Хадис о двух сокровищах
Добавлено: 09 сен 2015, 10:57
Глава шестая
Хадис о двух сокровищахПосланник Аллаха ﷺ сказал: "Я оставил вам два сокровища, крепко держась за которые, вы никогда не впадёте в заблуждение: Книгу Аллаха и членов моей семьи". Этот хадис приводит ат-Тирмизи в "Сунан", №3786. Его достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в "Сахих аль-джами‘", №2748.
Те, кто считает, что ‘Али должен был стать первым халифом, приводят этот хадис в качестве подтверждения своего мнения. Они говорят, что если нужно крепко держаться за потомков посланника Аллаха ﷺ, значит, они и должны быть правителями мусульман.
Однако это утверждение неверное по нескольким причинам:
1. Достоверность этого хадиса и возведение его к посланнику Аллаха ﷺ поставлено под сомнение учёными-хадисоведами. Достоверно известно, что посланник Аллаха ﷺ оставил своей общине завет относительно Книги Аллаха, велев им придерживаться её. Он также завещал соблюдать права членов его семьи и помнить о велениях Аллаха в отношении к ним.
Об этом упоминается в "Сахихе" Муслима.
Зейд ибн Аркам передаёт: "Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха ﷺ остановились у источника в Хумме, что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он сказал: "Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой!". И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: "И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!"". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", №2408.
Таким образом, посланник Аллаха ﷺ велел крепко держаться за Книгу Аллаха. Что же касается членов его семьи, то он наказал заботиться о них и уважать их, а также соблюдать их права, которыми наделил их Аллах.
Мы знаем также хадис Джабира, в котором посланник Аллаха ﷺ сказал: "Я оставил вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", №1218.
И в этом хадисе не содержится упоминания о членах семьи посланника Аллаха ﷺ.
2. Кто является членами семьи посланника Аллаха ﷺ?
Из приведённого выше хадиса следует, что ими являются все, кому запрещено брать что-либо из закята, то есть все хашимиты (бану Хашим), а согласно некоторым утверждениям, и бану ‘Абду-ль-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф.
Кто же ближе к тому, чтобы "крепко держаться" за членов семьи посланника Аллаха ﷺ - сунниты или шииты? У шиитов нет иснадов, восходящих к посланнику Аллаха ﷺ, и они сами признают это. Свои книги они нашли в готовом виде и сказали: "Передавайте эти сообщения, ибо они - истина". аль-Кулайни, "аль-Кафи", (1/53).
Аль-Хурр аль-‘Амили и другие шиитские имамы признают, что у шиитов вообще нет такого понятия как иснады и они не смотрят на иснад приводимого ими сообщения. "Хатиматуль уасаиль", польза № 9.
А если сообщения без иснадов, то как можно утверждать, что они действительно передаются от членов семьи посланника Аллаха ﷺ?
На самом деле именно мы являемся последователями членов семьи посланника Аллаха ﷺ и ценим их должным образом, не умаляя их достоинств и не восхваляя их чрезмерно. Мы следуем словам посланника Аллаха ﷺ: "Не превозносите меня так, как христиане превознесли ‘Ису ибн Марйам. Поистине, я - Его раб, а потому говорите: раб Аллаха и Его посланник". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", №3445.
3. Самыми большими знаниями из членов семьи посланника Аллаха ﷺ обладал ‘Али ибн Абу Талиб. За ним следовал ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, который утверждал, что Абу Бакр и ‘Умар имели больше прав стать халифами, чем ‘Али.
Более того, сам ‘Али говорил, что лучшими людьми после посланника Аллаха ﷺ были Абу Бакр и ‘Умар. Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", №3671.
И сами шииты утверждают, что ‘Али сказал: "В качестве советника я лучше для вас, чем в качестве правителя". "Нахдж аль-балагъа", стр. 95, проповедь № 92.
4. Этот хадис подобен другим словам посланника Аллаха ﷺ: "Я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя Сунна". аль-Хаким, "аль-Мустадрак", (1/93).
Посланник Аллаха ﷺ также сказал: "Следуйте моей Сунне и сунне праведных халифов после моей смерти и крепко держитесь за них". Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунан", №4607, и ат-Тирмизи, №2676.
Посланник Аллаха ﷺ также сказал: "Берите пример с Абу Бакра и ‘Умара после моей кончины". Этот хадис приводят ат-Тирмизи в "Сунан", №3662, и Ибн Маджах, №86.
Посланник Аллаха ﷺ также наказывал людям следовать ‘Аммару и Ибн Мас‘уду. Этот хадис приводит ат-Тирмизи в "Сунан", №3805.
Однако все эти хадисы не указывают на то, что эти люди должны были стать правителями. Они свидетельствуют только о том, что эти люди следовали путём посланника Аллаха ﷺ.
Мы же говорим: члены семьи посланника Аллаха ﷺ не могли впасть в заблуждение все вместе.
Всё дело в их сторонниках, о которых мы сказали уже немало. Хадис аль-киса.