1. Достоинство земного поклона при чтении Корана и положения, связанные с этим
549 - عَنِ ابْنِ عُمَرَ رضي الله عنهما قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم يَقْرَأُ عَلَيْنَا السُّورَةَ فِيهَا السَّجْدَةُ فَيَسْجُدُ وَنَسْجُدُ حَتَّى مَا يَجِدُ أَحَدُنَا مَوْضِعَ جَبْهَتِهِ.
البخاري 1075، مسلم 575
549 – Сообщается со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что он рассказывал:
«Пророк ﷺ читал суру, в которой есть земной поклон и склонялся в земном поклоне и мы тоже все падали ниц, так что некоторые из нас не находил место, чтобы положить лоб».
◊ аль-Бухари 1075, Муслим 575.
550 - عِنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رضي الله عنه قَرَأَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ عَلَى الْمِنْبَرِ بِسُورَةِ النَّحْلِ، حَتَّى إِذَا جَاءَ السَّجْدَةَ نَزَلَ فَسَجَدَ وَسَجَدَ النَّاسُ، حَتَّى إِذَا كَانَتِ الْجُمُعَةُ الْقَابِلَةُ قَرَأَ بِهَا حَتَّى إِذَا جَاءَ السَّجْدَةَ قَالَ: يَا أَيُّهَا النَّاسُ، إِنَّا نَمُرُّ بِالسُّجُودِ، فَمَنْ سَجَدَ فَقَدْ أَصَابَ، وَمَنْ لَمْ يَسْجُدْ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ. وَلَمْ يَسْجُدْ عُمَرُ رضي الله عنه. وَزَادَ نَافِعٌ عَنِ ابْنِ عُمَرَ رضي الله عنهما: "إِنَّ اللَّهَ لَمْ يَفْرِضِ السُّجُودَ إِلَاّ أَنْ نَشَاءَ".
البخاري 1077.
550 – Сообщается, что однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) стоя на минбаре и читая суру «ан-Нахль», дошёл до аята, в котором упоминается земной поклон, он спустился с минбара и пал ниц и люди также пали ниц вместе с ним. На следующей пятничной молитве он также читал эту суру, когда же дошёл до того места, где упоминается земной поклон, он сказал:
«О люди, при чтении нам встречаются аяты земного поклона, и тот, кто совершил земной поклон, тот, поступил правильно, а тот, кто не совершил земной поклон, на том нет греха». И ‘Умар не совершил земного поклона».
Нафи’ добавил от Ибн ‘Умара, что ‘Умар сказал:
«Поистине, Аллах не обязал нас земным поклоном (при чтении Корана), если только мы не пожелаем сделать это сами».
◊ аль-Бухари 1077.
551 - عَن أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم: "إِذَا قَرَأَ ابْنُ آدَمَ السَّجْدَةَ فَسَجَدَ اعْتَزَلَ الشَّيْطَانُ يَبْكِي، يَقُولُ: يَا ويلَهُ - وَفِي رِوَايَةِ أَبِي كُرَيْبٍ: يَا وَيْلِي - أُمِرَ ابْنُ آدَمَ بِالسُّجُودِ فَسَجَدَ فَلَهُ الْجَنَّةُ، وَأُمِرْتُ بِالسُّجُودِ فَأَبَيْتُ فَلِي النَّارُ".
مسلم 81
551 – Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Когда человек читает аят, в котором упоминается о земном поклоне, и совершает его, то шайтан отходит от него с плачем, говоря: «О горе! (в другой версии передано: "Горе мне!") Потомку Адама было приказано совершить земной поклон, и он совершил его, и ему уготован Рай. И мне было приказано совершить земной поклон, но я отказался, и для меня уготован Ад".
◊ Муслим 81.
2. Суры, в которых упоминаются земные поклоны
552 - عَنْ عَبْدِ اللَّهِ رضي الله عنه قَالَ: "قَرَأَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم النَّجْمَ بِمَكَّةَ فَسَجَدَ فِيهَا وَسَجَدَ مَنْ مَعَهُ، غَيْرَ شَيْخٍ أَخَذَ كَفًّا مِنْ حَصًى أَوْ تُرَابٍ فَرَفَعَهُ إِلَى جَبْهَتِهِ وَقَالَ: يَكْفِينِي هَذَا. فَرَأَيْتُهُ بَعْدَ ذَلِكَ قُتِلَ كَافِرًا".
البخاري 1067، مسلم 576.
552 – Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда:
«Как-то раз в Мекке Пророк ﷺ читавший суру “ан-Наджм” (Звезда), совершил во время чтения земной поклон. Вместе с ним поклонились и все присутствовавшие, за исключением одного старца, который поднял с пола горсть мелких камешков или земли, поднёс их ко лбу и сказал: “Довольно с меня и этого”, и впоследствии я видел, что он был убит, будучи неверным».
◊ аль-Бухари 1067, ◊ Муслим 576.
553 - عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ الأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ " قَرَأَ بِهِم: النَّجْمَ، فَسَجَدَ فِيهَا، ثُمَّ قَامَ فَقَرَأَ سُورَةً أُخْرَى ".
موطأ 481 (267).
553 – Сообщается со слов А‘раджа, от Абу Хурайры, что однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб прочёл суру «ан-Наджм» (Звезда) и совершил земной поклон, затем встал и начал читать другую суру».
◊ Муатта 481 (267).
◊ Сообщение прерванное.
554 - عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رضي الله عنهما قَالَ: "ص" لَيْسَ مِنْ عَزَائِمِ السُّجُودِ، وَقَدْ رَأَيْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم يَسْجُدُ فِيهَا.
البخاري 1069
554 – Сообщается со слов Ибн ’Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он говорил:
«При чтении суры “Сад” склоняться в земном поклоне необязательно, однако я видел, как Пророк ﷺ, читая её, совершал земной поклон».
◊ аль-Бухари 1069.
555 - عَنْ أَبِي رَافِعٍ قَالَ: "صَلَّيْتُ مَعَ أَبِي هُرَيْرَةَ الْعَتَمَةَ فَقَرَأَ: {إِذَا السَّمَاءُ انْشَقَّتْ} فَسَجَدَ، فَقُلْتُ لَهُ: قَالَ: سَجَدْتُ خَلْفَ أَبِي الْقَاسِمِ صلى الله عليه وسلم فَلَا أَزَالُ أَسْجُدُ بِهَا حَتَّى أَلْقَاهُ".
البخاري 766، مسلم 578.
555 - Сообщается, что Абу Рафи‘ сказал:
«Однажды я совершал вечерний намаз, находясь позади Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и он прочитал суру, которая начинается со слов: “Когда небо расколется…” (сура 84), после чего совершил земной поклон. Я спросил его об этом, и он сказал: “Я совершал земной поклон находясь позади Абу-ль-Касима ﷺ и не перестану совершать его при чтении этой суры до тех пор, пока не встречусь с ним”».
◊ аль-Бухари 766, Муслим 578.
556 - عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ دِينَارٍ، أَنَّهُ قَالَ: «رَأَيْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ يَسْجُدُ فِي سُورَةِ الْحَجِّ سَجْدَتَيْنِ»
صحيح [ط 480]
556 – Сообщается что ‘Абду-Ллах ибн Динар сказал:
«Я видел как ‘Абду-Ллах ибн ‘Умар (при чтении) суры «аль-Хадж» совершал земной поклон дважды».
◊ аль-Муатта 480.
◊ Хадис достоверный.
557 - عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: «فِي سُورَةِ الْحَجِّ سَجْدَتَانِ»
صحيح على شرطهما [ك 3472]
557 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«В суре «аль-Хадж» два земных поклона».
◊ аль-Хаким 3472.
◊ Хадис достоверный.
3. Слова, произносимые во время земного поклона при чтении Корана
558 - عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ, قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلى الله عَليه وسَلم, فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ, إِنِّي رَأَيْتُنِي اللَّيْلَةَ وَأَنَا نَائِمٌ كَأَنِّي أُصَلِّي خَلْفَ شَجَرَةٍ, فَسَجَدْتُ, فَسَجَدَتِ الشَّجَرَةُ لِسُجُودِي, فَسَمِعْتُهَا وَهِيَ تَقُولُ: اللهُمَّ اكْتُبْ لِي بِهَا عِندَكَ أَجْرًا, وَضَعْ عَنِّي بِهَا وِزْرًا, وَاجْعَلْهَا لِي عِندَكَ ذُخْرًا, وَتَقَبَّلْهَا مِنِّي كَمَا تَقَبَّلْتَهَا مِنْ عَبدِكَ دَاوُدَ.
ضعيف[ت579 ،3424 ، جه 1053]
558 – От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что некий человек пришёл к Пророку
ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я видел этой ночью сон, как будто я, совершая намаз позади дерева, совершил земной поклон, и дерево тоже совершило земной поклон за мной. И я слышал, как оно произнесло: «О Аллах, запиши мне по причине этого земного поклона у Себя награду, и избавь меня по его причине от греха, и сделай его моим запасом у Себя, и прими его от меня, как Ты принял его от Твоего раба Дауда».
◊ ат-Тирмизи 579, 3424. Ибн Маджах 1053.
◊ Слабый хадис.
559 - عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ فِي سُجُودِ الْقُرْآنِ بِاللَّيْلِ، يَقُولُ فِي السَّجْدَةِ مِرَارًا: «سَجَدَ وَجْهِي لِلَّذِي خَلَقَهُ، وَشَقَّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ، بِحَوْلِهِ وَقُوَّتِهِ»
حسن لغيره [د 1414 ، ت 580 ، ن 1128]
559 – От ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ во время совершения земного поклона при чтении Корана многократно повторял:
«Склонилось моё лицо перед Тем, Кто создал его. И наделил Он его слухом и зрением по Своей силе и мощи».
◊ Абу Дауд 1414, ат-Тирмизи 580, ан-Насаи 1128.
◊ Хадис достоверный (хасан).
4. Количество земных поклонов в Коране
560 - عَنْ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَقْرَأَهُ خَمْسَ عَشْرَةَ سَجْدَةً فِي الْقُرْآنِ ، مِنْهَا : ثَلَاثٌ فِي الْمُفَصَّلِ ، وَفِي الْحَجِّ سَجْدَتَيْنِ.
أبو داود 1401، ابن ماجه 1057.
560 – Сообщается со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах), что обучая его чтению Корана, Посланник Аллаха
ﷺ указал ему на пятнадцать мест для земного поклона, среди которых: три среди кратких сур (аль-муфассаль
[1]), и два земных поклона в суре аль-Хадж.
◊ Абу Дауд 1401, Ибн Маджа 1057.
◊ Сообщение недостоверное.
[1] Начиная с суры «Къаф» и до конца Корана. То есть с 50 по 114 суры.
561 - عَنْ عَلِيٍّ رضي الله عنه، قَالَ: «عَزَائِمُ السُّجُودِ فِي الْقُرْآنِ: الم تَنْزِيلُ، وَحم تَنْزِيلُ السَّجْدَةُ، وَالنَّجْمِ، وَاقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ» وَأَنَا أَتَعَجَّبُ مِمَّنْ حَدَّثَنِي لَا يَسْجُدُ فِي الْمُفَصَّلِ
الحاكم 3957.
إسناده حسن، وقد حسنه الحافظ ابن حجر فى فتح الباري لابن حجر (2/ 552) ، قال الذهبي: الصحيح.
561 – Сообщается, что ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Земной поклон в Коране совершается при чтении сур, которые начинаются со слов: «Алиф. Лям. Мим. Танзиль» (сура ас-Саджда) и
«Ха.Мим. Танзиль» (сура Фуссылят),
в суре «ан-Наджм», и в суре: «
Читай во имя Господа Твоего, Который тебя сотворил» (сура аль-’Алякъ).
И вызывает моё удивление тот, кто говорит мне, что нет земного поклона в кратких сурах (аль-муфассаль)».
◊ аль-Хаким 3957.
◊ Сообщение достоверное (хасан). См. «Фатх аль-Бари» 2\552. аз-Захаби сказал, что сообщение достоверное.
5. Произносятся ли слова «Аллаху акбар» при земном поклоне во время чтения?
562 - عَنْ ابْنِ عُمَرَ، قَالَ: «كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقْرَأُ عَلَيْنَا الْقُرْآنَ، فَإِذَا مَرَّ بِالسَّجْدَةِ كَبَّرَ، وَسَجَدَ وَسَجَدْنَا مَعَهُ»
قَالَ عَبْدُ الرَّزَّاقِ: وَكَانَ الثَّوْرِيُّ يُعْجِبُهُ هَذَا الْحَدِيثُ، قَالَ أَبُو دَاوُدَ: «يُعْجِبُهُ لِأَنَّهُ كَبَّرَ»
أبو داود 1413.
والحديث ضعفه النووي في "المجموع (3/551).
562 – Сообщается со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что он рассказывал:
«Посланник Аллаха ﷺ читал нам Коран и читая аят, в котором есть земной поклон, он говорил: «Аллаху акбар» и совершал земной поклон и мы совершали его вместе с ним».
‘Абдурраззакъ рассказывал, что ас-Саури нравился этот хадис. Абу Дауд сказал:
«Ему нравился этот хадис по причине того, что он произносил такбир».
◊ Абу Дауд 1413.
◊ Сообщение недостоверное. См. «аль-Маджму’» 3\551.
6. Можно ли совершать земной поклон в запретное время?
563 - عَنْ أَبي تَمِيمَةَ الْهُجَيْمِيُّ، قَالَ: لَمَّا بَعَثْنَا الرَّكْبَ، قَالَ أَبُو دَاوُدَ: «يَعْنِي إِلَى الْمَدِينَةِ»، قَالَ: كُنْتُ أَقُصُّ بَعْدَ صَلَاةِ الصُّبْحِ، فَأَسْجُدُ، فَنَهَانِي ابْنُ عُمَرَ أَنْتَهِ ثَلَاثَ مِرَارٍ، ثُمَّ عَادَ، فَقَالَ: «إِنِّي صَلَّيْتُ خَلْفَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَمَعَ أَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ، وَعُثْمَانَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ، فَلَمْ يَسْجُدُوا حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ.
أبو داود 1415.
563 – Сообщается со слов Абу Тамимы аль-Худжейми, что он рассказывал: «
Когда мы отправили в Медину караван, я садился после утренней молитвы и давал людям наставления и совершал земные поклоны[2], а Ибн ‘Умар запретил мне это. Но я продолжал так делать, и, запретив мне это в третий раз, он сказал: «Я молился позади Посланника Аллаха ﷺ, Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана и они не совершали земной поклон, пока не всходило Солнце». [3]
◊ Абу Дауд 1415.
◊ Сообщение достоверное.
[2] Читал аяты Корана, в которых есть назидание и падал ниц, читая аяты, в которых нужно совершить земной поклон. (См. «‘Аун аль-Ма’буд» 4/203).
[3] аш-Шаукани сказал: «Некоторые из сподвижников считали, что в запретное время совершение земного поклона даже при чтении Корана является запретным, как и совершение молитвы, однако более правильное мнение, что запрет касается только молитвы». (См. «Аун аль-Ма’буд» 4/204).
7. Совершает ли земной поклон та, у которой месячные?
564 - عَنْ إِبْرَاهِيمَ قَالَ: " إِذَا سَمِعَ الْحَائِضُ وَالْجُنُبُ السَّجْدَةَ، يَغْتَسِلُ الْجُنُبُ وَيَسْجُدُ، وَلَا تَقْضِى الْحَائِضُ لأَنَّهَا لَا تُصَلِّي".
الدارمي 1016.
564 – Сообщается со слов Ибрахима ан-Нахъа’и, что он сказал:
«Если та, у которой месячные или тот, кто находится в большом осквернении услышат аят, в котором есть земной поклон, то тот у кого большое осквернение совершает земной поклон после очищения. А та, у которой месячные не совершает земной поклон после очищения, так как (на момент, когда она услышала) ей нельзя было молиться».[4]
◊ ад-Дарими 1016.
◊ Сообщение достоверное.
[4] То, что привёл ад-Дарими от Ибрахима ан-Нахъа’и указывает лишь на дозволенность земного поклона, но никак не на обязательность, так как при чтении Корана даже для читающего не является обязательным совершить земной поклон и это правильное мнение в этом вопросе. Это мнение принадлежит Малику, аш-Шафи‘и, аль-Ауза’и и аль-Лейсу. Также этому мнению отдал предпочтение Ибн Хаджар и ат-Тахауи. Наличие омовения и обращение к Кибле также не является условием при совершении земного поклона чтения.
(См. «Шарх Муснад ад-Дарими» 2/453, «Фатх аль-Бари» 2/558).