Этот хадис передали Ахмад 4/205 и Муслим 121 со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1329, «Ируауль-гъалиль» 1280.
________________________________________________
Сообщается, что Ибн Шимаса сказал: «Мы находились у ‘Амра ибн аль-‘Аса 2 да будет доволен им Аллах, когда он уже находился при смерти. Он так долго плакал, повернувшись лицом к стене, что его сын стал говорить: “О батюшка, разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не порадовал тебя вестью о том-то? Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не порадовал тебя вестью о том-то?”. Тогда он повернулся (к нам) лицом и сказал: “Поистине, лучшим из того, чем мы можем запастись 3 является свидетельство о том, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, и, поистине, прошёл я через три стадии: (сначала) я думал, что нет такого человека, который ненавидел бы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильнее меня и больше меня желал бы схватить и убить его, и если бы я умер в подобном состоянии, то непременно оказался бы среди обитателей огня. Когда же Аллах поместил в моё сердце (любовь к) исламу, я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!”. И он протянул мне свою руку, но я не протянул свою, и тогда он спросил: “Что с тобой, о ‘Амр?”. Я ответил: “Я хотел поставить условие”. Он спросил: “Какое условие?”. Я ответил: “Чтобы мне простились (мои грехи)”. Тогда он сказал: “Разве тебе неизвестно, что ислам уничтожает то, что было прежде 4 и что хиджра уничтожает то, что было прежде, и что хадж уничтожает то, что было прежде?”. И (после этого) уже не было человека, которого я любил бы больше, чем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и которого ставил бы выше него. И я почитал его столь глубоко, что не смел даже взглянуть на него, а если бы меня попросили его описать, то я не смог бы сделать этого, ибо я даже не смотрел на него (пристально), и, поистине, если бы я умер в подобном состоянии, то, конечно же, мог бы надеяться, что окажусь среди обитателей рая. А потом нам поручалось (так много разных) вещей, что я уже не знаю, в каком положении я из-за них оказался! И когда я умру, пусть не сопровождает меня (на кладбище) ни причитающая 5, ни огонь, когда же вы похороните меня, то засыпайте меня землёй понемногу, а потом постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа 6”».
________________________________________________
1. То есть: стирает все прошлые грехи, величайшими из которых были неверие и многобожие.
2. ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, являлся одним из крупнейших мусульманских военачальников раннего периода истории ислама. Он принял ислам незадолго до завоевания Мекки мусульманами и впоследствии участвовал во многих походах и сражениях. ‘Амр ибн аль-‘Ас принимал участие в завоевании Сирии, являлся завоевателем Египта и основателем Фустата, поселения, на месте которого впоследствии был построен Каир. ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, скончался в 663 году, прожив более девяноста лет.
3. То есть: запастись для мира вечного.
4. То есть: стирает все прошлые грехи, величайшими из которых были неверие и многобожие.
5. Громкие причитания по покойному строго запрещены в исламе.
6. Другими словами, ангелам, которые будут задавать покойному в могиле вопросы о его религии. Таким образом, в этом хадисе содержится одно из многочисленных указаний на то, что покойный будет слышать то, что станут говорить люди, провожающие его в последний путь. См. «Мухтасар Сахих Муслим» №65, пер. А. Нирша.