Шииты и Ахлю-ль-бейт
Шииты утверждают, что они любят Ахлю-ль-бейт и верны им, а их убеждения почерпнуты из слов и дел Ахлю-ль-бейт, и мазхаб их целиком основан на мнениях и высказываниях Ахлю-ль-бейт.
Прежде чем начать обсуждение этого с целью выяснения истинности или ложности сего утверждения, я хотел бы поближе познакомить читателя с Ахлю-ль-бейт. Кто они? И кого имеют в виду шииты, говоря об Ахлю-ль-бейт?
«Ахлю-ль-бейт» – это
«люди дома», если перевести буквально.
Ибн Манзур аль-Африкы сказал:
«“Ахлю-ль-мазхаб” – это люди, придерживающиеся определенного мазхаба. “Ахлю-ль-амр” – это люди, которым поручено данное дело (“амр” – “дело”) и которые исполняют его или больше всего подходят для этого. “Ахлю-р-раджуль” – это самые близкие, самые дорогие, самые любимые люди для человека (“раджуль” – “человек, мужчина”). А “ахлю-ль-бейт” – это “люди дома”. В данном случае имеется в виду дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха). То есть, “Ахлю-ль-бейт” – это семья Пророка (мир ему и благословение Аллаха): его жены, дочери и так далее. В одном хадисе сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделил женатому (“ахиль”) две доли, а холостому (“‘азиб”) одну долю. Семья человека – это и есть “ахль” для него, а “ахль” Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) - это люди, которые искренне преданны и верны Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха)».
Аль-Джаухари сказал:
«“Ахиля” означает “женился”». Абу Зейд сказал:
«“АхалякаЛлаху фи-ль-джанна” означает “Да поселит тебя Аллах в Раю и да дарует Он тебе там супругу”». Аль-Джаухари, «Ас-сыхах», т. 4, с. 1629.
Аз-Замахшари говорит в книге «Аль-асас»:
«“Тааххаля” означает “женился”, а фраза “АхалякаЛлаху фи-ль-джаннати ихалян” – “Пусть Аллах дарует тебе супругу в Раю”». См. «Асас аль-баляга», с. 11.
Аль-Халиль сказал:
«“Ахль” мужчины – это его супруга. “Ат-тааххуль” – женитьба, вступление в брак. Кроме того, “ахль” человека – это самые близкие для него люди. “Ахлю-ль-бейт” – это люди, живущие в доме, а “ахлю-ль-Ислям” – это люди, исповедующие Ислам». См. Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Фарис Закария, «Макайис аль-люга», т. 1, с. 150.
Имам ар-Рагыб аль-Асфахани сказал:
«“Ахль” человека – это все те, с кем его связывает родство, религия, а также род занятий, дом или место, в котором он живет. Изначально словосочетание “ахль” человека означало “все, кто живет с ним под одной крышей”. Позже оно приобрело другое значение, и “ахлю-бейт ар-раджуль” (“люди дома человека”) стало означать “все те, с кем его связывает кровное родство”. А словосочетанием “Ахлю-ль-бейт” обозначают только семью Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо Сам Всевышний Аллах сказал: “О обитатели дома (Ахлю-ль-бейт)! Аллах желает лишь избавить вас от скверны”. Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 33. О супруге человека говорят “ахль”, а о людях, исповедующих Ислам – “ахлю-ль-Ислям”… “Тааххаля” означает “женился”, а фраза “АхалякаЛлаху фи-ль-джанна” означает “Да дарует Аллах тебе супругу в Раю”». См. «Аль-муфрадат фи гараиб аль-Кур’ан», с. 28.
Далее он говорит о слове
«аль», имеющем то же значение, что и
«ахль»:
«Этим словом обозначают самых близких для человека людей – тех, кого связывают с ним узы родства, а также те, кто верен и предан ему и с кем у него близкие, дружеские отношения. Всевышний сказал: “Семейство (‹аль›) Ибрахима и семейство ‘Имрана…”. Сура 3, «Али Имран» («Семейство Имрана»), аят 33. Он также сказал: “Подвергните семейство (‹аль›) Фир‘ауна самому суровому наказанию!”. Сура 40, «Гафир» («Прощающий»), аят 46. “Аль” Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это его родные и близкие, а также те, чье знание религии и особенно Сунны обширно. Мусульман можно условно разделить на две группы: те, кто обладает глубокими познаниями в религии и строго соблюдает ее предписания – о таких говорят, что они “аль” Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его община (умма). А есть еще те, чье знание является традиционным, и, исповедуя религию, они подражают более знающим. О таких говорят, что они – община (умма) Пророка (мир ему и благословение Аллаха). То есть и те, и другие называются “умма” Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но “аль” Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это только первая группа. Джа‘фару ас-Садику однажды сказали: “Люди говорят, что все мусульмане – ‹аль› Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так ли это?” Он ответил: “Они правы и неправы одновременно”. Люди спросили: “И что это значит?” Он сказал: “Они неправы, говоря, что вся мусульманская община – это ‹аль› Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но они правы в том, что если они все будут соблюдать условия его Шариата, то они будут относиться к ‹аль› Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”». См. Ар-Рагыб аль-Асфахани, «Аль-муфрадат», с. 29-30.
Изначально же слово
«ахль» означает супругу человека, а также всех тех, кто живет с ним под одной крышей, а вовсе не его родных и близких – это, последнее, значение является уже метафорой, то есть оно появляется у данного слова лишь тогда, когда оно используется не в прямом, а в переносном смысле. А вот вам подтверждения этого:
В общем выражение
«ахль» чего-то означает тех, кто привержен этому объекту, тесно связан с ним. Всевышний сказал:
«Воистину, препирательство обитателей Огня является истиной». Сура 38, «Сад» («Сад»), аят 64.
«Ахлю-н-нар» – это обитатели Огня, пребывающие в нем. Всевышний сказал:
«Обитатели Огня не равны обитателям Рая». Сура 59, «Аль-Хашр» («Сбор»), аят 20.
«Ахлю-ль-китаб» («люди Писания») – это те, кому было ниспослано Писание, и которые знают его.
«Ахлю-з-зикр» («зикр» – «поминание») – это люди, обладающие знанием и напоминающие другим людям.
«Ахлю-ль-медина» – это люди, живущие в городе («медина» – «город»), а
«ахлю-ль-кура» – жители деревень («кура» – «деревни»). Всевышний сказал:
«Жители города пришли, ликуя». Сура 15, «Аль-Хиджр» («Хиджр»), аят 67;
«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненными». Сура 7, «Аль-Араф» («Ограды»), аят 96. А
«ахлю-ль-баляд» – это люди, живущие в данном месте, на этой земле, в этой местности («баляд – «местность, страна»). Всевышний сказал:
«Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей». Сура 2, «Аль-Бакара» («Корова»), аят 126.
Это же относится и к любому словосочетанию со словом
«аль», как, например, в Словах Всевышнего:
«Ты пробыл многие годы среди жителей (“аль”) Мадйана». Сура 20, «Та Ха» («Та Ха»), аят 40. А также:
«О жители Ясриба (Медины), вы не сможете выстоять! Вернитесь!». Сура 33, «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 13. А также:
«Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей». Сура 2, «Аль-Бакара» («Корова»), аят 217. А также:
«Когда же они сели на корабль, он сделал в нем пробоину. Он сказал: “Ты сделал пробоину, чтобы потопить людей на нем?”». Сура 18, «Аль-Кахф» («Пещера»), аят 71.
Когда мы говорим
«ахлю-ль-бейт» – «люди дома», имея при этом в виду любой дом (не обязательно дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы подразумеваем тех, кто живет в этом доме, то есть всех, кого собрал этот дом под своей крышей. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете их обитателей». Сура 22, «Аль-Хаджж» («Паломничество»), аят 47. А сестра Мусы (мир ему) сказала Фир‘ауну:
«Показать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и будет желать ему добра?». Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 12.
Ахлю-р-раджуль: Мы уже приводили сказанное
ар-Рагыбом аль-Асфахани о том, что на самом деле
«ахль» любого человека – это все те, кто живет с ним под одной крышей, но позже это словосочетание стало использоваться для обозначения родных этого человека, то есть всех тех, с кем его связывает родство. Итак,
«ахль» или
«ахлю-ль-бейт» любого человека – это все те, кто живет с ним под одной крышей. На это указывают коранические аяты, например, Слова Всевышнего:
«Мы сказали: “Погрузи на него от каждого вида по паре и свою семью, за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал”. Но уверовали вместе с ним лишь немногие». Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 40. Братья Йусуфа (мир ему) сказали:
«Мы обеспечим пропитанием наши семьи». Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 65. Они также сказали:
«Нас и наш род поразила беда». Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 88. А сам Йусуф (мир ему) сказал:
«…привезите ко мне всю свою семью». Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 93. При этом он имел в виду отца, мать и братьев. Всевышний сказал о них:
«Когда они вошли к Йусуфу (Иосифу), он обнял родителей и сказал: “Входите в Египет без опаски, если этого пожелает Аллах”. Он поднял своих родителей на трон, и они пали ниц перед ним. Он сказал: “Отец мой! Это есть толко-вание моего давнего сна. Господь мой сделал его явью”». Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 99-100.
Итак, вы видите, что в перечисленных аятах слово
«ахль» применяется именно к тем, кто живет в одном доме с человеком, а вовсе не его родные.
Жена человека принадлежит к его
«ахлю-ль-бейт», более того, она – хранительница этого дома, то есть самый важный человек в нем, и когда мы говорим о тех, кто живет в доме человека, мы, прежде всего, имеем в виду именно ее.
Итак,
«ахль» человека – это, прежде всего, его супруга. Это подтверждает языковое значение этого слова, Шариат, обычай людей и разум.
1) Языковое значение.
Ар-Рагыб аль-Асфахани сказал:
«“Ахль” мужчины – это его супруга… “Тааххаля” означает “женился”. А фраза “АхалякаЛлаху фи-ль-джанна” означает “Да одарит тебя Аллах супругой (или супругами) в Раю”».
А
ар-Рази говорит в книге «Мухтар ас-сыхах»:
«“Ахаля” означает “женился”, и точно так же “тааххаля”».
2) Шариат.
Давайте рассмотрим следующие аяты:
«Когда Муса (Моисей) отработал срок и двинулся в путь со своей семьей». Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 29. А в это время с ним не было никого, кроме его жены.
«Она сказала: “Горе мне! Неужели я рожу? Ведь я – старуха, и мой муж – старик”». Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 72. Это слова Сары, жены Ибрахима (мир ему). Что же ответили ей ангелы? И какое описание применили по отношению к ней?
«Они сказали: “Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он – Достохвальный, Славный”». Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 73. Если бы она не была
«ахлю-ль-бейт» Ибрахима (мир ему), Аллах не одарил бы ее Своей милостью, и она не забеременела бы Исхаком… А если все так, тогда ей не стоит удивляться.
Сестра Мусы (мир ему) сказала Фир‘ауну:
«Показать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и будет желать ему добра?». Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 12. Кого же она подразумевала под обитателями дома, то есть
«ахлю-ль-бейт»? Разве не свою мать? Ведь позаботиться о грудном младенце надлежащим образом может лишь кормилица, а это в данном случае мать Мусы (мир ему). Поэтому и сказал Всевышний:
«Так Мы вернули его матери, чтобы утешились ее глаза, чтобы она не печалилась». Сура 28, «Аль-Касас» («Рассказ»), аят 13.
В истории Йусуфа (мир ему) жена вельможи также обращается к мужу со словами:
«Как иначе можно покарать того, кто хотел причинить зло твоей жене…». Сура 12, «Йусуф» («Иосиф»), аят 25. Она употребляет все то же слово
«ахль», хотя имеет в виду только себя.
А в аятах, в которых речь идет о Люте и его жене, Всевышний применяет к ней слово
«ахль» при каждом упоминании об их спасении и о том, что ее не будет в числе спасенных, хотя она и жена Люта:
«Мы спасли его и его семью, кроме его жены, которая оказалась в числе оставшихся позади». Сура 7, «Аль-Араф» («Ограды»), аят 83. А также:
«Они сказали: “О Лют! Мы – посланцы твоего Господа, и они не причинят тебе зла. Отправляйся в путь вместе со своей семьей среди ночи, и пусть никто из вас не оглядывается. И только твою жену поразит то, что поразит остальных”». Сура 11, «Худ» («Худ»), аят 81. А также:
«Мы спасли его вместе с его семьей, кроме его жены. Мы предопределили ей оказаться в числе оставшихся позади». Сура 25, «Аль-Фуркан» («Различение»), аят 57. А также:
«Мы спасли его и его семью – всех, кроме старухи, которая оказалась среди оставшихся позади». Сура 26, «Аш-Шуара» («Поэты»), аят 170-171. А также:
«Он сказал: “Но ведь там Лют!” Они сказали: “Нам лучше знать, кто там! Мы непременно спасем его и его семью, кроме его жены, которая будет в числе оставшихся позади”». Сура 29, «Аль-Анкабут» («Паук»), аят 32. А также:
«Не бойся и не печалься! Мы спасем тебя и твою семью, кроме твоей жены, которая будет в числе оставшихся позади».
Сура 29, «Аль-Анкабут» («Паук»), аят 33. Это исключение повторяется в обоих аятах, хотя они фактически следуют друг за другом, и речь в них идет об одном и том же. А также:
«Лют также был одним из посланников. Мы спасли его и всю его семью, кроме старухи, которая была в числе оставшихся позади». Сура 37, «Ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряды»), аят 133-135. Вполне очевидно, что это многократное упоминание о том, что жена Люта не входила в число спасенных, которые были с Лютом, было бы совершенно ни к чему, если бы арабы, которым был ниспослан Коран, допускали применение слова
«ахль» без того, чтобы в это понятие входила и жена.
3) Обычай.
Арабы испокон веков называли словом
«ахль» супругу. Это имеет место и по сей день: человек, сообщая о том, что с ним пришла и его супруга, вместо слова
«супруга» употребляет именно это слово –
«ахль», и люди без труда понимают, кого именно он имел в виду.
4) Разум.
Если дом мужчины начинается с его жены и любая семья начинается с отца и матери или же мужчины и женщины (то есть его жены), то к жене вполне можно применить слово
«ахль», даже если у них еще нет детей. И даже если у человека нет ни отца, ни матери, ни братьев и сестер, но есть жена, она – первый человек в доме, которого следует называть словом
«ахль». То есть она первая из всех
«ахль» или
«ахлю-ль-бейт» мужчины. Именно поэтому о жене говорят, что она – хозяйка дома. То есть она не просто
«ахль» мужчины или
«ахль» его дома, – она хозяйка этого самого дома.
Отсюда следует, что жена – это
«ахль» мужчины и
«ахль» его дома. Так по какому праву некоторые исключают супруг Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Ахлю-ль-бейт и утверждают, что они, мол, не подходят под это определение?!
Жена Мусы (мир ему) относится к его
«ахль», жена Ибрахима (мир ему) тоже относится к его
«ахль», жена ‘Имрана тоже относится к его
«ахль», и даже жена Люта (мир ему) относится к его
«ахль». Даже жена какого-нибудь нечестивого советника и то относится к его
«ахль», да и вообще жены всех без исключения мужчин для них –
«ахль». И только благочестивые, пречистые, богобоязненные и праведные супруги пречистого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которые названы в Коране
«матерями верующих», для него не
«ахль»! На каком языке говорят те, кто осмеливается утверждать подобное?!