Re: Ростовщичество (الربا) в 6-ти категориях товаров
Добавлено: 11 авг 2023, 09:26
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Внешне что дозволенный займ 100 рублей на неделю, что запретный обмен 100 рублей на другие 100 рублей в течении недели выглядят одинаково, однако намерение при займе - это выручить человека и помочь ему, а при обмене - это извлечь из этого некую пользу. (См. "Иълям аль-мууаккъиъин" 3/90).
То есть, при обмене (продаже) есть обуславливание отличия того, что дают, с тем, что берут, тогда как займ не обусловлен наличием дополнительного описания возвращаемого.
Так, непосредственно в ваших примерах, если при выдаче займа наличными обуславливается возврат в безналичной форме или наоборот, то это обмен и его нельзя совершать кроме как в рамках одной встречи (маджлиса). То же самое и с разменом большой купюры на мелкие присутствует дополнительное описание "мелкие", которое и является целью обмена и дополнительным условием возврата.
То есть при предоставлении займа не преследуется цель дополнительной выгоды, будет эта выгода связана с количеством, качеством, формой, описанием и т.п., однако преследуется цель помощи, а награда его и вознаграждение от Аллаха. А полное знание об этом лишь у Всевышнего Аллаха.
Внешне что дозволенный займ 100 рублей на неделю, что запретный обмен 100 рублей на другие 100 рублей в течении недели выглядят одинаково, однако намерение при займе - это выручить человека и помочь ему, а при обмене - это извлечь из этого некую пользу. (См. "Иълям аль-мууаккъиъин" 3/90).
То есть, при обмене (продаже) есть обуславливание отличия того, что дают, с тем, что берут, тогда как займ не обусловлен наличием дополнительного описания возвращаемого.
Так, непосредственно в ваших примерах, если при выдаче займа наличными обуславливается возврат в безналичной форме или наоборот, то это обмен и его нельзя совершать кроме как в рамках одной встречи (маджлиса). То же самое и с разменом большой купюры на мелкие присутствует дополнительное описание "мелкие", которое и является целью обмена и дополнительным условием возврата.
То есть при предоставлении займа не преследуется цель дополнительной выгоды, будет эта выгода связана с количеством, качеством, формой, описанием и т.п., однако преследуется цель помощи, а награда его и вознаграждение от Аллаха. А полное знание об этом лишь у Всевышнего Аллаха.