинкыти говорил про него: “Наш шейх – факъих, мухаддис, языковед, оратор и учёный по всем наукам”. См. “Фахрас аль-фахарис уаль-асбат” (1/901).
Шейх Мухаммад ‘Абид ас-Синди говорил про него: “Он был имамом, с которым не сравнятся и знатоком, с которым не поспорить”. См. “Фахрас аль-фахарис уаль-асбат” (1/901).
Также и шейх Сыддыкъ Хасан Хан его хвалил, называл выдающимся учёным, асаритом, который достиг степени иджтихада. Поэтому аль-Каттани упоминал аль-Фулляни в своей книге, посвящённой тем, про кого говорили, что он достиг степени иджтихада.
Более того, автор самого известного комментария на «Сунан Аби Дауд» – шейх, мухаддис Шарафуль-Хаккъ ‘Азым Абади, в комментарии к хадису о муджаддиде (возродителе религии) даже назвал имама аль-Фулляни муджаддидом 12 века. См. «‘Аунуль-Ма’буд» (11/266).
Его труды
Что касается трудов аль-Фулляни, то из числа известных:
- «Такъуим аль-киффа фи мал иль-‘уляма мин хадис аль-джубба уаль-куффа».
- «Джам’ аль-ахадис аль-Къудсия».
- «ас-Симар аль-яни’ фи раф’ турукъ аль-мусальсалят уаль-масанид уаль-аджза уаль-джауами’».
- «Къутф ас-самар фи асанид кутуб аль-асар».
- «Ихья русум аль-асанид аль-‘алия».
- «Тухфатуль-акьяс би-аджуиба Хайр ад-дин аль-Ильяс».
- «Икъаз химам улиль-абсар лиль-икътида би-сайид аль-мухаджирина уаль-ансар уа тахзирихим ‘аниль-ибтида’ аш-шаи’ филь-къура уаль-амсар мин такълид аль-мазахиб ма’аль-хамийя уаль-‘асабийя байналь-фукъаха аль-а’сар».
Последняя книга «Икъаз аль-химам» – эта самая известная работа этого учёного, в которой он подробно затронул вопросы мазхабизма, иджтихада и такълида.
Одно только длинное название этой книги уже даёт понять, о чём она:
«Пробуждение стремлений обладателей разума к следованию за господином мухаджиров и ансаров, и их предостережение от распространённого нововведения в деревнях и городах из числа слепого следования за мазхабами вместе с факъихами современниками».
Об этой книге шейх аль-Альбани говорил: “Книга аль-Фулляни является единственной в своём роде! И является обязательным для каждого любителя истины изучать эту книгу подробно, с осмыслением и размышлением”. См. “Асль сыфа ас-саля” 1/30.
Но, несмотря на всё упомянутое, по причине этой его книги, к автору питают неприязнь различные новомодные выскочки из числа возродителей такълида и мазхабного фанатизма, ложно выдающие себя за возродителей исламского фикъха.
Да упасёт Аллах нас и всех мусульман от их вреда!
Кончина аль-Фулляни
Имам Салих ибн Мухаммад аль-Фулляни скончался в 1218 г.х. в городе Медина в возрасте 52 лет.
Да помилует его Аллах и дарует ему райские сады.