1107 - Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшие из шахидов - те, которые сражаются в первом ряду и не поворачивают своих лиц, пока не погибают. Они будут валяться в высоких горницах в Раю, и твой Господь улыбнется им. Если же твой Господь улыбнется рабу где-нибудь, то ему не будет предъявлен счет».
Этот хадис передали Ахмад 5/287, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 3169, Абу Я’ля 6855 о слов Ну’айма ибн Хаммара1. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1107, «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 1371.
____________________________________________________
1. Ибн Хаджар в книге «Такъриб ат-тахзиб» сообщил, что Ну‘айм аль-Гъатафани был сподвижником. Его отца звали Хаммар или Хаббар, но большинство биографов склонялось к первой точке зрения.
1108 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшие шахиды те, чья пролита кровь и ранен конь!».
Этот хадис передали Ахмад 5/265 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7871 со слов Абу Умамы. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1108, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1504.
____________________________________________________
Передают со слов ‘Абдуллы ибн Хабаши аль-Хас’ами о том, что (однажды) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какое деяние является наилучшим?». Он ответил: «Долгое простаивание в молитве».
У него спросили: «А какая милостыня является наилучшей?». Он ответил: «То, что расходуется малоимущим».
У него спросили: «Какое переселение (хиджра) является наилучшим?». Он ответил: «Переселение от того, что запретил Аллах».
У него спросили: «Какой джихад является наилучшим?». Он ответил: «(Джихад) того, кто борется против многобожников своим имуществом и душой».
У него спросили: «Какая смерть является самой благородной?». Он ответил: «Смерть того, чья пролита кровь и ранен конь». Это хадис передали Ахмад 3/411 и Абу Дауд 1449. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Мишкат аль-масабих» 3833.
1109 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшими даяниями1являются: даяние на тень палатки на пути Аллаха2, и предоставление слуги на пути Аллаха3и предоставление зрелой верблюдицы для производства потомства на пути Аллаха».
Этот хадис передали Ахмад 5/269 и ат-Тирмизи 1627 со слов Абу Умамы; ат-Тирмизи 1626 со слов ‘Ади ибн Хатима. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1109, «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 1240.
____________________________________________________
1. «даяние» (ср. устар.) - пожертвование, приношение, дар. См. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. 2. - То есть: пожертвования на экипировку участников джихада. См. «Сады праведных» №1307, пер. А. Нирша. 3. - Имеется в виду, наём слуги для участника военного похода. См. там же.
1110 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшая садакъа - садакъа, которая подается близкому родственнику, питающему вражду».
Этот хадис передали Ахмад 3/402, 5/416 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 3126, 3923, 4051 со слов Абу Аййюба и Хакима ибн Хизама; аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», Абу Дауд и ат-Тирмизи со слов Абу Са’ида; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 25/80, Ибн Хузайма 2194, аль-Хаким 1/406, аль-Байхакъи 7/27 со слов Умм Кульсум бинт ‘Укъба. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1110, «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 893, 894, 2535, «Ируауль-гъалиль» 892.
1111 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшая садакъа та, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, надеясь разбогатеть и опасаясь бедности. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, (чтобы лишь тогда) ты сказал: “Такому-то столько, а такому-то столько”. Разве тогда это уже не будет принадлежать такому-то?!».
Этот хадис передали Ахмад 2/231, 250, 415, аль-Бухари 1419, Муслим 1032, Абу Дауд 2865 и ан-Насаи 5/68 со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Алmбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1111, «Ируауль-гъалиль» 1602.
____________________________________________________
В версии этого хадиса которую приводит имам аль-Бухари, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Один человек, пришедший к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?». Он ответил: «За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, (чтобы лишь тогда) сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько”, тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то1»". См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №680, пер. А. Нирша.
____________________________________________________
1. Имеется в виду что, по шариату, после смерти человека его имущество должно быть разделено между наследниками так, чтобы каждый из них получил известную его часть, которой завещатель не вправе распоряжаться по своему усмотрению.
1112 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшая садакъа та, что расходуется малоимущим и начинай (расходовать) с тех, котого ты обязан содержать».
Этот хадис передали Ахмад 2/358, Абу Дауд 1677, Ибн Хузайма 2248 и аль-Хаким 1/414 со слов Абу Хурайры. Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1112, «Ируауль-гъалиль» 834, 897, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 566.
____________________________________________________
1113 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшая садакъа - поение (людей) водой».
Этот хадис передали Ахмад 5/284, Абу Дауд 1681, ан-Насаи 6/254, Ибн Маджах 3684, Ибн Хузайма в своем «Сахихе» 2300, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 3348, аль-Хаким 1/414 со слов Са’да ибн ‘Убады; Абу Я’ля 2673 со слов Ибн ‘Аббаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1113, «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 962, «Мишкат аль-масабих» 1912.
____________________________________________________
В версии этого хадиса, которую приводит имам Абу Дауд, сообщается, что (однажды) Са’д ибн ‘Убада, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, мать Са’да умерла, так какая же милостыня за неё будет наилучшей?». (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Вода».
Передатчик этого хадиса сказал: «Тогда он вырыл колодец и сказал: “Это − за мать Са’да”».
1114 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшей милостыней является та, после (пожертвования), которой (у владельца) остается достаток. Высшая рука (дающая) лучше руки низшей (берущей) и начинай расходовать с тех, кого ты (обязан) содержать».
Этот хадис передал аль-Бухари 5355 со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1114, «Ируауль-гъалиль» 834.
____________________________________________________
Далее в этом хадисе приводятся слова Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах): «(Это когда) жена говорит: “Либо корми меня, либо разведись со мной”, а раб говорит: “Корми меня и пользуйся моими услугами” и сын говорит: “Корми меня, на кого же ты меня оставляешь?”. (Люди) спросили: “О Абу Хурайра, это ты слышал от посланника Аллаха?”. Он ответил: “Нет! Это из проницательности Абу Хурайры”».
Эти слова Абу Хурайры ввели в хадис некоторые передатчики. Также его передал Ибн Хиббан. Относить их к аль-Бухари является второй ошибкой, так как он не передал их таким образом и идет в пользу достоверности этой добавки, но она является слабой из-за того, что является внедренной. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1/250.
1115 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Высшая рука лучше руки низшей и начинай (расходовать) с тех, кого ты (обязан) содержать».
Этот хадис передали Ахмад 3/403, 434, Муслим 1034, ан-Насаи 5/69, ад-Дарими 1653, аль-Байхакъи 4/180 со слов Хакима ибн Хизама. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1115, «Ируауль-гъалиль» 834, «Гъаятуль-марам» 446.
1116 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшей молитвой после обязательной является молитва, (которую человек совершает) глубокой ночью, а лучшим постом после месяца рамадан, является (пост) в месяце Аллаха мухаррам».
Этот хадис передали Ахмад 2/303, 329, 342, 344, 535, Муслим 1163, Абу Дауд 2429, ат-Тирмизи 740, ан-Насаи 3/206, Ибн Маджах 1742, ад-Дарими 1476, аль-Байхакъи 3/4 со слов Абу Хурайры; ар-Рууаяни в своем «Муснаде» и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1695 со слов Джундуба. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1116, «Ируауль-гъалиль» 449.
1117 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшей молитвой является та, которую человек совершает у себя дома, исключая обязательную».
Этот хадис передали Ахмад 5/187, аль-Бухари 2/179, Муслим 2/188, Абу ‘Ауана 2/279, 293, Абу Дауд 1447, ат-Тирмизи 1/90, ан-Насаи 3/197, аль-Байхакъи 2/494 со слов Зайда ибн Сабита. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1117, «Сахих Аби Дауд» 1301.
1118 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшей молитвой является (та, в которой человек) долго простаивает, (читая Коран)».
Этот хадис передали Ахмад 3/302, Муслим 756, ат-Тирмизи 387, Ибн Маджах 1421 со слов Джабира; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 17/48 со слов Абу Мусы, ‘Амра ибн ‘Абасы и ‘Умайра ибн Къатады аль-Лейси. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1118, «Сахих Аби Дауд» 1196, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 551, «Ируауль-гъалиль» 458.
1119 - Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшая из молитв пред Аллахом - это утренняя молитва в пятницу, совершённая с джама’атом».
Этот хадис передали Абу Ну’айм в «Хильйатуль-аулийаъ» 7/207 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 3045. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1119, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1566.
1120 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучший пост, пост моего брата (пророка) Дауда! Он постился через день и не обращался в бегство, когда встречал (врага)».
Этот хадис передали Ахмад 2/164, 190, 200, 205, аль-Бухари 1977, Муслим 1159, ат-Тирмизи 770, ан-Насаи 4/214 со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Ас. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1120.
1121 - Сообщается, что Джундуб ибн Суфйан аль-Баджали сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: “Наилучший пост после рамадана, (пост) в месяце, который вы называете мухаррам”».
Этот хадис передал ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 2904. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1121, «Ируауль-гъалиль» 951.