683 – Передают со слов аль-Хасана (аль-Басри) о том, что Абу Бакра рассказывал, что (однажды) он зашёл в мечеть в тот момент, когда, (совершая молитву), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в поясном поклоне.(Абу Бакра) сказал: «
Я тоже совершил поясной поклон до того, (как присоединиться) к ряду (молящихся), и (после молитвы) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да увеличит Аллах твоё стремление (к благу), но впредь так не делай!”».
Также этот хадис передали Ахмад 5/39, 42, 45, 50, аль-Бухари 783, и в «Джуз аль-къираа» стр. 17, ан-Насаи 2/118, ат-Тахауи 1/230, аль-Байхакъи 2/90, 3/106, Ибн Хазм 4/57, ат-Таялиси 876, ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» стр. 214. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1/457, «Ируауль-гъалиль» 2/264.
________________________________________________
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима, а аль-Бухари передал его в своём «Сахихе».
См. «Сахих Аби Дауд» 3/265.
Что именно запретил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делать Абу Бакре впредь, поясняется в других версиях этого хадиса.
В версии имама Ахмада (5/42) сказано, что Абу Бакра шёл так быстро, что во время молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал шум его сандалий, а затем после молитвы он спросил: «
Кто это бежал?». Абу Бакра сказал: «
Я», после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему эти слова: «
Да увеличит Аллах твоё стремление (к благу), больше так не делай!».
Эта версия ясно разъясняет, что именно запретил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делать. И это соответствует другим хадисам, которые приводятся у аль-Бухари и Муслима, что, даже, когда возвестили икъаму к молитве, не следует бежать, а следует идти спокойным шагом.
Также сказал и имам аш-Шафи’и в понимании этого хадиса: «
Слова: “Больше так не делай” подобны словам: “Не спешите на молитву!”».
аль-Байхакъи 2/90.
Становиться в поясной поклон (руку’) прежде, чем примкнуть к ряду, дозволено и, более того, является Сунной.
‘Ата' рассказывал о том, что слышал, как Ибн аз-Зубайр стоя на минбаре говорил: «
Если кто-либо из вас зашёл в мечеть, а люди в поясном поклоне, то пусть он совершит руку’ как зашёл и идёт, пока не примкнёт к ряду. Поистине, это Сунна».
ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/33. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков передатчиками «Сахиха», а шейх аль-Албани сказал, что иснад достоверный.
Обратите внимание на этот хадис и его понимание:
Во-первых, в этом асаре сказано, что данный поступок является Сунной. А слова сподвижников на что-то: «Сунна», указывает на то, что это положение «марфу’», не иначе. Имам Ибн ат-Таркумани сказал: «
Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь “Сунна”, то это означает, что так постановил пророк, да благословит его Аллах и приветствует».
См. «аль-Джаухару-н-накъий» 4/317.
Во-вторых, это было сказано Ибн аз-Зубайром на минбаре так, что слышали это сахабы и таби’ины, и никто из них на это не возразил, что указывает на серьезность и силу аргумента. Невозможно представить, что данные слова были ошибочными и никто из находившихся там сахабов этому не возразил.
В-третьих, этот поступок подтверждает тот факт, что так поступали такие сахабы, как халиф Абу Бакр и Зайд ибн Сабит, как об этом сказано в сообщениях, что приводит аль-Байхакъи (2/90), что они зашли в мечеть и встали в руку’ прежде, чем присоединиться к ряду.
Также поступили и Ибн Мас’уд с Ибн Уахбом, встав в поясной поклон прежде, чем присоединиться к ряду, и когда Ибн Уахб желал возместить этот рак’ат, Ибн Мас’уд сказал, что он его застал.
Ибн Аби Шейба 1/99, ‘Абду-р-Раззакъ 2/283, и др.
В-четвертых, все это указывает на то, что если опоздавший застал поясной поклон имама, то он застал и рак’ат, а иначе не было бы смысла и правомочности в совершении поясного поклона прежде, чем встать в ряд, и, тем более, он не был бы Сунной.
В-пятых, опровержение другому пониманию хадиса Абу Бакры, и указывает на правильное его понимание следующее сообщение: Аль-Къасим ибн Раби’а рассказывал: «
Абу Бакра всегда выходил из своего дома и если заставал людей в поясном поклоне, совершал руку’ и шёл в поясном поклоне, пока не примыкал к ряду, а затем засчитывал этот рак’ат».
‘Али ибн Хаджар 123. Шейх аль-Албани назвал иснад достоверным.
Это сообщение разъясняет правильное понимание тех слов, которые сказал ему когда-то пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «
Да увеличит Аллах твое стремление (к благу), больше так не делай!».
Из этого асара Абу Бакры мы понимаем, что он как делал руку’ до того, как примкнуть к ряду при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и так он делал всегда. И это подтверждает тот факт, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ему именно спешку, на что указывает одна из версий хадиса.
И это также указывает на то, что тогда он застал руку’ и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не велел ему его переделывать, и что если бы руку’ не засчитывался бы как рак’ат, то Абу Бакра не делал бы так впредь и не ослушался бы пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, да помилует его Аллах, в «Шарх аль-Мууатта'» сказал: "
Большинство факъихов сказали, что тот, кто застал имама в состоянии поясного поклона, произнёс (слова) такбира, затем совершает поясной поклон и ставит руки на колени (бедра) до того момента, когда имам поднимет голову, тот застал рак’ат, а тот, кто не застал это, тот упустил рак’ат. Это мазхаб имама Малика, аш-Шафи’и, Абу Ханифы, его последователей, имама ас-Саури, аль-Ауза’и, Абу Саура, Ахмада и Исхакъа".
См. «‘Аун аль-Ма’буд» 3/106.