№№ 601-607
601 ( صحيح )
« إذا سقطت لقمة أحدكم فليمط عنها الأذى و ليأكلها و لا يدعها للشيطان و ليسلت أحدكم الصحفة فإنكم لا تدرون في أي طعامكم تكون البركة »
(حم م 3 ) عن أنس.
«Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть (поднимет его,) очистит от грязи и съест, не оставляя его шайтану, пусть вытирает блюдо [1], ибо, поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать». Этот хадис передали Ахмад 3/100, Муслим 2034, Абу Дауд 3845, ат-Тирмизи 1802 и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 6765.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 601.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - То есть: вытирать блюдо хлебом начисто.
602 ( صحيح )
« إذا سقطت لقمة أحدكم فليمط ما بها من الأذى و ليأكلها و لا يدعها للشيطان و لا يمسح يده بالمنديل حتى يلعقها أو يلعقها فإنه لا يدري في أي طعامه البركة »
(حم م ن هـ) عن جابر.
«Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть очистит от того, что прилипло к нему и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы или не даст это сделать другому, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать». Этот хадис передали Ахмад 3/301, 365, Муслим 2033, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 6777, Ибн Маджах 3279.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 602.
602/1 ( حسن )
« إذا سقى الرجل امرأته الماء أجر »
الصحيحة ( 2736 ).(تخ طب) عن العرباض.
«Если мужчина напоит свою жену водой, он получит за это вознаграждение». Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 3/8/609 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 18/258 со слов аль-‘Ирбада.
Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 602/1, «Сильсиля ас-сахиха» 2736.
603 ( صحيح )
« إذا سكر أحدكم فاجلدوه ثم إن سكر فاجلدوه ثم إن سكر فاجلدوه فإن عاد الرابعة فاقتلوه »
(د هـ) عن أبي هريرة.
«Если кто-то из вас (выпьет спиртное) и опьянеет, подвергайте его наказанию бичеванием. Если он (опять) опьянеет, (снова) побивайте его. Затем, если он (опять) опьянеет – так же побивайте его, а если он повторит это в четвёртый раз – казните его!». Этот хадис передали Абу Дауд 4484 и Ибн Маджах 2572.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 603.
Примечание: Большинство ученых считало, что хадис о том, что человека, которого поймали в четвертый раз пьяным, следует убить, является отмененным. Более того, некоторые имамы говорили, что данный хадис отменен по единогласному мнению (иджма’). Однако на отмену этого хадиса нет никакого доказательства, кроме слов некоторых ученых и вымышленного иджма’а. Разве может быть так, что Аллах, обязавший Себя сохранить Свою религию, сделал так, что отмененный текст дошел до нас, а отменяющий его до нас не дошел?!
Шейх Ибн аль-Къаййим сказал: «Что касается заявленного иджма’а, который противоречит словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это не иджма’! ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр говорили: “Придите ко мне с пьяницей в четвертый раз, и я казню его!” И это было мнением некоторых саляфов». См. «Тахзиб ас-Сунан» 6/237.
Шейх аль-Албани сказал: «Было сказано, что данный хадис отменен, однако на это нет доказательства, и это веление имеет силу, как разъяснил это шейх Ахмад Шакир в примечании к “аль-Муснад” (9/49) имама Ахмада. Однако мы считаем, что это касается назидания. Т.е. если правитель мусульман считает, что выпившего в четвертый раз следует казнить, то его казнят, а если не считает, то нет. Но это не касается бичевания, поскольку бичеванию необходимо подвергать за каждое употребление вина! И это мнение выбрал шейх Ибн аль-Къаййим, да смилуется над ним Аллах». См. «Сильсиля ас-сахиха» 3/348.
Имам аш-Шафи’и в своей книге «аль-Умм» (7/363-365)сказал: «Потом к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, привели человека, который выпил и его побили палками, потом привели во второй раз и его опять побили, потом привели его в третий раз, и его побили, потом привели в четвертый раз и так же побили его палками. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отменил хукм об убийстве, и это (отменение хукма убийства) стало облегчением».
Суфьян сказал: «Аз-Зухри рассказал этот хадис, когда у него находились Мансур ибн Му’тамир и Мухавваль ибн Рашид и сказал им: «Будьте послами к иракцам с этим хадисом».
Аш-Шафи’и сказал: «Смертная казнь это мансух /отмененное/ этим хадисом (имеется в виду хадис, в котором сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не убил того, кто употребил алкоголь в четвертый раз) и другими хадисами. И в этом вопросе нет никакого разногласия между теми обладателями знаний, которых я знаю».
Хадис, который привел аш-Шафи’и является спорным. Этот хадис также приводят имам Абу Дауд (4485), аль-Баззар (1562) и др. Его иснад прерванный, так как передатчик Къабиса, с чьих слов передается данный хадис, не застал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому имам Ибн ат-Туркумани в «аль-Джаухар ан-накъи» (8/313) сказал, что он мурсаль прерванный (мункъати’), а также шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани назвали этот хадис слабым.
Однако слова имама аш-Шафи’и, что он не знает в этом вопросе разногласий среди ученых, внешне указывает на то, что в этом вопросе есть иджма’.
Но наличие в этом вопросе иджма’а вызывает сомнение, поскольку мнение о казни выпившего в четвертый или в пятый раз передают от некоторых сподвижников.
Это мнение выбрали захириты с Ибн Хазмом, также это мнение выбрали шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа и его ученик шейх Ибн аль-Къаййим, и этому мнению из современников отдали предпочтение шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани. Однако шейхуль-Ислам говорил, что казнь пьяницы пойманного многократно зависит от правителя, который может его просто побить, а может и казнить, чтобы это было уроком для других.
Кстати, у Ахмад Шакира есть отдельный труд, посвященный этому вопросу под названием «Калима аль-фасль фи къатль мудминиль-хамр».
Также доктор Али ибн Хасун – преподаватель в «Джами’а» в ар-Рияде в своей работе «Укъуба шарб аль-хамр байна аль-хадд ва-т-та’зир» выбрал мнение шейхуль-Ислама, приведя мнения всех сторон.
Однако, если сообщения от сподвижников относительно казни выпившего многократно недостоверны, то правильность этого мнения вызывает большие сомнения, ведь множество ранних имамов передают в этом вопросе иджма’ помимо аш-Шафи’и, как ат-Тирмизи, сказавший в «ас-Сунан», что относительно этого нет разногласий среди ученых ни ранних, ни поздних. Также про иджма’ говорили Къады ‘Ийяд, аль-Хаттаби, аль-Мунзири, ан-Навави, Сыддыкъ Хасан Хан и др. А хафиз аль-Мунзири сказал, передавая слова ученых: «Единогласны ученые в том, что наказание является обязательным для выпившего вино. И они также единогласны, что его не убивают, даже если он выпьет многократно, кроме того, что передается от группы отклонившихся, которые сказали: “Его следует убить после четырех наказаний”. И при этом они опираются на хадис, который для всех ученых является отмененным». См. «Мухтасар ас-Сунан» 6/289.
Выше были приведены асары от ‘Абдуллы ибн ‘Умара и ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что выпившего в четвертый или пятый раз следует казнить.
Сообщение от ‘Абдуллы ибн ‘Амра приводит Ахмад 2/191, и оно слабое, так как передатчик аль-Хасан аль-Басри не застал ‘Абдуллу ибн ‘Амра.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Это сообщение прерванное, так как аль-Хасан не застал ‘Абдуллу ибн ‘Амра, как об этом утверждал Ибн аль-Мадини и др., поэтому нет в этом довода. И если это не является достоверным от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, то не остается опоры для тех, кто опровергает иджма’ на оставление казни пьяницы». См. «Фатхуль-Бари» 12/80.
Также этот иснад назвал слабым и шейх Ахмад Шакир.
А что касается сообщения от ‘Абдуллы ибн ‘Умара, то имам аш-Шаукани сказал, что это ошибка в некоторых рукописях, где вместо ‘Абдуллаха ибн ‘Амра упоминается ‘Абдуллах ибн ‘Умар.
И если нет ничего достоверного от сподвижников в этом вопросе, то как сказал Ибн Хаджар не остается того, что можно было бы противопоставить иджма’у саляфов в этом вопросе, и получается первым, кто пошел в противоречие этому иджма’у были захириты и Ибн Хазм. Аллаху а’лям.
604 ( حسن )
« إذا سل أحدكم سيفا لينظر إليه فأراد أن يناوله أخاه فليغمده ثم يناوله إياه »
(حم طب ك) عن أبي بكرة.
«Когда кто-нибудь из вас будет вытаскивать меч (из ножен), для того чтобы осмотреть его и потом захочет передать его своему брату (мусульманину), пусть вложит его в ножны и затем вручит ему». Этот хадис передали Ахмад 5/41, ат-Табарани 1190 и аль-Хаким 4/290 со слов Абу Бакры.
Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 604.
605 ( صحيح )
« إذا سلم عليكم أحدا من أهل الكتاب فقولوا :و عليكم »
(حم ق ت هـ) عن أنس.
«Если кто-нибудь из числа людей Писания обратится к вам с приветствием, говорите: “И вам!”». Этот хадис передали Ахмад 3/99, аль-Бухари 6258, 6926, Муслим 2163, ат-Тирмизи 3301 и Ибн Маджах 3697 со слов Анаса.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 605.
Примечание: Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− (Как-то) раз к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли иудеи и сказали: «Ас-самму ‘алейка». [1] Я стала проклинать их (за это, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Что с тобой?» Я сказала: «Разве ты не слышал, что они сказали?!» Он сказал: «А разве ты не слышала, что я сказал: “И вам /Ва ‘алейкум/?”» [2] Этот хадис передал аль-Бухари 2935.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - То есть вместо того, чтобы сказать: «Ас-саляму ‘аляй-кя /Мир тебе/», они сказали «Ас-самму ‘аляй-кя /Смерть тебе/».
[2] - Таким образом, иудеи, которые призвали проклятие на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оказались в убытке, поскольку он ответил им тем же, а Аллах внял не им, а ему.
606 ( صحيح )
« إذا سلم عليكم اليهود فإنما يقول أحدهم :السام عليك فقل :و عليك »
(مالك حم ق) عن ابن عمر.
«Когда вас приветствуют иудеи, то некоторые из них говорят: “Смерть тебе!”, так ответь: “И тебе!”». Этот хадис передали Малик 1723, Ахмад 2/9, аль-Бухари 6257, Муслим 2164.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 606.
Примечание: В этих хадисах под «приветствием» означает салям, а не именно «пожелание мира».
Ученые разошлись в этом вопросе, поскольку некоторые считали, что смысл ответа им просто «ва ‘алейкум» как раз в этой причине, что среди них есть такие, кто желает не мира, а смерти мусульманам. И поэтому мнение шейха аль-Альбани было в том, что если ты ясно слышал, что кафир поприветствовал тебя миром, то нет проблем ему ответить тем же. И в качестве довода он опирался на слова Ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Отвечайте на салям будь это иудей, христианин или огнепоклонник, ведь Аллах говорит: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым” (ан-Нисаъ 4: 86)». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1107.
Абу ‘Усман ан-Нахди рассказывал: «Однажды Абу Муса написал письмо одному монаху, приветствуя его в своем письме. Ему сказали: “Ты приветствуешь его, тогда как он кафир?!”, на что он ответил: “Поистине, когда он написал мне, он поприветствовал меня и я ему отвечаю”». аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 1101.
Также это мнение передается от Ибн Мас’уда и Абу Умамы.
Среди ученых также были те, кто говорил, что больше слов «ва ‘алейкум салям» говорить не следует неверным, т.е. не добавлять «ва рахмату-Ллах» и «ва баракатух».
Также были такие, кто разграничивал между неверными, и говорили что неверным, с которыми есть договор, можно отвечать, а враждующим – нет.
Также были и те, кто говорил, что если мусульманин опасается неверных или в этом есть явная польза, то он может говорить им так.
Сулейман аль-А’маш рассказывал: «Однажды я сказал Ибрахиму: “Мне нужен врач-христианин, можно ли мне его приветствовать?” Он ответил: “Да, если у тебя есть нужда в нем, то приветствуй”». См. «Ахкам аль-Къуран» 5/315.
Но что касается приветствия первыми неверных, то несмотря на разногласия и в этом вопросе, то лучше этого не делать! Во-первых, на это указывает известный хадис: «Не приветствуйте первыми христиан и иудеев!», который трудно понять двояко. И поэтому отвечая на вопрос о приветствии неверных первыми, шейх Ибн ‘Усаймин сказал, что это строго запрещено и привел данный хадис. Однако он сказал: «Но если они нас поприветствуют, то мы ответим им подобным тем, как они поприветствовали». См. «Фатава Ибн ‘Усаймин» 3/33.
Во-вторых, салам – это распространение мира, которое является исключительной особенностью и приветствием мусульман друг друга.
В-третьих, в приветствовании неверных первыми есть их почитание и возвышение, тогда как мусульмане должны проявлять к ним ненависть за их неверие, а не почитать.
В-четвертых, распространение саляма влечет любовь, тогда как мусульмане не должны любить неверных. См. «Хашия Ибн ‘Абидин» 5/264, «Хашия аль-Адави» 3/110, «Фатхуль-Бари» 11/19.
Му’мар рассказывал, что Къатада говорил: «Приветствие людей Писания – это “ас-саляму ‘аля мани-ттаба’аль-худа!”» ‘Абду-р-Раззакъ 9841.
607 ( صحيح )
« إذا سمع أحدكم النداء و الإناء على يده فلا يضعه حتى يقضي حاجته منه »
(حم ك د) عن أبي هريرة.
«Если кто-нибудь из вас услышит призыв к молитве /азан/ и в его руке находится сосуд, то пусть он не кладет его, пока не удовлетворит свою потребность». Этот хадис передали Ахмад 2/510, Абу Дауд 2350, аль-Байхакъи 4/218, ад-Даракъутни 2/165, ат-Табари в своем «Тафсире» 3015, аль-Хаким 1/426, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима» и с ним согласился аз-Захаби. Достоверность хадиса подтвердил шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 607, «Сильсиля ас-сахиха» 1394.
Примечание: «Если кто-нибудь из вас услышит призыв к молитве» – то есть к утренней молитве /субх/.
«блюдо» – то есть с которого он ест или пьет.
«то пусть он не кладет его» – то есть этот сосуд.
«пока не удовлетворит свою потребность» – то есть в еде и питье.
Аль-Хаттаби сказал: «Это относится к тому случаю, о чем сказано в хадисе: “Билял произносит азан ночью, поэтому ешьте и пейте, пока азан не возвестит Ибн Умм Мактум”. Или имеется в виду, если он услышит призыв к молитве и сомневается в наступлении рассвета, как например, если небо затянуто тучами, и он не может определить из-за его азана, что наступило время утренней молитвы». См. «‘Аун аль-Ма’бууд» 1/1090.
http://xadis.wordpress.com/