САДЫ ПРАВЕДНЫХ - проверка Аль-Альбани
Добавлено: 03 окт 2012, 12:50
САДЫ ПРАВЕДНЫХ
Автор: Абу Закария Ан-Науауи
Тахкик: Проверка достоверности хадисов взяты с трудов шейха Аль-Альбани, расставленные братьями с Ту Ислам
Тахкик: Проверка достоверности хадисов взяты с трудов шейха Аль-Альбани, расставленные братьями с Ту Ислам
ГЛАВА – 1
О необходимости проявлять искренность (ихляс) и придерживаться благих намерений (нийат) во всех делах и словах, и в любых обстоятельствах - явных и тайных
Доводы из Корана
Аллах Всевышний сказал: «А велено им было только поклоняться Аллаху, храня верность Ему в религии и будучи ханифами 1, совершать молитву и отдавать закят. Это и есть правильная религия». (Явное доказательство, 5).
Всевышний также сказал: «Никогда не достигнет Аллаха ни мясо, ни кровь их 2, но достигнет Его ваше благочестие». (Хадж, 37).
Всевышний также сказал: «Скажи: “Станете вы скрывать то, что в сердцах ваших, или обнаружите это, Аллах это знает…”». (Семейство Имрана, 29).
______________________________1. То есть: не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим.
2. Имеется в виду мясо и кровь жертвенных животных.
Доводы из Сунны
1. Сообщается от ‘Умара бин аль-Хаттаба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение 3 к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его 4, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться 5, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся 6».
аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.
_____________________________аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.
3. Речь идёт о хиджре - переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии.
4. То есть: воздаянием тому, кто покинет страну неверных только ради Аллаха, послужит награда Аллаха и возможность общения с Его посланником в этом мире или в мире ином.
5. Поводом для этого высказывания пророка (мир ему и благословение Аллаха) послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне являющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.
6. Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что он получит в результате своего поступка в земной жизни.
2. Сообщается, что мать правоверных Умм ‘Абдуллах 7 ‘Аиша сказала: "(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Двинется на Каабу войско, а когда (воины) достигнут пустынной части земли, она поглотит их (всех) от первого до последнего”. Я спросила: “О посланник Аллаха, как же она поглотит их от первого до последнего, ведь будут среди них и люди простые, и те, кто к ним не относится 8?”. 9 Он сказал: “Они будут поглощены от первого до последнего, а потом воскрешены, (и воздастся им) по намерениям их”.
аль-Бухари, 2118; Муслим, 2884.
______________________________аль-Бухари, 2118; Муслим, 2884.
7. “Умм ‘Абдуллах” - мать ‘Абдуллаха. У ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, не было собственных детей, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) называл её так по имени ‘Абдуллаха бин аз-Зубайра, сына её сестры Асмы.
8. Например, прибившиеся к войску путники.
9. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, удивляется тому, что наказанию подвергнутся как замышлявшие дурное, так и те, у кого дурных намерений не было.
3. Сообщается, что ‘Аиша сказала: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не следует переселяться после победы 10, но (необходимость участия в) джихаде 11 и (благом) намерении (остаётся), и если вас призовут 12, то поспешите”.
аль-Бухари, 3899; Муслим, 1864.
Это значит, что не следует переселяться из Мекки, так как она стала территорией распространения ислама.аль-Бухари, 3899; Муслим, 1864.
______________________________
10. 12 января 630 года мусульмане заняли Мекку, в связи с чем необходимость переселения оттуда по религиозным соображениям отпала.
11. Слово “джихад” образовано от глагола “джахада” - отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Таким образом, “джихад” может означать не только войну с врагами ислама, но и борьбу за веру в более широком смысле слова, например, борьбу с собственными дурными наклонностями, побуждение других к совершению всего одобряемого шариатом и т.д.
12. Имеется в виду призыв правителя к вооружённой борьбе с врагами мусульман.
4. Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари сказал: «Во время одного из походов 13, в котором мы принимали участие вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: “Поистине, есть в Медине люди, которые неизменно были с вами, каким бы путём вы ни шли и какую бы долину ни пересекали (несмотря на то, что) их задержала (там) болезнь”».
В другой версии сообщается, что он сказал: «…неизменно разделяли с вами награду 14». Муслим, 1911.
Сообщается от Анаса, что он сказал: «Когда мы вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) возвращались из похода на Табук».
аль-Бухари, 2838.
Передается от Анаса, что во время одного из военных походов пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине, (но тем не менее) находившиеся с нами 15, какой бы горной дорогой или долиной мы ни шли». аль-Бухари, 2839.
______________________________В другой версии сообщается, что он сказал: «…неизменно разделяли с вами награду 14». Муслим, 1911.
Сообщается от Анаса, что он сказал: «Когда мы вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) возвращались из похода на Табук».
аль-Бухари, 2838.
Передается от Анаса, что во время одного из военных походов пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (там) по уважительной причине, (но тем не менее) находившиеся с нами 15, какой бы горной дорогой или долиной мы ни шли». аль-Бухари, 2839.
13. Речь идёт о походе на Табук, начавшемся в октябре 630 года.
14. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел в виду, что люди, оставшиеся в Медине по болезни, но искренне намеревавшиеся отправиться в этот поход, получат такую же награду, как и его участники.
15. То есть получили такую же награду.
5. Сообщается, что Абу Язид Ма’н бин Язид бин аль-Ахнас, являвшийся сподвижником подобно своему отцу и деду сказал: "(Однажды) Язид, мой отец (пожелавший) раздать милостыню, достал несколько динаров, положил их в мечети около одного человека (чтобы тот отдал их неимущим), а потом (туда) пришёл я, взял эти деньги 16 и принёс их (своему отцу). Он сказал: “Клянусь Аллахом, не тебе я хотел (отдать их)!”, - после чего я и обратился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) чтобы он рассудил (наш спор), и он сказал: “Тебе - то, что ты намеревался (получить) 17, о Язид, а тебе - то, что ты взял, о Ма’н”. аль-Бухари, 1422.
______________________________16. С согласия вышеупомянутого человека.
17. То есть: тебя не обойдёт та награда Аллаха, на которую ты надеялся, пожелав помочь неимущим и остаться при этом неизвестным.
6. Сообщается, что Са’д бин Абу Уаккас сказал: "Когда в год прощального паломничества 18 я тяжело заболел, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл навестить меня, я сказал: “Поистине, ты видишь, до какой крайности довела меня эта болезнь! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?”. Он сказал: “Нет”. Я спросил: “А половину, о посланник Аллаха?”. Он сказал: “Нет”. Я спросил: “А треть, о посланник Аллаха?”. Он сказал: “Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишёнными средств и (вынужденными) просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене”. 19 Тогда я спросил: “О посланник Аллаха, оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?”. 20 Он сказал: “Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты ни совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживёшь ещё долго 21, чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесён вред. 22 О Аллах, заверши переселение для моих сподвижников, и не вынуждай их отступать! О бедный Са’д бин Хауля!”, 23 - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал выражать сожаление в связи с тем, что этот человек умер в Мекке. аль-Бухари, 1295; Муслим, 1628.
______________________________18. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил свой единственный Хадж, получивший название “прощального паломничества” (хиджжат аль-вида’) незадолго до своей кончины в феврале 632 года.
19. В данном случае имеются в виду даже не расходы на пропитание жены в целом, а те кусочки, которыми муж в шутку кормит свою жену с рук.
20. Иначе говоря, Са’д спрашивает, не умрёт ли он в Мекке?
21. После этого Са’д действительно прожил ещё около сорока лет.
22. Имеются в виду, соответственно, верующие и многобожники.
23. Таким образом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) просит Аллаха не возвращать своих сподвижников в Мекку, которую они любили ради Аллаха, но покинули из-за людей, и выражает сожаление в связи со смертью одного из своих сподвижников по имени Са’д бин Хауля который умер в Мекке в 632 году и остался там навсегда.
7. Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний не смотрит ни на ваше обличье, ни на ваше имущество, но смотрит Он на сердца ваши и дела». Муслим, 2564.
8. Сообщается, что Абу Муса ‘Абдуллах бин Кайс аль-Аш’ари сказал: "(Однажды) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, кто следует путём Аллаха: сражающийся (ради того, чтобы другие говорили о его) храбрости, сражающийся (под воздействием) ярости 24 или сражающийся напоказ? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “На пути Аллаха (находится) сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха”. аль-Бухари, 123; Муслим, 1904.
______________________________24. Например, тот, кто сражается, защищая своих близких.
9. Сообщается, что Абу Бакра Нуфай’ бин аль-Харис ас-Сакафи сказал: "Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в аду”. Я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!”. Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!”. аль-Бухари, 31; Муслим, 2888.
10. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Совместная молитва (в которой принимает участие) человек, превосходит молитву (совершаемую) им на рынке или у себя дома, более чем на двадцать ступеней, поскольку если любой из (мусульман) совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву и ничто, кроме молитвы не будет побуждать его (к этому), то пока он не войдёт в мечеть, за каждый сделанный им шаг он обязательно будет возвышаться на одну ступень и с него будет сниматься одно прегрешение. Когда же (человек) войдёт в мечеть (будет считаться, что) он занят молитвой всё то время, пока (лишь) молитва будет удерживать его (там) 25, и ангелы станут возносить мольбы за любого из вас, всё то время, пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, говоря: ‘‘О Аллах, оказывай ему милость, о Аллах, прощай его, о Аллах, принимай его покаяние, пока он (никому) не причинит обиды (находясь здесь, и) пока он не осквернится 26, (находясь здесь)!"”. аль-Бухари, 647; Муслим, 649/272.
______________________________25. Имеется в виду, что человек станет получать награду как совершающий молитву всё то время, пока только ради молитвы он будет продолжать оставаться на месте её совершения.
26. То есть: до тех пор, пока он будет оставаться в состоянии ритуальной чистоты после совершения омовения. Что касается слов о причинении обиды, то они приводятся не во всех версиях данного хадиса и объясняются по-разному. Так, например, одни комментаторы считают, что речь идёт о нанесении обиды в мечети кому-нибудь из людей словом или делом, другие понимают это как нанесение обиды ангелам в результате осквернения и т.д.
11. Сообщается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передававший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела 27, после чего разъяснил это 28: “Если (человек) решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах Всеблагой и Всевышний запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет (за ним) у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; если (человек) решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах Всевышний запишет (за ним) у Себя (совершение) целого доброго дела, а кто решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет одно дурное дело». аль-Бухари, 6491; Муслим, 131.
______________________________27. Здесь имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их.
28. То есть: разъяснил ангелам, как следует записывать эти дела.
12. Абу ‘Абд ар-Рахман ‘Абдуллах бин ‘Умар бин аль-Хаттаб передал, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "(Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали: “Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела!”.
(После этого) один из них сказал: “О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев 29 увели меня далеко (от дома), а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему 30, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!”. И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Другой сказал: “О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей…”.
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:
“…и я любил её так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал её, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это, когда же я получил возможность (овладеть) ею…”.
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:
“…а когда я уселся меж ног её, она сказала: "Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!". И тогда я покинул её, (несмотря на то, что) любил её больше всех, оставив то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!”. И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был всё ещё недостаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Третий сказал: “О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось 31, и ушёл, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: “О раб Аллаха, отдай мне мою плату”. Тогда я сказал ему: “Платой твоей являются все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь”. Он сказал: “О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!”. Я сказал: “Я не насмехаюсь над тобой”, - и он забрал всё это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!”, - и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти. аль-Бухари, 2215; Муслим, 2743.
______________________________(После этого) один из них сказал: “О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев 29 увели меня далеко (от дома), а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему 30, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!”. И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Другой сказал: “О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей…”.
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:
“…и я любил её так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал её, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это, когда же я получил возможность (овладеть) ею…”.
В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:
“…а когда я уселся меж ног её, она сказала: "Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!". И тогда я покинул её, (несмотря на то, что) любил её больше всех, оставив то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!”. И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был всё ещё недостаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.
Третий сказал: “О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось 31, и ушёл, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: “О раб Аллаха, отдай мне мою плату”. Тогда я сказал ему: “Платой твоей являются все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь”. Он сказал: “О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!”. Я сказал: “Я не насмехаюсь над тобой”, - и он забрал всё это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!”, - и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти. аль-Бухари, 2215; Муслим, 2743.
29. Речи идёт о пастбище для овец.
30. То есть: искренне желая выполнить Твоё веление относительно проявления почтительности к родителям и стремясь получить от Тебя награду за это.
31. Имеется в виду, что он оставил этому человеку заработанные им деньги на сохранение.