ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
ГЛАВА-12. ХАДЖ И УМРА
(1) ОБРЯДЫ ХАДЖА И ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
1. Обязательность Хаджа и его разъяснение на практике
2. Достоинство Хаджа и ‘Умры
3. Микъаты – места вхождения в состояние ихрама для паломников
4. Одежда вошедшего в ихрам и что дозволено ему из дел
5. Купание в состоянии ихрама
6. Лечение глаз в состоянии ихрама
7. Обусловливание выхода из ихрама, если возникнет помеха
8. Вхождение в ихрам с послеродовым кровотечением или менструацией
9. Нанесение благовоний и расчёсывание волос перед вхождением в ихрам
10. О кровопускании и бритье головы в состоянии ихрама и разъяснение искупительных действий
11. Охота для находящегося в ихраме
12. Нанесение меток на жертвенных животных при вхождении в ихрам
13. Как быть с жертвенным животным, пострадало по дороге в Мекку
14. Дозволенность оседлания жертвенных животных
15. Произнесение тальбии при вступлении в ихрам
16. Тальбия
17. Форма Хаджа — «ат-Таматту‘»
18. Форма Хаджа — «аль-Къиран»
19. Совершение отдельно Хаджа
20. Обязательность жертвоприношения для совершающего Хадж и ‘Умру в одной поездке
21. Тауаф, связанный с прибытием в Мекку, и два рак‘ата после тауафа
22. О прикосновении к Чёрному камню и его поцелуе
23. Обход между холмами ас-Сафа и аль-Маруа (са‘й)
24. День запасения воды (ат-Таруия)
25. Нахождение в ‘Арафа в 9-ый день Зуль-Хиджа
26. О посте в День ‘Арафа, находящему в долине ‘Арафа
27. Молитва и проповедь в день ‘Арафа
28. Выдвижение из ‘Арафа
29. Об утренней молитве в Муздалифе и выдвижении из неё
30. Послабление для слабых отправиться из Муздалифы в Мину заранее
31. О продолжении произнесения Тальбии до момента бросания камешков
32. Бросание камешков в Джамраты
33. Бритьё головы или укорачивание при выходе из ихрама
34. Допустимость изменения порядка между бросанием камешков, закалыванием жертвенного животного и бритьём головы
35. Заклание жертвенного животного, вкушение мяса и его раздача в качестве милостыни
36. О совместном участии в жертвенном животном
37. Тауаф аль-Ифада и положения, связанные с ним
38. Ночёвка в Мине в дни Ташрикъа и снабжение водой паломников
39. Прощальный Тауаф (аль-Уада‘)
40. Пребывание мухаджира в Мекке после совершения Хаджа
41. Смирение, проявляемое во время Хаджа
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
1. Обязательность Хаджа и его разъяснение на практике
1901- (م) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: خَطَبَنَا رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم، فَقَالَ: «أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ فَرَضَ اللهُ عَلَيْكُمُ الْحَجَّ، فَحُجُّوا»، فَقَالَ رَجُلٌ: أَكُلَّ عَامٍ يَا رَسُولَ اللهِ؟ فَسَكَتَ حَتَّى قَالَهَا ثَلَاثًا، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم: " لَوْ قُلْتُ: نَعَمْ لَوَجَبَتْ، وَلَمَا اسْتَطَعْتُمْ "، ثُمَّ قَالَ: «ذَرُونِي مَا تَرَكْتُكُمْ، فَإِنَّمَا هَلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ بِكَثْرَةِ سُؤَالِهِمْ وَاخْتِلَافِهِمْ عَلَى أَنْبِيَائِهِمْ، فَإِذَا أَمَرْتُكُمْ بِشَيْءٍ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ، وَإِذَا نَهَيْتُكُمْ عَنْ شَيْءٍ فَدَعُوهُ». صحيح [م 1337]
1901 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ обратился к нам с проповедью и сказал: «О люди, поистине, Аллах вменил вам в обязанность совершение Хаджа, так совершайте его!» Один человек спросил: «Каждый год, о Посланник Аллаха?» Пророк ﷺ промолчал, и тот повторил свой вопрос трижды. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы я сказал: «Да», это стало бы обязательным, и вы бы не смогли выполнить этого». Затем он сказал: «Оставьте меня (с расспросами), покуда я оставляю вас (без обременений). Поистине, те, кто был до вас погибли из-за частых вопросов и разногласий со своими пророками. И поэтому, когда я повелеваю вам что-либо, исполняйте из этого по мере ваших возможностей, а когда я запрещаю вам что-либо — оставляйте это».◊ Муслим 1337.
1902- (م) عَنْ جَابِرٍ قَالَ: " رَأَيْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم يَرْمِي عَلَى رَاحِلَتِهِ يَوْمَ النَّحْرِ، وَيَقُولُ: «لِتَأْخُذُوا مَنَاسِكَكُمْ، فَإِنِّي لَا أَدْرِي لَعَلِّي لَا أَحُجُّ بَعْدَ حَجَّتِي هَذِهِ». صحيح [م 1297]
1902 — От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Я видел, как Пророк ﷺ бросал камешки (у джамарата) верхом на своём верблюде в День Жертвоприношения и при этом говорил: «Берите от меня совершение ваших обрядов (Хаджа и Умры), ведь, поистине, я не знаю — возможно, после этого Хаджа я более уже не совершу Хадж».◊ Муслим 1297.
1903- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «مَنْ أَرَادَ الْحَجَّ فَلْيَتَعَجَّلْ»
- وزاد ابن ماجه: "فَإِنَّهُ قَدْ يَمْرَضُ الْمَرِيضُ، وَتَضِلُّ الضَّالَّةُ، وَتَعْرِضُ الْحَاجَةُ". حسن [د 1732 جه 2883، مي 1825]
— В версии Ибн Маджи сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ добавил к этому: «…ведь, поистине, здоровый может заболеть, верховое животное может потеряться, а также может возникнуть нужда (которая станет помехой)».
◊ Абу Дауд 1732, Ибн Маджа 2883, ад-Дарими 1825.
1904- عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: «لَيْسَ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا وَعَلَيْهِ حَجَّةٌ وَعُمْرَةٌ وَاجِبَتَانِ لَا بُدَّ مِنْهُمَا، فَمَنْ زَادَ بَعْدَ ذَلِكَ خَيْرٌ وَتَطَوُّعٌ». صحيح [مه 3066، ك 1732]
1904 — От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Нет ни одного человека, на котором не лежала бы обязанность совершить один Хадж и одну Умру. Они оба обязательны и непременно должны быть совершены. А кто после этого добавит (Хадж или Умру)— то это благо и добровольное поклонение».◊ Ибн Хузейма 3066, аль-Хаким 1732.
1905- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «أَيُّمَا صَبِيٍّ حَجَّ ثُمَّ أَدْرَكَ فَعَلَيْهِ أَنْ يَحُجَّ حَجَّةً أُخْرَى، وَأَيُّمَا أَعْرَابِيٍّ حَجَّ ثُمَّ هَاجَرَ فَعَلَيْهِ أَنْ يَحُجَّ حَجَّةً أُخْرَى». رجاله ثقات [مه 3066، ك 1732]
1905 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Любой ребёнок, совершивший Хадж, а затем достигший совершеннолетия — обязан совершить Хадж ещё раз. И любой бедуин, совершивший Хадж (до принятия ислама), а затем совершивший хиджру (после принятия ислама) — так же обязан совершить Хадж ещё раз».◊ Ибн Хузейма 3066, аль-Хаким 1732.
2. Достоинство Хаджа и ‘Умры
1906- (ق) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «مَنْ حَجَّ هَذَا البَيْتَ، فَلَمْ يَرْفُثْ، وَلَمْ يَفْسُقْ، رَجَعَ كَمَا وَلَدَتْهُ أُمُّهُ». صحيح [خ 1819، م 1350]
1906 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто совершит Хадж к этому Дому, не произнося скверные речи (или: не вступая в интимную близость) и не совершая грехи (или: не ругаясь), тот вернётся как в день, когда мать родила его (то есть безгрешным)».◊ аль-Бухари 1819, Муслим 1350.
1907- (ق) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: «العُمْرَةُ إِلَى العُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَيْنَهُمَا، وَالحَجُّ المَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلَّا الجَنَّةُ». صحيح [خ 1773، م 1349]
1907 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Умра, после которой следует другая Умра являются искуплением грехов между ними. А за полноценный Хадж без изъянов нет иного воздаяния, кроме Рая».◊ аль-Бухари 1773, Муслим 1349.
1908- (م) عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ: إِنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: " مَا مِنْ يَوْمٍ أَكْثَرَ مِنْ أَنْ يُعْتِقَ اللهُ فِيهِ عَبْدًا مِنَ النَّارِ، مِنْ يَوْمِ عَرَفَةَ، وَإِنَّهُ لَيَدْنُو، ثُمَّ يُبَاهِي بِهِمِ الْمَلَائِكَةَ، فَيَقُولُ: مَا أَرَادَ هَؤُلَاءِ؟ ". صحيح [م 1348]
1908 — От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ни одного дня, в который Аллах освобождает от Огня больше рабов, чем День ‘Арафа. Поистине, Он приближается к ним, а затем гордится ими перед ангелами и говорит: «Чего же они желают?»».◊ Муслим 1348.
1909- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: " تَابِعُوا بَيْنَ الْحَجِّ وَالْعُمْرَةِ، فَإِنَّهُمَا: يَنْفِيَانِ الْفَقْرَ، وَالذُّنُوبَ، كَمَا يَنْفِي الْكِيرُ خَبَثَ الْحَدِيدِ ". حسن [ن 2629]
1909 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте Хадж и Умру один за другим, ведь они устраняют бедность и грехи подобно тому, как кузнечный горн устраняет грязь от железа».◊ ан-Насаи 2629.
1910- عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: " وَفْدُ اللَّهِ ثَلَاثَةٌ: الْغَازِي، وَالْحَاجُّ، وَالْمُعْتَمِرُ ". ضعيف [ن 2625]
1910 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Делегацией(*) Аллаха являются трое: сражающийся на пути Аллаха, совершающий Хадж и совершающий Умру».◊ ан-Насаи 2625. Ясир Абу Тамим классифицировал хадис как слабый, однако его посчитали достоверным Ибн Маджа в «Сунан» 2892, ан-Насаи в «Сунан» 2625, Ибн Хузайма в «Сахих» 2511, Ибн Хиббан в «Сахих» 4613, аль-Байхакъи в «Шу‘аб аль-иман» 10387, аль-Альбани в «Сахих аль-Джами‘»7112 и в «Сахих ан-Насаи» 3121.
(*) Мулла ‘Али аль-Къари сказал: «Делегация (аль-уафд) — это группа людей, которые собираются и прибывают в местность, или направляются к правителю либо с целью навестить его, либо с просьбой о помощи и другим подобным целям. В целом, это — избранные люди, возвеличиваемые среди почётных и почётные среди великих, их требования принимаются, а потребности удовлетворяются». (См. «Миракят аль-мафатих шарх Мишкат аль-масабих» 5/1755).
1911- عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: "الْحَجُّ - جِهَادُ كُلِّ ضَعِيفٍ". حسن لغيره [جه 2902]
1911 — От Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Хадж — это Джихад каждого слабого».◊ Ибн Маджа 2902.
[ انظر:2038] عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ: أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: "قَالَ اللَّهُ: إِنَّ عَبْدًا صَحَّحْتُ لَهُ جِسْمَهُ، وَوَسَّعْتُ عَلَيْهِ فِي الْمَعِيشَةِ يَمْضِي عَلَيْهِ خَمْسَةُ أَعْوَامٍ لا يفد إلي لمحروم". صحيح [حب 3703، هق 5/262]
Смотрите также хадис №2038, в котором от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах сказал: «Воистину, раб, которому Я даровал здоровое тело и расширил его удел, и который в течение пяти лет не явился ко Мне в составе делегации (совершая Хадж или Умру) — то, поистине, он лишённый (блага)»».◊ Ибн Хиббан 3703, аль-Байхакъи 5/262.