Возмещение прав родителей
عن أبى هريرة عن النبي صلى الله عليه وسلم قال لا يجزى ولد والده إلا أن يجده مملوكا فيشتريه فيعتقه
10. Сообщается от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, что пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Дети не в силах возместить своим родителям их права полностью, кроме как выкупив и освободив одного из них от рабства».
[Иснад сахих]
Из данного хадиа становится известно, что дети могут возместить права родителей только лишь совершив вышеупомянутое действие, то есть выкупив их из рабства. Собрав деньги и выкупив их у их хозяина, они как бы возвращают их к жизни и это является великой услугой по отношению к ним. Отец и мать являются причиной повления на свет детей и подобно этому, выкупив своих родителей из рабства, дети обеспечивают своим родителям их жизни. Несмотря на то, что в данном аяте упоминается только об отце, сюда входит так же и мать. По причине редкости подобных случаев, обычно считается что права родителей не возможно возместить полностью. Да поможет Аллах сыновьям и дочерям добиться довольства своих родителей!
عن أبى بردة أنه شهد بن عمر رجلا يمانيا يطوف بالبيت حمل أمه وراء ظهره يقول إني لها بعيرها المذلل إن أذعرت ركابها لم أذعر ثم قال يا بن عمر أترانى جزيتها قال لا ولا بزفرة واحدة ثم طاف بن عمر فأتى المقام فصلى ركعتين ثم قال يا بن أبى موسى إن كل ركعتين تكفران ما أمامهما"
11. Абу Бурда, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды я был вместе с Ибн Умаром да будет доволен им Аллах, и мы увидели одного человека из Йемена, который совершал обход Каабы со своей матерью, неся её у себя на спине и приговаривая:
Поистине для матери я верблюдом буду смиренным,
И если утомится верблюд, я не буду утомленным.
Затем этот мужчина сказал: «О Ибн Умар! Скажи мне, возместил ли я права своей матери?» Ибн Умар да будет доволен им Аллах сказал: «Нет! Ты не возместил даже один стон своей матери (во время родов)». Затем Ибн Умар да будет доволен им Аллахсовершил обход Каабы. После обхода, он совершил два ракаата молитвы на месте стояния Ибрахима (макъаму Ибрахим). Затем он сказал: «О Абу Муса! Поистине каждые два ракаата (молитвы) стирают предшествующие им грехи»».
[Иснад сахих]
В данном асаре есть указание на две особенности. Первая особенноть - это попытка возмещения прав матери, оказав ей помощь в тауафе вокруг Каабы. Однако это оказалось невозможным как следует из данного асара, смысл которого в свою очередь совпадает со смыслом хадиса приведенного выше. Вторая особенность - это достоинство молитвы на месте стояния Ибрахима (макъаму Ибрахим) после каждого тауафа. Это называется молитвой тауафа. По причине великого достоинства этой молитвы, она является причиной прощения совершенных ранее грехов, которые не связаны с возмещением прав людей. Важно не повторять грехи после тауафа. Поистине Вевышний Аллах знает намерения людей и воздает своим рабам в соответсвии с их намерениями.
Абу Бурда рассказавший эту историю, является сыном Абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Аллах. Его имя аль-Харис. Он был из факихов и передал много хадисов. Он жил в Куфе и его помощником был Саид ибн Джубайр. Он скончался в 104 г.х. в возрасте за восемьдесять лет. Являлся одним из известных табиинов.
أن أبا هريرة كان يستخلفه مروان وكان يكون بذي الحليفة فكانت أمه في بيت وهو في آخر قال فإذا أراد أن يخرج وقف على بابها فقال السلام عليك يا أمتاه! و رحمة الله وبركاته فتقول وعليك السلام يا بني! و رحمة الله وبركاته فيقول رحمك الله كما ربيتنى صغيرا فتقول رحمك الله كما بررتنى كبيرا ثم إذا أراد أن يدخل صنع مثله".
12. Маруан иногда назначал Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, руководителем. Когда он находился в Зуль-Хуляйфе, он и его мать находились в разных домах. Когда ему надо было выйти, он становился у дверей своей матери и говорил: «Мир тебе о мама! Да пребудут над тобой мир и благословение Аллаха». А его мать отвечала: «И тебе мир о сынок! Да пребудут и над тобой мир и благословение Аллаха». Он снова говорил: «Да смилостивиться Аллах над тобой, так как ты воспитывала и растила меня, когда я был ребенком». А его мать говорила: «Да смилостивиться Аллах и над тобой за то, что ты заботишься обо мне в то время, когда меня постигла старость». Абу Хурайра повторял эти слова так же когда возвращался домой».
[Иснад даиф]
عن عبد الله بن عمرو قال جاء رجل إلى النبي صلى الله عليه وسلم يبايعه على الهجرة وترك أبويه يبكيان فقال ارجع إليهما وأضحكهما كما أبكيتهم"
13. Абдуллах ибн Амр сказал: «Один мужчина, оставив своих родителей в слезах, пришел к пророку, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, чтобы принести ему присягу для присоединения к хиджре (джихаду). Пророк, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Вернись к ним, и заставь их смеяться так же как ты заставил их плакать».
[Хадис сахих]
Хиджра - это переезд с одного места на другое. С религиозной точки зрения хиджра делится на два вида:
1. Переселение с дозволения Аллаха и Его Посланника, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, по причине невозможности переносить тяготы причиняемые Мекканскими многобожниками. Это подобно переселениям в Эфиопию и Медину. Цель этих переселений - это двольство Аллаха, поэтому подобные переселения принимаются и вознаграждаются Всевышним Аллахом.
2.Переселения ради мирского или любимого человека и за подобное переселение ет никакой награды.
Из данного хадиса становится ясно, что несмотря на полагающуюся награду за переселение, оно не должно быть совершено против воли родителей. Довольство родителей является первостепенной особенностью в этом деле и в данном хадисе есть указание на то, что мусульмане обязаны соблюдать эту особенность.
أن أبا مرة مولى أم هانئ بنت أبي طالب أخبره أنه ركب مع أبى هريرة الى أرضه بالعقيق فإذا دخل أرضه صاح بأعلى صوته عليك السلام و رحمة الله وبركاته يا أمتاه تقول وعليك السلام و رحمة الله وبركاته يقول رحمك الله كما ربيتنى صغيرا فتقول يا بنى وأنت فجزاك الله خيرا ورضى عنك كما بررتنى كبيرا".
14. Вольноотпущенник Умму Хани бинт Абу Талиб, Абу Мурра рассказывал: «Я вместе с Абу Хурайрой прибыли на место его проживания в аль-Акъикъ (Зуль-Хуляйфа). Когда он достиг своего дома то громко произнес: «Мир тебе о мама! Да пребудут над тобой мир и благословение Аллаха». А его мать отвечала: «И тебе мир о сынок! Да пребудут и над тобой мир и благословение Аллаха». Он снова говорил: «Да смилостивиться Аллах над тобой, так как ты воспитывала и растила меня, когда я был ребенком».
[Иснад сахих]
Эта история схожа с хадиом переданным под номером 12. Аль-Акъикъ это название долины между Мединой и Зуль-Хуляйфой.
Ученые разделились во мнениях относительно имени Абу Хурайры и имени его отца. Ибн аль-Джаузи в своем труде «Сыфату-ссаффа» привел 18 имен, однако сказал, что самым распространенным из них является Абду-Шшамс ибн Амир. После принятия им Ислама Посланник Аллаха, да пребудут над ним мир и благословение Аллаха, назвал его Абдуллах. А прозвище Абу Хурайра, он получил по причине котенка, которого часто брал собой. Этот славный сподвижник являлся истинным требующим знания, потому что он любил знание больше всего на свете. От него передали хадисы около 800 передатчиков. Согласно сообщению имама ас-Суюты в «Тадриб ар-рауи», Абу Хурайра передал 5375 хадисов. Из них 325 хадисов вошли в сборники имамов аль-Бухари и Муслима, в достоверности которых оба имама были единогласны. Из них 93 вошли только в сборник имама аль-Бухари, а 189 только в сборник имама Муслима. В общем, в этих двух сборниках было передано 607 хадисов от Абу Хурайры.