Из опровержения шейха Ахмада Аз-Захрани на Сулеймана Аль-Ульвана.
Шейх Ахмад ибн Салих Аз-Захрани: доктор наук в акыде,
в прошлом глава комитета «Призыв к одобряемому и запрет порицаемого» в г. Джидда.
На данный момент работает преподавателем
в Университете им. Короля Абдульазиза в должности доцента.
Я слышал от шейха Сулеймана Аль-Ульвана, которого его последователи называют «шейх уль-Ислямом», слова, про которые, я не могу представить, чтобы они вышли от человека, который понимает, что говорит. Еще раньше я слышал о нем разные вещи, в которые не желал верить, придерживаясь наилучших предположений о нем. Я не следил за тем, что он говорит, и за тем, что говорят о нем. И я не заинтересован в уточнении его научной значимости на самом деле, несмотря на то, какие ходят разговоры с преукрашиванием его, поскольку я не нуждаюсь в нем – ни в большом ни в малом его знании, и вся хвала Ллаху, Который сделал для нас достаточными слова больших обладателей знаний о Шариате и Сунне из числа современников в современных вопросах, и из числа имамов-саляфов в старых вопросах.
Так вот: я слышал его запись, он рассказывал в ней о законности порицания порицаемого, о мнениях ученых по этому вопросу, однако он выступил в этой записи против тех, кого назвал «джамитами», и заявил, что разногласие с ними в основах веры, и что они в вопросах имана следуют мазхабу крайних джахмитов!
Клянусь Аллахом, как только я услышал эти слова, сразу вспомнил историю о бедуине, который пришел жаловаться правителю на своего недруга, и сказал: «Поистине, он - да исправит тебя Аллах – насыбит, рафидит, джахмит, мушаббих, муджаббир, кадарит, ругает Хадджаджа ибн Зубейра, который разрушил Каабу на Али ибн Аби Суфьяна, и проклинает Муавию ибн Аби Талиба». Ответил ему правитель: «Даже не знаю чему я удивлен: твоему знанию родословных или твоим познаниям в убеждениях разных сект!»
Я определенно знаю, кого подразумевает шейх, называя их «джамитами», и независимо от того, правильны их позиции в призыве или неправильны, даже пусть мы предположим, что джамиты – это преступники, тираны, вершители несправедливости, причинили несправедливость по отношению к шейху и оклеветали его. – Делает ли это дозволенными для него несправедливые поступки в отношении них и высказывания против них без знания? В то время, как он из числа призывающих к справедливости и, так называемому, исправлению!
Каждый, кто в курсе, знает, что вопрос в имане, в котором отклонились некоторые из тех, кого он называет джамитами, никак, ни изблизи, ни издалека, не имеет отношения к мазхабу джахмитов, т.е. крайних мурджиитов. И те, которые вошли в противоречие в вопросе имана, из числа тех, кого он называет джамитами, говорят, что иман – это слова и дела, что дела входят в сущность имана, что иман увеличивается и уменьшается, что некоторые из совершавших большие грехи войдут в огонь, они подтверждают веру в заступничество, делают истисна в имане, а отклонились всего лишь в вопросе практическом согласно основе ахлю сунна, этот вопрос: становится ли неверным тот, кто оставил дела как вид?
И если они ошиблись и согласились с мурджиитами в некоторых из их мнений в тонких вопросах, разве это делает разрешенным порочение их и обзывание их крайними мурджиитами? А крайние мурджииты – это джахмиты, которые говорят, что иман – это только познание, без слов и без дел скрытых и явных, и тот, кто отказался произнести свидетельство своим языком, и неуверовал в Аллаха, является верующим у них, если познал Аллаха своим сердем. И другие убеждения, которые известны тем, кто ознакомился с книгами об убеждениях джахмитского мазхаба.
Да помилует Аллах имама Ахмада. Сказал ему Хамдан ибн Али Аль-Уаррак, говоря при нем о мурджиитах:
«Они говорят: если познал человек свого Господа сердцем, то он верующий». Сказал имам Ахмад:
«Мурджииты этого не говорят. Это говорят джахмиты. Мурджииты говорят: «… и произнес свидетельство своим языком, и совершает дела своими органами». А джахмиты говорят: «Когда познал своего Господа сердцем, даже если не совершал ничего своими органами». – А это и есть неверие Иблиса - он познал своего Господа и сказал: «Господи, за то, что Ты ввел меня в заблуждение…». См. Аль-Халляль «Ас-Сунна» 980.
Посмотри же на шейх уль-Исляма, желая истины и правды: как он различал между мазхабами отклонившихся и не обвинял одних из них в мнениях других, несмотря на то, что они причиняли ему сильнейшие неприятности.
Сказал имам Шу’ба ибн Аль-Хадджадж:
«Хаммад ибн Аби Сулейман говорил мне: «О Шу’ба, ты полностью из нас, не считая лишь капли». Приводит Аль-Лялякаи 1490.
Этот Хаммад – это Ибн Аби Сулейман, шейх Абу Ханифы, и он был из числа глав мурджиизма – мурджиа-фукаха – и он говорил Шу’бе:
«Ты полностью из нас», - то есть в вопросах имана, -
«не считая лишь капли». – Он имел ввиду близость мазхаба Шу’бы в имане от их мазхаба. И это – истина, которую подтвердил далеко даже не один из имамов-саляфов, то есть то, что мазхаб мурджиа-фукаха, которые говорят, что иман - это подтверждение сердцем и произношение языком, и что дела не входят в сущность имана, очень близок к мазхабу саляфов, так что некоторые имамы посчитали разногласие с ними лишь образным, разногласием в формулировке. Как сказал Ибн Аби Аль-Изз, да помилует его Аллах:
«Разногласие, которое между Абу Ханифой и другими имамами из ахлю сунна – разногласие образное. Ведь то, что дела являются необходимым проявлением веры в сердце, или же являются частью веры, при единогласии на том, что совершивший большой грех не выходит из имана, а решение его участи зависит от воли Аллаха, если Аллах пожелает, то накажет его, и если пожелает, то простит – это разногласие лишь в формулировке, следствием которого не является негодность убеждений. И нет разногласий среди приверженцев сунны, что Аллах желает от рабов слов и дел. Под словами я имею ввиду веру сердцем и подтверждение языком. Это (ожидаемое Аллахом от рабов) то, что подразумевается под их словами: «Иман – это слова и дела». И вот это, требуемое от рабов: охватывается ли все это названием иман, или же иман – это некая часть из этого, это только лишь слова, а дела отличны от них, и их не охватывает название иман, когда оно упоминается без связки; а если и названы дела иманом, то это метафора. – Это место разногласия. И имамы единогласны, что если человек уверовал в сердце, подтвердил языком и удержался от совершения дел органами, то он ослушался Аллаха и его посланника, и заслуживает того, чтобы к нему была обращена угроза». См. «Шарх акыда ат-тахавия» 2/462.
Сказал шейх уль-ислям Ибн Таймия:
«Следует знать, что большинство споров среди ахлю-Сунна в отношении этого вопроса – разногласие в формулировке. Поскольку те факыхи, которые говорят, что иман - это слова (без дел), единогласны со всеми имамами в том, что совершающие грехи входят в число тех, кто заслуживает упрека и наказания. И несмотря на то, что они говорят, что их иман полноценный, как у Джибриля, они все же убеждены, что иман без деяния или с совершением грехов влечет наказание, как говорит это ахлю сунна уаль-джамаа. И говорят так же, что среди совершающих большие грехи есть те, кто войдет в огонь, как говорят это ахлю сунна уаль-джамаа. А те из ахлю сунна, которые не описывают грешника именем иман (не говорят что он верующий), единогласны, что он не будет вечно в огне. Таким образом, нет между факыхами этой общины разногласия относительно совершающих грехи, все они подтверждали и явно и скрыто то, с чем пришел посланник». См. «Маджмууль-фатава» 7/297.
Сказал выдающийся ученый Аз-Захаби:
«На ирджа были многие ученые этой общины. И это (ирджа) их слова: «Я истинно верующий перед Аллахом», - при том, что они признают, что не знают, на чем умрет мусульманин – на вере или неверии. Эти слова не так опасны. Воистину, опасными являются то, что говорят крайние мурджииты: «Иман – это только убеждения в сердцах, и кто оставил намаз и закят, пьёт вино, убивает и прелюбодействует – все они имеют полноценный иман и не войдут в Ад, и не будут наказаны». И поэтому они отвергли многочисленные хадисы о заступничестве, и придали смелости каждому нечестивцу и разбойнику вершить губительные грехи. Мы прибегаем к Аллаху от того, чтобы Он оставил нас без поддержки». См. «ас-Сияр» 9/436.
И на что я хотел указать словами имама Аз-Захаби и других – это их разделение между мазхабом мурджиа-фукаха и джахмитским калямистским мурджиитским мазхабом. И нужно учесть, что большинство слов саляфов про ирджа и порицание мурджиитов
относятся к мурджиа-фукаха, а мутакаллимы(-джахмиты) подпадают под это порицание тем более.
Я говорю: если такими были слова шейх уль-Исляма про мурджиа-фукаха, то те из числа современников, кто отклонился в вопросе «дел как вида» - нет сомнения, что их мнение в основе не делает их мурджиитами! И самое большое, что можно о них сказать - это то, что они согласны с мурджиитами в чем-то из их мнений. Тем более не применяется к ним слово «ирджа» без ограничений. И тем более не говорится о них, что они на мазхабе джахмитов, как заявляет это некто из тех, кто покорил свой разум своей зависти и озлобленности на саляфитов, которые предостерегали от его хариджитских блужданий, его такфиристских пререканий, его фатв, которые бросили лучших представителей молодежи этой общины в огонь такфиристских группировок, и их распри в странах мусульман. И он не оставил предоставившейся возможности: пустился в порочение приверженцев Сунны, ругая, обзывая и возводя клевету. Он называет их «джамитами», а затем порочит их. Как поступали
его саляфы из числа отклонившихся – придумывали клички для приверженцев Сунны, с помощью которых легче были их порочить.
А если же оставить этот вопрос, то большая часть того, в чем обвиняет этот отклонившийся тех, кого он называет «джамитами» - это то, на чем были шейх Ибн Баз, шейх Ибн Усаймин и шейх Аль-Альбани, да помилует всех их Аллах. И возможно познание того, что он скрывает внутри себя против этих имамов, исходя из отношения его последователей и почитателей, многие из которых ввязались в такфиристские группировки. Их слова об этих шейхах – это откровенные насмешки и хула, это знает каждый, у кого есть какие-либо отношения с ними.
Мы просим у Аллаха прощения и благополучия, так же просим у Него прощения грехов, сокрытия недостатков, внушения смиренности и зависимости перед Тобой, стойкости на религии и Сунне. И Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада и его семью (последователей).
6 зуль-ка’да 1434 г.х.
(12.09.2013)
http://azahrany.com/Pages/Posts/?pid=133