1. Вера в предопределение благого и плохого
249 - عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا يُؤْمِنُ عَبْدٌ حَتَّى يُؤْمِنَ بِالقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ، حَتَّى يَعْلَمَ أَنَّ مَا أَصَابَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَهُ، وَأَنَّ مَا أَخْطَأَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَهُ».
الترمذي 2144، السلسلة الصحيحة 2439.
249 — Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Не обретёт раб веру, пока не уверует в предопределение благого и плохого и пока не осознает, что то, что его постигло, не должно было миновать, а то, что миновало, не должно было постигнуть».
◊ ат-Тирмизи 2144.
◊ Хадис достоверный. См. «Сильсиля Сахиха» 2439.
250 - عَنْ عَلِيٍّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: " لَا يُؤْمِنُ عَبْدٌ حَتَّى يُؤْمِنَ بِأَرْبَعٍ: يَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَأَنِّي رَسُولُ اللَّهِ بَعَثَنِي بِالحَقِّ، وَيُؤْمِنُ بِالمَوْتِ، وَبِالبَعْثِ بَعْدَ المَوْتِ، وَيُؤْمِنُ بِالقَدَرِ ".
الترمذي 2145، ابن ماجه 81، الكبائر للذهبي 299، الأحاديث المختارة 443، هداية الرواة 1/100، لحاكم 92.
صحيح الجامع 7584، صحيح الترمذي 2145.
250 — Со слов ‘Али (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Не уверует раб, пока не уверует в четыре вещи: пока не засвидетельствует, что нет истинного божества, кроме Аллаха и что я посланник Аллаха и Он отправил меня с Истиной, и пока не уверует в смерть и не уверует в воскрешение после смерти и пока не уверует в предопределение».
◊ ат-Тирмизи 2145, Ибн Маджа 81, «Аль-Кабаир» Захаби 299, «аль-Ахадис аль-мухтара» 443, «Хидаят руат» Ибн Хаджар 1/100, аль-Хаким 92.
◊ Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами´» 7584, «Сахих ат-Тирмизи» 2145.
251 - عن ابن الدَّيلميِّ، قال: أتيتُ أبيَّ بن كعب فقلت له: وقع في نفسِي شيء من القَدَرِ، فحدّثْني بشيءٍ لعلَّ الله عَزَّ وَجَلَّ أن يُذهِبَه من قلبي، قال: لو أنَّ الله عذَّبَ أهل سماواتِه وأهلَ أرضه، عذبَهم وهو غيرُ ظالم لهم، ولو رَحِمَهم، كانت رحمتُه خيراً لهم من أعمالهم، ولو أنفقتَ مثل أحُدٍ ذهباً في سبيل الله ما قبلَه الله منكَ حتى تؤمنَ بالقَدَر، وتعلَمَ أن ما أصابَكَ لم يَكُنْ ليُخطئَكَ، وأنَّ ما أخْطاكَ لم يكُنْ ليُصيبكَ، ولو مُتَّ على غير هذا لدخلتَ النارَ، قال: ثم أتيتُ عبدَ الله بن مسعود، فقال مثل ذلك، قال: ثم أتيتُ حذيفةَ بن اليمان، فقال مثل ذلك، قال: ثم أتيتُ زيدَ بن ثابت، فحدثني عن النبىِّ - صلى الله عليه وسلم - مثل ذلك.
أبو داود 4699، ابن ماجه 77.
تخريج سنن أبي داود 4699.
251 — Со слов ‘Абдуллаха ибн Файруза ад-Дайлями сообщается, что он рассказывал:
«Однажды я пришёл к Убайю ибн Ка‘бу (да будет доволен им Аллах) и сказал ему: «Душа моя что-то неспокойна в отношении предопределения. Скажи мне что-нибудь — может, Величественный и Могучий Аллах изгонит это из моего сердца». (Убай) сказал:
«Если бы Аллах подверг наказанию обитателей Своих небес и земель, то Он не был бы к ним несправедлив, а если бы Он помиловал их, то милость Его оказалась бы лучше их благодеяний. Если ты потратишь на пути Аллаха золото размером с гору Ухуд, Аллах не примет его от тебя до тех пор, пока ты не уверуешь в предопределение. И знай, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а обошедшее тебя стороной, не могло тебя постигнуть. И если ты умрёшь, не веруя в это, окажешься среди обитателей Огня».
Затем я отправился к ‘Абду-Ллаху ибн Мас‘уду и он мне сказал то же самое, затем я отправился к Хузайфе ибн аль-Яману и он сказал мне то же самое. Затем я отправился к Зейду ибн Сабиту, и он поведал мне о том же самом от Пророка ﷺ».
◊ Абу Дауд 4699, Ибн Маджа 77.
◊ Хадис достоверный. См. «Тахридж сунан Аби Дауд» 4699.
252 - قال عبادةُ بن الصَّامت لابنه: يا بُنيَّ إنَّك لن تَجِدَ طعمَ حقيقةِ الإيمان حتّى تَعلمَ أن ما أصابَكَ لم يكُنْ ليُخْطئَكَ، وما أخطَاكَ لم يكُنْ ليُصيبَك، سمعتُ رسولَ الله -صلى الله عليه وسلم - يقول: "إن أوَّلَ ما خلقَ الله القلمُ، فقال له: اكتُبْ، قال: ربِّ، وماذا أكتُبُ؟ قال: اكتُبْ مقاديرَ كل شيءٍ حتى تقومَ الساعةُ"، يا بني، إني سمعتُ رسولَ الله -صلى الله عليه وسلم يقول: "مَنْ ماتَ على غير هذا فليسَ منىّ".
أبو داود 4700، الترمذي 2155، 2319.
تخريج سنن أبي داود 4700.
252 — Сообщается, что ‘Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллах) сказал своему сыну:
«Сынок, ты не ощутишь вкус истинной веры до тех пор, пока не поймёшь, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а то, что обошло тебя стороной, не могло постигнуть тебя. Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, первым, что создал Аллах — было перо, затем сказал ему: «Пиши!». Оно сказало: «Господь мой, а что мне писать?». Он сказал: «Пиши судьбы всех творений до наступления Часа»».
Сынок, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Кто умер, будучи не на этом, не имеет ко мне отношения»».
◊ Абу Дауд 4700, ат-Тирмизи 2155, 2319.
◊ Хадис достоверный. См. «Тахридж сунан Аби Дауд» 4700.
2. Начало творения
253 - عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللهِ - صلى الله عليه وسلم -: "خُلِقَتِ الْمَلَائِكَةُ مِنْ نُورٍ، وَخُلِقَ الْجَانُّ مِنْ مَارجٍ مِنْ نَارٍ، وَخُلِقَ آدَمُ مِمَّا وُصِفَ لَكُمْ".
مسلم 2996.
253 — Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Ангелы созданы из света, джинны созданы из огня смешанного с воздухом, а Адам создан из того, о чём вам уже было рассказано».
◊ Муслим 2996.
254 - عَنْ أَنَسٍ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ - صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - قَالَ: "لَمَّا صَوَّرَ اللهُ آدَمَ فِي الْجَنَّةِ، تَرَكَهُ مَا شَاءَ اللهُ أَنْ يَتْرُكَهُ، فَجَعَلَ إِبْلِيسُ يُطِيفُ بِه، يَنْظُرُ مَا هُوَ؟ فَلَمَّا رَآهُ أَجْوَفَ، عَرَفَ أَنَّهُ خُلِقَ خَلْقًا لَا يَتَمَالَكُ".
مسلم 2611.
254 — Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Когда Аллах придал образ Адаму в Раю, Он оставил его (в таком виде не наделяя его душой) столько, сколько Он пожелал. Иблис же начал ходить вокруг него, размышляя, чем он является. И когда он увидел, что он имеет нутро(*), понял, что человек создан изменчивым и непостоянным[1]».
◊ Муслим 2611.
(*) Примечание. Къады аль-‘Ияд сказал:
«То есть имеющий внутреннюю полость, нутро (ذا جوف). Также это может означать пустое внутреннее пространство (خالى الداخل). Любая объёмная вещь считается полой (أجوف), а внутренность (قعره وداخله) любой вещи — это её глубина и содержимое». (См. "Икмаль аль-Му‘лим" 8/86).
[1] Учёные высказывали различные мнения, не сильно отличающиеся друг от друга, относительно толкования слов (لَا يَتَمَالَكُ), среди которых и то, что человек изменчив и непостоянен, и то, что он не сдержан, потакая страстям, и то, что он подвержен наущениям, и то, что не может сдержать себя во время гнева.
(«аль-Бахр аль-мухит» 41/54).
255 - أبو موسى الأشعرىُّ، قال: قال رسولُ الله -صلى الله عليه وسلم-: "إنّ الله خَلَق آدمَ مِن قبضةٍ قبضها من جميعِ الأرضِ، فجاءَ بنو آدَمَ على قَدْرِ الأرض: جاء منهم الأحمرُ، والأبيضُ، والأسودُ، وبين ذلك، والسَّهلُ، والحَزْنُ، والخبيثُ، والطَّيِّبُ".
أبو داود 4693، الترمذي 2955،"مسند أحمد" (19582)، و "صحيح ابن حبان" (6160) و (6181).
هداية الرواة 96، السلسلة الصحيحة 1630، صحيح أبي داود 4693، صحيح الترمذي 2955.
255 — Со слов Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал: «
Поистине, Аллах сотворил Адама, взяв горсть от всех участков земли. И потомки Адама появились такими же разными как участки земли: среди них есть красные, белые, чёрные и те, кто между тем и этим, и есть мягкие и чёрствые, скверные и благие».
◊ Абу Дауд 4693, ат-Тирмизи 2955, Ахмад 19586, Ибн Хиббан 6160, 6181.
◊ Хадис достоверный. См. «Хидаят руат» 96, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1630, «Сахих Абу Дауд» 4693, «Сахих ат-Тирмизи» 2955.
256 - عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: " لَمَّا خَلَقَ اللَّهُ آدَمَ وَنَفَخَ فِيهِ الرُّوحَ عَطَسَ فَقَالَ: الحَمْدُ لِلَّهِ، فَحَمِدَ اللَّهَ بِإِذْنِهِ، فَقَالَ لَهُ رَبُّهُ: رَحِمَكَ اللَّهُ يَا آدَمُ، اذْهَبْ إِلَى أُولَئِكَ المَلَائِكَةِ، إِلَى مَلَإٍ مِنْهُمْ جُلُوسٍ، فَقُلْ: السَّلَامُ عَلَيْكُمْ، قَالُوا: وَعَلَيْكَ السَّلَامُ وَرَحْمَةُ اللَّهِ، ثُمَّ رَجَعَ إِلَى رَبِّهِ، فَقَالَ: إِنَّ هَذِهِ تَحِيَّتُكَ وَتَحِيَّةُ بَنِيكَ، بَيْنَهُمْ، فَقَالَ اللَّهُ لَهُ وَيَدَاهُ مَقْبُوضَتَانِ: اخْتَرْ أَيَّهُمَا شِئْتَ، قَالَ: اخْتَرْتُ يَمِينَ رَبِّي وَكِلْتَا يَدَيْ رَبِّي يَمِينٌ مُبَارَكَةٌ ثُمَّ بَسَطَهَا فَإِذَا فِيهَا آدَمُ وَذُرِّيَّتُهُ، فَقَالَ: أَيْ رَبِّ، مَا هَؤُلَاءِ؟ فَقَالَ: هَؤُلَاءِ ذُرِّيَّتُكَ، فَإِذَا كُلُّ إِنْسَانٍ مَكْتُوبٌ عُمْرُهُ بَيْنَ عَيْنَيْهِ، فَإِذَا فِيهِمْ رَجُلٌ أَضْوَؤُهُمْ - أَوْ مِنْ أَضْوَئِهِمْ - قَالَ: يَا رَبِّ مَنْ هَذَا؟ قَالَ: هَذَا ابْنُكَ دَاوُدُ قَدْ كَتَبْتُ لَهُ عُمْرَ أَرْبَعِينَ سَنَةً. قَالَ: يَا رَبِّ زِدْهُ فِي عُمْرِهِ. قَالَ: ذَاكَ الَّذِي كُتِبَ لَهُ. قَالَ: أَيْ رَبِّ، فَإِنِّي قَدْ جَعَلْتُ لَهُ مِنْ عُمْرِي سِتِّينَ سَنَةً. قَالَ: أَنْتَ وَذَاكَ. قَالَ: ثُمَّ أُسْكِنَ الجَنَّةَ مَا شَاءَ اللَّهُ، ثُمَّ أُهْبِطَ مِنْهَا، فَكَانَ آدَمُ يَعُدُّ لِنَفْسِهِ، قَالَ: فَأَتَاهُ مَلَكُ المَوْتِ، فَقَالَ لَهُ آدَمُ: قَدْ عَجَّلْتَ، قَدْ كُتِبَ لِي أَلْفُ سَنَةٍ. قَالَ: بَلَى وَلَكِنَّكَ جَعَلْتَ لِابْنِكِ دَاوُدَ سِتِّينَ سَنَةً، فَجَحَدَ فَجَحَدَتْ ذُرِّيَّتُهُ، وَنَسِيَ فَنَسِيَتْ ذُرِّيَّتُهُ. قَالَ: فَمِنْ يَوْمِئِذٍ أُمِرَ بِالكِتَابِ وَالشُّهُودِ ".
الترمذي 3368، الحاكم 1\132.
صحيح الجامع 5209.
256 — Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк
ﷺ сказал:
«Когда Аллах создал Адама и вдохнул в него душу, то чихнул и сказал: «Хвала Аллаху!» (аль-хамду лиЛлях), и таким образом восхвалил Аллаха по Его воле, тогда Господь сказал ему: «Да окажет тебе Аллах свою милость (рахимакаЛлах), о Адам. Иди к тем ангелам, которые сидят в собрании, и скажи им: «Мир вам! (ас-саляму аляйкум)». Ангелы ответили ему: «И тебе мир и милость Аллаха! (уа аляйкя ассалям уа рахмату-Ллах)». После этого Адам вернулся к своему Господу, который сказал: «Воистину, таково будет приветствие твоё, и приветствие сынов твоих между собой».
Затем Аллах обратился к Адаму, в то время как обе Руки Его были сжаты, и сказал: «Выбери из них какую пожелаешь». Адам сказал: «Я выбрал правую Руку Господа моего и обе Руки Аллаха правые благие». Тогда Он распростёр Руку Свою, и в ней был Адам и всё его потомство. Адам спросил: «О Господь мой, кто это такие?», – «Это потомство твоё», ответил ему Всевышний. У каждого человека на лбу был написан срок его жизни, и в среде их был мужчина, от которого исходило одно из самых сильных свечений, Адам спросил: «Кто этот человек?», Аллах ответил ему: «Это твой сын Дауд и ему написано жить сорок лет». Адам сказал: «О Господь, продли его жизнь», Аллах сказал: «Такой срок был предписан ему», Адам вновь обратился: «О, Господь мой, я дарю ему от своей жизни шестьдесят лет», на что Аллах ответил: «Да будет по-твоему».
Потом он был поселён в Раю на то время, которое пожелал Аллах, затем был низведён из него, и он всегда вёл для себя счёт своих дней. Когда же ангел смерти пришёл к нему, Адам сказал: «Ты поспешил, мне предписано тысячу лет», ангел сказал: «Да, это так, но ты подарил своему сыну Дауду шестьдесят лет». Отпирался Адам и потомки его отпираются, Адам забыл и потомки его также склонны к забывчивости. И с тех пор велено людям записывать договора и призывать свидетелей».
◊ ат-Тирмизи 3368 и аль-Хаким 1/132,
◊ Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5209.
Также смотри хадисы № 2090 с упоминание о Троне и № 3541 о сотворении Адама.
3. О дьяволе и его искушении и кознях в отношении людей
257 - عَنْ جَابِرٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ -صلى الله عليه وسلم-: "إِنَّ إِبْلِيسَ يَضَعُ عَرْشَهُ عَلَى الْمَاءِ، ثُمَّ يَبْعَثُ سَرَايَاهُ، فَأَدْنَاهُمْ مِنْهُ مَنْزِلَةً، أَعْظَمُهُمْ فِتْنَةً، يَجِيءُ أَحَدُهُمْ، فَيَقُولُ: فَعَلْتُ كَذَا وَكَذَا، فَيَقُولُ: مَا صَنَعْتَ شَيْئًا، قَالَ: ثُمَّ يَجِيءُ أَحَدُهُمْ، فَيَقُولُ: مَا تَرَكْتُهُ حَتَّى فَرَّقْتُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ امْرَأَتِهِ، قَالَ: فَيُدْنِيهِ مِنْهُ، وَيَقُولُ: نِعْمَ أَنْتَ".
مسلم 2813.
257 — Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Поистине, Иблис водружает свой трон на воду, а потом посылает свои отряды, и наиболее приближенным к нему является тот из них, кто ввергнет людей в наибольшее искушение. Приходит к Иблису один из шайтанов и говорит: “Я сделал то-то и то-то”. Иблис говорит: “Ты ничего не сделал!” Потом приходит к нему другой и говорит: “Я не покидал такого-то, пока не разлучил его с женой”, — и такого Иблис приближает к себе и говорит: “Ты молодец!”».
◊ Муслим 2813.
258 - عن جابر، قال: قال النبيّ -صلى الله عليه وسلم-: "إن الشيطان قد يئس أن يعبده المصلون، ولكن في التحريش بينهم".
مسلم 2812.
258 — Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк
ﷺ сказал:
“Поистине, шайтан отчаялся добиться того, чтобы молящиеся поклонялись ему, однако он старается посеять раздор между ними”».
◊ Муслим 2812.
259 - عَنْ سَبْرَةَ بْنِ أَبِي فَاكِهٍ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «إِنَّ الشَّيْطَانَ قَعَدَ لِابْنِ آدَمَ بِأَطْرُقِهِ، فَقَعَدَ لَهُ بِطَرِيقِ الْإِسْلَامِ فَقَالَ: تُسْلِمُ وَتَذَرُ دِينَكَ وَدِينَ آبَائِكَ وَآبَاءِ أَبِيكَ؟ فَعَصَاهُ فَأَسْلَمَ. ثُمَّ قَعَدَ لَهُ بِطَرِيقِ الْهِجْرَةِ فَقَالَ: تُهَاجِرُ وَتَدَعُ أَرْضَكَ وَسَمَاءَكَ، وَإِنَّمَا مَثَلُ الْمُهَاجِرِ كَمَثَلِ الْفَرَسِ فِي الطِّوَلِ؟ فَعَصَاهُ فَهَاجَرَ. ثُمَّ قَعَدَ لَهُ بِطَرِيقِ الْجِهَادِ فَقَالَ: تُجَاهِدُ، فَهُوَ جَهْدُ النَّفْسِ وَالْمَالِ، فَتُقَاتِلُ فَتُقْتَلُ فَتُنْكَحُ الْمَرْأَةُ، وَيُقْسَمُ الْمَالُ؟ فَعَصَاهُ فَجَاهَدَ. فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ يُدْخِلَهُ الْجَنَّةَ، وَمَنْ قُتِلَ كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ يُدْخِلَهُ الْجَنَّةَ، وَإِنْ غَرِقَ كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ أَنْ يُدْخِلَهُ الْجَنَّةَ، أَوْ وَقَصَتْهُ دَابَّتُهُ كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ أَنْ يُدْخِلَهُ الْجَنَّةَ».
النسائي 3134، أحمد 3\483، التريخ الكبير 2431، ابن أبي شيبة 19675، ابن حبان 4593،شعب الإيمان 4246، الطبراني 6558.
صحيح الجامع الصغير 1652، صخيح الترغيب 1299، السلسلة الصحيحة 2979.
259 — Со слов Сабры ибн Аби Факиха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он рассказывал, как слышал, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Поистине, шайтан сидит у путей сына Адама. Он сидит на его пути к Исламу и говорит: “Неужели ты примешь Ислам и оставишь религию своих предков?!” Однако он ослушается шайтана и принимает Ислам. Тогда он садится на его пути к совершению Хиджры и говорит: “Неужели ты покинешь родную землю и небо?! Ведь, поистине, переселенец подобен лошади привязанной кордой!” Но он ослушается его и совершает Хиджру. Затем он садится на его пути к джихаду и говорит: “Ты собираешься делать джихад, который является трудностью для души и имущества?! Если ты будешь сражаться, тебя могут убить, жена твоя выйдет замуж за другого, а твоё имущество будет разделено между наследниками!” Но он не слушается его и совершает джихад». И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И всякого, кто сделает это, Величественный Аллах обязал Себя ввести его в Рай. И того, кто будет убит, Величественный Аллах обязал Себя ввести его в Рай. Если он утонет, Величественный Аллах обязал Себя ввести его в Рай. И если он упадёт с верхового животного, Величественный Аллах обязал Себя ввести его в Рай».
◊ ан-Насаи 3134, Ахмад 3/483, аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 2431, Ибн Абу Шейба 19675, Ибн Хиббан 4593, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 4246, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 6558.
◊ Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1652, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1299, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2979.
Также смотри хадис 3777 о принятии Ислама шайтаном, приставленным к Пророку
ﷺ.
Также хадисы 1871, 3408 о том, что шайтан течёт в потомке Адама подобно крови.
4. О сотворении человека в чреве матери
260 - عن عَبْد اللَّهِ بْنَ مَسْعُودٍ - رضى الله عنه - حَدَّثَنَا رَسُولُ اللَّهِ -صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ- وَهْوَ الصَّادِقُ الْمَصْدُوقُ: «إِنَّ خَلْقَ أَحَدِكُمْ يُجْمَعُ فِى بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا وَأَرْبَعِينَ لَيْلَةً، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَهُ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَهُ، ثُمَّ يُبْعَثُ إِلَيْهِ الْمَلَكُ فَيُؤْذَنُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ فَيَكْتُبُ رِزْقَهُ وَأَجَلَهُ وَعَمَلَهُ وَشَقِىٌّ أَمْ سَعِيدٌ، ثُمَّ يَنْفُخُ فِيهِ الرُّوحَ، فَإِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ حَتَّى لَا يَكُونُ بَيْنَهَا وَبَيْنَهُ إِلَاّ ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ فَيَدْخُلُ النَّارَ، وَإِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهَا وَبَيْنَهُ إِلَاّ ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَيَدْخُلُهَا».
البخاري 7454 (3208), مسلم 2643.
260 — Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда сообщается, что он сказал: «Рассказал нам Посланник Аллаха
ﷺ являющийся наиправдивейшим и наиболее достойным доверия:
«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней и ночей, затем подобно этому в виде сгустка крови, затем подобно этому в виде кусочка плоти.[2] Затем к нему отправляют ангела, который получает веление записать четыре вещи: его удел, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным, после чего в него вдувают душу. Поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока между ним и Раем не останется кроме как расстояния в локоть, после чего сбывается предначертанное, и он совершает дела обитателей Огня и входит в него. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока между ним и Адом не останется кроме как расстояния в локоть, после чего сбывается предначертанное, и он совершает дела обитателей Рая и входит в него».[3]
◊ аль-Бухари 7454 (3208), Муслим 2643.
[2] «ат-Тахъликъ» — это стадия развития плода, во время которой зародышу придаётся форма, он наделяется слухом, зрением, кожей, плотью, костьми и т.п.
У Муслима приводится другая версия этого же хадиса, в которой говорится, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней, затем пребывает в этом (промежутке) в виде сгустка крови подобно этому (مثل ذلك),
затем пребывает в этом (промежутке) в виде кусочка плоти подобно этому». И в данном случае, слова Посланника Аллаха
ﷺ:
«Затем пребывает в этом в виде сгустка крови», — означают, что он пребывает сгустком крови в эти же 40 дней и в эти же 40 дней пребывает кусочком плоти, а его слова
«подобно этому» связаны со стадиями формирования в животе, а не со временем.
Это подтверждается хадисом, приводимым со слов Хузайфы, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Через 42 дня после того, как капля семени оказывается в утробе, Аллах посылает ангела, который придаёт зародышу форму, наделяет слухом и зрением и создаёт его кожу, плоть и кости, а потом спрашивает: «О Господь мой, мужчина или женщина?» — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает. Потом ангел спрашивает: «О Господь мой, каков его срок?» — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает. Затем ангел спрашивает: «О Господь мой, каков его удел?» — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает. Затем ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя».
(Муслим 2643).
Поэтому некоторые учёные, объединив все хадисы по данной теме, сказали, что тахликъ начинается после 40 дней, а что касается хадиса ибн Мас'уда, то они истолковали его сказав, что все три стадии — капля, сгусток и кусочек плоти — все они проходят в течении первых сорока дней.
(См. аль-Бурхан аль-Кашиф 'ан 'иджаз аль-Куран, стр. 275).
[3] В сборниках у аль-Бухари и Муслима есть хадис, в котором поясняется, почему человек оказывается в итоге в Аду, несмотря на совершение благих дел. В нём говорится, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Поистине человек может совершать дела обитателей Рая, как это представляется людям, однако он из обитателей Огня. И поистине человек может совершать дела обитателей Ада, как это представляется людям, однако он является обитателем Рая».
(аль-Бухари 2898, 4202, 4207, Муслим 112).
261 - عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ عَنِ النَّبِيِّ -صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ- قَالَ: «إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ وَكَّلَ بِالرَّحِمِ مَلَكًا يَقُولُ: يَا رَبِّ نُطْفَةٌ، يَا رَبِّ عَلَقَةٌ، يَا رَبِّ مُضْغَةٌ. فَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَقْضِيَ خَلْقَهُ قَالَ: أَذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى؟ شَقِيٌّ أَمْ سَعِيدٌ؟ فَمَا الرِّزْقُ، وَالأَجَلُ؟ فَيُكْتَبُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ».
البخاري 318، مسلم 2642.
261 — Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк
ﷺ сказал:
«Поистине, Могущественный и Величественный Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: «О, мой Господь, сейчас это капля! О, мой Господь, сейчас это сгусток крови! О, мой Господь, сейчас это кусочек плоти!» Когда же Аллах желает завершить его творение, ангел говорит: «Мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?» Всё это записывается ещё в утробе матери».
◊ аль-Бухари 318, Муслим 2642.
5. Запись жизненного срока и удела
262 - عَنْ عَبْدِ الله بن مسعود، قَالَ: قَالَتْ أُمُّ حَبِيبَةَ زَوْجُ النَّبِيِّ -صلى الله عليه وسلم-: اللَّهُمَّ أَمْتِعْنِي بِزَوْجِي رَسُول اللهِ -صلى الله عليه وسلم-، وَبِأَبِي أَبِي سُفْيَانَ، وَبِأَخِي مُعَاوِيَةَ، قَالَ: فَقَالَ النَّبِيُّ - صلى الله عليه وسلم -: "قَدْ سَأَلْتِ اللهَ لآجَالٍ مَضْرُوبَةٍ، وَأَيَّامِ مَعْدُودَةٍ، وَأَرْزَاقٍ مَقْسُومَةٍ، لَنْ يُعَجِّلَ شَيْئًا قَبْلَ حِلِّه، أَو يُؤَخِّرَ شَيْئًا عَنْ حِلِّه، وَلَوْ كُنْتِ سَأَلْتِ اللهَ أَنْ يُعِيذَكِ مِنْ عَذَاب فِي النَّار، أَو عَذَابٍ فِي الْقَبْر، كَانَ خَيْرًا، وَأَفْضَلَ"، قَالَ: وَذُكِرَتْ عِنْدَهُ الْقِرَدَةُ، قَالَ مِسْعَرٌ: وَأُرَاهُ قَالَ: وَالْخَنَازِيرُ مِنْ مَسْخٍ، فَقَالَ: "إِنَّ اللهَ لَمْ يَجْعَلْ لِمَسْخٍ نَسْلًا، وَلَا عَقِبًا، وَقَدْ كَانَتِ الْقِرَدَةُ، وَالْخَنَازِيرُ قَبْلَ ذَلِكَ".
مسلم 2663.
262 — Со слов ‘Абду-Ллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды жена Пророка
ﷺ Умм Хабиба сказала:
«О Аллах, дай мне пожить больше с моим мужем, посланником Аллаха ﷺ, моим отцом Абу Суфьяном и моим братом Му'ауией». И сказал Пророк
ﷺ, который слышал её слова, сказал:
«Поистине, ты попросила Всемогущего и Великого Аллаха продлить установленные сроки жизни и исчисленные дни и увеличить уже распределённые уделы. Он ничего из этого не ускорит до его (предначертанного) осуществления и не отложит после наступления (предначертанного) осуществления, и если бы ты попросила Аллаха избавить тебя от мук Огня и мучений могилы, то было бы лучше и прекраснее (для тебя)».
Далее Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «И упомянули в присутствии Пророка ﷺ обезьян. Мис‘ар (который был одним из передатчиков) сказал:
«И мне кажется, что упомянули ещё и свиней, в которых были обращены люди». И Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах не давал потомства тем, кого Он обращал в животных, и не было у них никакого продолжения, что же касается обезьян и свиней, то они существовали и до этого».
◊ Муслим 2663.
____________
Большая просьба, писать сюда об ошибках, будь то грамматических, стилистических или в переводе, а также указать на неясные места, чтобы можно было объяснить непонятное в сносках и довести эту работу до полноты в рамках человеческих возможностей. Ин шаа Аллах, продолжение следует...