88 - Глава о том, что сказано о распускании одежды в молитве так, что она касается земли (ас-садль) 1
643 - Передают со слов Абу Хурайры: «
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил во время молитвы „ас-садль“ и прикрывать рот (головным убором)».
Также этот хадис передали Ибн Маджах 966, аль-Хаким 1/253, Ибн Хиббан 2289, аль-Байхакъи 2/242. Шейх аль-Альбани сказал: «Хороший хадис /хасан/». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6883, «Мишкат аль-масабих» 764. Иснад этого хадиса хороший, и то же самое сказал хафиз аль-‘Иракъи («Тахридж аль-Ихйаъ» 1/140), и он соответствует условиям аль-Бухари. Аль-Хаким назвал его достоверным и с ним согласился аз-Захаби, а Ибн Хиббан передал его в своём «Сахихе» (2289).
Абу Дауд сказал: «
Этот же хадис передал ‘Исль со слов ‘Аты, сообщивщего, что Абу Хурайра рассказывал о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил „ас-садль“ при совершении молитвы».
Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
________________________________________________
1. Такое мнение в толковании слова «ас-садль», высказал имам аль-Хаттаби.
См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/244.
________________________________________________
Учёные разошлись относительно значения слова «ас-садль», но более правильным представляется мнение, которое высказал имам Ибн аль-Асир, что
«садль» - это закутывание в одежду так, чтобы руки оставались внутри, и в подобном положении совершать поясные и земные поклоны.
См. «ан-Нихая» 424.
То есть, совершать молитву, накинув одежду на плечи, не вдевая руки в рукава.
Этому мнению отдал предпочтение и шейх Сыддикъ Хасан Хан.
См. «ар-Рауда ан-надия» 1/82.
Что касается запрета прикрывать рот головным убором во время молитвы, то имам аль-Хаттаби и Ибн аль-Асир сказали: «
Из обычаев арабов было прикрывать рот чалмой, и поступать так в молитве стало запретным. Но если кому-то захочется зевнуть, то ему разрешено прикрыть рот одеждой или рукой, как на это указывают хадисы».
См. «‘Аун аль-Ма’буд» 3/224, «ан-Нихая» 373.
Как, например, хадис: «
Если кто-нибудь из вас захочет зевнуть, пусть прикроет рот рукой, ибо иначе шайтан обязательно проникнет в него».
Муслим 2995.
Что же касается упомянутого хадиса, то он указывает на запрет заворачиваться в одежду и покрывать рот во время молитвы, так как в основе любой запрет указывает на недозволенность, кроме тех случаев, когда существует доказательство, указывающее на исключение из категоричного запрета.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр передал, что существует единогласное мнение (иджма’), что в молитве женщина не прикрывает лицо и кисти рук.
Он говорил: «
Учёные единогласны, что женщина совершает обязательную молитву с открытыми руками и лицом, чем она касается землю (при земном поклоне). И они единогласны в том, что она не совершает молитву, будучи в никъабе и в перчатках. В этом самое ясное доказательство на то, что у женщины это (лицо и кисти рук) не является ‘ауратом, и можно смотреть на это без плохих мыслей и порицаемого».
См. «ат-Тамхид» 6/364.
Однако некоторые современные учёные, которые считали, что покрывание лица обязательно, говорили, что женщина должна молиться при нахождении рядом посторонних мужчин с покрытым лицом.
И об этом говорили в частности шейх Ибн ‘Усаймин и шейх Ибн Джибрин.