Abu_AbdurRahman JA писал(а): ↑07 май 2012, 19:31
Получается если человек пропустил молитву в мечети, даже имея возможность добраться до нее, и прочитал ее в одиночестве дома,
то его намаз батыль (недействителен)??? Ему следует делать тауба или как?
Молитва в мечети - из шурутов или арканов намаза?
Кто знает и может, просьба помочь с данным вопросом, и сослаться на слова и понимание хадисов ученых?
Salman_95 писал(а): ↑11 май 2012, 22:23
получается что, у большинства мусульман намаз недействителен, так как большинство совершают намаз у себя дома
Странно, что никто не затронул этот момент в этой ветке за столько лет.
Следует отметить, что большинство учёных не считают условием действительности молитвы её совершение в джама’ате. И большинство учёных понимало хадис:
«Кто услышал призыв (азан) и не ответил на него (помолившись дома), то нет у него молитвы, кроме как если у него была причина (не пойти в мечеть)» Абу Дауд 551, Ибн Маджах 793, точно так же, как они понимали и хадисы, наподобие:
«Нет молитвы, когда принесли еду и когда человек сдерживает желание справить большую или малую нужду».
Муслим 560.
Большинство учёных считало, что молитва голодного, которого отвлекали мысли о еде, даже если она была подана, как и молитва желавшего справить большую или малую нужду, является действительной несмотря на порицаемость совершения такой молитвы. И в основном лишь захириты взяли эти хадисы буквально и посчитали, что такая молитва является недействительной.
Точно также большинство имамов понимали и хадисы этой главы касательно молитвы в мечети, что речь о том, что у такого человека нет полноценной награды и полноценной молитвы, а не то, чтобы его молитва в основе стала недействительной.
Более того, даже группа учёных, которая считала, что молитва в мечети является обязательной для того, кто слышит азан, не говорила о том, что молитва совершившего её дома является недействительной.
Так, имам Ибн Къудама упомянув слова, что совершение пятикратной молитвы в коллективе является обязательным, сказал:
“Однако коллективное исполнение молитвы не является условием действительности самой молитвы, на что указывал Ахмад. А большинство учёных склонились к мнению, что коллективная молитва является твёрдой Сунной”.
См. “аль-Мугъни” 2/126.
Но следует отметить, как уже было сказано, что мнение захиритов гласит, что совершение молитвы в джама’ате является условием её действительности. И это второе мнение, которое некоторые ханбалиты передают от имама Ахмада, и его выбрал шейхуль-Ислям Ибн Таймия.
См. “аль-Инсаф” 2/149, “Ихтиярат аль-фикъхия” 125.
Однако, как уже было сказано, так не считают даже те, кто считал обязательным совершение молитвы в мечети. Так, например, шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
“Некоторые обладатели знания говорили, что нет молитвы у того, кто совершил её дома без причины. Это мнение выбрал шейхуль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах, и это одно из мнений, передаваемое от имама Ахмада. Их довод содержится в асарах и рассуждении:
Что касается асара, что в пророческом хадисе сказано: «Кто услышал призыв (азан) и не ответил на него (помолившись дома), то нет у него молитвы, кроме как если у него была причина».
А что касается рассуждения, то они сказали, что раз коллективная молитва является обязательной, то оставивший обязательное в поклонении нарушил своё поклонение этим оставлением.
Но на самом деле это мнение является слабым, и более правильным мнением является то, что совершивший молитву дома, является оставившим обязанность без причины, а такой человек ослушник и заслуживает грех. А если он делает это постоянно, что становится нечестивцем, чьё свидетельство теряет силу, как это говорило много учёных.
Однако молитва такого человека является действительной. И доводом этому являются хадисы, переданные от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры, в которых говорится о превосходстве коллективной молитвы над молитвой одного. И указание на преимущество молитвы, совершённой в джама’ате указывает на то, что молитва одного также имеет награду, а раз за неё есть награда, значит, она является действительной”.
См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 15/69.
Что же касается обсуждаемого хадиса:
«Кто услышал призыв (азан) и не ответил на него (помолившись дома), то нет у него молитвы, кроме как если у него была причина», то имам ас-Синди сказал:
“Внешне этот хадис указывает на то, что коллективное совершение молитвы в мечети для того, кто слышал азан, является обязательным, дабы его молитва была действительной, и кто оставил это, тот сделал свою молитву недействительной. Однако такое понимание противоречит тому, на чём знатоки фикъха. И является необходимым для них отнести данный хадис к тому, что речь идёт о неполноценности такой молитвы (а не её недействительности)”.
См. “Хашия ас-Синди” 2/325.
Также упомянув хадис:
«Нет молитвы у того, кто проживает по соседству с мечетью, кроме как в самой мечети», имам Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
“Этот хадис для нас следует понимать так, что нет полноценной награды за такую молитву. Это подобно хадису: «Нет религии у того, кто не является честным». Как и хадис: «Не совершает прелюбодей прелюбодеяния, будучи верующим». Т.е. будучи полноценно верующим”.
См. “ат-Тамхид” 18/336.
Следует отметить, что хадис, который упомянул хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр:
«Нет молитвы у того, кто проживает по соседству с мечетью, кроме как в самой мечети», передаётся как от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), так и в виде слов некоторых сподвижников, однако он является недостоверным, как это пояснили множество имамов.
Так, хафиз Ибн Хаджар сказал:
“Что касается хадиса: «Нет молитвы у того, кто проживает по соседству с мечетью, кроме как в самой мечети», то он является распространённым среди людей, но он слабый, нет у него сильного иснада. Его привёл ад-Даракъутни со слов Джабира и Абу Хурайры. Также об этом передаётся и от ‘Али, но он также является слабым”.
См. “Тальхыс аль-хабир” 2/78.
Также о слабости этих хадисов высказались аль-Байхакъи, ан-Науауи, и др.
См. “Ма’рифа ас-Сунан” 2/16, “аль-Хуляса” 2/655-656.
Также шейх аль-Альбани, который был из числа тех, кто считал молитву в джама’ате обязательной, когда его спросили о том, указывает ли этот хадис на то, что молитва не ответившего на призыв является недействительной, сказал:
“Нет, но это мнение шейхуль-Исляма Ибн Таймии, да помилует его Аллах, который считал, что совершивший молитву в одиночку без причины сделал тем самым свою молитву недействительной, исходя из внешнего смысла этого хадиса. Однако, данное мнение противоречит мнению большинства учёных, к тому же имеются некоторые доводы и тексты, которые дают нам понять, что под отрицанием в этом хадисе речь идёт об отрицании полноценности молитвы, а не отрицание её действительности. Т.е. нет у такого человека полноценной молитвы, так как он (не совершив её в мечети) упускает её превосходство в двадцать семь раз, а это, в действительности, является большой потерей”.
Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 285.
Salman_95 писал(а): ↑11 май 2012, 22:23
Есть ли разногласия среди ученых по этому вопросу?
Конечно есть.
Учёные единогласны в том, что нельзя оставлять мечети без выстаивания в них пятикратных молитв.
Однако они разошлись в том, является ли коллективная молитва в мечети обязательной для каждого совершеннолетнего мусульманина, слышащего азан и не имеющего причины не пойти в мечеть?
Группа учёных считала, что это является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина (фард аль-‘айн). И это мнение из четырёх мазхабов принадлежит только Ахмаду, и его выбрали аль-Бухари и Ибн аль-Мунзир.
Что же касается большинства учёных, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и, то они не считали молитву в джама’ате обязательной для каждого мусульманина (фард аль-‘айн), но они разошлись между мнением о том, что это является твёрдой Сунной и тем, что это обязанность коллективная, которую если часть мусульман выполнит, то с остальных эта обязанность спадает (фард аль-кифая).
Salman_95 писал(а): ↑11 май 2012, 22:23
Что говорят те, кто имеют противоположное мнение по этому вопросу?
У каждой из сторон свои сильные аргументы, и в данный момент, к сожалению, я не смогу подробно привести их мнения и аргументы за и против.
Учитывается ли в данном случае, как именно слышен азан, через микрофон или нет? Какова дистанция обязательности ответить на призыв?
Конечно учитывается. Даже те учёные, которые считают это обязательным, не ставят условия, чтобы услышать азан даже по громкоговорителю. Ведь в таком случае азан можно услышать на несколько километров, а если учитывать силу ветра и его направление, а также горнистоть местности, то быть может ещё дальше будет слышен такой азан.
Сторонники этого мнения разногласили в дальности пути, сколько метров от мечети должно быть, чтобы считаться тем, кто живёт по соседству с ней. Некоторые из них считали, что если после азана выйти из дому и спокойно можно не торопясь добраться до мечети, прежде, чем произнесут икъама, тогда необходимо отзываться на призыв.
В любом случае, те учёные, которые считают молитву в мечети обязательной, говорят, что азан, произносимый обычным голосом в спокойный день, когда нет сторонних шумов, как скажем на утренний намаз, то каждому слышащему его является обязательным ответить на него.
Шейх Ибн Баз говорил:
“Обязательным является для того, кто слышит азан, произносимый обычным голосом, не через микрофон, ответить на призыв к коллективной молитве в мечети, из которой доносится азан. А если мечеть далеко, так, что не слышно азана, кроме как через громкоговоритель, тогда он не обязан идти в мечеть. Он молится джама’атом с теми, кто находится с ним”.
См. “Фатауа Ибн Баз” 12/58.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Есть ли какое-либо указание на конкретизацию расстояния между домом человека и мечетью?»
Шейх ответил:
“Нет на это расстояние какого-то конкретного шариатского указания. Однако это конкретизирует установленный обычай (что считается близким к мечети) или слышание азана, который произносился бы без микрофона”.
Сл. “Асиля аль-Баб аль-мафтух”, вопрос № 700.
Уа-Ллаху а'лям.