20. Кто умер, имея на себе невосполненные дни поста
1837- (ق) عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، قَالَ: «مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامٌ صَامَ عَنْهُ وَلِيُّهُ» صحيح [خ 1952، م 1147]
1837 — От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто умер, имея на себе обязательный пост, за него постится его близкий родственник (уалий)».
◊ аль-Бухари 1952, Муслим 1147.
1838- (ق) عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: "جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ، أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا؟ قَالَ: " نَعَمْ، فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى ". صحيح [خ 1953، م 1148]
1838 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается:
«Пришёл человек к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха, моя мать умерла, а на ней остался долг поста одного месяца. Могу ли я восполнить за неё?» Он сказал: «Да, ведь долг перед Аллахом более достоин его погашения»».
◊ аль-Бухари 1953, Муслим 1148.

Примечание. Мусульмане единогласны, без каких-либо разногласий, в том, что никто не совершает молитву за другого — ни при его жизни, ни после его смерти. И также они единогласны в том, что никто не постится за другого при его жизни. Что же касается легитимности поста за другого после его смерти, — то это предмет разногласия среди учёных.
(См. «аль-Муфхим лима ашкаля мин тальхис китаб Муслим» 3/209).
21. Кто разговелся по ошибке раньше времени
1839- (خ) عَنْ أَسْمَاءَ بِنْتِ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَتْ: «أَفْطَرْنَا عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم يَوْمَ غَيْمٍ، ثُمَّ طَلَعَتِ الشَّمْسُ» قِيلَ لِهِشَامٍ: فَأُمِرُوا بِالقَضَاءِ؟ قَالَ: «لاَ بُدَّ مِنْ قَضَاءٍ» وَقَالَ مَعْمَرٌ: سَمِعْتُ هِشَامًا: لاَ أَدْرِي أَقَضَوْا أَمْ لاَ. صحيح [خ 1959]
1839 — От Асма бинт Абу Бакра ас-Сиддыкъа (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что она сказала:
«Мы разговелись во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в пасмурный день (думая, что солнце зашло), а затем показалось солнце». Хишама (передатчика) спросили:
«Было ли им велено восполнить (этот день)?» Он ответил:
«Восполнение необходимо». А Ма‘мар сказал:
«Я слышал, как Хишам сказал: «Не знаю, восполнили они или нет»».
◊ аль-Бухари 1959.

Примечание. Ибн Батталь сказал: «Большинство учёных придерживаются мнения о необходимости возмещения в этой ситуации. Это передаётся от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) как в передаче от жителей Хиджаза, так и от жителей Ирака. Что же касается сообщения от него от жителей Хиджаза, то Ибн Джурейдж передал от Зейда ибн Асляма от его отца, который сказал:
«Люди разговелись в Рамадан в пасмурный день, а потом выглянуло солнце. Тогда ‘Умар сказал: «Дело несложное, мы старались (но ошиблись), так что возместим один день». Это сообщение имеет непрерывный иснад. В версии сообщения, переданного Маликом в «аль-Муатта» от Зайда ибн Асляма от его брата, сообщается что эти слова принадлежат ‘Умару, однако это сообщение мурсаль от Халида, потому что Халид ибн Аслям, брат Зейда, не застал ‘Умара. Что же касается сообщения от жителей Ирака, то ас-Саури передал от Джабалы ибн Сухейма ибн Ханзалы, от его отца, что он застал ‘Умара и поведал об этой истории и слова ‘Умара: «
О люди, кто из вас разговелся, то восполнение одного дня не является чем-то сложным». Есть и другое сообщение от ‘Умара, где он сказал:
«Такой не обязан возмещать». Так, от аль-А‘маша со слов Зейда ибн Аслямы, сообщается, что он сказал: «
Люди разговелись во времена ‘Умара, а потом выглянуло солнце, и это сильно огорчило людей, и они сказали: «Возместим этот день?», — на что ‘Умар ответил: «Зачем нам возмещать? Клянусь Аллахом, мы не совершили греха»». Однако первая передача считается более достоверной. Также сообщения о необходимости возмещения переданы от Ибн ‘Аббаса и Му‘авии (да будет доволен ими Аллах). Также это мнение принадлежит таким таби‘инам, как ‘Ата, Муджахид, аз-Зухри, а также таким имамам, как Малик, ас-Саури, Абу Ханифа, аш-Шафи‘и, Ахмад и Абу Саур. Мнение о том, что возмещение не требуется, принадлежит аль-Хасану аль-Басри, Исхакъу и последователям захиритского мазхаба. Доводом же тех, кто считает возмещение обязательным, является единогласное мнение учёных относительно того, что если начало месяца Рамадан оказалось скрытым от людей и они не постились, а потом пришло свидетельство о том, что месяц наступил, то они обязаны возместить этот день после завершения Рамадана».
(См. «Шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Батталь 4/106).
22. Путник вправе соблюдать или не соблюдать пост
1840- (ق) عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: خَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، مِنَ المَدِينَةِ إِلَى مَكَّةَ، فَصَامَ حَتَّى بَلَغَ عُسْفَانَ، ثُمَّ دَعَا بِمَاءٍ فَرَفَعَهُ إِلَى يَدَيْهِ لِيُرِيَهُ النَّاسَ، فَأَفْطَرَ حَتَّى قَدِمَ مَكَّةَ، وَذَلِكَ فِي رَمَضَانَ "، فَكَانَ ابْنُ عَبَّاسٍ يَقُولُ: «قَدْ صَامَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم وَأَفْطَرَ، فَمَنْ شَاءَ صَامَ وَمَنْ شَاءَ أَفْطَرَ». صحيح [خ 1948، م 1113]
1840 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел из Медины в сторону Мекки и постился, пока не достиг ‘Усфана (местность ближе к Мекке). Затем он попросил воды, поднял сосуд повыше, чтобы все видели, и разговелся. И он не постился, пока не достиг Мекки, и было это в Рамадан». Ибн ‘Аббас говорил:
«(В пути) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и постился, и разговлялся. Поэтому, кто хочет — пусть постится, а кто хочет — пусть разговляется».
◊ аль-Бухари 1948, Муслим 1113.
1841- (ق) عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ: «كُنَّا نُسَافِرُ مَعَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فَلَمْ يَعِبِ الصَّائِمُ عَلَى المُفْطِرِ، وَلاَ المُفْطِرُ عَلَى الصَّائِمِ». صحيح [خ 1947، م 1118]
1841 — От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал:
«Мы находились в пути (в Рамадан) вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и постящийся не упрекал разговляющегося, а разговляющийся не упрекал постящегося».
◊ аль-Бухари 1947, Муслим 1118.